Гуманитарные технологии реализации исследовательских проектов учащихся начальной школы
статья на тему
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов.
Для решения проблемы реализации исследовательских умений учащихся на всех ступенях обучения в образовательный процесс школы внедряются гуманитарные технологии. Гуманитарные технологии — технологии самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств.
Гуманитарные технологии в школе обеспечивают эффективность стратегиям, направленным на успех, создают новое пространство взаимодействия, где «человек человеку человек». Именно поэтому гуманитарные технологии реализации исследовательских умений школьников рассматриваются как новая форма взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumanitarnye_tekhnologii.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманитарные технологии реализации исследовательских проектов учащихся начальной школы
Ученик – это не сосуд,
который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь…
Плутарх
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.
Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов.
Для решения проблемы реализации исследовательских умений учащихся на всех ступенях обучения в образовательный процесс школы внедряются гуманитарные технологии. Гуманитарные технологии — технологии самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств.
Гуманитарные технологии в школе обеспечивают эффективность стратегиям, направленным на успех, создают новое пространство взаимодействия, где «человек человеку человек». Именно поэтому гуманитарные технологии реализации исследовательских умений школьников рассматриваются как новая форма взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
Разработка и освоение гуманитарных технологий реализации исследовательских умений школьников является ведущей стратегией обновления образовательной программы. Предметное наполнение гуманитарных технологий развития исследовательских умений школьников регламентировано государственным образовательным стандартом общего образования.
Школа призвана воспитать инициативную личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения, следовательно, ключевой характеристикой школьного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Современная школа должна удовлетворить заказ государства и выйти на новое качество образования. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, - востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения.
В настоящее время созданы предпосылки (например: имеется положительный опыт реализации проектов: участие в федеральном конкурсе проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в своей учебной работе; усиливается интерес родителей к проектно-исследовательской деятельности детей) и условия (эффективное использование современных образовательных технологий: метод проектов, проблемно-диалогический метод; использование ИКТ в образовательном процессе; своевременное оказание помощи и педагогической поддержки учащимся, испытывающим трудности в обучении) реализации гуманитарных технологий в системе общего образования. Технология в образовательной практике - это поэтапная деятельность, максимально в единстве реализующая законы обучения, воспитания и обеспечивающая достижение поставленных целей. Особенность гуманитарных технологий заключена в том, что для достижения целей конструирование содержания и оценивание сопутствующих процессов осуществляется путем комплексного учета человеческих, временных и других ресурсов.
Выбор гуманитарных технологий обусловлен научно-методическими основаниями, к которым, прежде всего, отнесена методология гуманитарного познания. Следовательно, гуманитарные технологии в школе обеспечивают ребенку успешное, комфортное взаимодействие в среде и со средой.
Гуманитарные технологии являются разновидностью технологий социального взаимодействия, которые позволяют реализовать конкретный замысел при помощи определенных условий, средств и способов неконфликтного решения проблем. Именно поэтому гуманитарные технологии активно используют и реализуют воспитательные функции и функции сопровождения в образовательном процессе.
Ещё одним важным научно-методическим основанием является деятельностный подход к разработке гуманитарных технологий в школе, который определяет ориентацию на результат как системообразующий компонент взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Разработанная научная база реализации инновационной образовательной программы позволяет придерживаться единых требований, а именно: в гуманитарных технологиях раскрываются содержание основных исследовательских умений и пути их достижения с учетом возрастных особенностей школьников.
Для развития у детей успешного осуществления проектно-исследовательской деятельности необходимо сформировать у них следующие умения.
1)Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2)Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3)Навыки оценочной самостоятельности.
4)Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5)Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6)Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Модель реализации исследовательских проектов
в начальной школе
Этапы проектной деятельности | Примерные виды проектной деятельности | |
Подготовительный этап проекта | Создание замысла проекта и разработка структуры | Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающий и проблемные вопросы, ход проекта) |
Разработка и создание организационного материала | Разработка маршрута исследования; оформление пригласительных билетов для родителей и педагогов, дипломов (почетные грамоты, медали и т. д.) | |
Разработка и создание дидактического материала | Разработка: входной и выходной анкеты для первичного | |
Разработка и создание методического материала | Создание учебной презентации по теме исследования, web-сайта проекта; определение критериев оценивания проектов учащимися, родителями, педагогами | |
Этап реализации проекта | Организационный (подготовка) | Демонстрация на уроке презентации проекта; создание визитки исследовательской группы; заполнение входной анкеты; проведение первичного среза знаний по теме исследования |
Текущая рефлексия | Заполнение шаблонов рефлексии | |
Планирование | Корректировка маршрута исследования учителем совместно с учащимися | |
Поиск | Поиск информации в мультимедийной энциклопедии, справочнике, сети Интернет, электронном каталоге | |
Промежуточные результаты и выводы | Обработка информации, полученных данных с использованием электронных шаблонов; создание отчета о проделанной работе (презентация, стенгазета, альбом и др.); заполнение выходной анкеты, итоговый срез знаний по теме исследования | |
Текущая рефлексия | Заполнение шаблонов рефлексии | |
Защита проекта | Демонстрация отчета о проделанной работе; вручение грамот, дипломов | |
Рефлексия результатов проекта | Заполнение шаблонов рефлексии |
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Детальная проработка проблемы развития исследовательских умений школьников и возможностей её решения позволила сформулировать следующие выводы.
1. Результаты исследовательской деятельности на всех ступенях обучения в школе отражают характер универсальных умений, соотносятся с достижениями личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития.
2. Гуманитарные технологии в школе обеспечивают эффективность стратегиям, направленным на успех, создают новое пространство взаимодействия, где «человек человеку человек». Именно поэтому гуманитарные технологии развития исследовательских умений школьников рассматриваются как новая форма взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
3. Деятельностный подход при разработке гуманитарных технологий развития исследовательских умений школьников обусловливает последовательную их реализацию на разных ступенях обучения, выводит на возможности проектирования поискового взаимодействия всех ступенях обучения одновременно, опираясь на системообразующий компонент - результат.
Гашкова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Реализация исследовательских проектов в начальной школе на основе интегративного подхода"
В статье представлен опыт организации исследовательской и проектной деятельности на интегративной основе. Согласно теории обучения, информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с ...
Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...
Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....
Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа
Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А" НОУ ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...
Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО
Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...
Статья с презентацией на тему "Особенности использования ТРИЗ-технологии в исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках"
Данная статья познакомит с методами и приёмами ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, и которые способствуют формированию творческого ...
Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».
III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...