Практическое применение проектной и исследовательской деятельности. Из опыта работы.
статья на тему
В материал вошли примеры проектнои и исследовательской деятельности учащихся на уроках разных предметов и классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat._deyatelnost._iz_opyta_raboty.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое применение проектной и исследовательской деятельности. Из опыта работы.
В настоящее время процесс обучения связывают с деятельностным подходом к освоению новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная и исследовательская деятельность. Главной целью является развитие личности, а неполучение объективно нового результата.
Данные технологии позволяют индивидуально развивать личность, ее творческую инициацию, навыки самостоятельного движения в информационных полях, формировать у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Кроме того, проектная и исследовательская деятельность формирует у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, а также эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Хочу заострить внимание на том, что
Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому предмету, позволяет формировать общеучебные умения.
Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Основное назначение проектной деятельности в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции (т.е. самостоятельно получать знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Предлагаю вашему вниманию структуру исследовательской и проектной деятельности, которую я использую на своих уроках.
Первый этап – организационный момент. Дети знакомятся с конкретной деятельностью на данном уроке, распределяются на группы.
Второй этап – формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока.
Третий этап – подготовительный. Разрабатывается общий план деятельности по проекту, определяются основные разделы. Могут быть составлены опорные таблицы, схемы, чертежи.
Четвертый этап – собственно проектная или исследовательская деятельность. Работа, как правило, проводится в группах. Разделы могут разрабатываться каждой группой или каждая группа проектирует свой раздел.
Пятый этап – практическое применение разработанного проекта (ознакомление всех с продуктом деятельности), представление выводов.
Шестой этап – выявление положительных и отрицательных сторон своей деятельности, корректировка выводов.
Седьмой этап – подведение итогов всей работы в целом, закрепление, применение знаний на практике.
Особенностью проектной и исследовательской работ в начальной школе является обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов и развитие личности. Значит, большинство видов работы должно представлять новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. Нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
Приведу примеры уроков с использованием проектной и исследовательской деятельности.
Примеры проектной деятельности
Математика 3 класс
Тема: «Решение задач типа: цена, количество, стоимость».
Задание: сформулировать правила для решения нового типа задач.
Каждая группа детей получила несколько задач с заданиями:
1 группа – Как найти цену?
2 группа – Как найти количество?
3 группа – Как найти стоимость?
1 группа
- Решите задачу и заполните таблицу:
Купили 4 коробки карандашей, заплатив 40 рублей. Сколько стоит одна коробка карандашей?
Цена | Количество | Стоимость |
Решение:
Ответ:
- Сделай вывод:
Чтобы найти цену, надо _____________________________________________.
2 группа
- Решите задачу и заполните таблицу:
Сколько коробок карандашей купили, если заплатили 40 рублей, а цена одной коробки 10 рублей?
Цена | Количество | Стоимость |
Решение:
Ответ:
- Сделайте вывод:
Чтобы найти количество, надо ________________________________________.
3 группа
- Заполни таблицу и реши задачу:
Купили 4 коробки карандашей по 10 рублей за коробку. Какова стоимость покупки?
Цена | Количество | Стоимость |
Решение:
Ответ:
- Сделайте вывод:
Чтобы найти стоимость, надо ________________________________________.
Затем заполнили общую таблицу:
Цена | Количество | Стоимость |
С:К | С:Ц | ЦхК |
Окружающий мир. 3 класс
Тема: «Чтобы путь был счастливым»
Задание: выработать правила поведения на основе текста учебника.
План работы:
- Прочитать текст.
- Обсудить с товарищами и выделить главное.
- Составить правила.
1 группа – «Если ты пешеход»
2 группа – «Если ты велосипедист»
3 группа – «Если ты пассажир»
Примеры исследовательской деятельности
Русский язык
Тема: «Род имен существительных»
Задание: Как определить род существительных?
План работы:
- Прочитайте слова.
- Распределите имена существительные в три столбика: он, она, оно.
- Сделайте вывод, как определить род имен существительных.
1 группа
Автомобиль, береза, пальто, воробей, деревня, электричество, лопата, товарищ, учение.
ОН ОНА ОНО
2 группа
Ворона, горох, молоко, девочка, ученик, правительство, телефон, метро, морковь.
ОН ОНА ОНО
Наибольшую трудность, как правило, вызывает постановка проблем по чтению.
Литературное чтение 2 класс
Тема: «Н.Носов «Живая шляпа»». (2-ой урок)
Задание: Можно ли составлять план к произведению в произвольном порядке и почему?
План работы:
- Расскажи части, строго следуя плану.
- Обсудите, что получилось.
- Сделайте вывод.
- Восстановите правильный порядок плана.
1 группа
Н.Носов «Живая шляпа»
- Из-под шляпы высунулся серый хвост.
- Мальчики швыряют картошку в шляпу.
- Котенок Васька ловил мух.
- Ребята взяли кочергу и лыжную палку.
- Шляпа – живая?
2 группа
- Ребята взяли кочергу и лыжную палку.
- Мальчики швыряют картошку в шляпу.
- Шляпа – живая?
- Из-под шляпы высунулся серый хвост.
- Котенок Васька ловил мух.
3 группа
- Мальчики швыряют картошку в шляпу.
- Котенок Васька ловил мух.
- Ребята взяли кочергу и лыжную палку.
- Шляпа – живая?
- Из-под шляпы высунулся серый хвост.
Сделайте вывод по заданию.
Литературное чтение 3 класс
Тема: «А.Куприн «Слон»» (2-ой урок)
Задание: Нужны ли эпитеты в произведении и для чего?
План работы
- Прочитать текст.
- Найти отрывок в произведении и сравнить.
- Сделать вывод.
1-ый отрывок
«Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с игрушкой. Это слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне седло, а на седле палатка, и в ней сидят трое маленьких человечков».
2-ой отрывок
«Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с игрушкой. Это слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне седло, а на седле палатка, и в ней сидят трое маленьких человечков».
Сделайте вывод.
Таким образом, несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
- группа
- Решите задачу и заполните таблицу:
Купили 4 коробки карандашей, заплатив 40 рублей. Сколько стоит одна коробка карандашей?
Цена | Количество | Стоимость |
Решение:
Ответ:
- Сделай вывод:
Чтобы найти цену, надо _____________________________________________.
- группа
- Решите задачу и заполните таблицу:
Сколько коробок карандашей купили, если заплатили 40 рублей, а цена одной коробки 10 рублей?
Цена | Количество | Стоимость |
Решение:
Ответ:
- Сделайте вывод:
Чтобы найти количество, надо ________________________________________.
- группа
- Заполни таблицу и реши задачу:
Купили 4 коробки карандашей по 10 рублей за коробку. Какова стоимость покупки?
Цена | Количество | Стоимость |
Решение:
Ответ:
- Сделайте вывод:
Чтобы найти стоимость, надо ________________________________________.
Литературное чтение 2 класс
Тема: «Н.Носов «Живая шляпа»». (2-ой урок)
1 группа
План
- Из-под шляпы высунулся серый хвост.
- Мальчики швыряют картошку в шляпу.
- Котенок Васька ловил мух.
- Ребята взяли кочергу и лыжную палку.
- Шляпа – живая?
2 группа
- Ребята взяли кочергу и лыжную палку.
- Мальчики швыряют картошку в шляпу.
- Шляпа – живая?
- Из-под шляпы высунулся серый хвост.
- Котенок Васька ловил мух.
3 группа
- Мальчики швыряют картошку в шляпу.
- Котенок Васька ловил мух.
- Ребята взяли кочергу и лыжную палку.
- Шляпа – живая?
- Из-под шляпы высунулся серый хвост.
Литературное чтение 3 класс
Тема: «А.Куприн «Слон»» (2-ой урок)
1-ый отрывок
«Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с игрушкой. Это слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне седло, а на седле палатка, и в ней сидят трое маленьких человечков».
Литературное чтение 3 класс
Тема: «А.Куприн «Слон»» (2-ой урок)
2-ой отрывок
«Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с игрушкой. Это слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне седло, а на седле палатка, и в ней сидят трое маленьких человечков».
Русский язык
Тема: «Род имен существительных»
Задание: Как определить род существительных?
План работы:
- Прочитайте слова.
- Распределите имена существительные в три столбика: он, она, оно.
- Сделайте вывод, как определить род имен существительных.
1 группа
Автомобиль, береза, пальто, воробей, деревня, электричество, лопата, товарищ, учение.
ОН ОНА ОНО
2 группа
Ворона, горох, молоко, девочка, ученик, правительство, телефон, метро, морковь.
ОН ОНА ОНО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность (из опыта работы)
Презентация включает слайды к работе "Система организации исследовательской деятельности в начальной школе"...
Использование технологий проектной и исследовательской деятельности во внеурочной работе.
Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться....
Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)
Материал отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....
Обобщение опыта работы по использованию проектной и исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся начальных классов
Обобщение материала по работе над проектной и исследовательской деятельностью учащихся начальных классов. В тексте отражены формы и методы используемые мной во внеурочной деятельности. ...
Использование проектной и исследовательской деятельности в начальной школе (из опыта работы)
Проектная деятельность - неотъемлемая часть реализации ФГОС нового поколения...
Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.
Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....
Обобщение опыта по теме:«Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной работе»
В данном материале представлена работа с младшими школьниками во внеурочное время по таким направлениям как исследовательская и проектная деятельность....