Технология проектов в начальной школе
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.rar | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Технология мини – проектов в начальной школе
Вся наша жизнь складывается из различных проектов. Одной из задач учителя начальной школы - научить ребенка успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Как этого можно достигнуть?
(Слайд №1)
Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе, что дети ещё слишком малы и говорить о полноценной проектной деятельности не приходится. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает в работе учителя начальных классов метод проектов. (Слайд №2)
Технология проектирования – это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. (Слайд №3)
Главными целями введения проектной технологии в начальную школу являются:
- Развитие интереса к предмету;
- Приобретение исследовательского опыта;
- Развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;
- Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
- Получение дополнительных знаний по теме;
- Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
(Слайд №4)
Типы проектов существуют самые разные. Разумеется, чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников и т.д.
Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.
(Слайд №5)
- «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
- Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
- Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.
В проектной технологии чаще всего используются долгосрочные проекты.
Но иногда, затягивание времени может привести к потере интереса младшего школьника к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и просто в дальнейшем нежеланию участвовать в каких – либо проектах. Поэтому из-за отсутствия у детей 7-9 лет способностей к долговременной работе в одном направлении, выполнять проекты необходимо «на одном дыхании», т.е. на одном уроке.
Мини – проекты, как никакие другие соответствуют требованиям к организации проектной деятельности в начальных классах.
Известно, что проект – это пять П.
(Слайд №6)
Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Этапы работы над мини – проектом в режиме проектного обучения соответствуют этим принципам «Пяти П».
Можно выделить некоторые этапы работы над мини-проектом. (Слайд №7)
- Мотивационный.
- Планирующий.
- Информационно-операционный.
- Рефлексивно-оценочный.
Мини – проекты могут быть как персональными, так и групповыми. (Слайд № 8,9)
Преимущества персональных проектов:
| Преимущества групповых проектов:
|
Механизмы взаимодействия в группах могут быть разнообразными. (Слайд № 10)
- ролевое
- эстафетное
- диалогическое
- конвейерное
- через пары сменного состава
Формы продуктов проектной деятельности (Слайд № 11).
| Виды презентаций проектов. (Слайд № 12)
|
Как же оцениваются мини-проекты?
Критерии оценивания мини – проекта в начальных классах должны быть просты. (Слайд№13)
- Выполнение принятых этапов, законченность
- Качество изделия, его оригинальность
- Полнота раскрытия темы проекта
При организации проектной деятельности могут возникнуть и некоторые трудности:
1. Мониторинг. Необходимо знать, что ученик делает в период выполнения проектного задания. Но с другой стороны, - проект это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно, чтобы контроль не был слишком строгим и навязчивым.
2. Личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями связанными с личностью ученика, такими, как отсутствие интереса или мотивации, трудности межличностного общения.
(Слайд № 14)
Да, организовать в начальной школе такой сложный вид деятельности, как выполнение проекта задача не простая, требующая от учителя сил, значительного времени, энтузиазма. Но грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдывать эти затраты и даёт ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностнымым развитием ребёнка.
В чём же заключаются несомненные плюсы мини – проектов? (Слайд № 15)
- создаёт ситуацию успеха;
- ориентирует на быстрый практический результат;
- учит эффективно распределять время и экономно его использовать;
- быстро ориентироваться в ситуации;
- строить новые отношения в сотрудничестве;
- проявить свои организаторские способности.
- Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
- осуществляется преемственность.
В среднем звене дети уже готовы для выполнения более сложных и долговременных проектов.
В результате применения технологии мини-проектов у учащихся младших классов формируются следующие умения:
- Поисковые (исследовательские).
- Работа в сотрудничестве.
- Коллективного планирования.
- Менеджерские навыки.
- Коммуникативные.
- Презентационные.
(Слайд №16)
«Все люди одинаково успешно могут овладеть необходимыми областями знаний. Дело не в способностях, а в организации процесса обучения».
Сеймур Пейпурт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации).
С 1сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современны...
Метод проектов в начальной школе как технология 21 века и средство расширения внепредметных знаний учащихся гимназии.
Выступление на городском семинаре....
Рабочая программа по технологии 1-4 классы с УУД. Проект "Перспективная начальная школа"
Программа разработана на основе авторской программы по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.2: 192 с) ...
Технология метода проектов в начальной школе
Данная презентация говорит о метода проектов в начальной школе, истории возникновения проектного метода....
Гуманитарные технологии реализации исследовательских проектов учащихся начальной школы
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не...
Междисциплинарный проект в начальной школе с использованием технологии образовательной робототехники.
Обучение, построенное на межпредметной, интегративной основе способствует повышению уровня мотивации учащихся за счет удовлетворения их разнообразных образовательных интересов, что способствует расшир...
Статья "Технология проектов в начальной школе"
В данной статье рассматривается использование технологии проектов в начальной школе как один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках и внеурочное время....
Комментарии
Подробная и полезная
Подробная и полезная информация.