ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по теме

Перминова Татьяна Викторовна

 

         Наиболее полно отвечающей требованиям современного образования и воспитания является проектная методика, так как она практико и личностно ориентирована. Опыт использования проектной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников доказывает свою эффективность. Грамотно организованная проектная деятельность позволяет дать ощутимый воспитательный  эффект, связанный с личностным развитием учащихся, с формированием  их ключевых компетенций гражданина и патриота России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perminova_t.v._proektnaya_deyatelnost_.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Перминова Татьяна Викторовна

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа№4, г.Урай,  ХМАО-ЮГРА, Россия

Соавтор Бабайлова Елена Сергеевна

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа№4, г.Урай,  ХМАО-ЮГРА, Россия

         Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет современный национальный  воспитательный идеал и даёт понятие патриотизма как чувства и  сформировавшейся позиции верности своей стране и солидарности с её народом. Это означает, что нам россиянам исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. На наш взгляд поле деятельности педагогов в этом направлении огромно.

         Наиболее полно отвечающей требованиям современного образования и воспитания является проектная методика, так как она практико и личностно ориентирована. Опыт использования проектной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников доказывает свою эффективность. Грамотно организованная проектная деятельность позволяет дать ощутимый воспитательный  эффект, связанный с личностным развитием учащихся, с формированием  их ключевых компетенций гражданина и патриота России.

     Необходимо знать специфику использования метода проектов в начальной школе: следует учитывать особенности развития детей младшего школьного возраста; необходима особая готовность детей, а именно: умения выражать свою собственную точку зрения, умение слушать, умения договариваться, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, делать конструктивные предложения и замечания. Перечисленные умения формируются чаще всего в игровых ситуациях, по мере выработки необходимых правил общения, умения  высказываться и внимательно слушать, адекватно оценивать свои  и чужие поступки.

         Подготовка учеников к проектной деятельности включает в себя:

       •        выявление интересов учащихся, определение, чем бы хотел заниматься каждый ребёнок, какое направление деятельности его интересует;

       •        представление детям возможности объединяться по интересам в группы для создания проектов воспитательных дел, которые для них значимы;

       •        формирование темы проекта на основе правил сотрудничества;  консультирование младших школьников  по методам поиска информации.

         Первый этап — работка проектного задания: выбор темы проекта; формирование творческих групп; подготовка материалов к исследовательской работе. Примерами выбора тем проектов по патриотическому направлению являются: «История одной медали», «Наша родословная», «Ветеран живёт рядом», «Мой город», «Таня Савичева», «Памятные места нашего города», «Мир мифов и культурных традиций народов Севера ханты и манси», «История создания и становление города Урай». Во время подготовки к  Всероссийскому детско-юношескому конкурсу творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвящённому 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне в нашей школе проходила акция «Моя семья в летописи войны». Вместе с ребятами решили, что больше материала, сведений можно найти, если будем работать по группам. Проектная деятельность  выполнялась по следующим темам: «Детство, опалённое войной», «Всё для фронта, всё для Победы!», «Подвиг народный», «Сердцем прикоснись к подвигу». Основные цели проекта: формирование у младших школьников патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества; создание условий для поисковой работы, для изучения истории семьи, знакомство с примерами боевых и трудовых подвигов своих соотечественников, дедов и прадедов; воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Второй этап—планирование деятельности, определение формы представления результатов. Учащиеся определяют для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также подходящую форму представления результатов (в виде презентации, буклета, альбома, выпуска газеты).  А затем,  обсуждение плана работы, когда ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования ветеранов, создании видеозаписей бесед с ними, сборе статистических данных, образцов, о том, как будут оформлены результаты исследования.

       Третий этап— разработка проекта: учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, а учащиеся осуществляют поисковую деятельность. Проектная деятельность  включала в себя: ответы на историческую викторину, сюжетную композицию (живопись, графика) на одну из предложенных  тем, письменную работу в форме сочинения или презентация  своего исследования в электронном виде. Жизнь старшего поколения необыкновенна. Всё меньше и меньше остаётся людей, переживших страшную  Великую Отечественную войну. Ценой их тяжёлого труда, ценой жизни их сверстников был побеждён фашизм. Одни из них воевали на фронте, другие трудились для фронта, третьи - будучи ещё детьми, как могли, помогали взрослым. Учащиеся заранее получили конкретные задания, побуждавшие их начать исследовательскую деятельность. Задания:

      1.        Спроси, кто из старшего поколения вашей семьи воевал на фронтах Великой Отечественной войны.

      2.        Сколько лет было твоим родственникам во время войны.

      3.        Узнай, есть ли в вашей семье награды, полученные во время войны (ордена, медали, памятные подарки, грамоты, благодарности), кем и за что они были получены.

      4.        Попроси взрослых тебе записать их воспоминания о годах Великой Отечественной войны. Принеси фотографии. 

    Четвёртый этап—оформление результатов: учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, а учащиеся оформляют результаты в соответствии с правилами. Группы  должны  творчески оформить  собранный материал (альбомы, рисунки, презентации рассказы об интересных людях, героях, именами которых они могут гордиться).

       Пятый  этап—презентация. Учитель организует экспертизу, а учащиеся докладывают о результатах своей работы. Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, представление публикации с результатами исследований. Задачей учителя является организация дискуссии по решению выдвинутых в начале проектной деятельности проблем. В качестве примера можно привести итог проекта «Моя семья в летописи войны» -  игру-путешествие «Ветеран живёт рядом».

На этапе рефлексии учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки, а учащиеся оценивают себя и своих товарищей. Оценивание результатов проекта обязательно. Ценным в поисковой работе учащихся стало то, что они узнали о корнях своей семьи, нашли фотографии, медали, документы, смогли почувствовать мужество и героизм своих близких людей в их боевых и повседневных трудовых делах. Рассказы родственников активно включали детей в сопереживание, закладывали чувственную основу патриотического  воспитания. Самым любимым этапом для детей является путешествие по станциям, где свои знания они используют на практике. Командиры получают маршрутные листы и отправляются с командой по станциям. На станции «Герой, который живёт рядом» они рассказывают о жителях нашего города, которые своим трудом и боевыми подвигами заслужили носить звание героев, встречаются с ветеранами. На станции «Песня-боец» дети исполняют геройские песни и разгадывают музыкальные кроссворды. На станции «Ловкие и смелые» дети проходят полосу препятствий. На станции «Музей мужества» представляют экспонаты, фотографии, которые они нашли в результате поисковой деятельности, оформляют «боевой листок». По окончании путешествия все собираются для подведения итогов. Здесь выступают представители каждой команды, говорят, что им больше всего запомнилось, что ещё бы хотели сделать в дальнейшем.

     Проектная деятельность, как передовая педагогическая технология, может быть эффективно использована для решения задач гражданско-патриотического воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Успех данной деятельности объясняется тем, что у детей формируются навыки организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Надеемся, что активная деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников помогает осмыслению минувшего, способствует формированию исторического самосознания, на котором строится патриотизм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Солопова Н.К., Селиванова О.В., Федорова Т.В. Организация проектной   деятельности с использованием  ИКТ: Методическое пособие. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – 144 с.

2. Гревцева Г.Я. Основные проблемы и подходы к гражданскому образованию в современной школе/ Вестник ЧГПУ. Сер.2 Педагогика. Методика преподавания. – Челябинск: ЧГПУ, 2002. – 14-28с.          

3. Зильберштейн А. Военно-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время. Начальная школа. -1989. – 30-35с.

4.Полат Е.С. Метод проектов / Intel "Обучение для будущего". Электронное приложение к учебному пособию, Intel Corporation, 2004.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Физкультурная минутка - как эффективная форма сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе

   Каждое   образовательное  учреждение  призвано  обеспечить  не  только  учебный  процесс,  но   содействовать...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...