Русская народная песня
статья по музыке (3 класс)

Русская народная песня - вид  творчества русского народа с глубокой древности, является бесценным средством народной педагогики. Песня – самая богатая и развитая область устного народного творчества, тесно связанная с жизнью и бытом, и передаваемая от поколения к поколению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19.docx20.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Русская народная песня

Русская народная песня - вид творчества русского народа с глубокой древности, является бесценным средством народной педагогики. Песня – самая богатая и развитая область устного народного творчества, тесно связанная с жизнью и бытом, и передаваемая от поколения к поколению. Мир русской народной песни удивителен и поэтичен, полон ярких красок, образов. Содержание песен передает дух народа, его помыслы и мироощущения. Доступный, эмоциональный язык народной песни понятен и интересен детям, и поэтому русские народные песни, помимо активного влияния на музыкальное развитие, формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственность поколений.

Как доступно рассказать детям о красоте окружающего мира, вызвать у них положительные эмоции по отношению к своему краю, Родине, к животному миру, доброе отношение друг к другу, к той музыкальной культуре, которая существовала много-много лет назад? Это можно сделать посредством русской народной музыки: песен, попевок, потешек, прибауток.

Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Ребенок, воспитываясь в привычной для него языковой среде, без труда запоминает не только специфические речевые обороты, но и постигает красоту народной музыки, которая ассоциируется у него с родным домом, природой, окружающими его людьми. В нашем детском саду мы знакомим детей с песенным фольклором с младшего возраста: колыбельными («Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки», «Баю-баю, баю-бай! Спи, малыш мой, засыпай»), пестушками, потешками («Петушок», «Зайка», «Андрей-воробей»). Потешные фольклорные прибаутки, небылицы («как у наших, у ворот», «я с комариком плясала») используем в качестве плясок, под русские народные мелодии играем на инструментах. Так же в репертуар входят простые народные игры («Ходит Ваня», «Ходит Васька серенький»). Для старших дошкольников добавляем знакомство с календарными песнями-закличками («дождик, дождик, пуще»; «весна, весна красная, приди весна с радостью», «сею, вею, капустоньку»), песнями-приговорками («божья коровка, полети на небко»). Особую любовь вызвали у детей песенки-колядки: «сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю», «уж я сяду на порог, дай лепешку и пирог, чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились, чтоб коровушки телились, чтоб кобылки жеребились», дразнилка «рева-корова дай молока, сколько стоит? три пятака». Частушка – этот фольклорный жанр появился относительно недавно. И все же она заняла достойное место в жизни и очень любима детьми. Для развития интереса детей к народной песне в ДОУ создана специальная развивающая среда: народные костюмы, головные уборы, шапочки-маски, аудио- и видеозаписи в музыкальных уголках групп, народные музыкальные инструменты.

Русская народная музыкальная культура отличается многообразием песенных жанров. Ближе всего детям по содержанию, по несложному напеву и ритму старые крестьянские песни - хороводные, шуточные, игровые. Специальные детские песни-прибаутки, построенные на одном, двух звуках, использую в дополнительном образовании детей, как звуковые упражнения-попевки для развития чувства ритма, дикции. Таковы прибаутки «Андрей-воробей», «Уж как шла лиса по тропке», «Барашеньки», «Сорока», «Скок-поскок». В репертуар вокального объединения входят не только старинные русские народные песни, но и современные народные детские песни. Ведь под влиянием современности изменяется и народная песня.

Чтобы закрепить песню и перенести её в самостоятельную деятельность детей, часто пою с детьми без фортепианного сопровождения и некоторые песни сопровождаем движением.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде и верности и т. п. Особое место в них занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому песенный фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. С. Соколов - Микитов «Русский лес», Русская народная песня «Березонька».

Урок чтения в 1 классе. Учащиеся знакомятся с разными по жанру произведениями, совершенствуют навыки чтения....

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Русская народная песня - душа русского народа

На протяжении многих веков народы мира творили свои песни, творили как дивную летопись своей жизни, оставляя в ней след всего, чем жили....

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...