Инновационные образовательные технологии в условиях коррекционной школы.
статья на тему

Использование инновационных образовательных технологий технологий в условиях коррекционной школы 8 вида. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovacii_v_shkole..docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

         ГКСОУ ВО «Ратисловская специальная (коррекционная)

                              школа-интернат VIII вида».  

Инновационные

технологии в условиях коррекционной школы.

                     

                    Из опыта работы.

                                            Автор: Архипова М. А.,

                                           учитель начальных классов,

                                       с. Ратислово

                                         

                                                2012 г.

Учитель всегда был центральной фигурой в образовании. В настоящее время, когда перед начальной школой стоит задача воспитания творческой личности, необходим поиск наиболее оптимальных путей обучения в развитии и творческих способностей.  Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагог не будет стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителя изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь проводником новой практики.

       Считаю, что  использование современных образовательных технологий  обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения  дети с ограниченными возможностями здоровья  имеют больший шанс приобрести  необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень  мотивации к обучению.

      В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии:

  • Игровая технология.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Технология дифференцированного обучения.
  • Технология деятельностного обучения.
  • Метод проектов.
  • Технология интегрированного обучения.
  • Ведение ученического «Портфолио».

      Игровые, здоровьесберегающие технологии и технологии дифференцированного обучения используются практически всеми педагогами. Специфика  нашей школы такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс. Поэтому  более подробно хочу рассказать об использовании в своей работе с детьми метода проектов и технологии деятельностного метода обучения.

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Тематика и содержание проектов для детей младшего школьного возраста могут быть очень разнообразны. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

Используя метод проектов в работе с младшими школьниками с ОВЗ, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей, родителей. Но в условиях нашей школы сотрудничество с родителями затруднено, поэтому большая часть ложится на плечи педагога. Он направляет учащихся, готовит дополнительный материал, с которым работают дети. Приходится направлять ребят, раздавать задания, тщательно их продумывать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости учитель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, учащихся другого класса.. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.  Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют в дальнейшем успешному обучению детей.

Роль взрослого на этом этапе - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

Значимость проектной деятельности заключается в том, что:

педагог предоставляет детям возможность проявлять познавательную активность. Выполненные проекты:

1. Снежинки. Белое кружево.

2. Познавательный проект «Весёлая грамматика».

3. Познавательный проект «Занимательная математика».

  В настоящее время работаем над созданием среднесрочного проекта «Наша Красная книга». Планируем выполнить проекты «Тайна твоего имени» и «Весенняя капель».

       Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Главными целями введения этого метода в начальную школу являются:    развитие интереса к предмету;

приобретение исследовательского опыта;        

развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;

развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

получение дополнительных знаний по теме;

развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

    Деятельностный метод подразумевает под собой создание на уроке проблемной ситуации учителем и поиск выхода из неё учащимися. Например:

                                     Урок обучения грамоте.

                         Учитель

                     Ученики

- Прочитайте предложение предложение на доске.

  На холме стоит храм.

 - Запишите его в тетрадь.

 - Можете его записать?

 - Почему?

  - Какие у вас возникают вопросы?

 - Нет.

 - Незнакомая буква.

 - Как эта буква пишется? Какие звуки обозначает?

 -                    

                                           Урок русского языка.

                          Учитель

                  Ученик

Спишите текст, вместо точек вставьте слова.

…  опушке или … чаще

Нагибайся … земли,

Лесу кланяйся почаще,

Чтоб грибы … тебе пришли.

 - Вы смогли выполнить задание?

 - Какие слова вы записали?

 - Как называются эти слова?

На доске открывается этот же текст, но с ошибкой.

 - Посмотрите, как выполнил это задание мальчик Коля.

 - Кто же прав: вы или он?

 - На какой вопрос нам предстоит ответить сегодня?

 - Нет (да).

 

 - Как писать предлоги: слитно или раздельно?

На уроке всегда должен присутствовать подводящий к теме диалог: система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, а так же мотивирующие приёмы: сказки, легенды, случаи из жизни, шутки, фрагменты из художественной литературы. Например:

                       Урок математики по теме « Числовой отрезок».

       В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький паровозик. Дома его все любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать все станции, которые Паровозик будет проезжать. Ты построишь, - сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.

   Вывод. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. В своей работе чаще стараюсь организовывать индивидуальные и групповые формы работы с детьми, осуществлять дифференцированный подход, учитывать возрастные  особенности ребёнка и особенности его психического и физического здоровья. Стараюсь развивать познавательную и творческую активность через введение в свою деятельность инновационных педагогических технологий. Стараюсь оценивать достижения учащихся с учётом их способностей и возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения"

Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения" по теме "Виды прогулок"....

Использование Здоровьесберегающих технологий в условиях коррекционной школы.

žЦелью  является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательно...

«Внедрение инновационных технологий в работе с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы VIII вида».

Работа с родителями является очень важной и неотъемлемой частью воспитательной системы школы. Успех этой работы зависит не только от умения педагога наладить эффективное сотрудничество с родительской ...

Использование инновационных образовательных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Информационно-коммуникативные  технологииЗдоровьесберегающие технологии Личностно-ориентированные Системно-деятельностный подходРазвитие критического мышления через чтение и письмо...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Использование инновационных технологий в специальной коррекционной школе VIII вида.

В период введения ФГОС с УО, необходим поиск наиболее оптимальных путей обучения в развитии способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье раскрываются современные образовательные технологии работы в начальной школе для формирования экологического сознания младших школьников....