Комплексная работа образовательного учреждения по формированию привычки здорового образа жизни у обучающихся и воспитанников
методическая разработка по зож на тему
Здоровый образ жизни это совокупность различных оздоровительных мероприятий, направленных как на укрепление духовно-нравственного и физического здоровья человека, так и на увеличение духовно-нравственной и физической трудовой деятельности. Одним словом, в само понятие здоровый образ жизни входит:
правильное и полезное питание;
оптимальный и благоприятный двигательный режим;
плодотворная трудовая деятельность;
отличная гигиена;
хорошее настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_rabota_ou_po_formirovaniyu_privychki_zozh.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Комплексная работа образовательного учреждения как средство формирования привычки здорового образа жизни
у обучающихся и воспитанников»
Пучкова Оксана Геннадьевна,
учитель начальных классов,
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная
школа № 10 города Сызрани
городского округа Сызрань
Самарской области
Самара, 2014
Тот, кто с солнышком встаёт,
Делает зарядку,
Чистит зубы по утрам
И питание в порядке, —
Кто спортивный человек,
И вполне весёлый -
Тот здоровье бережёт
И пример всем подаёт!
Здоровье – величайшая ценность. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности.
Древняя китайская мудрость гласит:
СКАЖИ МНЕ — И Я ЗАБУДУ,
ПОКАЖИ МНЕ — И Я ЗАПОМНЮ,
ВОВЛЕКИ МЕНЯ – И Я НАУЧУСЬ!
Очень часто с экрана телевизора, в средствах массовой информации мы слышим выражение «Я веду здоровый образ жизни», «Необходимо приобщать к здоровому образу жизни».
Но что же все таки заключает в себе это понятие, как современный школьник оценивает его и придерживается ли он правил, имеет ли он привычку здорового образа жизни».
Дети и взрослые могут грамотно объяснить, что включает в себя понятие Здоровый образ жизни, но практически нет ни одного человека, который полностью соблюдает правила.
Для организации качественной и продуктивной работы по формированию привычки здорового образа жизни необходимо:
- провести социологическое исследование среди обучающихся и учителей школы, с целью выявления:
1) знают ли школьники и взрослые, что входит в понятие ЗОЖ
2) соблюдают ли они правила ЗОЖ на практике
∙ разработать мероприятия, которые помогут каждому начать вести ЗОЖ.
Для проведения социологического опроса были разработаны анкеты,
охватывающие разные аспекты ЗОЖ.
Здоровый образ жизни это совокупность различных оздоровительных мероприятий, направленных как на укрепление духовно-нравственного и физического здоровья человека, так и на увеличение духовно-нравственной и физической трудовой деятельности. Одним словом, в само понятие здоровый образ жизни входит:
∙ правильное и полезное питание;
∙ оптимальный и благоприятный двигательный режим;
∙ плодотворная трудовая деятельность;
∙ отличная гигиена;
∙ хорошее настроение.
Работа по формированию привычки ЗОЖ ведётся
в разных направлениях и в комплексе
Интеграция в учебный процесс. Предметная область «Окружающий мир»
Существенная особенность Программы «Разговор о правильном питании» состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Программа использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения и литературы, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Содержание учебно-методического комплекта, а также используемые формы и методы ее реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение учащихся в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков.
Агитбригада «Азбука здорового питания»
(общешкольное родительское собрание)
Все основные необходимые для функционирования нашего организма вещества мы получаем с продуктами питания. Но, к сожалению, редко кто постоянно соблюдает все правила здорового питания. Чаще вместо овощей и каш мы съедаем бутерброд с колбасой или гамбургер, что и приводит к дефициту необходимых для организма веществ. С информацией и пропагандой здорового питания учащиеся выступили
перед родителями школы (на общешкольном родительском собрании), в начальных классах ОУ, перед воспитанниками детского сада — структурного подразделения.
Конкурсные мероприятия среди учащихся начальной школы
Для активизации познавательной и творческой деятельности в области направлений здорового образа жизни проводились конкурсы:
- «Изобразительное творчество» - конкурс рисунков о ЗОЖ (1 — 2 классы)
- «Литературное творчество» - сочинения, эссе, статьи, стихи, тексты авторских песен на тему «Мое здоровье в моих руках!» (3 – 4 классы)
Акция «Подари хорошее настроение»
Хорошее настроение – это не просто так. Это большой положительный заряд на весь день, который помогает справиться с проблемами и трудностями. Человек в хорошем настроении укрепляет своё здоровье.
Агитбригада «Человек голодный, ни на что не годный»
Для того, чтобы быть активным и жизнерадостным человеком надо соблюдать золотое правило — ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ — СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!
Устный журнал «В гостях у Мойдодыра»
Личная гигиена – это неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Именно соблюдение правил личной гигиены осознанно и отличает каждого из нас от животных.
Одним из важнейших постулатов личной гигиены является уход за кожным покровом. Это необходимо делать не только для привлекательного внешнего вида, но и для здоровья.
Пропаганда правил личной гигиены в игровой форме формирует потребность в её соблюдении.
Спортивные соревнования - «Мама, папа, я — спортивная семья»
Излишне говорить, что движение – это жизнь. Необходимо выполнять простые всем известные физические упражнения, не забывать про утреннюю гимнастику, про
прогулки на свежем воздухе. Двигаться полезно: занятие физкультурой, пеший туризм и многое другое положительно влияют на здоровье.
Спортивные соревнования между семейными командами разных школ микрорайона способствуют поддержанию физической активности, интереса и воспитанию привычки здорового образа жизни школьников и взрослых людей.
Взаимодействие с ДОУ (структурным подразделением)
Спектакль «Правильно питайся — здоровья набирайся»
Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычек правильного питания и здорового образа жизни. Дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро.
Изготовление информационных стендов
Обладание информацией первый шаг к успеху и достижению результатов. В целях пропаганды направлений ЗОЖ учащиеся оформляли яркие, красочные стенды с доступной информацией и конкурсными работами детей.
Участие родителей
Эффективность формирования основ здорового образа жизни в очень большой степени будет определяться тем, насколько нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.
Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.
Благодаря участию детей и родителей в совместной деятельности, увеличивается интерес учащихся к изучению правил рационального питания, появляется больше возможностей воздействовать на детей в сфере формирования культуры питания и соблюдения норм здорового образа жизни.
С целью формирования у родителей представления о значимости правильного питания детей как составной части культуры здоровья организовано родительское собрание, которому предшествовал опрос родителей - анкетирование.
Собрание — практикум имело интерактивный характер, где родители через практическую деятельность, выполнение творческих заданий приходили к выводу о значимости организации рационального питания детей:
- «Сервиз здорового питания» - в результате жеребьёвки (выбор буквы названия полезного продукта питания) родители получили творческое задание — оформить тарелку, показав рецепт приготовления блюда из этого продукта.
- «Светофор здорового питания» - получив иллюстрации разных продуктов, родители , путём обсуждения в группах, разместили картинки на сигналы светофора по принципу — НЕЛЬЗЯ, РЕДКО, ЕЖЕДНЕВНО.
Участие детей в конкурсах и конференциях различного уровня
Сформированность УУД позволяет младшим школьникам презентовать результаты своей деятельности в области пропаганды ЗОЖ на конференциях и в конкурсах различного уровня и публиковать свои материалы в сетях и форумах.
В основных слагаемых ЗОЖ никто сомневается и все их прекрасно знают и взрослые и дети. Однако весь парадокс в том, что для очень многих людей они еще не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций. Но прежде всего оно предполагает активную деятельность в этом направлении самого человека. Следование нормам и принципам ЗОЖ — долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.
Здоровый образ жизни - общепризнанный, надежный, действенный способ сохранения и укрепления здоровья людей. Известно, что здоровье нужно беречь смолоду, поэтому и основная нагрузка в воспитании бережного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни, ложится на учреждения образования, прежде всего общеобразовательные школы. Свидетельством изменения отношения государства к проблеме формирования здорового образа жизни учащихся являются изменения в содержании школьного образования.
Литература.
- 1. Витамины \ Под редакцией Смирнова М. П. – М.: Медицина, 1974.
- 2. Безруких М. М., Сонькин В.Д., Возрастная физиология. М. 2002.
- 3. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. М.: 1996.
- 4. Ермаков Б. С. Лесные растения в вашем саду\ Справочное пособие М.: Экология 1992.
- 5. Л.В. Баль, В.В. Ветрова, 1995 г. “Букварь здоровья”. Г.К. Зайцев, 1998 г. Программа “Расти здоровым”
- 6. Т.Г. Глушаков, Л.Н. Волкова. “Тайны здоровья ребенка” 1994 г.
- 7. С.Я. Соколов, И.П. Замотаев. “Справочник по лекарственным растениям”. - М.: Медицина, 1990 г.
- 8. Степанов В, Русские пословицы о поговорки от А до Я.: Словарь – игра М.: АСТ – ПРЕСС, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.
Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....
Формирование привычки здорового образа жизни у младших школьников в условиях интерната
Формирование у детей привычки здорового образа жизни актуальная, своевременная и достаточно сложная задача. Ведь именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровь...
Комплексная работа классного руководителя по формированию культуры здорового образа жизни у учащихся
Статья на научную конференцию6 в воторой описываю опыт работы по формированию здорового образа жизни у учащихся....
Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников
Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников...
«Формирование привычки здорового образа жизни у младших школьников в условиях школы-интерната Высшей школы музыки»
Формирование у детей привычки здорового образа жизни актуальная, своевременная и достаточно сложная задача. Ведь именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрас...
Статья на тему:"Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников".
Вопрос воспитания у подрастающего поколения позитивного мнения о роли здорового образа жизни как необходимого условия развития личности в настоящее время является актуальным. Укрепление здоровья, сове...
«Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся».
laquo;Организационно-методические условия современного урока. Использование современных образовательных технологий»...