Использование инновационных технологий в специальной коррекционной школе VIII вида.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В период введения ФГОС с УО, необходим поиск наиболее оптимальных путей обучения в развитии способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование инновационных технологий в специальной коррекционной школе VIII вида. | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 VIII вида г. Улан-Удэ.
Использование инновационных
технологий в специальной коррекционной школе VIII вида.
Из опыта работы.
Автор: Решетникова И.М.,
учитель начальных классов,
руководитель МО
2017 г.
Учитель всегда был центральной фигурой в образовании. В настоящее время, когда перед начальной школой стоит задача воспитания творческой личности, необходим поиск наиболее оптимальных путей обучения в развитии и творческих способностей. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагог не будет стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителя изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь проводником новой практики.
Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии:
- Игровая технология.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технология дифференцированного обучения.
- Технология деятельностного обучения.
- Метод проектов.
- Технология интегрированного обучения.
- Ведение ученического «Портфолио».
Игровые, здоровьесберегающие технологии и технологии дифференцированного обучения используются практически всеми педагогами. Специфика нашей школы такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс. Поэтому более подробно хочу рассказать об использовании в своей работе с детьми метода проектов и технологии деятельностного метода обучения.
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Тематика и содержание проектов для детей младшего школьного возраста могут быть очень разнообразны. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Используя метод проектов в работе с младшими школьниками с ОВЗ, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей, родителей. Но в условиях нашей школы сотрудничество с родителями затруднено, поэтому большая часть ложится на плечи педагога. Он направляет учащихся, готовит дополнительный материал, с которым работают дети. Приходится направлять ребят, раздавать задания, тщательно их продумывать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости учитель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, учащихся другого класса. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют в дальнейшем успешному обучению детей.
Роль взрослого на этом этапе - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.
Значимость проектной деятельности заключается в том, что:
педагог предоставляет детям возможность проявлять познавательную активность. Выполненные проекты:
Снежинки. Белое кружево.
Экологический «Росток»
Исследовательский «Секреты бересты»
Духовно-нравственный «Улан-Удэ – моя малая Родина»
Познавательный проект «Весёлая грамматика».
Познавательный проект «Занимательная математика».
В настоящее время работаем над созданием среднесрочного проекта «Наша Красная книга». Планируем выполнить проекты «Тайна твоего имени» и «Весенняя капель».
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Главными целями введения этого метода в начальную школу являются: развитие интереса к предмету;
приобретение исследовательского опыта;
развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;
развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
получение дополнительных знаний по теме;
развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
Деятельностный метод подразумевает под собой создание на уроке проблемной ситуации учителем и поиск выхода из неё учащимися. Например:
Урок обучения грамоте.
Учитель | Ученики |
- Прочитайте предложение предложение на доске. На холме стоит храм. - Запишите его в тетрадь. - Можете его записать? - Почему? - Какие у вас возникают вопросы? | - Нет. - Незнакомая буква. - Как эта буква пишется? Какие звуки обозначает? - |
Урок русского языка.
Учитель | Ученик |
Спишите текст, вместо точек вставьте слова. … опушке или … чаще Нагибайся … земли, Лесу кланяйся почаще, Чтоб грибы … тебе пришли. - Вы смогли выполнить задание? - Какие слова вы записали? - Как называются эти слова? На доске открывается этот же текст, но с ошибкой. - Посмотрите, как выполнил это задание мальчик Коля. - Кто же прав: вы или он? - На какой вопрос нам предстоит ответить сегодня? | - Нет (да).
- Как писать предлоги: слитно или раздельно? |
На уроке всегда должен присутствовать подводящий к теме диалог: система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, а так же мотивирующие приёмы: сказки, легенды, случаи из жизни, шутки, фрагменты из художественной литературы. Например:
Урок математики по теме « Числовой отрезок».
В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький паровозик. Дома его все любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать все станции, которые Паровозик будет проезжать. Ты построишь, - сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.
Вывод. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. В своей работе чаще стараюсь организовывать индивидуальные и групповые формы работы с детьми, осуществлять дифференцированный подход, учитывать возрастные особенности ребёнка и особенности его психического и физического здоровья. Стараюсь развивать познавательную и творческую активность через введение в свою деятельность инновационных педагогических технологий. Стараюсь оценивать достижения учащихся с учётом их способностей и возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...
Доклад с использованием ИКТ "Логопедическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Большинство детей, поступающих в специальную (коррекционную) школу VIII вида, имеют речевые нарушения, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательно...
Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Работа по коррекции нарушения речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психологического развития. В процессе коррекционного воздействия...
Использование средств наглядности и игровых приёмов при обучении грамоте учащихся 1 класса специальной коррекционной школы VIII вида
Дети, которые поступили в 1 класс школы с нарушением интеллекта, характеризуются низким уровнем познавательной активности, выраженным нарушением произвольного внимания, поэтому каждый урок требует сис...
Доклад на тему: «Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Информационно-коммуникационные технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных техноло...
Доклад: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах специальной коррекционной школе VIII вида
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...