Открытый урок музыки: «Музыка зимы», 2 класс.
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Формирование представлений о многообразии образов зимы, воплощенных в разных видах искусства (музыка, живопись, литература).
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ РХ «Боградская санатoрная школа – интернат»
Открытый урок музыки
2 «А» класс
Тема урока: «Музыка зимы».
Учитель музыки:
Коломиец Елена
Дмитриевна
2023г.
Тема урока: «Музыка зимы»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: творческая мастерская с элементами игры и ритмических движений под музыку.
Виды работы с учащимися: коллективная, групповая.
Цель урока: формирование представлений о многообразии образов зимы, воплощенных в разных видах искусства (музыка, живопись, литература).
Задачи урока:
Образовательные:
- учить воспринимать музыку, эмоционально осмысливая, раскрывая образную сущность произведения, музыкальное содержание, анализируя средства музыкальной выразительности: характер музыки, темп, динамику.
- учить детей связывать музыкально-художественные образы с их жизненными впечатлениями;
- закреплять знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра;
- расширять музыкально-эстетический словарь воспитанников.
Развивающие:
- развитие способности вслушиваться в характер музыки;
- умение размышлять о музыке, анализировать, сочувствовать и сопереживать ей;
- развитие памяти, внимания, мышления, эмоционального восприятия музыки, чувства ритма.
Воспитывающие:
- воспитывать познавательный интерес у обучающихся к классической музыки;
- воспитывать нравственные качества – любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать чувство ответственности за музыкальное исполнение в ходе коллективного творчества учащихся;
- прививать любовь и уважение к музыке, как предмету искусства.
Планируемые результаты учебной деятельности:
ЛичностныеУУД:
- испытывать чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов музыкального наследия русских композиторов, художников, поэтов;
- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, в живописи и стихотворениях;
- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально - практической деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
-умение определять тему, цель, задачи урока, определять понятия, устанавливать аналогии, анализировать средства музыкальной выразительности, продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
- способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение эффективно действовать в разных ситуациях.
Коммуникативные УУД:
- способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других.
Методы обучения:
-метод эмоциональной драматургии и музыкальной насыщенности урока;
-метод словесный;
-метод наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-практический: картины природы, портреты композиторов);
-игровой метод;
-метод моделирования художественно-творческого процесса;
-метод сравнения и размышления о музыке.
Педагогические технологии:
-коммуникативно-развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию;
-проблемно-поисковые;
-здоровьесберегающее обучение;
-личностно-ориентированное обучение;
-компенсирующее обучение;
-адаптивное обучение;
-информационно-коммуникационные технологии;
-игровая технология.
Новые педагогические технологии:
-полихудожественные технологии на уроках музыки Б.П.Юсупова;
-информационно-коммуникативные (картины природы);
-исследователькая деятельность 9знакомясь с музыкой ученики ведут исследования по иллюстрациям картин русских художников: В.Герасимова, А.Васнецова;
-критического мышления- дети учатся самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и предавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Виды деятельности:
-беседа, слушание музыки, хоровое пение, пластическое интонирование, рассказ стихотворений, анализ музыкальных произведений, сравнение картин природы русских художников, творческая работа в группах.
Оборудование: доска, проигрыватель, синтезатор, СД диск с музыкальными произведениями, карточки с заданием, альбомные листы, фломастеры, картины природы Владимира Герасимова, Аполлитария Васнецова, портреты композиторов А.Вивальди, П.И.Чайковского.
Музыкальный материал урока: «Русская зима», муз. и слова Л.Олифировой; Фрагмент из концерта А. Вивальди «Времена года» - «Зима», 1часть; П.И.Чайковский «Времена
года» - «Декабрь».
Ход урока:
I. Организационный этап.
Дети захотят в класс под песню «Русская зима», муз. и слова Л.Олифировой.
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ребята!». Прощу садиться.
У- Мои милые друзья, все внимание на меня. На столах у вас лежат снежинки, давайте возьмем их в руки и пусть они вам, подымут хорошего настроения.
II. Актуализация опорных знаний.
У- Слушая песню, под которую вы заходили в класс, наверняка каждый из вас догадался, о каком времени года сегодня на уроке пойдет речь.
Д - О зиме. У- А сейчас у нас какое время года? Д- Зима.
У- А что вы знаете об этом времени года, какая бывает зима?
Д- Холодная, снежная, морозная, белоснежная, пасмурная, солнечная, вьюжная, суровая.
У- Вы любите зиму, чем она вам нравиться?
Д- Зимой красиво, можно кататься с горки, играть в снежки, лепить из снега снеговика и т.д.
У- Зима радует нас своими праздниками и снежными забавами.
У- Какое это время теплое или холодное?
Д- Холодное, морозное, студеное.
У- Сегодня на улице у нас холодно и морозно, но мы все равно любим зиму за ее красоту.
У- Какие слова вы можете подобрать к слову «снег»?
Д- Белый, пушистый, искристый, сверкающий, хрустящий.
У- Какие звуки можно услышать зимой?
Д- Скрип снега, треск и звон льда, шум ветра, вой вьюги.
III. Мотивация к учебной деятельности, постановка темы и задач урока.
У- Как вы считаете, композиторы могут сочинять музыку о зиме?
Д- Да.
У- Вы догадались, какая тема урока сегодня будет.
Д- Музыка зимы.
У- Что нам нужно будет узнать сегодня на уроке?
Д- Какая бывает музыка зимы.
У- Сегодня на уроке мы постараемся больше узнать об этом удивительном, сказочном и красивом времени года. А еще мы узнаем, какое бывает настроение у зимы и в этом нам помогут не только произведения композиторов, но и художников и поэтов, которые изображали зиму в своих произведениях.
У- Ребята, а вы хотели бы встретиться с самой хозяйкой этого прекрасного и удивительного времени года с настоящей зимой?
Д- Да.
У- Так давайте все дружно позовем к нам в гости зиму и скажем такие слова «В гости к нам зима приди и веселье принеси».
З- Появляется зима. Издалёка к вам я шла, с Царства Снега, с Царства Льда, еле школу я нашла, все погодные явленья за собою привела. Здравствуйте, ребята! Я слышала, вы меня звали, очень рада, что я желанная гостья у вас! И я счастлива, встретиться с вами. А пришла я узнать, что вы знаете про меня.
У- Здравствуй, Зимушка-зима! Дети ждали так тебя! Давайте поприветствуем нашу гостью. Присаживайся Зимушка с ребятами, я думаю тебе у нас понравиться.
IV. Основная часть. Актуализация знаний.
У- Для тебя Зимушка наши ребята приготовили стихи, давайте их послушаем.
1.Всюду снег - Александр Бродский
Всюду снег, в снегу дома -
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.
Дед Мороз, как маленький,
Пляшет у завалинки.
А я тоже могу
Так плясать на снегу.
2.Зима - Евдоким Русаков
До марта скованы пруды,
Но как теплы дома!
В сугробы кутает сады
Заботливо зима.
Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.
3.Зимушка-зима - Татьяна Бокова
В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.
У- Скажите, ребята, какая была зима в стихах у поэтов?
Д- Морозная, снежная, сонная.
Тема зимы в природе всегда появлялась у поэтов, художников, композиторов. Все они любили зиму, за ее волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски.
V.Изучение нового материала.
У- Как вы думаете, а у зимы может быть своя музыка?
Д- Да.
У- Какая?
Д- Вой метели, вьюги, скрип снега.
У- Давайте посмотрим на портрет итальянского композитора Антонио Вивальди. Какой инструмент в руках у А. Вивальди? Как вы думаете почему?
Д- Скрипка, любимый инструмент композитора.
У- Для этого инструмента композитор А.Вивальди написал много произведений. Сейчас мы послушаем фрагмент из концерта А. Вивальди «Времена года» - «Зима», 1часть. Перед тем как послушать это произведение я раздам задание по группам.
Работа в группах.
1 группа - нужно будет выбрать правильные музыкальные термины, которые лежат у вас на столах и определить настроение музыки, динамику и темп.
2 группа - находит подходящие термины, которые характеризуют зимнее время года (метельная, вьюжная, волшебная, взрывная, тревожная, беспокойная, таинственная, колкая).
После прослушивания учитель развешивает термины на доске и проверяет вместе с детьми задание, которое они выполняли.
У- Какие инструменты вы слышали, которые рисовали нам образ зимы?
Д- Скрипки.
У- Музыка А.Вивальди выдающегося итальянского композитора, очень точно рисует таинственную, волшебную зиму!
У- Ребята, а какие вы зимние игры знаете?
Д- Катание на лыжах, коньках, игра в снежки.
Физпауза.
У- Сейчас мы с вами поиграем в зимние игры, вы хотите? Под музыку я буду петь слова, а вы будите выполнять движения:
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И Снегурочку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы.
У- Присаживайтесь на свои места, продолжаем наш урок!
У- Какие зимние месяцы вы знаете?
Д- Декабрь, январь, февраль.
У-У зимы три периода. Снежная зима бывает - в декабре, морозная – в январе, вьюжная – в феврале.
У- Петр Ильич Чайковский русский композитор, с его творчеством мы уже знакомились, сочинил целый альбом пьес по каждому месяцу года и назвал его «Времена года», сегодня мы послушаем его сочинение, которое называется «Декабрь», это 12 пьеса из его альбома. Скажите, если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали зиму?
Д- Голубой, белой, серебристой, серой.
Работа в группах. Слушая пьесу «Декабрь» Чайковского, вам нужно будет нарисовать в своих работах зиму, как вы ее представляете через музыку.
У- Вывешивает работы детей на доску. Какая красивая зима у вас получилась. Ребята, какой инструмент в музыке Чайковского изображал нам зиму?
Д- Фортепиано.
У- Какое настроение было у музыки?
Д- Веселое.
У- В каком темпе написано это произведение?
Д- В неторопливом.
У- О чем нам рассказывала музыка?
Д- О красоте зимы.
У- Зима в музыке А.Вивальди и П.И.Чайковского одинаковая или разная?
Д- Разная. У А.Вивальди –зима тревожная, вьюжная, метельная, а у П.И.Чайковского – зима добрая, солнечная, радостная.
У- Красотой зимы восторгались не только композиторы, поэты, но и художники.
У- Рассмотрим картины «Зимнего пейзажа» русских художников И.И.Левитана, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова.
Работа в группах. Каждой группе нужно будет внимательно рассмотреть картину художника и назвать, каких красок больше изображено на картинах и почему?
Д- Ответы детей.
У- Молодцы ребята! Давайте сейчас все вместе споем песню про нашу Зиму!
Исполняется песня: «Зимушка-зима», О.Олиферовой.
VI.Рефлексия. Обобщение и систематизация знаний.
У- Подведем итог урока.
У- Какие вы знаете средства музыкальной выразительности, которые помогают композитору создавать такие прекрасные произведения искусства?
Д- Темп, динамика, регистр, мелодия.
У- Какую зиму вы услышали сегодня на уроке?
Д- Разную: морозную, холодную, вьюжную, солнечную, колкую, взрывную, таинственную, волшебную.
У- Верно. Музыка зимы бывает разной. Морозная и вьюжная, холодная и студеная, пасмурная и солнечная. Разные звуки и краски зимы были показаны сегодня в разных произведениях искусств. В каких?
Д- В музыке, в изобразительном искусстве, в стихах.
У- Почему зима бывает такой разной?
Д- Погода зимой меняется.
У- Не смотря на смену настроения зимы, мы все равно рады ее проказам, этого красивого и волшебного времени года! Вы со мной согласны?
Д- Да.
У- Выставляет оценки за урок.
Спасибо всем за урок, вы были сегодня хорошими слушателями и исполнителями. И тебе Зима спасибо, что пришла к нам в гости на урок. На память о нашем уроке я хочу подарить вам снежинки, которые лежат у вас на столах. До свидания, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по музыке в 3 классе по теме "Мажор и минор"
Данный урок разработан по музыке для 3 класса коррекционной общеобразовательной школы 8 вида ....

Открытый урок "Всюду музыка живет"1 класс.3 четверть-итоговый урок.
Урок-путешествие, игра. Работа групповая и индивидуальная.Цели : обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках в третьей четверти.Задачи:...
Конспект открытого урока по музыке в 4 классе "Русские народные инструменты"
Цель урока: познакомить с составом народного оркестра,с тембрами народных инструментов;Задачи:учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, делать п...
Открытый урока по музыке в 1 классе "Разнообразие музыки"
Открытый урока по музыке в 1 классе по теме "Разнообразие музыки". Урок разработан на основе изучения и анализа разножанровой музыки. Объясняется понятия "песенность", "танцевальность", "маршевость"....
Открытый урок по музыке во 2 классе "Расскажи сказку" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой
Данный урок позволяет обобщить полученные детьми в первой четверти 2 класса знания о средствах музыкальной выразительности, развивает слуховой опыт, творческую фантазию в интересной форме - совм...
Открытый урок по музыке во 2 классе "Расскажи сказку" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой
Данный урок позволяет обобщить полученные детьми в первой четверти 2 класса знания о средствах музыкальной выразительности, развивает слуховой опыт, творческую фантазию в интересной форме - совм...

Открытый урок по музыке в 3 классе. Тема "Арфа, рояль"
Данный урок был проведён мною в 3 классе специальной корркционной школы 8 вида. Может быть использован учителями коррекционных (адаптированных школ) в ходе работы с детьми по теме "Музыкальные инструм...