Развитие фонематического слуха как фактор преодоления неуспеваемости учащихся по русскому языку
материал по логопедии
Выступление на родительском собрании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rod.sobranii.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме:
Развитие фонематического слуха как фактор преодоления неуспеваемости учащихся по русскому языку
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью- необходимое условие формирования успешной личности. Такая задача стоит сейчас и перед родителями, и перед учителем, и перед логопедом. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве.
Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо- это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять правильно произносить.
Еще К.Д. Ушинский придавал огромное значение ознакомлению со звуковой стороной языка как основе обучения грамоте.
Чтобы написать слово, ребенку необходимо:
- Определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
- Соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
- Воспроизвести с помощью движений руки букву
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом- дисграфия (от греческого «графо»- письмо).
Слуховая дифференциация звуков (по – другому фонематическое восприятие) входит в понятие фонематических процессов. Под фонематическим восприятием понимается умение слышать звуки в слове и умение проводить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. По определению Львова М.Р. фонематический слух – это «различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений». Иначе говоря, это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки, особенности близкие по звучанию, например: ( [п-б],[с-ш],[ш-ж]) и др.
Фонематическое восприятие родного языка формируется у детей с конца второго года жизни до четырех лет и продолжается в более старшем возрасте. Сначала ребенок отличает гласные от согласных; затем постепенно начинает дифференцировать согласные звуки: шумные и сонорные ([б-м],[г-н],др.),твердые и мягкие ([н-н,],[л-л,]) и, наконец, шумные ([ф-х],[с-х],[ш-с]).Способность к слуховому различению звонких и глухих согласных формируется относительно поздно по причине их акустической близости.
У детей с нормальным речевым развитием эти этапы проходят незаметно, и к окончанию детского сада ребенок слышит и дифференцирует даже близкие по акустическим характеристикам звуки. У детей даже с незначительными нарушениями фонематического восприятия, начинают возникать проблемы в овладении грамотой.
Развитый фонематический слух определяется следующими критериями:
а) умение различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка (звонкие – глухие; твердые – мягкие; свистящие – шипящие; аффрикаты и шипящие);
б) осознанный контроль звучания собственной и чужой речи;
в) умение последовательно выделять звуки из состава слова и удерживать в памяти их порядок;
В работах Волковой, описываются уровни недоразвития фонематического слуха, восприятия. В частности:
1 уровень (легкая степень нарушения фонематического слуха): недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав и слоговая структура анализируются правильно.
2 уровень (более грубое нарушение фонематического слуха):неумение различать большее количество звуков из нескольких фонетических групп (звонкие – глухие; твердые – мягкие; свистящие – шипящие; аффрикаты и шипящие).Хотя артикуляция этих смешиваемых звуков достаточно сформирована. Звуковой анализ соответственно нарушается более грубо. (Произношу правильно- пишу неверно).
3 уровень – глубокое фонематическое недоразвитие ( низкий уровень фонематического слуха): нечеткое различение фонем в собственной и в чужой речи (глухих или звонких, свистящих и ли аффрикат); неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднения при анализе звукового состава речи. Другими словами, ребенок, «не слышит» звуков в слове, не различает отношений между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить их последовательность.
Низкий уровень развития фонематического слуха выражается в следующем:
а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи ( в первую очередь звонких – глухих; твердых – мягких; свистящих – шипящих; аффрикат и шипящих);
б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
в) затруднение при анализе звукового состава речи
Как уже говорилось выше, фонематический слух входит в понятие фонематических процессов. Сюда же входят понятия фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Фонематический анализ и синтез, языковые операции, которые формируются под воздействием специального обучения на основе достаточно высокого уровня сформированности фонематического восприятия и представлений и активной, богатой речевой практики. То есть если есть недоразвитие фонематического восприятия, это закономерно сказывается на затруднениях в овладении звуковым анализом и синтезом письма по слуху, а также правильным слоговым чтением.
Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции.
Учащиеся должны «узнавать» фонемы («основные звуки») не только в сильных, но и слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется, если работа ведется с полным словом.
Развитие фонематического слуха требует тренировки слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упражнения (частичный звуковой анализ)- например, на распознавании конкретных звуков в произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений и т.д.
Уже с первого класса логопед начинает работу с того, что учит детей с нарушениями речи дифференцировать оппозиционные звуки в устной речи, а во втором и в третьем классе продолжает эту работу в письменной речи. Но учитель- логопед не в состоянии охватить всех детей, у кого есть нарушения речи. Чтобы у учащихся меньше возникало проблем в овладении грамотой, учителя со своей стороны, по мере возможности на уроках планировали работу по развитию фонематического слуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции
"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...
Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...
Курсовая работа. Тема: "Развитие фонематического слуха на уроках китайского языка"
Выполнил слушатель группы ИЯ-4/2 Лазарева Татьяна Леонтьевна, учитель китайского языка ГОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М»Куратор: Майдонова С. В. Москва, 2010 год...
Развитие фонематического слуха как фактор преодоления неуспеваемости по русскому языку у учащихся начальных классов
Чтобы правильно писать, нужно овладеть основными принципами русской орфографии.Таких принципов три: фонетический, морфологический, традиционный. Овладение каждым из них имеет свои особенности и свои с...
Звуки и буквы. Развитие фонематического слуха у младших школьников на уроках русского языка в 1 классе.
Использование игр и игровых упражнений на уроках и вне уроков способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, и, ...
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....