Итоговая аттестационная работа "Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС"
статья на тему
Итоговая аттестационная работа на тему "Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОСТ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_attestatsionnaya_rabota_dokument_microsoft_office_word.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая аттестационная работа
Программа: «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям)» по предметной области «Педагогика начального общего образования»
Начало формы
Задание 1
Сформулируйте основные педагогические задачи, которые Вы ставите (или планируете поставить) в рамках Вашей профессиональной области? Какие типы педагогических технологий, представленных в разделе 1 курса, Вы можете применять для решения этих задач?
Цель моей профессиональной деятельности - формирование основных ключевых и предметных компетенций на уроках и внеурочной деятельности, эффективное построение учебного процесса для успешного овладения учащимися базового уровня знаний, соответствующего стандарту образования, воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться в изменяющихся условиях жизни; формирование у учащихся умения и желания самосовершенствоваться.
Для её достижения я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:
- создавать такие педагогические ситуации общения на уроках, которые позволяют каждому ученику проявить инициативу;
- содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, тем самым повышать учебную мотивацию более слабых учеников;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- обеспечивать деятельный характер путем включения учащихся в самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией;
- стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Для решения этих задач на своих уроках я применяю такие педагогические технологии как:
1. Технология развивающего обучения;
2. Игровая технология;
3.Технология проблемного обучения;
4.Технология проектного обучения;
5.Здоровьесберегающие технологии;
6.Технология интегрированного обучения;
7.Педагогика сотрудничества;
8.Технологии уровневой дифференциации;
9.Групповые технологии.
Задание 2
Каким образом (какими средствами) возможно внедрение компетентностного подхода в Вашей предметной области? Если он уже реализуется Вами, то какие основные сложности в его осуществлении Вы видите и как их можно преодолеть? Какие ключевые направления совершенствования контрольно-оценочной системы в Вашей организации Вы считаете необходимыми и почему?
Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного образования, внедрение компетентностного подхода - это самое важное условие, которое работает на повышение качества образования. На своих уроках я использую элементы проблемного обучения, дифференцированное обучение помогает мне учитывать темп работы каждого ученика, уровень его обученности, сформированность умений и навыков.Здоровьесберегающие компетенции - одно из главных условий на моих уроках.
Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни - этому я учу своих ребят. Особых сложности в осуществлении внедрения компетентностного подхода я не вижу. Хорошо подготовленный урок всегда даёт высокий результат, учащиеся нестандартно и чётко мыслят и с удовольствием занимаются учебной деятельностью.
В нашей школе отдаётся приоритет письменной формы оценке знаний над устной, стимулируется результат текущего контроля, самостоятельных и контрольных работ в итоговой оценке. Администрация ввела многобальную шкалу оценивания с сохранением пятибалльной шкалы в качестве основы. В школе ведется статистика и существует возможность отслеживать динамику изменения личностных достижений ученика.
перейти на накопительную систему. Каждый ученик в образовательном процессе движется по своей индивидуальной траектории,.
Я считаю необходимыми следующие направления развития контрольно оценочной системы:
- Переход на безотметочную систему обучения в начальных классах.
-Каждый ученик в образовательном процессе движется по своей индивидуальной траектории, необходимо перейти на накопительную систему баллов.
- Введение открытой защиты учеником своей деятельности (отчета о ней) как формы итоговой аттестации за определенный период (полгода, год). Такой отчет включает в себя всю образовательную деятельность ученика во всех ее видах и формах и проходит как обстоятельный разговор об успехах и неудачах ребенка, в которых принимают участие учителя, одноклассники, возможно родители. Это будет способствовать адекватной оценке учеником своих результатов.
- Введение в образовательный процесс методик, направленных на развитие рефлексивных умений и разработка на их основе системы самооценивания учащихся, что так же необходимо для того, что бы ученик мог оценить плюсы и минусы своей работы.
Задание 3
Какими основными качествами из перечисленных в разделе 4 курса обладают реализуемые Вами педагогические технологии? Формализуйте (опишите) одну из используемых Вами педагогических технологий в соответствии со структурой, представленной в теме 4.4.
Технологии уровневой дифференциации
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);
- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.
Классификационные параметры
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).
По концепции усвоения: приспосабливающаяся.
По ориентации на личностные структуры: информационная, 1) ЗУН + 2) СУД.
По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая с ограниченной ориентацией на личность, проникающая.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп - «репетитор».
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами программирования.
По категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации
• Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
• Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:
- региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
- внутришколъную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, по токи);
- в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);
- межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
- внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса). Внутриклассную дифференциацию называют еще «внутренней», в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации.
На уроках при повторении пройденного материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта-уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант (С) точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий (А) - заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося).
Задание 4
Какие из представленных в курсе технологий Вы находите наиболее подходящими для Вашей предметной области? (Достаточно рассмотреть 3-4 технологии или их вида). Ответ аргументируйте. В чем состоят ограничения других технологий при их реализации в Вашей предметной области? (1-2 примера ограничений вполне достаточно).
Наиболее подходящими на уроках в начальной школе я считаю такие технологии:
1.Игровые технологии.
Игра— один из основных видов деятельности младшего школьника. Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:
- Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- Обеспечение естественной необходимости многократного повторения материала.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:
- Дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
- Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
2. Здоровьесберегающие технологии.
Строю уроки с учетом работоспособности учащихся, их динамичности; помню о равномерном дозировании учебной нагрузки; соблюдаю гигиенические требования (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота).
В результате моей работы у учеников формируется привычка заботиться о своем здоровье, воспитывается сознательное и активное отношение к нему, они осознают необходимость активных действий для укрепления здоровья, пропагандируют здоровый образ жизни.
Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности, целеустремленности и успешности, создать ситуацию, в которой каждый будет чувствовать себя уверенно, стараюсь вовремя поощрить, а главное слушать мнение детей, их предложения и замечания с заинтересованностью.
Физкультурные минутки и паузы во время уроков способствуют повышению внимания, активности детей на уроке. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья учеников; предупреждению их переутомления; повышению концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
3. Информационные технологии.
Для получения новой информации, повторения и закрепления изученного материала на уроках я использую презентации, видеофильмы, которые составляю как сама, так и с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернета. Тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Именно поэтому при активном использовании информационно - компьютерной технологии в школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, выражать свои мысли на бумаге, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать вывод и принимать решение, что повышает интерес к изучаемым предметам.
4.Технология проектного обучения.
При проектном методе обучения освоение знаний и приобретение умений учащимися происходит в процессе выполнения проекта. «Учебный творческий проект» - самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, которая соответствует его возрастным возможностям и выполненная с обобщенным алгоритмом проектирования: от выдвижения идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, опыт или знания, приобретенные самостоятельно.
Программой предусмотрено выполнение учащимися творческих проектов по всем предметам в начальных классах.
Ограничением использования в своей работе считаю технологию «Дистанционное обучение». Сейчас занимаюсь подбором материала и составлением программ для данной технологии.
Задание 5
Какие основные принципы, установленные ФГОС, Вы соблюдаете при формировании и/или реализации педагогических технологии в Вашей предметной области? На удовлетворение каких требований Стандарта направлены реализуемые Вами педагогические технологии?
При формировании и реализации педагогических технологий на уроках в начальных классах я соблюдаю такие основные принципы, установленные Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, как:
- принцип поддержки разнообразия детства;
- принцип сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- принцип создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; - принцип учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Используемые мной педагогические технологии направлены на удовлетворение:
- личностных требований, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметных требований, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
- предметных требований, включающих освоенный обучающимися в ходе изучения в начальных классах опыт специфический для данной предметной области виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС"
Работа содержит современные педагогические технологии, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе. В данной работе происходит сравнения традиционных технологий с современными пе...
Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС
В данной статье рассмотрены технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения и оценивания учебных успехов, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС....
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...
Внеурочная деятельность, как составляющая воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС
Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для саморе...
Статья "Эффективные формы взаимодействия семьи и школы для достижения образовательных и воспитательных результатов в условиях реализации ФГОС"
Система современного образования предполагает необходимость тесного взаимодействия родителей с образовательным учреждением. Работа с родителями является неотъемлемой и важной частью деятельности...
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО и технологии, используя новые подходы учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС
Данная статья раскрывает новые подходы учебно-воспитательного процесса развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО и технологии в условиях реализации ФГОС...
«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС О у/о»
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и...