Информационно - компьютерные технологии как средство повышения качества знаний младшего школьника.
статья (3 класс) на тему

Процесс информатизации современного общества  диктует необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании.  Внедрение информационных  технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности.  Использование информационно-коммуникативных  технологий в обучении младших школьников  позволяет не только модернизировать образовательный процесс, но и повысить его эффективность.  Именно этот образовательный ресурс в  современных условиях является основным фактором, обеспечивающим эффективность учебного процесса и активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Урок в начальной школе должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Современный образовательный процесс – это  сочетание традиционных методов обучения и информационно-компьютерных   технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionno_-_kompyuternye_tehnologii.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ                       КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ                    МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Лосихина В.Л., Чеглова Н.И., Кобякова О.В.

муниципальное общеобразовательное учреждение                                          средняя общеобразовательная школа №11 города Тамбова.

Процесс информатизации современного общества  диктует необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании.  Внедрение информационных  технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности.  Использование информационно-коммуникативных  технологий в обучении младших школьников  позволяет не только модернизировать образовательный процесс, но и повысить его эффективность.  Именно этот образовательный ресурс в  современных условиях является основным фактором, обеспечивающим эффективность учебного процесса и активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Урок в начальной школе должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Современный образовательный процесс – это  сочетание традиционных методов обучения и информационно-компьютерных   технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер.

Современные информационные  технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д.Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не только схемы, таблицы и картинки, а электронные  образовательные ресурсы.    Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности младших школьников является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона на уроке. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребят положительные эмоции. В современных условиях на смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране – медиапрезентация.  Применение медиапрезентаций  облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. За счёт использования мультимедийных технологий  происходит развитие наглядно-образного мышления школьников, а возможность моделировать объекты и явления способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного изложения материала учителем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Активное использование на уроках информационных технологий позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. На разных этапах урока работа строится с опорой на информацию, вынесенную на экран. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебного процесса.  Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков. Медиаурок – использование средств мультимедиа: компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint. Обратим внимание на  методические возможности и преимущества медиаурока:

  • повышение мотивации к учению, которая возрастает за счёт мультимедийных эффектов;
  • повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;
  • развитие наглядно – образного мышления;
  • индивидуальный подход в обучении учащихся.

Одновременная презентация  текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации  повышает качество усвоения  учебной информации и успешность обучения. Эффективность компьютеризации обучения зависит как от качества применяемых педагогических средств, так и от рационального и умелого их введения в учебный процесс. Можно выделить три направления информатизации образования в начальной школе:

  • как объект обучения
  • как средства организации учебного процесса
  • как средства обучения

Использование ИКТ в обучении младших школьников  направлено на:

  1. Усиление мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения. Проявить фантазию и творческие способности не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
  2. Организацию индивидуально - дифференцированного подхода в обучении. Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой. Каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
  3. Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка.
  4. Повышение интенсивности обучения. Использование ИКТ  предоставляет  возможность увеличить объем выполнения тренировочных упражнений, сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания.
  5. Энциклопедичность содержания. Обращение к различным электронным энциклопедиям развивает эрудицию учащихся  в различных предметных областях.
  6. Создание ситуации успеха.  В работе с компьютером ребенок не боится допустить ошибку, не боится быть неправильно понятым. Так как он ощущает его своим помощником в приобретении знаний.

Таким образом, применение ИКТ  в организации учебного процесса в начальной школе способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, обеспечивает визуализацию учебного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет проводить уроки в активной диалоговой форме, организовывать интерактивное обучение. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на уроке, способствует развитию личности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательного интереса как средство повышения качества знаний младших школьников

Учебно-познавательный интерес-"энергетическая батарея" учебной деятельности....

Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.

Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...

Информационные технологии как средство повышения качества образования

Итоговая работа по повышению квалификации учителя начальных классов по теме "Информационные технологии как средство повышения качества образования"...

Информационные технологии как средство повышения качества образования

Данный курс предназначен для изучения информационных технологий как средства повышения качества образования...

Информационные технологии как средство повышения качества образования

В данной статье описано развитие современных информационно-коммуникационных технологий....