Обобщение опыта работы по использованию проектной и исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся начальных классов
статья по теме

Пасечник Марина Геннадьевна

Обобщение материала по работе над проектной и исследовательской деятельностью учащихся начальных классов. В тексте отражены формы и методы используемые мной во внеурочной деятельности.  В используемой мною программе предусмотрен диалог с ребёнком. наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до предоставления и защиты полученных результатов.Вся работа направлена на развитие у каждого своего собственного неповторимого стиля работы, способности к самостоятельному мышлению, творческому решению жизненных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektnoy_i_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Квитокская средняя общеобразовательная школа №1

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО    ВНЕУРОЧНОЕ    ВРЕМЯ ".

( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

                                                                                              Подготовила:

                                                                                                  Пасечник Марина Геннадьевна

        

2014-2015  уч. год

Глобальные изменения в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах современного общества требуют развития новых способов образования и воспитания, педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, навыков самостоятельного разрешения возникающих в жизни проблем. Данный подход требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в воспитательный контекст образовательного учреждения методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Теоретической основой исследовательской деятельности  являются идеи профессора педагогики Уильяма Херда Килпатрика, который разработал широко известную в мировой педагогике  проектную  систему обучения. Суть её заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых  занятиях начального обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы  «Школа 2100», методику организации проектной деятельности младших школьников, методику и программу исследовательского обучения младших школьников, автора Александра Ильича Савенкова.  Поэтому среди всех была выбрана именно она.

В программе предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три подпрограммы:

       Подпрограмма «Тренинг»

       Подпрограмма «Исследовательская практика»

       Подпрограмма «Мониторинг»

В ходе реализации программы нами используются:

Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенков и

Рабочая тетрадь для младших школьников «Я - исследователь» А.И.Савенков. Самара «Учебная литература»2014г   (Слайд 2)

   Основными задачами программы является формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и связей. Исходя из этого, нельзя не осознать важность внедрения её в образовательный и воспитательный процессы.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

В нашей школе, для того чтобы внеурочной деятельностью были охвачены все дети начальных классов, было принято решение сформировать разновозрастные группы. Это удобно ещё и потому, что более взрослые дети помогают младшим понять и присвоить информацию с занятий. Работа осуществляется с опорой на материал рабочей тетради, где рассматриваются последовательно все этапы работы учащихся над проектом:

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) (Слайд 3)

II этап: Сбор и обработка информации (Слайд 4, 5)

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации;

программа действий;

разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)

представляют проект на конференции

оформляют портфолио

готовят стендовую защиту

разрабатывают электронную презентацию и т.д. (Слайд 6)

VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)(Слайд 7)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Деятельность учащихся в проекте может быть индивидуальная, парная или групповая. Работа выполняется в течение определённого (заданного) отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.

Предлагаю детям объединяться в группы по интересам для проектирования в группах коллективных творческих дел, тематических классных часов, диспутов, дебатов, викторин, концертов, спектаклей и кружков и др.

Проектируя совместно с детьми разнообразные воспитательные мероприятия, важно предварительно провести с детьми тренинг по овладению навыками проектировочной деятельности, по сотрудничеству в команде: как слушать и слышать друг друга, не перебивать, не критиковать выступающего, уметь находить позитивное в высказываниях своих товарищей. Выступая, предлагать новые, нестандартные идеи, высказывать их так, чтобы увлечь ими других членов команды; предлагая идею, учить детей определять пути её реализации, прививать умение брать ответственность на себя.

Вся проектная деятельность с детьми организуется по принципу: « не для детей, а вместе с детьми».

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. Включать школьников в проектную деятельность постепенно начинаем с первого класса. Возможны не только групповые, но и индивидуальные проекты. Сначала это могут быть творческие проекты: рисунки, книжки – малышки, сборники загадок, мини-сочинения и т.п. Постепенно уровень выполнения работы заметно повышается.  Однако уровень выполнения проекта может быть разным у детей.

Длительность выполнения проекта –  1 урок  (в 1 классе), возможна неделя (творческое шоу), 1 урок или одна-две недели (во 2 классе) и переходим к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс). В результате в первом классе снижается тревожность, быстрее проходит адаптация школьников. Помощь и понимание важности сути проекта со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

В 1-ом классе проектный метод помог  в сплочении коллектива. Так, необходимо было подготовить номер для поздравления мам. На первом этапе - подготовительном - решили подготовить спектакль по русской народной сказке «Репка». (Слайд 8,9)

Целью данного проекта было развитие умения говорить правильно, соблюдая интонацию и участие всего класса в спектакле.

На этапе планирования были распределены роли (по желанию детей). Каждый ученик, имеющий свою роль в спектакле, определил оформление (костюм).

Далее шли репетиции. Дети были увлечены данным процессом.

И вот этап защиты проекта – выступление на школьной сцене.

Результат был очевиден. Увлеченность, ответственность, умение выразительно донести до зрителей слова героев, эмоции – все это было достигнуто.

Этапы:

1.        Совместное принятие идеи: подготовить творческое выступление классного коллектива – постановку спектакля на школьной сцене.

- Что надо сделать? (Мотивация, планирование, чтение)

- При постановке спектакля, какие роли важны? (художники, декораторы, артисты, портные…) (Слушание, обобщение, самоконтроль.) Распределение ролей дает возможность каждому ребенку принять участие в спектакле.

2.        Художники – рисуют афишу, декорации (Чтение, обобщение, самоконтроль). Актеры воплощают образы персонажей (Чтение, обобщение, самоконтроль)…

3.        Презентация проекта – выступление.

4.        Рефлексия. (Общее впечатление.  Как получилось? На чем можно было еще поработать? Как помогали друг другу?..)

В плане воспитательной работы во 2-ом классе было запланировано проведение Недели профориентации. Над темой проекта долго не задумывались. После экскурсии в магазин и беседы родителей о профессии на классном часе, дети сами предложили сделать проект – газету «Профессии мам и пап». После распределения на группы,   и выбора ответственного,  дети распределили в группе деятельность каждого (в это потребовалась помощь учителя: один ученик готовит пословицы о труде, второй находит фотографии, третий -  пишет стихотворение, четвертый пишет сочинение «Кем я хочу стать», пятый рисует…)

 Результат: выставка газет и выход с ними в другой класс с целью обмена опытом. (Слайд 10, 11)

В этом же году был реализован индивидуальный литературный проект «Сказка, которую написал Я». (Слайд 12)и индивидуальный творческий проект «Я и моя семья» (Слайд 13)

В  3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Это могут быть практико-ориентированные, творческие, информационные с исследовательской, поисковой, творческой или прикладной деятельностью. Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них, поэтому проектная деятельность способствует социализации личности, формированию активной гражданской позиции, нравственному воспитанию.

На начало года было решено подготовить проект по теме «Я и моё имя». Срок реализации конечного результата – конец ноября.

На занятиях, мы с ребятами, выработали правила  успешности проектной деятельности.  (Слайд 14)

•        В команде нет лидеров. Все члены команды равны

•        Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание

•        Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

Метод проектов позволил мне: показать детям, как находить некую значимую для них проблему и решать её путем творческого поиска и применения интегрированного знания; подвести ребят к осмыслению значимости предполагаемых результатов в практической, творческой и познавательной деятельности;

развить творческие, исследовательские способности и применять их на практике; познакомить  детей с алгоритмом выполнения этапов проекта;

создать условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора.

Система внеурочной проектной деятельности, позволяет сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов.

Вся работа направлена на развитие у каждого своего собственного неповторимого стиля работы, способности к самостоятельному мышлению, творческому решению жизненных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учениковПри умелом использовании , ИКТ помогают учителюне только  разнообразить урок, но и экономить вре...

Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...

Сообщение на педагогическом совете «Использование проектов в начальной школе для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся».

Организация проектной деятельности является одним из условий максимально эффективного развития младших школьников. Именно в этом заключается актуальность данной темы....

Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...