Открытый урок музыки: «Музыка зимы», 2 класс.
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Коломиец Елена Дмитриевна

Формирование представлений о многообразии образов зимы, воплощенных в разных видах искусства (музыка, живопись, литература).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

ГБОУ РХ «Боградская санатoрная школа – интернат»

 

Открытый урок музыки

2 «А» класс

     Тема урока: «Музыка зимы».

Сказочный пейзаж - Фото Дом Солнца. Фотография 2

                                                                                                           Учитель музыки:

                                                                                                            Коломиец Елена

                                                                                                               Дмитриевна

2023г.

Тема урока: «Музыка зимы»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: творческая мастерская с элементами игры и ритмических движений под музыку.

Виды работы с учащимися: коллективная, групповая.

Цель урока: формирование представлений о многообразии образов зимы, воплощенных в разных видах искусства (музыка, живопись, литература).

Задачи урока:

Образовательные:

  • учить воспринимать музыку, эмоционально осмысливая, раскрывая образную сущность произведения, музыкальное содержание, анализируя средства музыкальной выразительности: характер музыки, темп, динамику.
  • учить детей связывать музыкально-художественные образы с их жизненными впечатлениями;
  • закреплять знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра;
  • расширять музыкально-эстетический словарь воспитанников.

Развивающие:

  • развитие способности вслушиваться в характер музыки;
  • умение размышлять о музыке, анализировать, сочувствовать и сопереживать ей;
  • развитие памяти, внимания, мышления, эмоционального восприятия музыки, чувства ритма.

Воспитывающие:

  • воспитывать познавательный интерес у обучающихся к классической музыки;
  • воспитывать нравственные качества – любовь и бережное отношение к природе;
  • воспитывать чувство ответственности за музыкальное исполнение в ходе коллективного творчества учащихся;
  • прививать любовь и уважение к музыке, как предмету искусства.

 Планируемые результаты учебной деятельности:

ЛичностныеУУД:

- испытывать чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов музыкального наследия русских  композиторов, художников, поэтов;

- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, в живописи и стихотворениях;

- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально - практической деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

-умение определять тему, цель, задачи урока, определять понятия, устанавливать аналогии, анализировать средства музыкальной выразительности, продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

- способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- умение эффективно действовать в разных ситуациях.

Коммуникативные УУД:

- способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

Методы обучения:

-метод эмоциональной драматургии и музыкальной насыщенности урока;

-метод словесный;

-метод наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-практический: картины природы, портреты композиторов);

-игровой метод;

-метод моделирования художественно-творческого процесса;

-метод сравнения и размышления о музыке.

Педагогические технологии:

 -коммуникативно-развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию;

-проблемно-поисковые;

-здоровьесберегающее обучение;

-личностно-ориентированное обучение;

-компенсирующее обучение;

-адаптивное обучение;

-информационно-коммуникационные технологии;  

-игровая технология.

Новые педагогические технологии:

-полихудожественные технологии на уроках музыки Б.П.Юсупова;

 -информационно-коммуникативные (картины природы);

-исследователькая деятельность 9знакомясь с музыкой ученики ведут исследования по иллюстрациям картин русских художников: В.Герасимова, А.Васнецова;

-критического мышления- дети учатся самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и предавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

 

Виды деятельности:

-беседа, слушание музыки, хоровое пение, пластическое интонирование, рассказ стихотворений, анализ музыкальных произведений, сравнение картин природы русских художников, творческая работа в группах.

Оборудование: доска, проигрыватель, синтезатор, СД диск с музыкальными произведениями, карточки с заданием, альбомные листы, фломастеры,   картины природы Владимира Герасимова, Аполлитария Васнецова, портреты композиторов А.Вивальди, П.И.Чайковского.

Музыкальный материал урока: «Русская зима», муз. и слова Л.Олифировой; Фрагмент из концерта  А. Вивальди «Времена года» - «Зима», 1часть; П.И.Чайковский «Времена

 года» - «Декабрь».

Ход урока:

I. Организационный этап.

Дети захотят в класс под песню «Русская зима», муз. и слова Л.Олифировой.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ребята!». Прощу садиться.

У- Мои милые друзья, все внимание на меня. На столах у вас лежат снежинки, давайте возьмем их в руки и пусть они вам, подымут хорошего настроения.

II. Актуализация опорных знаний.

У- Слушая песню, под которую вы заходили в класс, наверняка каждый из вас догадался, о каком времени года сегодня на уроке пойдет речь.

Д - О зиме. У- А сейчас у нас какое время года? Д- Зима.

У- А что вы знаете об этом времени года, какая бывает зима?

Д- Холодная, снежная, морозная, белоснежная, пасмурная, солнечная, вьюжная, суровая.  

У- Вы любите зиму, чем она вам нравиться?

Д- Зимой красиво, можно кататься с горки, играть в снежки, лепить из снега снеговика и т.д.

У- Зима радует нас своими праздниками и снежными забавами.

У- Какое это время теплое или холодное?

Д- Холодное, морозное, студеное.

У- Сегодня на улице у нас холодно и морозно, но мы все равно любим зиму за ее красоту.

У- Какие слова вы можете подобрать к слову «снег»?

Д- Белый, пушистый, искристый, сверкающий, хрустящий.

У- Какие звуки можно услышать зимой?

Д- Скрип снега, треск и звон льда, шум ветра, вой вьюги.

III. Мотивация к учебной деятельности, постановка темы и задач урока.

У- Как вы считаете, композиторы могут сочинять музыку о зиме?

Д- Да.

У- Вы догадались, какая тема урока сегодня будет.

Д- Музыка зимы.

У- Что нам нужно будет узнать сегодня на уроке?

Д- Какая бывает музыка зимы.

У- Сегодня на уроке мы постараемся больше узнать  об этом удивительном, сказочном и красивом времени года. А еще мы узнаем, какое бывает настроение у зимы и в этом нам помогут не только произведения композиторов,   но и художников и поэтов, которые изображали зиму в своих произведениях.

У- Ребята, а вы хотели бы встретиться с самой хозяйкой этого прекрасного и удивительного времени года с настоящей зимой?

Д- Да.

У- Так давайте все дружно позовем к нам в гости зиму и скажем такие слова «В гости к нам зима приди и веселье принеси».

З- Появляется зима. Издалёка к вам я шла, с Царства Снега, с Царства Льда, еле школу я нашла, все погодные явленья за собою привела. Здравствуйте, ребята! Я слышала, вы меня звали, очень рада, что я желанная гостья у вас! И я счастлива, встретиться с вами. А пришла я узнать, что вы знаете про меня.

У- Здравствуй, Зимушка-зима! Дети ждали так тебя! Давайте поприветствуем нашу гостью. Присаживайся Зимушка с ребятами, я думаю тебе у нас понравиться.

IV. Основная часть. Актуализация знаний.  

У- Для тебя Зимушка наши ребята приготовили стихи, давайте их послушаем.

1.Всюду снег - Александр Бродский

Всюду снег, в снегу дома -
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.
Дед Мороз, как маленький,
Пляшет у завалинки.
А я тоже могу
Так плясать на снегу.

2.Зима - Евдоким Русаков

До марта скованы пруды,
Но как теплы дома!
В сугробы кутает сады
Заботливо зима.
Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.

3.Зимушка-зима - Татьяна Бокова

В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.

У- Скажите, ребята, какая была зима в стихах у поэтов?

Д- Морозная, снежная, сонная.

Тема зимы в природе всегда появлялась у поэтов, художников, композиторов. Все они любили зиму, за ее волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски.

V.Изучение нового материала.

У- Как вы думаете, а у зимы может быть своя музыка?

Д- Да.

У- Какая?

Д- Вой метели, вьюги, скрип снега.

У- Давайте посмотрим на портрет итальянского композитора Антонио Вивальди. Какой инструмент в руках у А. Вивальди? Как вы думаете почему?

Д- Скрипка, любимый инструмент композитора.

У- Для этого инструмента композитор А.Вивальди написал много произведений. Сейчас мы послушаем фрагмент из концерта А. Вивальди «Времена года» - «Зима», 1часть. Перед тем как послушать это произведение я раздам задание по группам.

Работа в группах.

1 группа - нужно будет выбрать правильные музыкальные термины, которые лежат у вас на столах и определить настроение музыки, динамику и темп.  

2 группа - находит подходящие термины, которые характеризуют зимнее время года (метельная, вьюжная, волшебная, взрывная, тревожная, беспокойная, таинственная, колкая).

После прослушивания учитель развешивает термины на доске и проверяет вместе с детьми задание, которое они выполняли.

У- Какие инструменты вы слышали, которые рисовали нам образ зимы?

Д- Скрипки.

У- Музыка А.Вивальди выдающегося итальянского композитора, очень точно рисует таинственную, волшебную зиму!

У- Ребята, а какие вы зимние игры знаете?

Д- Катание на лыжах, коньках, игра в снежки.

Физпауза.

У- Сейчас мы с вами поиграем в зимние игры, вы хотите? Под музыку я буду петь слова, а вы будите выполнять движения:

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И Снегурочку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью – зиму  любим мы, любим мы, любим мы.

У- Присаживайтесь на свои места, продолжаем наш урок!

У- Какие зимние месяцы вы знаете?

Д- Декабрь, январь, февраль.  
У-У зимы три периода. Снежная зима бывает - в декабре, морозная – в январе, вьюжная – в феврале.

У- Петр Ильич Чайковский русский композитор, с его творчеством мы уже знакомились, сочинил целый альбом пьес по каждому месяцу года и назвал его «Времена года», сегодня мы послушаем его сочинение, которое называется  «Декабрь», это 12 пьеса из его альбома. Скажите, если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали зиму?

Д- Голубой, белой, серебристой, серой.

Работа в группах. Слушая пьесу «Декабрь» Чайковского, вам нужно будет нарисовать в своих работах зиму, как вы ее представляете через музыку.

У- Вывешивает работы детей на доску. Какая красивая зима у вас получилась. Ребята, какой инструмент в музыке Чайковского изображал нам зиму?

Д- Фортепиано.

У- Какое настроение было у музыки?

Д- Веселое.

У- В каком темпе написано это произведение?

Д- В неторопливом.

У- О чем нам рассказывала музыка?

Д- О красоте зимы.

У- Зима в музыке А.Вивальди и П.И.Чайковского одинаковая или разная?

Д- Разная. У А.Вивальди –зима тревожная, вьюжная, метельная, а у П.И.Чайковского – зима добрая, солнечная, радостная.

У- Красотой зимы восторгались не только композиторы, поэты, но и художники.

У- Рассмотрим картины «Зимнего пейзажа» русских художников И.И.Левитана, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова.

Работа в группах. Каждой группе нужно будет внимательно рассмотреть картину художника и назвать, каких красок больше изображено на картинах и почему?

Д- Ответы детей.  

У- Молодцы ребята! Давайте сейчас все вместе споем песню про нашу Зиму!

Исполняется песня: «Зимушка-зима», О.Олиферовой.

VI.Рефлексия. Обобщение и систематизация знаний.

У- Подведем итог урока.    

У- Какие вы знаете средства музыкальной выразительности, которые помогают композитору создавать такие прекрасные произведения искусства?

Д- Темп, динамика, регистр, мелодия.

У- Какую зиму вы услышали сегодня на уроке?

Д- Разную: морозную, холодную, вьюжную, солнечную, колкую, взрывную, таинственную, волшебную.

У- Верно. Музыка зимы бывает разной. Морозная и вьюжная, холодная и студеная, пасмурная и солнечная. Разные звуки и краски зимы были показаны сегодня в разных произведениях искусств. В каких?

Д- В музыке, в изобразительном искусстве, в стихах.

У- Почему зима бывает такой разной?

Д- Погода зимой меняется.

У- Не смотря на смену настроения зимы, мы все равно рады ее проказам, этого красивого и волшебного времени года! Вы со мной согласны?

Д- Да.

У- Выставляет оценки за урок.

Спасибо всем за урок, вы были сегодня хорошими слушателями и исполнителями. И тебе Зима спасибо, что пришла к нам в гости на урок. На память о нашем уроке я хочу подарить вам снежинки, которые лежат у вас на столах. До свидания, до новых встреч!

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по музыке в 3 классе по теме "Мажор и минор"

Данный урок разработан по музыке  для 3 класса коррекционной общеобразовательной школы  8 вида ....

Открытый урок "Всюду музыка живет"1 класс.3 четверть-итоговый урок.

Урок-путешествие, игра. Работа групповая и индивидуальная.Цели :  обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных  учащимися  на уроках в третьей  четверти.Задачи:...

Конспект открытого урока по музыке в 4 классе "Русские народные инструменты"

Цель урока: познакомить с составом народного оркестра,с тембрами народных инструментов;Задачи:учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, делать п...

Открытый урока по музыке в 1 классе "Разнообразие музыки"

Открытый урока по музыке в 1 классе по теме "Разнообразие музыки". Урок разработан на основе изучения и анализа разножанровой музыки. Объясняется понятия "песенность", "танцевальность", "маршевость"....

Открытый урок по музыке во 2 классе "Расскажи сказку" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой

Данный урок позволяет обобщить полученные детьми в первой четверти  2 класса знания о средствах музыкальной выразительности, развивает слуховой опыт, творческую фантазию в интересной форме - совм...

Открытый урок по музыке во 2 классе "Расскажи сказку" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой

Данный урок позволяет обобщить полученные детьми в первой четверти  2 класса знания о средствах музыкальной выразительности, развивает слуховой опыт, творческую фантазию в интересной форме - совм...

Открытый урок по музыке в 3 классе. Тема "Арфа, рояль"

Данный урок был проведён мною в 3 классе специальной корркционной школы 8 вида. Может быть использован учителями коррекционных (адаптированных школ) в ходе работы с детьми по теме "Музыкальные инструм...