"Комплексное формирование здорового образа жизни по программе «Игротренинг».
статья по зож (1 класс)
Здоровьесберегающие технологии. Опыт использования кинезиологической гимнастики и ГИМНАСТИКИ МОЗГА в работе с детьми 1-2 класса и с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kondakova_n.v._.docx | 43.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Кондакова Н.В.
Комплексное формирование здорового образа жизни по программе «Игротренинг».
«От сохранения здоровья детей
зависит будущее нации нашего государства».
В.В. Путин
Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс всегда остается актуальным.
По данным ВОЗ на сегодняшний день 53% младших школьников имеют ослабленное здоровье, увеличивается количество детей с нарушениями зрения, примерно 60% учащихся имеют различные нарушения осанки, до 40% детей страдают отклонениями обмена веществ, в том числе избыточным весом. В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа), которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств человеческой психики. Кроме неспособности усваивать новый материал у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение адекватно читать и писать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений, отсутствие учебной мотивации как таковой, инфантильность, агрессивность, неловкость движений.
Сейчас много детей, у которых есть проблемы со здоровьем. Проблемы не только физические, но и такие, как нарушение речи, психологические зажимы. Очень часто родители, отправляя своего ребенка в первый класс, переживают за то, насколько легко справится их малыш с учебой. Бывает и так, что достаточно смышленый ребенок испытывает трудности в усвоении школьной программы.
Любой психический процесс, а также такие виды деятельности как письмо, счет и чтение обеспечиваются слаженной работой двух полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон. В случае, если данных связей сформировано недостаточно, происходит искажение переработки информации и у ребенка возникают сложности в познавательной и учебной деятельности.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга.
Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. Сензитивным периодом для интеллектуального развития является возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. Особенно эффективной для развития межполушарных взаимодействий оказалась кинезиологическая гимнастика. Кинезиологическая гимнастика, задействует одновременность работы полушарий и помогает ребенку активно развиваться, более полно используя ресурсы психики.
Основателями Образовательной кинезиологии являются американские педагоги: супруги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1970-х, педагог и специалист по чтению Пол Деннисон, стал использовать в своей работе определенные движения, для помощи детям, испытывающим проблемы в обучении. Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга», которая была создана в начале 90-х гг.
Гимнастика мозга представляет собой систему быстрых, занимательных и повышающих энергию тела упражнений. Эти упражнения эффективны для подготовки любого обучающегося к использованию специфических операций мышления и координации различных навыков. Оказалось, что упражнения работают не только для детей, но и для людей разных возрастов и занятий.
Необходимость включения таких упражнений в структуру занятий диктуется тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, тесно связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления, на приобретение способности построения однозначного контекста. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария появляется повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария - раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому интеллектуальному стрессу, что проявляется в постепенно нарастающем чувстве усталости, отвлекаемости внимания, головных болях. В результате у ребенка появляются невротические реакции или неврозы. При всех неврозах происходит нарушение межполушарных взаимодействий. Как правило, при возникновении у детей невротических расстройств, родители и педагоги расценивают их как отсутствие волевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования. Именно тогда ребенок перестает усваивать не только требования, но и знаковую информацию: "не слышит", "не видит", "копается", постоянно испытывает усталость.
С 2014 года в ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игротренинг», направленная на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся 7-9 лет, рассчитанная на 2 года обучения.
На занятиях дети знакомятся с кинезиологическими упражнениями, которые входят в гимнастику мозга. Кинезиологические упражнения — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Также в «Гимнастику для мозга» входят:
- растяжки, которые нормализуют гипертонус и гипотонус;
- игровой самомассаж, массаж рук различными предметами (колючие шарики, карандаши, горошины и др.), который улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, является профилактикой простудных заболеваний;
- упражнения для релаксации, способствующие расслаблению, снятию напряжения;
- пальчиковая гимнастика, которая способствует развитию осязания и мелкой моторики рук, что, в свою очередь, способствует развитию речи и других познавательных процессов;
- глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;
- дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
В программу включен раздел «Мнемотехника» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Знание приемов мнемотехники помогает ребятам в учебной деятельности, сложный материал усваивается без умственного и нервного напряжения. Так же на занятиях развивается логическое мышление, творческое воображение, зрительное и слуховое внимание, мелкая моторика и речь.
От правильной организации занятия зависит функциональное состояние учащихся в процессе деятельности. Важным условием является проветривание помещения. Необходимо, чтобы в кабинете был свежий воздух и ребята посещали занятия обязательно в сменной обуви. Важная составная часть здоровьесберегающей работы - положительный эмоциональный настрой детей, который проводится для создания благоприятной рабочей обстановки сотрудничества, чтобы ребята поняли, что им рады, их ждали. Ребятам необходимы теплые и доброжелательные слова педагога, эмоциональные разрядки на занятии: шутка, улыбка, смешная история.
Благоприятный психологический климат подразумевает доброжелательность, комфорт, учет возрастных особенностей.
Для отслеживания результативности программы в начале года с детьми проводится анкетирование по теме «Что знают дети о здоровьесбережении». В анкете присутствуют следующие вопросы: знают ли они о том, что такое здоровый образ жизни (положительный ответ дали 17% детей), вопросы на двигательную активность (только 12% детей занимаются в спортивных секциях), вопросы о питании и режиме дня (более 70% детей едят фаст-фуд, режим дня соблюдают только 12% детей).
С родителями тоже проводится анкетирование по теме: «Ваши дети и их здоровье», что они знают о том, как сберечь здоровье в школе. В анкете следующие вопросы: считаете ли вы своего ребёнка здоровым (56% родителей ответили положительно), как часто ребенок болеет простудными заболеваниями (более 80% родителей ответили положительно), какой у ребенка аппетит (32% дали положительный ответ) , довольны ли родители поведением своего ребёнка (только 26% родителей удовлетворены поведением своих детей), на сколько ребенок эмоционально устойчив (дали положительный ответ только 36%), вопросы о недостатке витаминов, о питании.
Такое же анкетирование и диагностика знаний по программе проходит в конце года. Эта анкета позволяет увидеть результаты у детей и родителей.
По результатам итогового анкетирования видно, что программа способствует внедрению в жизнь ребенка здоровьесберегающих приемов, ведет к улучшению психологического климата внутри группы, поддержанию умственной и физической работоспособности детей на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления, снятие напряжения с рук, глаз и расслабление мышц спины и шеи. Ребятам нравится использовать на занятиях эффективные здоровьесберегающие приемы. По результатам психологических тестов на внимательность, развитие памяти и логического мышления, к концу второго года обучения наблюдается значительный прирост по всем критериям в среднем на 35 %.
Признаки, по которым видны достижения детей:
- Пропадает боязнь отвечать перед группой детей. Ребенок становится спокойнее, увереннее в себе.
- По словам родителей, применяют упражнения дома.
- Появляется готовность и желание выполнять дополнительные задания.
4. Речь из бессвязной и односложной превращается в осознанный рассказ.
5. Детям становятся по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.
6. Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.
7. Формирование у детей мотивации на ведение здорового образа жизни.
Важной составляющей реализации программы является активное сотрудничество с родителями. В группе в социальной сети после каждого занятия выкладываю для родителей не только список игр и упражнений, которые мы прошли и изучили, но и фото - и видеоотчет. Родители с удовольствием рассказывают, что учатся у своих детей, вместе делают дома кинезиологические упражнения, как мы называем - гимнастику для мозга, так как такие упражнения являются профилактикой болезни Альцгеймера. На совместных занятиях, а также на дистанционных занятиях, родители вместе с ребятами выполняют кинезиологические упражнения. Также проводятся родительские собрания: «Выбор здорового образа жизни, психологический микроклимат семьи».
Таким образом, упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, а также создать и активизировать новые нейронные связи, повысить эффективность мышления – и потому, увеличить способность мозга к запоминанию. И как следствие – естественным способом повысить успеваемость ребёнка в школе. Легко, весело, превращая упражнения комплекса в игру.
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Приложение.
Гимнастика мозга.
Кинезиологические упражнения.
Упражнение «Зеркальное рисование».
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Упражнение «Лезгинка».
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Упражнение «Ухо – нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Упражнение «Змейка».
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Упражнение «Перекрестные движения».
Шагать, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой противоположной ноги. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге за спиной.
Пальчиковые упражнения.
Упражнение «Колечко».
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение «Вот! – О’key!»
Смена одной позиции на другую. («Вот!» - Пальцы собраны в кулачок, большой палец поднят вверх – меняем на кольцо из большого и указательного) или Класс! — Победа!
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь».
На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
Как сожму я кулачок,
И поставлю на бочок,
Разожму ладошку,
Положу на ножку.
Упражнение «Крестики-нолики».
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.
Глазодвигательные упражнения.
Упражнение «Горизонтальная восьмерка».
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
Упражнение «Глаз – путешественник».
Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогом.
Массаж.
а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.
Комплекс игр и упражнений по преодолению гиперактивного поведения.
Упражнение «Цап!» (пальчиковая игротерапия).
Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее вперед. Играющие приставляют указательные пальцы к ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:
Кто под крышей?
Кошки, мышки,
Зайцы и зайчишки.
Папа, мама, жаба: цап!
Услышав слово «цап», нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.
Упражнение «Звуки прибоя» (релаксация).
Звучит медленная музыка. Дети лежат на ковре.
«Давайте представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у моря, волны споют нам свою колыбельную песню (дети лежат 20 секунд в тишине). Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая, луч солнца коснулся левой ноги – нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух. Вдох – выдох, обе ноги теплые, это приятно. Луч солнца коснулся живота и груди – становится еще теплее, нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух. Луч солнца прикоснулся к лицу, оно все расслабилось, рот чуть приоткрылся. Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн (дети несколько секунд лежат и слушают). Но пора идти, мы медленно встаем, потягиваемся и идем отдыхать.
Упражнение «Кораблик» (на развитие умения регулировать мышечный тонус).
Ведущий объясняет, дети выполняют движения: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу влево – прижмите к полу правую ногу. Правая нога напряжена, левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабились! Качнуло в правую сторону – прижимаем левую ногу. Напряжена левая нога, правая нога расслаблена. Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем».
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Ведущий обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.
Упражнение «Сосед, подними руку!» (на тренировку сосредоточенности).
Играющие, стоя или сидя, образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, то есть ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то есть поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.
Играют установленное время. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.
Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.
Упражнение «Сломанная кукла» (на развитие мышечной саморегуляции).
«Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с ней не хотят играть. Потрясите всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки – медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Все – куклу починили вы сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!
Упражнение «Дерево» (релаксация).
Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба: «Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки и плечи.
Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру».
Упражнение «Снежинки» (релаксация)
«Мы белые снежинки, как лёгкие пушинки, кружимся и летаем, всю землю
укрываем, а от тепла растаем - живой водою станем»
Дети свободно и плавно двигаются под музыку, затем садятся на ковер, и изображают превращение снега в воду (расслабление).
Упражнение «Буратино» (на преодоление расторможенности).
Вместе с педагогом дети выполняют движения одновременно с проговариванием стихотворения:
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Литература.
- Методика двигательной коррекции детей с трудностями в обучении. Семенова О.А. Москва, 2006
- Использование педагогами нейропсихологических и нейрокинезиологических упражнений, способствующих успешности решения учебных задач учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методич. пособие / Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Ицкович М.М., Токарская Л.В. Екатеринбург: Издательский Дом "Ажур", 2019
- Коррекция обучения и развития школьников. А.Л. Сиротюк. Москва , 2002
- Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам /под редакцией Ж.М. Глозман. М.: Эксмо, 2010.- 288с.- (Новейший справочник психолога).
- Брейн Джим «Гимнастика мозга»
- Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»
- Пол и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»
В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...
Программа по формированию здорового образа жизни "Здоровье"
Проблемы сохранения здоровья детей становится особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области. В программе по формированию здорового обр...
«Твое здоровье» (программа по формированию здорового образа жизни).
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школыНаправление: спортивно-оздоровительное...
Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»
Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьб...
Программа «Азбука здоровья» по формированию здорового образа жизни у детей со сложной структурой де-фекта 1 – 4 классов.
Программа для учащихся классов-групп....
Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"
Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...