Индивидуальная программа к интеллектуальному марафону "Мир музыки"
учебно-методический материал по музыке (4 класс)
Предлагаемый курс предназначен для учащихся младшей и основной ступени обучения общеобразовательных школ, проявляющих особый интерес к изучению музыки. Известно, что конкурсные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний.
Данная программа рассматривается, как система использования музыки в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 30.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ПРОГРАММА
подготовки учащихся
к предметной олимпиаде
по музыке
4 классы
Составитель: Ерошина Юлия Сергеевна
учитель музыки
первая категория
г. Сургут
Пояснительная записка.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся младшей и основной ступени обучения общеобразовательных школ, проявляющих особый интерес к изучению музыки. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний.
Данная программа рассматривается, как система использования музыки в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания музыки в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:
-требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном материале и применении полученных знаний на практике;
-условиями работы в классно-урочной системе преподавания музыки и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
В процессе обучения данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиады и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по музыке, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по музыке.
Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиады.
Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении музыки, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по музыке, сохраняет интерес, осознание необходимости её дальнейшего изучения, повышает мотивацию.
Цель программы – развитие индивидуальности школьников, познавательных способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями каждого ребенка, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию в муниципальном этапе олимпиады школьников по музыке.
Программа имеет следующие задачи:
1. Обучающие:
- формирование общеучебных умений и навыков, необходимых для работы с текстом, тестовым заданием, музыкальным материалом;
- обучение умению точно и образно выражать свои мысли в письменной речи;
- обогащение словарного запаса, а также обогащение музыкального словаря учащихся;
- развитие творческого образного мышления.
2. Развивающие:
- расширять кругозор детей, развивать воображение, память;
- научить уметь делать сравнительный и чувственный анализ музыкальных произведений, обосновывать собственные мысли;
- развивать мышление и формирование процессов мыслительной деятельности
3. Психологические:
- создать состояние уверенности в собственных силах, успешности;
- снять страх перед новыми, сложными заданиями;
- научить контролировать время и оценивать собственные силы, не «застревать» на
сложных заданиях.
Структура и основное содержание
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю. Целевая аудитория: школьники 4классы. Тематическое планирование составлено на 35 учебных часов.
Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы начального общего образования по музыке и авторской программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011);
Примерной программы основного общего образования по музыке и авторской программы «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской для 5-7 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011);
В основе программы лежат следующие методические принципы:
- интеграция основных музыкальных умений и навыков;
-применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения олимпиадных заданий;
- коммуникативная направленность заданий;
-материалы программы соответствуют возрасту, интересам и уровню подготовки учащихся.
Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий.
Методические рекомендации по реализации учебной программы.
Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом олимпиады, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки.
Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания учащихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным олимпиадным стратегиям, позволяющим учащимся решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудности.
Программа может быть расширена за счет привлечения дополнительного материала для проведения тренингов или сокращена за счет уменьшения времени на объяснение музыкального материала при хорошей подготовке учащихся. Возможно, предложить учащимся дополнительные тренировочные задания для самостоятельной работы дома, при условии, что это для них не будет большой перегрузкой.
Формы работы: парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.
Типы заданий: множественный выбор, установление соответствий, установка порядка следования, анализ музыкального произведения, подстановка, сравнение, трансформация, ответы на вопросы, исправление ошибок.
Оценивание знаний, умений и навыков
В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:
Текущий – позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения тренировочных заданий)
Промежуточный - после каждого блока
Итоговый – дающий возможность оценить степень усвоения пройденного материала
Основная задача контроля — объективное определение уровня владения обучаемым музыкальным материалом на каждом этапе становления их навыков и умений, при этом объектом контроля является как письменная форма сообщения, так и его содержание.
Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиадного уровня.
По итогам прохождения курса учащиеся должны:
- уметь определять на слух музыкальные произведения и уметь их проанализировать устно или письменно;
- умет охватить весь образ, основную идею произведения;
- продемонстрировать умение писать связные тексты с использованием различных эпитетов, красивых сравнений, стихов и т.д.;
- продемонстрировать знания о музыке и музыкантах, русских и зарубежных композиторах, о видах оркестров, средствах музыкальной выразительности, о жанрах, о типах многоголосия и формах построения музыкальных произведений.
Ожидаемые результаты
Главным результатом является готовность учащихся к участию в олимпиаде. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам олимпиады.
Учебный план
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля |
1 | Ознакомление с форматом олимпиады | 1 | |
2 | Стратегии подготовки к разделу «Слушание музыки» | 1 | |
3 | Работа с музыкальным произведением: содержательный анализ (устно) | 1 | |
4 | Работа с музыкальным произведением: содержательный анализ (письменно) | 1 | текущий |
5 | Работа с музыкальным произведением: чувственный анализ (устно). | 1 | |
6 | Работа с музыкальным произведением: чувственный анализ (письменно). | 1 | текущий |
7 | Слушание музыки. Работа над навыками восприятия произведения. | 1 | |
8 | Слушание музыки. Определение особенностей произведения. | 1 | промежуточный |
9 | Слушание музыки. Определение различных произведений по их особенностям. | 1 | текущий |
10 | Музыкальная викторина. | 1 | текущий |
11 | Музыкальная викторина. Анализ музыкального произведения. | 1 | текущий |
12 | Стратегии подготовки к разделу «О музыке и музыкантах» | 1 | |
13 | Великие русские композиторы. | 1 | промежуточный |
14 | Композиторы «Могучей кучки» | 1 | промежуточный |
15 | Зарубежные композиторы-классики. | 1 | промежуточный |
16 | Русские и зарубежные композиторы. | 1 | текущий |
17 | Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, динамика. | 1 | промежуточный |
18 | Средства музыкальной выразительности: темп, регистр, лад. | 1 | промежуточный |
19 | Средства музыкальной выразительности: форма, гармония, интонация, тембр. | 1 | промежуточный |
20 | Работа над тестом «Средства выразительности» | 1 | текущий |
21 | Жанры музыкальных произведений: опера, балет. | 1 | промежуточный |
22 | Жанры музыкальных произведений: симфония, концерт. | 1 | промежуточный |
23 | Работа над тестом: «Жанры музыкальных произведений» | 1 | текущий |
24 | Типы многоголосия: полифония, гомофония. | 1 | промежуточный |
25 | Работа над тестом: «Типы многоголосия» | 1 | текущий |
26 | Виды оркестров: симфонический, джазовый | 1 | промежуточный |
27 | Виды оркестров: народных инструментов, духовой. | 1 | промежуточный |
28 | Виды оркестров: камерный, эстрадный | 1 | промежуточный |
29 | Работа над тестом «Виды оркестров» | 1 | текущий |
30 | Работа над тестом «О музыке и музыкантах» | 1 | текущий |
31 | Мини-практикум по выполнению творческих заданий. | 1 | промежуточный |
32 | Мини-практикум по выполнению заданий на слушание музыки | 1 | промежуточный |
33 | Пробный тест в формате олимпиады. | 1 | итоговый |
34 | Разбор типичных ошибок в выполнении теста. | 1 | |
35 | Пробный тест в формате олимпиады | 1 | итоговый |
Итого | 35 |
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
- Арсенина Е.Н., Музыка. 1-7 классы: Тематические беседы, театрализованные
концерты, музыкальная игротека. – Волгоград: Учитель, 2009; - Арсенина Е.Н., Музыка. 1-4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2011;
- Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.
- Лагунова О.П. Музыка 2-4 классы промежуточный и итоговый контроль. / О.П. Лагунова - Волгоград: Учитель 2011;
- Маслова Л.П. Формы и методы контроля качеств учебной деятельности на уроках музыки, МХК. –Новосибирск: НИПКиПРО, 2010.
Примерный перечень музыкальных произведений для слушания
для 4 класса
- «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьев
- Концерт № 3, часть 1 С.В. Рахманинов
- «Грушица» русская народная песня
- Симфония № 2 «Богатырская» 1 часть А.П. Бородин
- «Я поймал ритм» Дж. Гершвин
- «Снег идёт» Г.В. Свиридов
- «Болтунья» С.С. Прокофьев
- Прелюдия № 1 И.С. Бах
- «Океан море синее» Н.А. Римский-Корсаков
- «К Элизе» Л. Бетховен
Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, обучающих, справочно-информационных, контролирующих компьютерных программ и т.п.)
MULTIMEDIA – поддержка предмета
- Энциклопедия классической музыки: Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина. Интерактивный мир «Коминфо», 2002.
- Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
- Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009».
- Интернет-ресурсы:
Открытый класс:
Сайт учителей России Прошколу:
Страница Курмашовой О.Г.:
Сайт минусовок: ;session_id=W532qw92h32iUrf5VE7nA9Ab
Музыкальный форум:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Данная примерная программа учитывает формирование социальных навыков, коммуникативных умений, коммуникативных функций речи, совершенствование навыков самообслуживания и т.д. Уникальность данной програ...
Индивидуальная программа по музыке 4 класс программа ПНШ
Рабочая программа по музыке и изобразительному искусству составлена для Матвиенко Вадима ученика 4 класса...
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития первого коррекционного класса на дому
Хочу поделиться своей разработкой. Программа с тематическим планированием....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий интеллектуального направления «Занимательный русский язык»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий интеллектуального направления «Занимательный русский язык»...
Индивидуальная программа "Звездочка", направленная на развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка.
В каждом классе есть один или несколько обучающихся, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью, они любознательны и полны желания учи...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС
В работе даются основные понятия о СИПР, порядок составления и структура СИПР....
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2. 1 класс
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающейся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности...