Обобщение опыта по теме:«Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной работе»
статья на тему
В данном материале представлена работа с младшими школьниками во внеурочное время по таким направлениям как исследовательская и проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_po_teme.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по теме:
«Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной работе»
Изменения в обществе требуют от человека быть уверенным в себе, самостоятельным в принятии решений, инициативным, способным к творческому мышлению.. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.
Набрав первоклассников, я столкнулась с проблемой. По результатам диагностики, отмечался низкий уровень мотивации учебной деятельности, низкий уровень словарного запаса. Дети не умели самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации, отмечался так же низкий уровень организаторских и коммуникативных умений.
А как следствие, такие дети учатся с постоянным напряжением, учение лишено радости и удовлетворения.
И передо мной встал вопрос: как сделать, чтобы учение приносило удовольствие от полученных знаний, чтобы каждый день, проведенный в школе, стал открытием чего-то нового, неизвестного, необходимого .
Один из путей решения этой задачи я нашла в использовании проектной и исследовательской деятельности. Так как она позволяет сформировать у обучающихся способность самостоятельно мыслить, получать информацию, творчески осваивать новые способы занятия , видеть реальный результат и получать от этого положительные эмоции
У каждого ребенка есть способности и талант. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это разумное руководство со стороны взрослых.
Так как это направление во внеурочной работе было новым, всю деятельность я распределила на четыре года обучения.
1 класс – подготовительный этап
2 – 3 классы – основной этап
4 класс – итоговый этап
Первый класс — время знакомства с детьми. Уже в сентябре организовала «Гостиную знакомства» под девизом «Давайте познакомимся». И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку высказаться, рассказать о себе и о своих интересах. На этом этапе я ищу первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.
Постепенно начала задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований и выполнение первых проектных работ.
Здесь же привлекла в союзники родителей. На родительском собрании был проведён мастер - класс «Что такое проектная деятельность», для того, чтобы родители стали активными помощниками.
Со второго класса, работала над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
С ребятами учились проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Всё это позволяет сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта.
Так обучающиеся моего класса работали над созданием творческих проектов «Озеро Байкал»,
«Наша Армия сильна»,
«Добрые слова для мамы» - книжка – малышка к празднику мам, «Моя школа».
«Правила школьника»- комплексная работа для первоклассников, творческий проект «Наши мамы» - ко Дню Матери, спектакли :
«Репка», «Храбрый заяц» в рамках литературной недели и т.д.
Самой большой работой стало создание в 3 классе проекта – это клуб «Дорогою добра». В течение 2-х лет была организована работа в следующих направлениях, которые мы выбрали совместно с детьми:
-взаимопомощь внутри коллектива;
-помощь тем, кто в ней нуждается (пожилым людям и общение с ними) (Творческие встречи)
«Тимуровец» (концерты. конкурсы, поздравления, общение, оказание помощи в быту и т.д.)
- забота о животных.
- трудовой десант
Работая в данных направлениях, мы с ребятами создавали различные проекты , которые имели выход на социальнозначимый результат.
Проект в проекте
По первому направлению были сделаны проекты «Памятки для выполнения домашних заданий», «Здоровый образ жизни»,
КТД «Если добрый ты»,
«Толерантность – это дружба»
Работая в направлении «Тимуровец» нами был подготовлен спектакль «Вольный ветер» не только для близких людей, но и жителей микрорайона.
Проект «Открытка ветерану».
После защиты открыток. ребята участвовали в празднике, посвящённом Дню Победы, где имели возможность самолично подарить открытки ветеранам.
Несколько проектов было объединено экологической темой.
Это коллективная работа «Животные заповедника «Витимский»,
спектакль для первоклассников «Скворец и воробей»,
изготовление кормушек,Праздник птиц .
Эти проекты явились основой для участия в акции «Покормите птиц» и
конкурсе «Единым маршем» в рамках природоохранной акции «Марш парков», организованной государственным заповедником «Витимский».
Со специальными проектами ребята участвовали в конкурсе, организованном станцией юных натуралистов «Усы, лапы, хвост». Где представили мультимедийные работы о своих питомцах.
Трудовая деятельность осуществлялась в таких проектах, как Слайд33 операция «Уют» и «Чистота».
В завершении ребята стали участниками акции «Мы за чистый город».
Кроме работы клуба, в этот период мы тесно взаимодействовали с детской библиотекой. Соответственно и проекты были посвящены творчеству писателей: «В гостях у дедушки Корнея», праздники «Спешите делать добро» по произведениям А.Л.Барто, «Земля Сибирская»- по рассказам В.Распутина.
Сейчас я продолжаю работу по проектной деятельности с первоклассниками.
Мы с ребятами уже стали участниками нескольких творческих проектов. Например – коллективный проект « Недаром помнит вся Россия…». Самые лучшие работы из этого проекта были представлены на районный конкурс с одноименным названием. Две из которых заняли призовые места.
Кроме этого ребята подготовили специальные проекты по темам «Любимое число» и «Азбука», которые будем защищать на школьной научно-исследовательской конференции.
С помощью метода проектов мои дети обучаются:
- выявлять и формулировать проблемы;
- проводить их анализ;
- находить пути их решения;
- работать с информацией;
- находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Работа над проектами обогащает детей новыми знаниями, побуждает и укрепляет в них интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, развивает творческий потенциал, учит работать сообща.
Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности обучающихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.
Начиная со 2 класса, мои ученики пробуют свои силы в исследовательской работе.
Все исследовательские работы и проекты обучающиеся выполняют по данному плану:
- Актуализация проблемы и выбор темы исследования;
- Выработка гипотезы и выбор методов исследования;
- Изучение литературы, сбор и обработка информации;
- Анализ и обобщение полученных материалов;
- Подготовка отчёта, защита работы.
Начало было нелёгким. Подбирали с ребятами темы, ставили цель, задачи, но дальше работа продвинулась только с двумя учащимися«История одного слова» и «История развития компьютера». На следующий год ещё две работы: («Кто и когла изобрёл зонт и для чего?», «Каким был первый фотоаппарат?» Все работы были представлены на школьную научно – исследовательскую конференцию. В прошлом учебном году появилась возможность вести факультативный курс «Я - исследователь», (автор Савенков).
Целенаправленная работа позволила подготовить работы со всеми обучающимися класса. Пять лучших работ выбрали на школьную научно – исследовательскую конференцию.
Результатом работы в этом направлении стало представление работ на Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио».
Работа по теме « Выращивание кристаллов в домашних условиях» - размещена на личном сайте в проекте одарённые дети «Алые паруса».
Итогом проектной и исследовательской деятельности стало результативное участие в региональном конкурсе «Виртуальная мультимедийная энциклопедия сказок», где группой ребят была создана медиа-сказка «Колосок». За эту работу был получен Диплом второй степени
Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные уроки, предполагающие выполнение исследовательских заданий, а также коллективные проекты дали вполне конкретные результаты, а именно:
- Выявлены позитивные изменения в динамике таких показателей, как уровень учебной мотивации и повышение уровня словарного запаса учащихся.
2) Ребята стали более успешны в ключевых компетенциях
3)Школьники начали активно участвовать в творческой проектной деятельности;
Хочется отметить, что по окончании четвёртого класса более 50% учащихся вовлечены в проектную, исследовательскую деятельность. Ученики пробуют силы и применяют полученные в школе знания в новых нестандартных ситуациях.
Участие во Всероссийских конкурсах, размещение творческих работ на Международном фестивале «Апельсин», в конкурсах, которые проводит станция юных натуралистов и заповедник, а также во всех школьных конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""
Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность младших школьников"
Обобщение по теме самообразования...
Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе". К конкурсу "Учитель года - 2016"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе"...
Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знани...
Обобщение опыта по теме «Проектная и исследовательская деятельность в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».
Значение проектной и исследовательской деятельности в начальных классах....