Педагогический проект в рамках конкурса "Учитель года 2012"
методическая разработка по теме

 

Мой педагогический проект называется «Развитие творческих способностей на основе визуального мышления».В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.      В результате изучения опыта работы начальной школы, полученных результатов, я пришла к выводу, что есть технологии, помогающие использовать более полно возможности детского мышления, а следовательно и получать более эффективные результаты в обучении и воспитании.

     С помощью инструментов и методик визуального мышления я могу соединить логическую и творческую часть процесса обучения. Это позволяет стимулировать мышление и творческие способности. Этим обуславливается актуальность проекта.

Цель проекта

  Развитие творческих и мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни

Задачи проекта

·         Формирование нового стиля мышления

·         Развитие базовых качеств личности

·         Стимулирование самостоятельной творческой деятельности

·         Создание банка эффективных методов визуального мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_proekt.docx44.95 КБ
Файл p_a_s_p_o_r_t.docx32.41 КБ
Файл prilozhenie_2.docx162.65 КБ
Файл prilozhenie_3.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 7

г. Минеральные Воды

учителя

начальных классов

Прутян Виктории Маисовны

Слайд 1.

Учитель – это тонкая работа.

Он – скульптор, он – художник,

Он – творец.

Не должен ошибиться ни на йоту,

Ведь человек – труда его венец.

- Я рада приветствовать всех участников конкурса.

Слайд 2.

Вот уже 11 лет я работаю в школе № 7 учителем начальных классов. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направить ее в нужное русло. Только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают мне проложить тропинку к детским душам.

Слайд 3.

Мой педагогический проект называется «Развитие творческих способностей на основе визуального мышления». В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.

Слайд 4.

   Часто встает вопрос о том, как можно более эффективно организовать работу учащихся в целом и работу с информацией в частности, а кроме этого еще и развивать творческие способности. Появляются сложности с тем, чтобы выделить самое главное из огромного информационного потока. А потом сохранить это и воспроизвести.

     В результате изучения опыта работы начальной школы, полученных результатов, я пришла к выводу, что есть технологии, помогающие использовать более полно возможности детского мышления, а следовательно и получать более эффективные результаты в обучении и воспитании.

     С помощью инструментов и методик визуального мышления я могу соединить логическую и творческую часть процесса обучения. Это позволяет стимулировать мышление и творческие способности. Этим обуславливается актуальность проекта.

Слайд 5.

Цель проекта

  Развитие творческих и мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни

Задачи проекта

  1. Формирование нового стиля мышления
  2. Развитие базовых качеств личности
  3. Стимулирование самостоятельной творческой деятельности
  4. Создание банка эффективных методов визуального мышления

Концептуальные положения

Концептуальной основой моего проекта являются общепедагогические технологии развития критического и визуального мышления, школа творчества Игоря Павловича Волкова, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Сауловича Альтшуллера.

Данный проект долгосрочный рассчитан на 4 года обучения (1-4 классы)

Слайд 6.

Проект организован по трем этапам

Подготовительный этап – разработка основных направлений деятельности участников проекта (учителей, родителей, педагогов дополнительного образования, учащихся), так называемый паспорт проекта(Приложение № 1) выявление и учет индивидуальных творческих способностей.

Основной (деятельностный)- Развитие творческих способностей на основе визуального мышления

  1. Создание учебных предметных моделей (переход от реалистичного изображения к абстрактных схемам, рисункам)
  2. Разработка творческих проектов
  3. Участие в творческих конкурсах и олимпиадах
  4. Создание базы творческих работ учащихся.

Заключительный – сравнительный качественный анализ развития умений и навыков младшего школьника, создание банка наиболее эффективных приемов и методов технологии визуального мышления, оценивание результатов творчества.

Слайд 7.

 Для того, чтобы помочь ребятам «определить» свои способности, а также выявить уровни развития различных сфер своих учеников, на подготовительном этапе проекта я провела исследование способностей детей на основе авторской методики Д.Р. Ганчуковой, педагога дополнительного образования Новосибирской области. Все задания были направлены на исследования уровня развития графомоторных навыков детей, пространственного восприятия и эмоциональной отзывчивости детей в изобразительной деятельности (Приложение № 2)

Слайд 8.

Работы отслеживала по следующим критериям:

1.        Развитие пространственных представлений:

  1. ориентация на листе (верх - низ, лево - право), в пространстве (близко - далеко), соотношение и наличие частей, деталей;

2.        Развитие восприятия цвета, формы:

3.        Соотношение изображения эталонному образцу:

4.        Развитие графомоторных навыков:

  1. си ла, амплитуда, скорость и ритмичность движений;

5.        Развитие творческих возможностей:

Как ребенок проявляет творческую инициативу, оригинальность, вырази тельность, готовность к принятию ответственности, настойчивость и изобретательность в достижении цели;

На основании полученных данных я сделала вывод о развитии тех или иных изобразительных умений ребенка, его склонности к изобразительной деятельности в целом.

Слайд 9.

Сейчас проект находится на основном этапе работы. Приведу примеры наиболее интересных и удачных приемов. У учащихся начальных классов преобладает наглядно-образное мышление. Младшие школьники мыслят образами, визуальными образами. Проще говоря, картинками. При этом, чем более эмоционально этот образ окрашен, тем сильнее он остается в памяти ребенка. Технология развития визуального мышления располагает огромным арсеналом приемов и стратегий, которые можно использовать на разных этапах урока.

Так во втором классе на уроке русского языка при изучении нового материала «Тема и основная мысль текста» мы с ребятами создавали учебную предметную модель для понятия «текст». (Приложение № 3)

Первый технологический этап – индивидуальное создание гипотезы. Учитель предлагает ребус. Дети отгадывают слово «игрушки». Называют, какие игрушки изображены.

Слайд 10.

Далее в процессе актуализации знаний учащиеся вспоминают, чтобы назвать предметы, признаки, действия, нам нужны… слова. Чтобы выразить свою мысль или чувство, мы строим…предложение, что высказывания, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль - это текст.

На втором этапе – работа в парах идет определение: какая из игрушек больше подойдет на роль предметной модели любого текста? Почему? А на третьем этапе – афиширование – учащиеся доказывают, почему выбрали ту или иную игрушку.

Слайд 11.

Приходим к выводу, что на роль предметной модели текста подходит пирамида. Рассматриваем, какие части есть у игрушки? (Кольца, стержень, колпачок). В течение урока узнаем, какие понятия являются стержнем текста. Рефлексия (на частях пирамиды подписываются новые термины и их определения)

Слайд 12.

 На уроках литературного чтения часто использую прием «Выглядит, как… Звучит, как…». Этот прием работает хорошо на смысловой стадии, направлен на присвоение «понятий, терминов», учит детей словесному рисованию. Кроме того, составленные на основе этого приема изографы помогают запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами. Ребята очень любят придумывать ассоциации и фиксировать их в виде схемы или рисунка.

Слайд 13.        

   Для того, чтобы повысить познавательный интерес, я предлагаю учащимся на уроках карточки для индивидуальной работы, выполненные на разных геометрических фигурах разных цветов (основываясь на ранее проведенных опросах), используя предметные картинки. Так оказалось, что больше всего детям нравятся зеленый, красный, желтый цвета. Эти элементарные визуальные предпочтения помогают ученику положительно настроится на предлагаемую работу.

Слайд 14.

    В рамках проекта большое внимание отводится творческой «писательской» деятельности детей, которая отражает их способность мыслить словесно-художественными образами. Причем свои произведения ребята представляют в виде комбинированной работы – мини-проекты: книжки-малышки, иллюстрированные журналы. Несколько человек из класса регулярно знакомят нас со своим литературным творчеством: сказки, рассказы, загадки собственного сочинения. Наглядный пример выполненных работ стимулирует и других учащихся класса. Они хотят участвовать в творческих заданиях, стараются отличится.

Слайд 15.

В арсенале технологии визуального мышления, также как и во многих других общепедагогических технологиях, есть так называемая «система погружения». Например, изучение блока «Устное народное творчество» я провожу параллельно по всем предметам, т.е. «погружаю» в мир фольклора: на литературном чтении мы знакомимся с жанрами устного народного творчества, находим мотивы для народных промыслов, которые затем воплощаем на уроках изобразительной деятельности, трудового обучения. Выполненные поделки (например, матрешки) мы используем на уроках математики в качестве раздаточного материала при решении и составлении задач. Знание истоков устного творчества помогает на уроках русского языка понимать смысл пословиц и поговорок, писать их более грамотно. Дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: словесное, изобразительное и цветовое решение, материал, назначение.

Слайд 16.

     В ходе проекта, я разработала программу дополнительного образования детей «Палитра детства», основная цель которой развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства, техникой  модульного оригами и элементарными приемами техники квилинга, как художественного способа конструирования из бумаги. Программа прошла рецензирование СКИПКРО в 2011 году, включена в сборник Программ дополнительного образования детей.

Слайд 17.

Без взаимодействия с родительской общественностью система работы над проектом была бы неполной. Для вовлечения родителей в процесс обучения провожу тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, привлекаю к созданию необходимых декораций, наглядности, портфолио учащихся. Родители с удовольствием участвуют в жизни класса, выполняют с ребятами совместные проекты, оказывают помощь в работе отряда «Агенты 01», созданного на базе класса. Традицией класса стала встреча с родителями – представителями разных профессий (в гостях уже побывали детский библиотекарь, врач, сотрудник ГИБДД). Наглядный пример – лучшее средство обучения и воспитания.

Слайд 18.

Оценивание результатов происходит постоянно: похвала за любую инициативу, публикация работы (несколько учеников являются участниками интернет проекта для одаренных детей «Алые паруса») , выставка работ, награждение грамотами, дипломами, присвоение званий. Но главным подведением итогов является заполнение Творческой тетради каждым учеником. Идея  взята из системы И.П. Волкова, который разработал творческие книжки школьника. Моя творческая тетрадь – это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие)работы, выполненные сверх учебной программы. Например, участие в выставках и конкурсах, сообщения, музыкальные выступления. По окончании определенного периода тетрадь заверяется классным руководителем или другими лицами.

Слайд 19.

Работа над проектом продолжается, так как сферы применения визуального мышления очень разнообразны.

  1. Если возникла учебная проблема и нужно найти лучший способ решения
  2. Если вы хотите, чтобы дети создавали новые идеи
  3. Если вы хотите, чтобы они более эффективно делились своими мыслями с другими детьми
  4. Если вы хотите сделать обучение чему-либо более интересным и быстрым

Тогда визуальное мышление – это для вас. Как говорится: «Картинка стоит тысячи слов!»

Слайд 20.

Материалы данного проекта, а также другие разработки и творческие работы мои и моих учеников можно найти на моем сайте. Буду рада увидеть Ваши комментарии, советы и отзывы. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

П А С П О Р Т

педагогического проекта

учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 7

г. Минеральные Воды

Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на основе визуального мышления»

Цель проекта

  Развитие творческих и мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни

Задачи проекта

  1. Формирование нового стиля мышления
  2. Развитие базовых качеств личности
  3. Стимулирование самостоятельной творческой деятельности
  4. Создание банка эффективных методов визуального мышления

Концептуальные положения

Концептуальной основой моего проекта являются общепедагогические технологии развития критического и визуального мышления, школа творчества Игоря Павловича Волкова, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Сауловича Альтшуллера.

Продолжительность проекта: долгосрочный рассчитан на 4 года обучения (1-4 классы)

Подготовительный этап – разработка основных направлений деятельности участников проекта (учителей, родителей, педагогов дополнительного образования, учащихся), так называемый паспорт проекта(Приложение № 1) выявление и учет индивидуальных творческих способностей.

Основной (деятельностный) - Развитие творческих способностей на основе визуального мышления

  1. Создание учебных предметных моделей (переход от реального изображения к абстрактных схемам, рисункам)
  2. Разработка творческих проектов
  3. Участие в творческих конкурсах и олимпиадах
  4. Создание базы творческих работ учащихся.

Заключительный – сравнительный качественный анализ развития умений и навыков младшего школьника, создание банка наиболее эффективных приемов и методов технологии визуального мышления, оценивание результатов творчества (творческая тетрадь)

Принципы реализации проекта:

  1. Приоритет интересов каждого обучающегося и учет его интеллектуальных и психофизических особенностей
  2. Непрерывность образования (обучение, развитие, воспитание)
  3. Обеспечение комфортной эмоциональной среды

Способы освоения содержания проекта:

  1. Занимательный (формирование интереса к деятельности)
  2. Репродуктивный (овладение знаниями, умениями, навыками
  3. Креативный (поисково-исследовательский)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Для успешной реализации данного проекта используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, метод примера.

2. Наглядные методы: использование подлинных вещей; просмотр фотографий, поделок, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.

3.         Практические методы: ролевые игры; изготовление предметов
(открыток, поделок, украшений); выполнение рисунков; экскурсии на
выставки.

  1.  Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные и ролевые игры, выставки и персональные выставки); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).
  2.  Методы контроля: теоретические и практические задания, тестирование, самоконтроль, ролевые игры.
  3.  Методы создания положительной мотивации обучаемых:

  1. эмоциональные:      ситуации     успеха,      поощрение     и   порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью

  1. волевые:  предъявление   образовательных   требований, формирование ответственного  отношения к получению  знаний;  информирование  о прогнозируемых результатах образования.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Исследование творческих способностей детей

Задания

  1. Раздели лист пополам прямой горизонтальной линией,
  2. Раздели лист на три части двумя вертикальными линиями.
  3. В левой верхней части листа нарисуй треугольник.
  1. Если тебе нравится рисовать, раскрась треугольник в красный цвет; если не очень нравится -в синий; совсем не нравится - в черный.
  1. В средней верхней части листа нарисуй квадрат.
  1. Если тебе кажется, что ты умеешь хорошо рисовать, раскрась квадрат в красный цвет; не очень - в синий; если тебе кажется, что совсем не умеешь - в черный.
  1. В правой верхней части листа нарисуй круг.
  1. Представь, что это волшебный шар. Если бы он был волшебным, как бы он был раскрашен? Раскрась.
  1. В левой нижней части листа нарисуй человека - мальчика или девочку,
  1. В средней нижней части листа нарисуй любое животное.
  2. В правой нижней части листа нарисуй любой транспорт.

  1.    задания 1-3, 5, 7, 9,10,11 направлены на исследование уровня развития пространствен ных представлений ("пополам", "левый", "верхний" и т. д.);
  2. задания 3-8 - исследование уровня развития восприятия цвета, формы;
  3. задания 3,4, 7 - исследование способности соотносить изображение эталонному образцу;
  4. задания 8-11 - исследование творческих возможностей.

По итогам исследования необходимо заполнить бланк, в котором проставляются отметки, обозначающие уровни развития у ребенка тех или иных навыков, а именно:

  1. В - высокий уровень (3 балла);
  2. С - средний уровень (2 балла);
  3. Н - низкий уровень (1 балл).

Динамика отслеживается по следующим критериям:

1.        Развитие пространственных представлений:

  1. высокий уровень - ребенок свободно, без ошибок ориентируется на листе (верх - низ, лево - право), в пространстве (близко - далеко), точно соблюдает соотношение и наличие частей, деталей;
  2. средний уровень - не всегда точно ориентируется на листе, в соотношении и наличии ча стей, деталей, их расположении в пространстве;
  3. низкий уровень - не ориентируется на листе и в пространстве, не соблюдает соотношение частей, деталей.

2.        Развитие восприятия цвета, формы:

  1. высокий уровень - различает основные и вспомогательные цвета, формы;
  2. средний уровень - различает основные цвета и формы, вспомогательные - не всегда;
  3. низкий уровень ~ не различает ни основные, ни вспомогательные цвета и формы.

3.        Соотношение изображения эталонному образцу:

  1. высокий уровень - изображение соответствует образцу;
  2. средний уровень - в целом изображение соответствует образцу, но есть небольшие по грешности;
  3. низкий уровень - изображение не соответствует образцу.

4.        Развитие графомоторных навыков:

  1. высокий уровень - движения у ребенка точные, прослеживается хороший контроль за си лой, амплитудой, скоростью и ритмичностью движений;
  2. средний уровень - не всегда отмечается точность движений, регуляция их силы, амплитуды, скорости, ритмичности и контроля за ними;
  3. низкий уровень - движения неточные, нет контроля за силой, амплитудой, скоростью и рит мичностью движений, постоянно пользуется ластиком.

5.        Развитие творческих возможностей:

  1. высокий уровень - ребенок проявляет творческую инициативу, оригинальность, вырази тельность, готовность к принятию ответственности, настойчивость и изобретательность в достижении цели;
  2. средний уровень - иногда проявляет творческую инициативу, с удовольствием принимает участие в предлагаемых творческих заданиях, стремится улучшить свои изобразительные навыки;
  3. низкий уровень - не проявляет творческой инициативы, отказывается от творческих зада ний или не доводит их до конца. На основании полученных данных я сделала вывод о развитии тех или иных изобразительных умений ребенка, его склонности к изобразительной деятельности в целом. Кроме того, это помогает при распределении поручений в коллективе – кому комфортнее в каком экипаже

Бланк  исследования 2 В класса

2011-2012 уч.год

Художественные умения и навыки ребенка

Ф. И. ребенка

Итого

Авакян

Авдалян

Андриян

Архангельский

Аниськов

Басова

Берк

Безносенко

Васин

Величкин

Гуторов

Ефимов

Иванова

Кезимова

Клименко

Кожемякин

Курилова

Кривощеков

Лебедев

Литвиненко

Микаилова

Попович

Степаненко

Тамаева

Халафян

Цховребова

Яковлева

Высокий

Средний

Низкий

Уровни развития художественных умений и навыков

Кол.чел.

Развитие пространственных представлений (задания 1-3, 5, 7, 9, 10, 11)

в

с

с

с

в

в

с

с

с

н

в

н

с

н

н

с

с

с

с

в

н

с

в

н

н

в

с

7

13

7

Развитие восприятия цвета, формы (задания 3-8)

в

с

в

с

в

в

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

в

с

с

с

с

с

в

с

с

с

с

6

21

-

Соотношение изображения эталонному образцу (задания 3,4,7)

в

с

в

с

с

в

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

в

с

с

с

с

с

в

в

с

с

с

6

21

-

Развитие графомоторных навыков

(все задания)

в

н

в

с

с

в

с

с

с

с

с

н

в

с

с

в

в

с

н

с

с

с

с

с

с

с

в

7

17

3

Развитие творческих возможностей (задания 8-11)

в

с

в

с

с

в

в

с

в

с

с

с

в

с

с

с

в

с

с

с

с

с

в

с

в

с

с

9

18

-

  1. Нравиться рисовать-22 человека                                                                                                                                              
  2. Не очень нравится -3 человека
  3. Вообще не нравится – 2 человека
  4. Умею хорошо – 12 (5 завысили)
  5. Не очень хорошо – 13 (3 занизили)
  6. Не умею – 2 человека


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Создание учебной предметной модели на уроке русского языка

        

Технологические этапы

Действия учителя

Действия учеников

Самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы)

к

-Догадайтесь, что нарисовано на обратной стороне карточки с ребусом?

И 

Называют слово игрушки

-Рассмотрите картинки игрушек

Рассматривают рисунки мяча, кубиков и детской пирамидки

Подготовительный этап:

  1. Чтобы назвать предметы, признаки, действия, нам нужны… слова.
  2. Чтобы выразить свою мысль или чувство, мы строим…предложение.
  3. Каким научным словом называют высказывания, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль? Текст

-Определите, какая из игрушек больше подойдет на роль предметной модели любого текста? Почему?

Работа в парах (или в группах)

- Какую игрушку и почему выбираете на роль условной предметной модели текста?

Обсуждение и выбор игрушки

Афиширование

- К какому выбору пришли?

Выступления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект ТЕМА: «Развитие вычислительной деятельности младших школьников в рамках УМК «Гармония»

Особенность УМК «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой - органичное соединение положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. Основные задачи: - развивает...

Педагогический проект на тему: "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК "Планета знаний"

УМК "Планета знаний" привлекает меня чёткостью построения содержания курса, направленного не только на обработку знаний, умений и навыков, но прежде всего на развитие логического мышления....

Педагогический совет в рамках конкурса "Учитель Года 2017"на тему "Традиции и новации в современном образовании: за и против"

знакомство с опытом работы школы по использованию инновационных технологий в воспитательном    процессе...

Представление педагогического опыта в рамках конкурса "Учитель года 2018"

Представление педагогического опыта в рамках конкурса "Учитель года 2018"...