Новая оценочная деятельность
статья на тему
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, влекут за собой изменение в оценочной деятельности. Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей "отметочной " системы оценивания. При умелой организации безотметочного обучения в начальной школе в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя. Общими доходами при построении безотметочного обучения является соблюдение педагогических условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya__ocenochnaya_deyatelnost.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Новая оценочная деятельность
Современные школьные психологи утверждают, что наиболее частая проблема, с которой они сталкиваются в школе, это тревога детей по поводу контроля, боязнь необъективной оценки учителя и неадекватной реакции на нее одноклассников и родителей на результаты учебы.
Анализ новых подходов к контролю и оценке выявил возможность гуманизировать этот процесс, сделать его радостным и желанным для ученика. Действительно, значение контролирующей и оценочной деятельности очень велико. Чтобы ученики адекватно реагировали на оценку учителя, чтобы они не попадали в зону «тревожности», необходимо формировать у них собственную контролирующую деятельность, объективную самооценку. Для этого необходимо формировать уверенность в своих силах. Большим стимулом в этом является похвала учителя, одобрение класса, поддержка родителей. Но какие бы новые подходы не выдвигались, к способам оценки, контроля знаний, важно чтобы учитель принимал, осознавал эти подходы и умел перестраиваться в своей работе, порой в корне меняя свой стиль общения с детьми, манеру ведения урока.
На основании «Концепции модернизации российского образования» и ст.15 Закона «Об образовании» («Школа самостоятельна в выборе системы промежуточной аттестации школьников») с 2001 года в начальной школе реализуется безотметочная система обучения.
Школа, прежде всего, должна научить учиться – т. е. научить учебной самостоятельности, точнее – сформировать учебную деятельность – деятельность по саморазвитию, деятельность по изменению самого себя.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельных учебных действий – влекут за собой и изменение системы оценивания.
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.
Традиционная пятибальная система оценивания:
-не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности. Общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);
-затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка, официальный статус отметки сводит на нет все старания педагога и ученика;
-является малоинформативной. По отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, учителю и учащимся трудно определить направления дальнейших усилий – над чем надо еще поработать, что улучшить.
-часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, отметочная система является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей.
Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, его тревожности, и как следствие – к ухудшению физического здоровья школьников.
Поэтому, по словам Амонашвили, отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой». Показателен в этом плане и социальный портрет оценки, выраженной в баллах, т.е. отметки:
торжествующая пятёрка;
обнадеживающая четвёрка;
равнодушная тройка;
угнетающая двойка.
Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают,что в этих классах:
выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;
ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения);
задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер.
Таким образом, при умелой организации безотметочного обучения в начальной школе в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя.
Общими доходами при построении безотметочного обучения является соблюдение педагогических условий:
- средства оценивания должны отражать индивидуальные продвижения;
- оцениванию не должны подлежать личностные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия);
- недопустимо сравнение учащихся друг с другом, их ранжирование;
- самооценка должна предшествовать оценке учителя.
Самооценка ребенка предшествует оценке учителя, а итоговая оценка определяется в результате беседы взаимодействующих сторон. В качестве одного из способов дифференцированного оценивания используются оценочные шкалы. С первых дней пребывания учащихся в школе начинается обучение оцениванию своих работ с помощью ''линеечек''.
''Линеечки'' – педагогический инструмент оценки и самооценки, разработанный на основе классического метода измерения самооценки, созданного Т.В.Дембо и С.Я.Рубинштейн.
С помощью ''линеечек'' можно предельно лаконично оценить все, что подлежит оцениванию в терминах ''больше – меньше'' Существуют три варианта самооценки письменных работ.
- оценка учеником выполненной, но не проверенной учителем работы (способствует формированию самоконтроля);
- оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы (эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля);
- прогностическая оценка (наиболее важная и сложная, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя).
В 1– 2-х классах существуют специальные уроки, где детей учат такому «умному спрашиванию», создают проблемные ситуации; в 3 – 4-х классах эти ситуации становятся неотъемлемой частью любого урока. Для школьников становится ценным само спрашивание, поиск путей решения подобных заданий.
Первым шагом в этой работе является собственная оценка проверенного учителем задания, в котором ошибки уже исправлены. Получив тетрадь, ученик на вертикальной черте (шкале успеха) отмечает точку, соответствующую его самооценке. Чем выше точка, тем выше уровень самооценки.
Отличие волшебных линеечек от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок.
Текущие оценки, показывающие продвижение младших школьников в освоении всех умений, навыков, учителя фиксируют в диагностических картах наблюдений, которые разработаны по всем предметам, с учетом тем запланированных по классам. Фиксация умений, навыков производится условными обозначениями, выбранными учителем.
Серию тестово-диагностических работ учитель начинает с сентября со стартовой работы, отражающей первоначальный уровень ЗУН, и заканчивает итоговой работой. Тестово-диагностическая работа состоит из ряда заданий по определенной теме и оценочного листа, в котором рас писаны умения, необходимые для успешного выполне ния работы, номера заданий, прогностическая, в том числе итоговая, оценка ученика, учителя.
В системе безотметочного обучения для самооценки используется трехцветный индикатор-красный (знаю, умею), зеленый (умею, но сомневаюсь), синий (не умею) - цвета, традиционно используемые в психолого-педагогической диагностике. Такой способ оценивания явился “заменителем” отметочной системы.
Мониторинг уровня основных умений позволит в це лом увидеть картину успешности ребенка по всем пред метам, изучаемым им в течение года.
В конце учебного года каждому ученику выдается вме сте с тестово-диагностическими работами аттестацион ный лист. В нем хорошо просматривается диагностика развития ребенка за учебный год (причем ребенок не сравнивается с другими учащимися). На данном этапе (к концу 4-го класса) у выпускника достаточно сформи рован навык оценки, самооценки и самоконтроля.
Для показания достижений ученика, для их оценки, уровня развития используются накопительные папки. “Папка достижений ученика”, которая представляет собой подборок лучших работ ученика, творческих работ, отражающих его интересы, увлечения, прогресс, сообщения, свои собственные стихи, составленные кроссворды на определённую тему и т.д.
“Папка достижений ученика” предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.
А самое главное, успех безотметочного обучения будет только тогда, когда сам педагог искренне верит в саму идею безотметочного обучения как пути к гуманизации российского образования, основанного на новой педагогической философии.
Новая система трудоемка, но позволяет в целом отсле живать процесс обучения каждого ребенка, видеть его затруднения, определять программу развития.
Использованная литература:
1. Система безотметочного обучения в начальной школе
Издание: Тематический научно-информационный журнал Педагогический родник, №4 С. П. Шарыгина
2. М.В. Белозерова, Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения
3. Методические рекомендации по организации безотметочного обучения в начальной школе
4. Безотметочное обучение в начальной школе Мордасова Е.Г.
5. Оценочная деятельность учителя. – М.: Педагогическое общество «Россия», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся»
Конспект выступления на тему "Новые подходы к контрольно-оценочной деятельностикак условие формирования ключевых компетенций учащихся"...
«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся»
Презентация на тему«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельностикак условие формирования ключевых компетенций учащихся»...
Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС
Мониторинг разработан на основе образовательной системы «Школа 2100», программы «Школа России» рекомендаций по проверке и оценке выполнения заданий по предмету. ...
Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»
Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...
Новые подходы к оценочной деятельности обучающихся в свете требований ФГОС
Новые подходы к оценочной деятельности обучающихсяв свете требований ФГОСВ соответстствии с ФГОС основным объектом системы оценок, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые р...
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...
Новые подходы к оценочной деятельности учащихся в свете требований ФГОС
В новых образовательных стандартах одно из ведущих мест занимает вопрос оценки. В ООП НОО школы в первом разделе системе оценки достижения планируемых результатов отводится целая глава. Именно п...