Комплексная работа " Здоровый образ жизни"
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме
Материал содержит разработку мероприятий по здоровому образу жизни с учетом возрастных категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровый образ жизни.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексная работа по теме «Здоровый образ жизни»
Содержание:
1.Актуальность проблемы
2.Обоснование комплексной работы «Здоровый образ жизни»
3.Направления деятельности школы по формированию здорового образа жизни
4.Итоги деятельности по основным направлениям реализации комплексной работы «Здорового образа жизни»:
а )Повышение физической активности
б) Разговор о правильном питании
в) Профилактика болезни
г) Сохранение психического здоровья
«Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в школе – плохое состояние здоровья, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя» - советский педагог В.А.Сухомлинский
- Актуальность программы
За последние годы моей работы в школе я убедилась в том, что дети приходят в школу очень ослабленные, со слабым здоровьем, это мешает овладевать школьной программой. Дети 7-8 лет чаще всего подвержены болезням органов дыхания. Это обусловлено распространением острых респираторных заболеваний, на втором месте стоят инфекционные заболевания – грипп. На третьем месте стоят болезни органов пищеварения и кариес зубов. На четвертом месте – травмы. В последнее время увеличилось количество аллергических заболеваний.
Нам, учителям начальных классов доверены дети того возраста, когда формируется гармонически развитая личность. Упущенное в дошкольном возрасте еще можно исправить в младших классах, но упущенное в начальной школе исправить трудно.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких увеличивается с 1 класса к выпускному с 39 до 123%.
Что конкретно может сделать учитель начальных классов?
Во – первых, гигиенически правильно организовать учебный процесс:
Своевременная смена напряжения при письме и чтении – физкультурная пауза, активный отдых на перемене, отдых глаз.
Во – вторых, учитель принимает посильное участие в обеспечении естественного и искусственного освещения, температурного режима в классе.
В – третьих, зная индивидуальные особенности детей, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания( вялость, повышенная возбудимость, изменение цвета лица).
Традиционная программа начальной школы дает благоприятные возможности для внедрения в практику всей системы гигиенического обучения и воспитания начальных классов.
Русский язык – на уроках предусматривается знакомство с правилами гигиены чтения и письма, правильной осанки, положение книги, физкультминутки.
Математика – учитель не должен допускать перегрузки учащихся учебным материалом.
Окружающий мир – дает наиболее систематизированные гигиенические знания для привития некоторых навыков личной гигиены с 1 по 4 класс.
Трудовое обучение – все разделы этого предмета начинаются с изучения правил безопасности труда.
Физкультура – во всех классах начальной школы учащиеся получают сведения об оздоровительных значениях тех или иных элементов физического воспитания, отдельных комплексов развивающих упражнений, закаливанию, режиму дня.
ВЫВОД: Собранные в комплексной работе воедино вопросы по охране здоровья, представляют собой стройную систему здоровьесбережения учащихся. Задача учителя состоит в том, чтобы всю эту систему знаний, умений давать детям и только тогда можно ожидать значительного оздоровительного эффекта.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов.
Что должен уметь учитель:
1.Анализировать педагогическую ситуацию
2.Владеть основами здорового образа жизни
3. Устанавливать контакт с коллективом учащихся
4. Прогнозировать развитие своих учеников
5. Личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Четыре программы здоровья
1 класс
I четверть Комплекс мероприятий по повышению физической активности
II четверть Активный отдых детей
III четверть Знакомство с закаливанием
IV четверть Подведение итогов
2 класс «Разговор о правильном питании»
I ч. Важность употребления разнообразной пищи. Основные составные части пищи.
II ч. Привитие культурно – гигиенических навыков во время еды.
III ч. Урок «Гигиена пищи»
IV ч. Мероприятия по основам правильного питания.
3 класс Комплексные мероприятия по профилактике болезней
I-II ч. «Не растеряйся! ». Первая помощь при ушибах, порезах, носового кровотечения, ожогах.
III ч. Инфекционные болезни
IV ч. Психологическая характеристика класса
- класс Сохранение психологического здоровья
I ч. Стрессовое состояние у детей
II ч. Защитимся от стресса
III-IV ч. Психологическая характеристика класса
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В школе стремилась создать систему работы по формированию здорового образа жизни конкретно для себя и своих воспитанников.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость, проявляет хорошие умственные способности, любознательный, уравновешенный.
ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Дорого из дома в школу. Дети берут за правило выходить из дома за 15 минут раньше. Чем быстрее идешь, тем больше пользы.
В школе – используем часть перемен, чтобы активно подвигаться. Во время урока чаще меняй положение тела. В выходные дни – бегать.
МОЯ ЛИЧНАЯ ПРОГРАММА
До приезда в Д. Мельниково, я активно занималась спортом, ввиду того, что у меня не хватает времени, я перестала заниматься спортом. Через несколько лет я стала плохо себя чувствовать(головная боль, давление), ко всему этому я сильно стала прибавлять в весе. При росте 1метр 60 см я весила 75 кг. Я не могла бегать на физкультуре, с трудом выполняла простейшие упражнения. Все свободное время я просиживала за книгами. Спасла меня гимнастика и занятия с обручем. Занималась от 15 до 30минут. Улучшение пришло не сразу. Сейчас я хозяйка своего тела. Снова хожу с ребятами на лыжах, катаюсь на велосипеде и танцую.
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ
Школьники вместе с учителем учатся играть в спортивные игры с разными предметами: комплексные игры с шарами, игр на свежем воздухе «Круг вышибалов», «Через дорогу».
ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Практическая работа:
- Соревнование «Кто правильно укажет время завтрака, обеда, ужина»
- Тест «Сколько раз в день школьники должны принимать пищу?»,
- Перерывы между едой
- Можно – ли обойтись без завтрака в школе?
ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ
Люди часто и охотно желают друг другу крепкого здоровья. Однако сами к своему здоровью относятся далеко не всегда достаточно серьезно и квалифицировано.
Комплекс мероприятий по профилактике болезней необходимо разобрать таким образом, чтобы знания ребята применяли на практике. Знакомлю ребят с инфекционными заболеваниями.
Игра – путешествие «Откуда берутся грязнули?», конкурс «Лучший неряха».
КАК СОХРАНИТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Жизнь детей в современном мире наполнена стрессами, и они часто страдают от их последствий, как эмоционально, так и физически.
Приведу пример сиптомов состояния стресса:
- Плохое поведение и несвойственная ребенку агрессия
- Если ребенок становится тихим, уходит в себя.
Риск надвигающей депрессии с возрастом увеличивается. Положение может спасти не чудо, а активные действия учителя направленные на укрепление психики ребенка.
ВЫВОД:
Состояние детей к концу 4 класса обучения выгодно отличается в лучшую сторону. Чем дольше ребята занимаются по комплексу мероприятий здорового образа жизни, тем лучше состояние их здоровья. Школьники болеют простудными заболеваниями гораздо меньше. Иммунитет детей лучше, учащиеся выздоравливают гораздо быстрее. Увеличивается количество детей имеющих высокие показатели физического развития. Коллектив можно считать сплоченным. Уровень школьной тревожности невысок. У многих учащихся создана положительная эмоциональная тональность, отмечается хорошее настроение, снижается утомляемость. Школьники исследуемых классов социально адаптированы. Они более активны, организованы, работоспособны. Дети участвуют в различных конкурсах, проявляют творческую активность. Опосредованно отличается положительное влияние здорового образа на родителей учащихся, которые радуются успехам своих детей и их хорошему самочувствию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...
Рабочая программа по внеклассной работе "Здоровый образ жизни"
Авторская разработка программы для 1 класса по формированию здорового образа жизни....
Комплексная работа образовательного учреждения по формированию привычки здорового образа жизни у обучающихся и воспитанников
Здоровый образ жизни это совокупность различных оздоровительных мероприятий, направленных как на укрепление духовно-нравственного и физического здоровья человека, так и на увеличение духовно-нравствен...
Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"
Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...
Комплексная работа классного руководителя по формированию культуры здорового образа жизни у учащихся
Статья на научную конференцию6 в воторой описываю опыт работы по формированию здорового образа жизни у учащихся....
"Комплексное формирование здорового образа жизни по программе «Игротренинг».
Здоровьесберегающие технологии. Опыт использования кинезиологической гимнастики и ГИМНАСТИКИ МОЗГА в работе с детьми 1-2 класса и с дошкольниками....
Технологическая карта проектирования комплексной формы воспитания. "Мы за здоровый образ жизни!"
План-конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 11-13 лет....