Использование технологий проектной и исследовательской деятельности во внеурочной работе.
статья

Борисова Елена Александровна

Учитель сегодня не столько тот, кто учит,

сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_tehnologiy_doklad.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

города Петровска Саратовской области»

Использование технологий

 проектной и исследовательской деятельности

во внеурочной работе.

        Подготовила:

Борисова Елена Александровна,

учитель начальных классов

        Петровск, 2012 г.

Использование технологий проектной и исследовательской деятельности

во внеурочной работе.

Одной из целей современной школы является подготовка  выпускника, способного к успешному продолжению обучения в Вузе, а так же к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в изменяющихся социально-экономических условиях.

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться.

Творческая деятельность школьника начинается с начальной школы. Период начального обучения рассматривается как подготовительный этап участия школьников в целенаправленной научно-исследовательской деятельности в дальнейшем.

Необходимо помочь детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности, чем проектно-исследовательская технология?

Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как метод проектов, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов и другие. Её изначальной формой является метод проектов, который успешно используется в современном процессе обучения.

Цель проектного обучения - создать условия, при которых обучающиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают исследовательские умения;

Метод проектов предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния. Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Возможны два пути формирования проектно-исследовательских навыков в педагогической деятельности. Это использование проектно-исследовательского метода: в учебном процессе и во внеурочной деятельности учащихся. Преимущество использования этого метода во внеурочной деятельности учащихся в том, что именно она предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности.

Главные цели проектно-исследовательского метода  состоят в следующем: заинтересовать обучающихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь  родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Целесообразно  не навязывать детям темы исследования. Пусть они возникают из вопросов самих детей при изучении каких-либо тем.

Мои обучающиеся с удовольствием участвовали в таком проекте, как «Цветы для школы», сетевых проектах «Осенняя мозаика» и «В гости к осени».

Хотя возраст моих учеников 7-8 лет, исследовательская деятельность им тоже по плечу. Мы пробовали свои силы в научных конференциях «Мартыновские чтения» с работой «Летучие мыши», а также «Этот удивительный термин», где ребята исследовали термины «Время», «Компас» и «Созвездие».  

Результаты исследований – дипломы за 1 и 2 места.

Конечно, работы детям помогали оформлять родители. Но всё равно дети – являлись исследователями!

Проектно-исследовательская технология помогает достичь следующих результатов:
- возрос познавательный интерес учащихся;
- повысилась мотивация к учебной деятельности;
- совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
- повысилась активность на занятиях, самостоятельность, коммуникабельность; исчезла боязнь неправильного ответа.

Работа над проектами с детьми младшего школьного возраста связана с определёнными трудностями:
- низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
- ребята с трудом могут самостоятельно выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности.

Но все эти трудности незначительны по сравнению с приобретёнными в процессе работы универсальными учебными действиями. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Обучающиеся стали творчески мыслить и проявлять инициативу.

Хочется надеяться, что работа с использованием проектно-исследовательской технологии, поможет  ученикам начальной школы добиться успехов не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.

Список литературы:

1. Кривобок Е.В., О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2010.
2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.
3. Проектная деятельность в начальной школе/под ред. М.К Господникова и др.  – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Проектные задачи в начальной школе/под ред. А.Б. Воронцова. – М: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт инновационной работы по использованию технологии проектно - исследовательской деятельности обучающихся

Одним из механизмов, побуждающих учителя к саморазвитию, является инновационная деятельность. Она мотивирует на активизацию профессиональной активности, самообразование, саморазвитие.Проектно-исследов...

Обобщение опыта работы по использованию проектной и исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся начальных классов

Обобщение материала по работе над проектной и исследовательской деятельностью учащихся начальных классов. В тексте отражены формы и методы используемые мной во внеурочной деятельности. ...

Использование проектной и исследовательской деятельности в начальной школе (из опыта работы)

Проектная деятельность - неотъемлемая часть реализации ФГОС нового поколения...

Из опыта работы : «Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях».

Из опыта работы : «Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ .

Материал содерит информацию обобщения опыта работы педагога по заявленной теме....

Презентация опыта работы «Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью посредством использования приёмов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности и внеклассной работе».

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ценностного отношения младших школьников к здоровью через использование в практике работы зборовьесберегающих технологий, кинезиологических...

Педагогический проект «Использование технологии проектной деятельности во внеурочной работе для формирования коммуникативных навыков учащихся 2 класса»

Обратиться к данной теме меня побудило наблюдение за учащимися класса. Меня интересовал вопрос: почему учащиеся моего класса имеют недостаточный уровень сформированности  навыков  общения:...