Обобщение опыта по теме:«Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной работе»
статья на тему

Паршина Наталья Александровна

В данном материале представлена работа с младшими школьниками во внеурочное время по таким направлениям как исследовательская и проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_po_teme.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме:

«Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной работе»

       Изменения в обществе требуют от человека быть  уверенным в себе, самостоятельным  в принятии решений, инициативным, способным к творческому мышлению.. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в  Вузе и на протяжении всей жизни. 

   Набрав  первоклассников,  я столкнулась с проблемой. По результатам диагностики, отмечался низкий уровень мотивации учебной деятельности, низкий уровень словарного запаса.  Дети не умели самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации, отмечался так же низкий уровень организаторских и коммуникативных умений.

 А как следствие, такие дети учатся с постоянным напряжением, учение лишено радости и удовлетворения.

И передо мной встал вопрос: как сделать, чтобы учение приносило удовольствие от полученных знаний, чтобы каждый день, проведенный в школе, стал открытием чего-то нового, неизвестного, необходимого .

Один из путей решения этой задачи я нашла  в использовании  проектной и исследовательской деятельности. Так как она позволяет сформировать у обучающихся способность самостоятельно мыслить, получать  информацию, творчески осваивать новые способы занятия , видеть реальный результат и получать от этого положительные эмоции

       У каждого ребенка есть способности и талант.  Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это разумное руководство со стороны взрослых. 

Так как это направление во внеурочной работе было новым, всю деятельность я распределила на четыре года обучения.

1 класс – подготовительный этап

2 – 3 классы – основной этап

4 класс – итоговый этап

Первый класс — время знакомства с детьми. Уже в сентябре организовала «Гостиную знакомства» под девизом «Давайте познакомимся». И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку высказаться, рассказать о себе и о своих интересах. На этом этапе я ищу первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.

Постепенно начала задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований и выполнение первых проектных работ.

Здесь же привлекла в союзники родителей. На родительском собрании был проведён мастер - класс «Что такое проектная деятельность», для того, чтобы родители стали активными помощниками.

          Со второго класса, работала над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

С ребятами учились проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Всё это позволяет сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта.  

Так обучающиеся моего класса работали над созданием творческих проектов  «Озеро Байкал»,

«Наша Армия сильна»,

«Добрые слова для мамы» - книжка – малышка к празднику мам, «Моя школа».

 «Правила школьника»- комплексная работа для первоклассников, творческий проект «Наши мамы» - ко Дню Матери, спектакли :

 «Репка», «Храбрый заяц» в рамках литературной недели и т.д.

       Самой большой работой  стало создание в 3 классе проекта  – это клуб «Дорогою добра». В течение 2-х лет   была организована работа в следующих направлениях, которые мы выбрали совместно с детьми:

-взаимопомощь внутри коллектива;

-помощь тем, кто в ней нуждается (пожилым людям и общение с ними) (Творческие встречи)

 «Тимуровец» (концерты. конкурсы, поздравления, общение, оказание помощи в быту и т.д.)

- забота о  животных.

 - трудовой десант

  Работая в данных направлениях, мы с ребятами создавали различные проекты , которые имели выход на социальнозначимый результат.

Проект в проекте

По первому направлению были сделаны проекты «Памятки для выполнения домашних заданий», «Здоровый образ жизни»,

КТД «Если добрый ты»,

«Толерантность – это дружба»

Работая в   направлении «Тимуровец» нами был подготовлен спектакль «Вольный ветер»  не только для близких людей, но и жителей микрорайона.

 Проект «Открытка ветерану».

После защиты открыток. ребята участвовали в празднике, посвящённом Дню Победы, где имели возможность самолично подарить открытки ветеранам.

          Несколько проектов было объединено экологической темой.

Это коллективная работа «Животные заповедника «Витимский»,

   спектакль для первоклассников «Скворец и воробей»,

изготовление кормушек,Праздник птиц .

       Эти проекты явились основой для участия в акции  «Покормите птиц» и

конкурсе «Единым маршем» в рамках природоохранной акции «Марш парков», организованной государственным заповедником «Витимский».

        Со специальными проектами ребята участвовали в конкурсе, организованном станцией юных натуралистов «Усы, лапы, хвост». Где представили мультимедийные  работы о своих питомцах.

       Трудовая деятельность осуществлялась в таких проектах, как Слайд33 операция «Уют» и  «Чистота». 

В завершении ребята  стали участниками акции «Мы за чистый город».

          Кроме работы клуба, в этот период мы тесно взаимодействовали с детской библиотекой. Соответственно и проекты были посвящены творчеству писателей: «В гостях у дедушки Корнея», праздники «Спешите делать добро» по произведениям А.Л.Барто, «Земля Сибирская»- по рассказам В.Распутина.

Сейчас я продолжаю работу по проектной деятельности с первоклассниками.

Мы с ребятами уже  стали участниками нескольких творческих проектов. Например – коллективный проект « Недаром помнит вся Россия…». Самые лучшие работы из этого проекта были представлены на районный конкурс с одноименным названием. Две из которых заняли  призовые места.

  Кроме этого ребята подготовили специальные проекты по темам «Любимое число» и «Азбука», которые будем защищать на школьной научно-исследовательской  конференции.

    С помощью метода проектов мои дети обучаются:

  • выявлять и формулировать проблемы;
  • проводить их анализ;
  • находить пути их решения;
  • работать с информацией;
  • находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
  • применять полученную информацию для решения поставленных задач.

      Работа над проектами обогащает детей новыми знаниями, побуждает и укрепляет  в них интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, развивает творческий потенциал, учит работать сообща.

    Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности обучающихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.

Начиная со 2 класса, мои ученики пробуют свои силы в исследовательской работе.  

Все исследовательские работы и проекты обучающиеся выполняют по данному плану:

  1. Актуализация проблемы и выбор темы исследования;
  2. Выработка гипотезы и выбор методов исследования;
  3. Изучение литературы, сбор и обработка информации;
  4. Анализ и обобщение полученных материалов;
  5. Подготовка отчёта, защита работы.

               Начало было нелёгким. Подбирали с ребятами темы, ставили цель, задачи, но дальше работа продвинулась только с двумя учащимися«История одного слова» и «История развития компьютера».   На следующий год ещё две работы: («Кто и когла изобрёл зонт и для чего?», «Каким был первый фотоаппарат?»   Все работы были представлены на школьную  научно – исследовательскую конференцию.   В прошлом  учебном году  появилась возможность вести факультативный  курс «Я - исследователь», (автор Савенков).

       Целенаправленная работа  позволила подготовить работы со всеми  обучающимися  класса. Пять лучших работ выбрали на школьную  научно – исследовательскую конференцию.

          Результатом работы в этом направлении стало представление работ на Всероссийском  фестивале исследовательских и творческих  работ «Портфолио».

           Работа по теме « Выращивание кристаллов в домашних условиях» - размещена на личном сайте  в проекте одарённые дети «Алые паруса».  

        Итогом  проектной и исследовательской деятельности  стало результативное  участие в региональном конкурсе «Виртуальная мультимедийная энциклопедия сказок», где группой ребят была создана медиа-сказка «Колосок». За эту работу был получен Диплом второй степени

    Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные уроки, предполагающие выполнение исследовательских заданий, а также коллективные проекты дали вполне конкретные результаты, а именно:

 

  1. Выявлены позитивные изменения в динамике  таких показателей, как уровень учебной мотивации и повышение уровня словарного запаса учащихся.

 

2) Ребята стали более  успешны в ключевых компетенциях

 

3)Школьники начали активно участвовать в творческой проектной деятельности;

 Хочется отметить, что по окончании четвёртого класса более 50% учащихся вовлечены в проектную, исследовательскую деятельность. Ученики  пробуют силы и применяют полученные в школе знания в новых нестандартных ситуациях.

Участие во Всероссийских конкурсах, размещение творческих работ на Международном фестивале «Апельсин», в конкурсах, которые проводит станция юных натуралистов и заповедник, а также во всех школьных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе". К конкурсу "Учитель года - 2016"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе"...

Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".

В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знани...