Статья "Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся младших классов"
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся
Предупреждение и преодоление неуспеваемости принадлежит к «вечной» проблеме школьной жизни. Решению ее отдают немалую часть своего времени учителя, заместители директоров по учебно-воспитательной работе и директора школ.
Школа до сих пор пользуется весьма скудным и далеко не совершенным набором средств помощи отстающим и слабоуспевающим ученикам. Весь перечень средств педагогической помощи и профилактики можно свести к двум группам: организация во внеурочное время дополнительных занятий, повторяющих традиционные методы обучения на уроке, и оказанию хорошо известных мер давления, таких как вызов родителей, «проработка» неуспевающих учителями или детскими коллективами.
Все эти средства не только малоэффективны, но нередко бывают и просто вредны, так как многие дети быстро адаптируются к карательным мерам и «проработкам». У других же следы пережитых травм настолько сильны, что вызывают на уроках резкую заторможенность. При опросе эти ученики теряются, отвечают невпопад и т.д. Нередко после серии «проработок» ребенок утрачивает веру в свои возможности и перестает заниматься вовсе.
А к решению данной проблемы существует всего два подхода: второгодничество и перевод в следующий класс, где обучение будет осуществляться по программе с заниженными требованиями.
Несовершенство методов психолого-педагогической работы с отстающими детьми, особенно в младших классах, ведет к изоляции таких детей от коллектива. Дружеские связи они ищут во внешкольных – дворовых и уличных – компаниях, часто с отрицательной социальной направленностью. Наконец, подобные средства ведут к угасанию познавательной потребности у учащихся. Поэтому назрела необходимость всерьез заняться этой проблемой, проработав ее как теоретически, так и с практической стороны.
В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному.
П.П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.
И.В. Дубровина трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполненных требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.
Ведущую роль в появлении неуспеваемости играют физиологические, психологические факторы, а также особенности семейного воспитания и условия организации учебно-воспитательной работы. Все это требует систематической работы, в первую очередь, учителя по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся.
Существуют методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости:
I. Стимулирование посредством содержания (содержательные).
1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:
а)эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);
б) аналитический (разъяснительный критически, логический, проблемный);
в) деловой;
г) необычный;
2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность (простота, доступность);
в) новизна, познавательность материала;
г) историзм, современные достижения науки;
д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной;
б) личностной.
5. Межпредметные связи.
II. Стимулирование посредством организации деятельности (организационные).
1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.
2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые, свернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий).
4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой).
5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
6. Контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий, компьютерных презентаций.
III. Стимулирование посредством воспитательных взаимодействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические).
1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
2. Проявление личного отношения учителя, к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям.
4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику:
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
5. Различные формы взаимопомощи.
6. Дополнительные занятия учителя с учеником.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика:
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6.Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников:
1.Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;
б) включение в тематику педагогических советов, заседаний методических советов, объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.
2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, устранение и профилактика.
3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.
4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.
5. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.
6. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.
7. Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществлять специальный контроль над работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.
8. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.
В начальной школе можно использовать разноуровневое обучение. Внедрение данной технологии гарантирует результат освоения базовых знаний всеми учащимися и возможность реализовать свои склонности и способности. В данной технологии учитель может использовать набор многочисленных карточек, и задания в них должны быть подобраны так, чтобы слабоуспевающие ученики проявляли максимум самостоятельности, имели возможность развития.
Данная технология способствует формированию комфортной среды, чувства уважения к себе и к окружающим.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20
г.о. Орехово-Зуево
Московской области
Тема педсовета:
«Взаимодействие участников образовательного процесса по ликвидации академической задолжности переведённых условно и предупреждению неуспеваемости учащихся, оставленных на повторный год обучения».
Подготовила: учитель начальных классов
Купцова Н.Г.
2010-2011уч. г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Развитие творческой активности и самостоятельности учащихся младших классов" Учитель начальных классов: Годилова Л.Н.
О развитии самостоятельности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности....

Статья. "В помощь родителям учащихся младших классов. Особенности изучения нового культурологического курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классах."
Статья адресована в первую очередь родителям учеников младших классов, которые в 4 классе начинают изучение нового предмета ОРКСЭ - " Основы религиозных культур и светской этики" , так же в статье мож...

пособие "Развитие психических процессов у учащихся младших классов 2 класс"
продолжение курса по развивающим играм зо занятий...
Мастер-класс Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов в рамках современного урока русского языка
Мастер-класс Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов в рамках современного урока русского языка...
Тема родительского собрания в 3 классе «Роль родителей в нравственном воспитании детей, учащихся младших классов».
Оформление: плакат с пословицами: «Что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке», «Родительское слово на ветер не молвится», на доске высказывание В.А. Сухомлин...

Развитие фонематического слуха как фактор преодоления неуспеваемости учащихся по русскому языку
Выступление на родительском собрании...
Мастер-класс "Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов их успешная адаптация в образовательной и социальной среде.
Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов их успешная адаптация в образовательной и социальной среде....