Индивидуальная программа "Звездочка", направленная на развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
В каждом классе есть один или несколько обучающихся, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью, они любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа помогает решить одну из важных задач - индивидуальный подход и помощь одаренным обучающимся, развитие индивидуальных способностей для проявления самореализации личности обучающихся.
Адресат программы: обучающиеся 7-11 лет, одарённые дети. Программа расчитана на 4 года. Содержание программы отвечает как насущным потребностям самого ребенка, так и его семьи и школы в целом. При этом главной целью идёт формирование у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальная программа | 649 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа индивидуального развития «Звёздочка»
«Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными
мы им предоставляем»
Глен Доман
Пояснительная записка
Школе сегодня предъявляют высокие требования в подготовке человека, способного влиться в современную жизнь. Поэтому важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Работа с одаренными учащимися в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов в деятельности школы. В.В.Путин, обращаясь к Федеральному собранию ВФ 30.11.2010 г., подчеркнул в своем выступлении о необходимости создания общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей.
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Такие дети охотно, легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний. Для развития таких детей надо создавать условия как в школе, так и дома.
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные
способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3.Испытывают радость от умственного труд
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные
способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3.Испытывают радость от умственного труд
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные
способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3.Испытывают радость от умственного труд
Актуальность: данная программа помогает решить одну из важных задач - индивидуальный подход и помощь обучающимся, развитие индивидуальных способностей для проявления самореализации личности обучающихся.
Адресат программы: обучающиеся 7-11 лет, одарённые дети.
Обучающаяся:
Возраст: 7-11 лет
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
В каждом классе есть один или несколько обучающихся, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью, они любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Исследуемая мною обучающаяся при поступлении в школу показала обширный кругозор, хорошую память, большой словарный запас, наличие логического мышления, поэтому я решила наметить пути развития личности данного ребенка, составив программу индивидуального развития «Звездочка».
Паспорт программы
№ пп. | Составляющие | Характеристика |
1. | Основание для разработки программа | Конвенция о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Устав школы. |
2. | Автор программы | Ифонькина Надежда Сергеевна, учитель начальных классов МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска» |
3. | Цель | Способствование интеллектуальному и творческому развитию отдельного конкретного обучающегося в различных видах деятельности. |
4. | Задачи: |
|
4. | Сроки реализации программы | Программа рассчитана на 4 года: 2013 – 2017 учебные годы |
5. | Принципы реализации программы: |
|
6. | Этапы реализации программы | 1 этап – информационно-аналитический ( 2013-2014) 2 этап – организационно-деятельностный, этап реализации (2014-2016) 3 этап – результативно - диагностический (2017) |
7. | Ожидаемые результаты |
|
Содержание программы отвечает как насущным потребностям самого ребенка, так и его семьи и школы в целом. При этом главной целью идёт формирование у обучающейся интеллектуальных и творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям.
Механизм реализации программы
Принципы воспитания личности по индивидуальной программе развития:
1. Учет индивидуально-психологических особенностей ученика
2. Все участники (педагог, учащиеся, родители) являются активными субъектами совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве и творчестве.
3.Опережающий характер обучения и воспитания ученика с учетом логики развития личности учащихся.
4. Позитивный настрой.
Условия эффективности реализации программы:
1.Заинтересованность обучающейся в личностном учебном и творческом росте.
2. Создание ситуации успеха для реализации способностей учеников, поощрение их достижений.
3.Тесное взаимодействие родителей, классного руководителя, педагога-психолога, учителей-предметников.
4. Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей ученика.
5.Психолого–педагогическая поддержка ученика в формировании самостоятельности и адекватной самооценки.
Методы и формы реализации программы:
- Педагогическая диагностика.
- Мониторинг
- Анкетирование ребенка и родителей
- Опрос
- Беседа
- Анализ документов
- Наблюдение
- Психологическая диагностика.
- Социометрия
- Самооценка
- Изучение внимания.
- Изучение памяти.
- Изучение словесно – логического мышления.
- Эмоционально – личностная сфера.
- Межличностные отношения в семье.
3. Контроль над ходом реализации программы.
4. Рефлексия.
Методы и формы педагогического воздействия:
- Словесные:
- устное изложение
- беседа
- объяснение
- Наглядные:
- показ видеоматериалов, иллюстраций
- показ педагогом приёмов исполнения
- наблюдение
- работа по образцу
- Практические:
- речевые тренинги
- тренировочные упражнения
- стихосложение
- активные методы обучения
- Индивидуальная работа с родителями (беседы, анкетирование, консультации).
Направления реализации программы:
1. «Познай себя»
2. «Учись учиться»
3.«Поверь, ты талантлив»
4.«Семья и школа»
5.«Ты гражданин»
Риски в процессе реализации программы:
1. Утомляемость.
2. Излишняя психологическая напряженность обучающегося.
Стратегия устранения рисков:
1.Индивидуальная работа с обучающейся: научить оценивать свои успехи и недостатки, повысить свою самооценку, формировать толерантность.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
3. Использование здоровьесберегающих технологий.
V. Основные направления развития
Направление «Познай себя»
№ | Задачи | Формы работы | Ответственные |
1. | Создать условия для положительного эмоционального настроя учащейся | Индивидуальные беседы с учащейся, тестирование «Доволен ли ты собой?» (Методика «Кто я?» - М. Кун, «Автопортрет – А.Карелин, «Лесенка» - С.Г. Якобсон, В.Г. Щур) | Классный руководитель |
2. | Организовать методическую помощь, консультирование по данной проблеме | Индивидуальные беседы с обучающейся | Классный руководитель |
3. | Диагностировать психологическое состояние обучающейся | Проведение часов общения, анкетирование «Самооценка» (на основе оценочной школы Дембо-Рубинштейна) | Классный руководитель |
Направление «Учись учиться»
№ | Задачи | Формы работы | Ответственные |
1. | Изучить и развивать интеллектуальные способности обучающейся, учебную мотивацию и отношение к учебным предметам | Посещение уроков, беседы с учителями-предметниками, анкетирование «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам» (Приложение) | Классный руководитель, учителя-предметники |
2. | Воспитывать стремления стать образованным и культурным человеком | Индивидуальные беседы, классные часы | Классный руководитель |
3. | Развивать читательский интерес, читательские умения, желание учиться у обучающейся | Посещение библиотеки, беседы с библиотекарями, принятие участия в предметных конкурсах | Классный руководитель, библиотекарь, родители |
4. | Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов | Индивидуальные беседы, классные часы | Классный руководитель |
Направление «Поверь, ты талантлив»
№ | Задачи | Формы работы | Ответственные |
1. | Формировать потребности у обучающейся к проявлению своих творческих способностей, их совершенствованию | Участие в различных творческих конкурсах школьного, городского, республиканского и других уровней | Классный руководитель |
2. | Воспитывать стремления к интересному и полезному времяпровождению, организовать дополнительное образование обучающехся | Посещение различных кружков и секций по интересам | Классный руководитель, родители |
3. | Создать ситуации успеха | Индивидуальная работа с обучающейся, родителями | Классный руководитель, социальный педагог |
Направление «Семья и школа»
№ | Задачи | Формы работы | Ответственные |
1. | Изучить семью обучающейся, диагностировать психологический климат в семье | Индивидуальные беседы с ученицей, родителями, анкетирование, посещение семьи | Классный руководитель |
2. | Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей | Родительские собрания, индивидуальные консультации | Классный руководитель |
Направление «Ты - гражданин»
№ | Направления программы | Формы работы | Ответственные |
1. | Воспитывать уважительное отношение к своим близким людям, к истории семьи и рода. | Составление родословной, изучение истории семьи | Классный руководитель, родители |
2. | Привлекать к активной общественной работе на благо родного города. | Участие в экологических субботниках, акциях. | Классный руководитель |
VI. Этапы реализации программы
Работа по индивидуальному плану развития ребенка проводится в три этапа.
1 этап – информационно-аналитический – 2013-2014 учебный год
Цель: углубленное изучение обучающейся.
Задачи:
- Провести психологическое обследование обучающейся с целью определения хода ее развития, соответствия развития возрастным нормативам.
Приоритетные направления:
- диагностика познавательной деятельности обучающейся;
- исследование эмоционально-личностной сферы.
- Проанализировать результаты исследований.
Методы изучения учащейся, которые классный руководитель использует в своей работе:
· наблюдение за учениками, отношением к ней одноклассников;
· индивидуальная беседа с учениками и их родителям;
· анкетирование учеников и их родителей;
· тестирование;
· изучение документации (характеристика личного дела, медицинской карты и т.д..)
- Составить индивидуальный план работы с обучающейся;
- Составить индивидуально - характерологический портрет обучающейся на основе проведенных диагностик.
На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Основным, самым приемлемым и доступным методом для классного руководителя является педагогическое наблюдение за ребенком в процессе его разносторонней деятельности, общения со сверстниками, взаимодействие со взрослыми. А диагностику и анализ результатов проводит педагог-психолог.
Индивидуальный план работы с одаренным ребенком
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь | Изучение интересов и склонностей обучающейся: уточнение критериев всех видов одаренности. Исследование психических процессов:
|
Октябрь | Исследование эмоциональных процессов:
Исследование качеств личности:
|
Ноябрь | Исследование социальных отношений:
Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой. Диагностика творческих способностей (тесты Торренса). Составление индивидуального маршрута по развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка |
Сентябрь - май | Подготовка и участие обучающейся в конкурсах, олимпиадах разного уровня. |
Декабрь | Подготовка к новогоднему утреннику, конкурсам ДПИ. Подготовка к конкурсу чтецов «Рождество Христово славим» |
Январь | Подготовка к выступлению на классных часах. Коррекция индивидуального маршрута обучающейся. Подготовка к городскому фестивалю «Рождество Христово славим» (праздничная инсценировка) |
Февраль | Подготовка исследовательской работы: - выбор темы, - изучение литературы, - исследования. |
Март | Подготовка к олимпиаде школьного уровня по окружающему миру, к неделе начальных классов (ответственная за стенгазету) |
Апрель | Результаты, достижения (мониторинг), Оформление портфолио успеха. |
Май | Коррекция индивидуального маршрута обучающейся, составление психолого-педагогической карты. Сбор материалов, заполнение индивидуальной карты. |
Работа с родителями: | |
В течение года | Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к работе с одаренным ребенком. |
Круглый стол «Организация досуга одаренных детей». | |
Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ: «Осенний букет», « Подарок любимому учителю», «Цветы и фантазия» и т.д. | |
Родительские собрания | |
Отправление благодарственных писем родителям по результатам учебного года. | |
Сотрудничество с другими организациями: | |
В течение года | МОДО «Дом детского творчества г.Козьмодемьянска», (кружки «Оригами», «Бисеринка», «Театральная шкатулка»). Центр народной культуры им.Я.Эшпая (вокальный ансамбль «Фантазия») МБУ ДО «КДШИ им.А.Я.Эшпая» (класс фортепиаоно). |
Результаты психологической диагностики за 2013 – 2014 год. | |||
Метод исследования | Результат | Анализ результата | |
Познавательные процессы | |||
Память:
| «Узнавание фигур» | Норма | Познавательные процессы- норма. |
«10 слов» (автор А.Лурия) | Норма | ||
«Пиктограммы» (автор А.Лурия) | Высокий уровень | ||
Внимание | «Корректурная проба» (тест Б.Бурдона) | Концентрация внимания – средний уровень Устойчивость внимания – норма Переключаемость внимания – средний уровень. | |
Воображение | Тест «Торренса» | норма | |
Личностные характеристики | |||
Агрессия | «Несуществующее животное» (Автор методики: М.З. Дукаревич) | Устойчивая тенденденция к деятельности. | Эмоциональное состояние - благоприятное |
Личностные особенности | «Лестница» | Самооценка - норма. | |
Тревожность
| Тест «Прихожан» (автор А.М.Прихожан) | средняя низкая низкая низкая | |
Особенности межличностного взаимодействия | |||
Положение в классе | «Социометрия» (методика Дж.Морено) | Предпочитаемый (8 выборов) | |
Детско- родительские отношения | «Рисунок семьи» (автор Л.Корман) | Психологически благополучна. | Межличностные отношения в норме. |
Мотивация | |||
Оценка уровня школьной мотивации | Анкета по методике Н.Г. Лускановой | 20 баллов | хорошая школьная мотивация |
Для определения социального статуса учеников в классном коллективе педагогом - психологом была проведена социометрия. Проведение социологического опроса среди учащихся класса имела целью диагностику эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, выявление авторитета членов класса по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые).
По результатам стало видно, что обучающаяся оказалась звездочкой. Это связано с тем, что у данной учащейся:
- высокая успеваемость и заинтересованность в учебе;
- ярко выраженные творческие интересы.
Родители девочки также приняли активное участие в работе над программой, так как они заинтересованы в личностном росте своего ребенка. С ними была проведена индивидуальная работа, анкетирования. Классный руководитель стремится помочь родителям, повысить их педагогический уровень и таким образом влиять на благополучие и развитие ребенка.
Результаты диагностики родителей учащейся следующие:
· положительные качества: добрая, веселая, отзывчивая;
· недостатки: невнимательная, заносчивая;
· качества, которые родители стараются воспитать: уважение, доброта, активность;
· девочка имеет постоянные обязанности по дому;
· в семье отношения хорошие, уважительные, есть взаимопонимание;
По результатам работы составлен индивидуально - характерологический портрет обучающейся.
.
Индивидуально- характерологический портрет обучающейся.
Ученица 1 класса, возраст 7 лет
Общее физическое развитие в норме, то есть соответствует возрастным показателям.
Состояние здоровья: в норме, 1 группа здоровья
В семье психологическая атмосфера благополучная, семья не полная. Отношения в семье теплые, доверительные.
В данной школе обучается с первого класса, пользуется авторитетом у многих детей, лидерскими качествами по оценке психолога обладает.
Отношение с одноклассниками ровные, проявляет уважительное отношение ко всем одноклассникам, не обижает их. Иногда испытывает обиду из-за непонимания со стороны одноклассников, эмоции проявляет сдержанно. Своим положением в классе довольна. На замечания учителей реагирует адекватно.
Может самостоятельно играть, рисовать, выполнять домашние задания, умение рационально организовать время может только с помощью мамы или бабушки. Предпочитает рисование, пение. Ей требуется внимание и одобрение со стороны взрослого.
К общественным поручениям относится добросовестно. Степень проявления самостоятельности при выполнении разовых поручений высокая, не нуждается в напоминании. В ситуации успеха ведет себя открыто, радуется. В ситуации неуспеха тревожится, самокритична.
Правила и нормы поведения соблюдает, дисциплинированна. Средняя концентрация внимания. Старается избегать конфликтных ситуаций, в случае их возникновения ведет себя настойчиво, но не агрессивно. Умеет отстаивать собственное мнение.
Промежуточные результаты:
Сильные стороны | Слабые стороны |
| 1. Сомневается в своих силах, не уверена при ответах. 2. Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел. 5. Учится не в полную силу |
Возможности | Угрозы |
| 1 . Посещает несколько кружков, есть вероятность переутомления. |
2 этап – основной: организационно-практический, этап реализации – 2014-2016 учебного года
Цель – составление и реализация индивидуального плана развития.
Задачи:
- Составить индивидуальный план деятельности обучающейся, в котором предполагается:
-постановка цели на каждую четверть;
-планирование деятельности по достижению цели.
- Провести динамику интеллектуальных и творческих показателей обучающейся.
- Проанализировать собственную деятельность по итогам каждой четверти и учебного года.
- Обсудить проанализированную информацию с родителями обучающейся.
- Отследить результативность, промежуточную диагностику, сравнительный анализ, коррекцию;
Индивидуальный план работы с одаренным ребенком
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь | Мониторинговая диагностика одарённости. Составление индивидуального плана деятельности обучающейся. |
Октябрь | Отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей обучающейся. Подготовка к школьным и городским конкурсам декоративно-прикладного творчества. Подготовка к конкурсу творческих работ «Мой учитель самый лучший» (сочинение). Подготовка к игре-конкурсу «Русский медвежонок». |
Ноябрь | Подготовка исследовательской работы: - выбор темы, - изучение литературы, - исследования. |
Декабрь | Подготовка к новогоднему утреннику, конкурсам ДПИ, конкурсу чтецов «Рождество Христово славим», участие в социальных акциях города «Помощь детям улицы», «Игрушка детям – инвалидам» и др. |
Январь | Совместная работа с обучающейся при подготовке дополнительного материала к урокам, к выступлениям на классных часах, классных и школьных мероприятиях. (презентации к уроку литературного чтения «братья Гримм», к внеклассному мероприятию «Мы мальчишек поздравляем» и др.) |
Февраль | Подготовка к конкурсу детского творчества, приуроченного к Всероссийской неделе «Театр и дети». Коррекция индивидуального маршрута обучающейся. Подготовка к конкурсу чтецов (Волшебное русское слово, соловьиный родник) |
Март | Участие в неделе начальных классов. Подготовка к школьной олимпиаде по экологии, всероссийской олимпиаде по литературному чтению ФГОС – тест, математическому конкурсе – игре «Кенгуру». Тренинг: детские кроссворды. |
Апрель | КВН «Экологические задачи» Участие во всероссийской олимпиаде по литературному чтению ФГОС – тест. Подготовка к городской олимпиаде школьников по экологии. Подготовка к конкурсу чтецов «Благовест!» |
Май | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка «Звездочки». |
Работа с родителями: | |
В течение года | Беседы с родителями, планы на год. |
Круглый стол «Особенности самооценки младших школьников». | |
Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ: «осень глазами детей», « Рождество Христово славим», «Светлая Пасха» и т.д. | |
Родительские собрания | |
Отправление благодарственных писем родителям по результатам учебного года. | |
Сотрудничество с другими организациями: | |
В течение года | МОДО «Дом детского творчества г.Козьмодемьянска», (кружки «Оригами», «Бисеринка», «Театральная шкатулка»). Центр народной культуры им.Я.Эшпая (вокальный ансамбль «Фантазия») МБУ ДО «КДШИ им.А.Я.Эшпая» (класс фортепиаоно). |
В данном плане отводится место для анализа учениками собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребят и классного руководителя.
3 этап – результативно – диагностический 2016- 2017 учебный год
Цель – подведение итогов реализация индивидуальной программы развития обучающейся.
Задачи:
- Провести индивидуальную работу с обучающейся по основным направлениям программы.
- Проконсультироваться со специалистами (социальным педагогом, педагогом - психологом, врачом, руководителем кружка, секции).
- Продолжать индивидуальную работу с родителями учащейся по развитию творческих и интеллектуальных способностей ребенка.
- Выявить уровень развития интеллектуальных и творческих способностей за определённый период.
- Провести сравнительный анализ и обобщение результатов развития.
- Определить проблемы, возникшие в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
В конечном итоге, индивидуальная программа развития обучающейся должна способствовать ее самореализации, занятию ею благоприятного социального статуса в школе и классном коллективе, развитию ее интеллектуального и творческого потенциала.
Индивидуальный план работы с одаренным ребенком (2016-2017уч.год)
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь | Углубленное психолого-педагогическое изучение развития ребёнка Составление индивидуального плана деятельности обучающейся. Подготовка к всероссийской олимпиаде школьников (школьный этап) |
Октябрь | Отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей обучающейся. Подготовка к школьным и городским конкурсам декоративно-прикладного творчества. Подготовка к игре-конкурсу «Русский медвежонок». Подготовка к общероссийской олимпиаде школьников по ОПК «Русь уходящая» |
Ноябрь | Подготовка исследовательской работы: - выбор темы, - изучение литературы, - исследования (тема «Храмы г.Козьмодемьянска») Беседа «Я талантлив!» |
Декабрь | Подготовка к новогоднему утреннику, конкурсам ДПИ, конкурсу чтецов, участие в социальных акциях города «Наряжаем елку вместе», «Горка в каждый двор», «Игрушка детям – инвалидам!». |
Январь | Совместная работа с обучающейся при подготовке дополнительного материала к урокам, к выступлениям на классных часах, классных и школьных мероприятиях. Подготовка к литературному конкурсу «Служу России» (авторский стих) Работа над исследовательским проектом. |
Февраль | Участие в литературном конкурсе «Служу России» (авторский стих). Коррекция индивидуального маршрута обучающейся. Подготовка к конкурсу чтецов (Волшебное русское слово, соловьиный родник) Индивидуальная интеллектуальная игра «Своя игра». |
Март | Участие в неделе начальных классов Подготовка к школьной олимпиаде по экологии, всероссийской олимпиаде по литературному чтению ФГОС – тест, математическому конкурсе – игре «Кенгуру» |
Апрель | Участие во всероссийской олимпиаде по литературному чтению ФГОС – тест. Подготовка к городской олимпиаде школьников по экологии Подготовка к конкурсу чтецов «Благовест!» Выявление уровня развития индивидуальных способностей обучающейся за определённый период. Игра «Самый умный». |
Май | Составление карты успешности развития ребёнка. Сравнительный анализ, корректировка результативности и выполнения программы, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка «Звездочки». |
Работа с родителями: | |
В течение года | Беседы с родителями, консультации, тренинги. |
Круглый стол «Сравнительный анализ и обобщение результатов развития». | |
Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ: «Осень глазами детей», «Символ года - петух», «Светлая Пасха» и т.д. | |
Родительские собрания | |
Отправление благодарственных писем родителям по результатам учебного года. | |
Сотрудничество с другими организациями: | |
В течение года | МОДО «Дом детского творчества г.Козьмодемьянска», (кружки «Оригами», «Бисеринка», «Театральная шкатулка»). Центр народной культуры им.Я.Эшпая (вокальный ансамбль «Фантазия») МБУ ДО «КДШИ им.А.Я.Эшпая» (класс фортепиаоно). |
Мониторинг и анализ результатов
Результаты психологической диагностики за 2016-2017 год. | |||
Метод исследования | Результат | Анализ результата | |
Познавательные процессы | |||
Память:
| «Узнавание фигур» | Высокий уровень | Познавательные процессы- норма. |
«10 слов» (А.Лурия) | Высокий уровень | ||
«Пиктограммы» (А.Лурия) | Высокий уровень | ||
Внимание | «Корректурная проба» (тест Б.Бурдона) | Концентрация внимания – высокий уровень Устойчивость внимания – высокий уровень Переключаемость внимания – высокий уровень. | |
Воображение | Тест «Торренса» | норма | |
Личностные характеристики | |||
Агрессия | «Несуществующее животное» (Автор методики: М.З. Дукаревич) | Устойчивая тенденденция к деятельности. | Эмоциональное состояние - благоприятное |
Личностные особенности | «Лестница» | Самооценка - адекватная. | |
Тревожность
| Тест «Прихожан» (автор А.М.Прихожан) | высокая средняя средняя средняя | |
Особенности межличностного взаимодействия | |||
Положение в классе | «Социометрия» (методика Дж.Морено) | Предпочитаемый (15 выборов) | Лидер |
Детско- родительские отношения | «Рисунок семьи» (автор Л.Корман) | Психологически благополучна. | Межличностные отношения в норме. |
Мотивация | |||
Оценка уровня школьной мотивации | Анкета по методике Н.Г. Лускановой | 24 балла | хорошая школьная мотивация |
За время реализации программы были достигнуты следующие результаты:
- положительная динамика познавательных процессов (была норма, стал высокий уровень)
- самооценка стала адекватной.
- снизился уровень тревожности.
- положение в классе - лидер.
- повысилась степень активности, самостоятельности.
В организации классного самоуправления хорошо проявила себя при чередовании творческих поручений, в групповой работе. Были удачные самостоятельные подготовки в проведении классных часов. Успешное добровольное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах.
Мама прислушивается к мнению педагогов, принимает активное участие в делах класса.
Промежуточные результаты:
Учебный год, класс | Название мероприятия | Форма | Результат | Ответственные |
Направление «Познай себя» | ||||
2013-2014 1 класс | Диагностика познавательных процессов | Тесты | Средний | Классный руководитель, педагог-психолог |
«Учимся дружить» | Классный час | Участие | Классный руководитель | |
«Посвящение в первоклассники» | Внеклассное мероприятие | Участие, читала стихотворение | Классный руководитель | |
Я и мой ребенок | Классный час | Участие совместно с родителями | Классный руководитель | |
2014-2015 2 класс | Диагностика познавательных процессов | Тесты | Выше среднего | Классный руководитель, педагог-психолог |
«Кто такой Друг? | Классный час | Участие | Классный руководитель | |
О преодолении неуверенности | Индивидуальная работа | Беседа с мамой | Классный руководитель | |
2015-2016 3 класс | «Я и мои обязанности» | Классный час | Выступление | Классный руководитель |
Как воспитать любовь к труду | Родительское собрание | Участие мамы | Классный руководитель | |
«Можно ли тебе доверять? | Тест | Участие класса | Классный руководитель | |
Я и мои недостатки | Классный час | Выступление | Классный руководитель | |
2017-2017г 4 класс | Углубленное психолого-педагогическое изучение развития ребёнка | Тесты | Высокий | Классный руководитель, педагог-психолог |
Диагностика уровня обученности | Мониторинг успеваемости по предметам | Хорошие показатели, стабильность | Классный руководитель | |
«Воспитай отличника» | Родительское собрание | Организация режима выполнения домашних заданий | Классный руководитель | |
Направление «Учись учиться» | ||||
2013-2014 1 класс | «Я лицеист» | Интеллектуальный конкурс | Диплом победителя | Классный руководитель |
«Человек и природа» | Олимпиада | Диплом участника | Классный руководитель | |
Школьная экологическая олимпиада | Олимпиада | 1 место | Классный руководитель | |
Городская экологическая олимпиада | Олимпиада | Диплом участника | Классный руководитель | |
2014-2015 2 класс | «Кенгуру» | Математический конкурс - игра | 1 место по РМЭ | Классный руководитель |
ФГОС-тест | Всероссийская олимпиада по литературному чтению | 2 место в регионе | Классный руководитель | |
«Русский медвежонок» | Конкурс – игра по русскому языку | Диплом участника | Классный руководитель | |
«Человек и природа» | Олимпиада по окружающему миру | Диплом участника | Классный руководитель | |
Школьная экологическая олимпиада | Олимпиада | 2 место | Классный руководитель | |
Городская экологическая олимпиада | Олимпиада | Диплом участника | Классный руководитель | |
2015-2016 3 класс | «Кенгуру» | Математический конкурс - игра | 3 место по РМЭ | Классный руководитель |
«Русский медвежонок» | Конкурс – игра по русскому языку | Диплом участника | Классный руководитель | |
ФГОС - тест | Всероссийская олимпиада по математике | 3 место в регионе | Классный руководитель | |
Олимпиада по окружающему миру | Диплом участника | Классный руководитель | «Человек и природа» | |
Школьная экологическая олимпиада | Олимпиада | 1 место | Классный руководитель | |
Городская экологическая олимпиада | Олимпиада | Диплом участника | Классный руководитель | |
2016-2017 4 класс | Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап) | Олимпиада по русскому языку | Диплом призера | Классный руководитель |
«Кенгуру» | Математический конкурс - игра | 1 место по РМЭ | Классный руководитель | |
«ЧиП» | Олимпиада | Диплом участника | Классный руководитель | |
Школьная экологическая олимпиада | Олимпиада | 1 место | Классный руководитель | |
Городская экологическая олимпиада | Олимпиада | Диплом участника | Классный руководитель | |
Направление «Поверь, ты талантлив» | ||||
2013-2014 1 класс | «Козьмодемьянск – наш город» | Городской конкурс детского поэтического творчества, посвященного 430-летию города | Диплом участника | Классный руководитель |
«Цветы и фантазия» | Городской конкурс ДПИ | 3 место | Классный руководитель | |
«Подарок любимому учителю» | Городская выставка изделий ДПИ | Диплом участника | Классный руководитель | |
«Рождественская звезда» | Городской конкурс творческих работ | Диплом участника | Классный руководитель | |
«Я люблю тебя музей» | Городской конкурс открыток - валентинок | 3 место | Классный руководитель | |
2014-2015 2 класс | «Осень глазами детей» | Муниципальный конкурс ДПИ | Участие | Классный руководитель |
«Мой учитель самый лучший» | Муниципальный конкурс творчесикх работ | Участие | Классный руководитель | |
«Театр и дети» | Муниципальный конкурс детского творчества | 3 место | Классный руководитель | |
«Рождественская звезда» | Городской конкурс творческих работ | Диплом участника | Классный руководитель | |
«Светлая Пасха» | Городской конкурс декоративно прикладного творчества | Диплом лауреата | Классный руководитель | |
«Подарок маме» | Городской конкурс декоративно прикладного творчества | Диплом участника | Классный руководитель | |
2015-2016 3 класс | «Благовест!» | Муниципальный смотр-конкурс | Сертификат участника | Классный руководитель |
«Слово Жизни» | Муниципальный конкурс чтецов в рамках празднования Дня православной книги | Сертификат участника | Классный руководитель | |
«Кукла своими руками» | Музейный конкурс поделок» | 2 место | Классный руководитель | |
«Гагарин, поехали!» | Всероссийский творческий конкурс | Диплом участника | Классный руководитель | |
«Огонь – не забава!» | Муниципальный конкурс детского творчества | Сертификат участника | Классный руководитель | |
2016-2017 4 класс | «Символ года – петух» | Муниципальный конкурс детского творчества | Сертификат участника | Классный руководитель |
«Свет Христова Рождества» | Городской конкурс чтецов | Сертификат участника | Классный руководитель | |
«Служу России» | Городской литературный конкурс (авторский стих) | Диплом за 2 место | Классный руководитель | |
Направление «Семья и школа» | ||||
2013-2014 1 класс | «Спешите делать добро» | Классный час | Участие | Классный руководитель |
«Профессии наших родителей» | Классный час | Участие | Классный руководитель | |
Рисунок семьи | Тест | Благополучие | Классный руководитель | |
Игра по станциям «По дороге в сказку» | Совместное досуговое мероприятие | Участие мамы | Классный руководитель | |
Поход на природу | Поход | Участие с мамой | Классный руководитель | |
2014-2015 2 класс | « День Земли» | Выступление группы | Самостоятельная подготовка | Классный руководитель |
«В здоровом теле – здоровый дух» | Лыжные прогулки в рощу | Участие совместно с родителями | Классный руководитель | |
Воспитательный потенциал семьи | Диагностика | Высокий | Классный руководитель | |
«Моя бабушка» | Внеклассное мероприятие с участием бабушек | Участие | Классный руководитель | |
Поход на природу | Поход | Участие с мамой | Классный руководитель | |
2015-2016 3 класс | «Семейные реликвии» | Классный час | Исследование «След войны в моей семье» | Классный руководитель |
«Современные дети. Какие они?» | Родительское собрание | Участие мамы | Классный руководитель | |
«Новогодний калейдоскоп» | Праздник | Подготовка с родителями | Классный руководитель | |
Катание с горки | Встреча учеников с родителями на городской горке | Участие совместно с родителями | Классный руководитель | |
«Масленица» | Катание с гор | Участие | Классный руководитель | |
«Мамочка милая, мама моя» | Внеклассное мероприятие | Участие мамы в конкурсе | Классный руководитель | |
Поход на природу | Поход | Участие с мамой | Классный руководитель | |
2016-2017 4 класс | «Семья – это…» | Классный час | Выступление | Классный руководитель |
«Семья и школа - партнеры в воспитании и обучении детей" | Родительское собрание | Выступление мамы | Классный руководитель | |
«Поможем ребенку вместе» | Родительское собрание о подготовке к ВПР | Участие | Классный руководитель | |
«Святки» | Праздник в Этнографическом музее под открытом небом | Участие | Классный руководитель | |
Поход на природу | Поход | Участие с мамой | Классный руководитель | |
Направление «Ты гражданин» | ||||
2013-2014 1 класс | «Игрушка детям – инвалидам» | Социальная акция | Благодарность | Классный руководитель |
«Мы мальчишек поздравляем» | Классное мероприятие | Участие | Классный руководитель | |
«Их подвиги бесценны» | Классный час | Участие, чтение стихотворения | Классный руководитель | |
«Забота» | Социальная акция | Благодарность | Классный руководитель | |
2014-2015 2 класс | «Игрушка детям – инвалидам» | Социальная акция | Благодарность | Классный руководитель |
«Мы мальчишек поздравляем» | Классное мероприятие | Участие | Классный руководитель | |
«Воинская доблесть» | Утренник | Ведущая | Классный руководитель | |
«Милосердие» | Социальная акция | Благодарность | Классный руководитель | |
2015-2016 3 класс | «Урок доброты» | Социальная акция | Благодарность | Классный руководитель |
«Игрушка детям – инвалидам» | Социальная акция | Благодарность | Классный руководитель | |
«Наши защитники» | Классный час | Участие в викторине | Классный руководитель | |
Смотр строя и песни | Смотр строевой подготовки | Участие в смотре строевой подготовки | Классный руководитель | |
2016-2017 4 класс | «Помощь детям улицы» | Социальная акция | Благодарность | Классный руководитель |
«Нашим милым» | Классное мероприятие | Участие | Классный руководитель | |
Поздравление ветеранов | Участие | Классный руководитель | «Этот день мы не забудем никогда» | |
Смотр строя и песни | Смотр строевой подготовки | Участие в смотре строевой подготовки | Классный руководитель |
Динамика успеваемости
Учебный год | учёба | уровень воспитанности | участие в олимпиадах и конференциях | участие в конкурсах и мероприятиях |
2013-2014уч.г. | 1 класс | 4,3 | 2 / 2 из которых 2 место | 3 / 1 из которых 3 место |
2014-2015уч.г. | 5 | 4,4 | 4 / 2 из которых 3 место и 1 место | 5 / 1 из которых 3 место |
2014-2015уч.г. | 5 | 4,8 | 4 / 2 из которых 2 и 3 место | 9 |
2016-2017 уч.г | 5 | 4,9 | 5 / 2 из которых 1 и 3 место | 11 |
Данные мониторинга показывают, что качество знаний обучающейся высокое, по итогам 2, 3, 4 класса получила Похвальный лист за отличные успехи в обучении, положительная динамика уровня воспитанности, увеличилось количество участия в олимпиадах и конференциях, а также в мероприятиях класса и школы. В целом, рейтинг обучающейся незначительно, но вырос.
Карта успешности развития ребёнка.
Достижения | Класс | Место |
Городской конкурс «Цветы и фантазия» | 1 | Диплом за 3 место |
Городской конкурс открыток – валентинок «Я люблю тебя музей!» | 1 | Грамота за 3 место |
Всероссийский интеллектуальный On-line конкурс «Я – лицеист» | 1 | Диплом победителя |
Школьная экологическая олимпиада | 1 | 1 место |
Математический конкурс – игра «Кенгуру» | 2 | 1 место по РМЭ |
Всероссийская олимпиада по литературному чтению ФГОС - тест | 2 | 2 место в регионе |
Муниципальный конкурс детского творчества, приуроченного к Всероссийской неделе «Театр и дети», номинация «Восточный портрет» | 2 | Грамота 3 место |
Городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Светлая Пасха» | 2 | Диплом лауреата |
Школьная экологическая олимпиада | 2 | 2 место |
Городская викторина «Знатоки правил дорожного движения» | 3 | Диплом победителя |
Всероссийская олимпиада по математике ФГОС - тест | 3 | 3 место в регионе |
Музейный конкурс поделок «Кукла своими руками», приуроченного к Международному женскому дню – 8 Марта | 3 | Грамота за 2 место |
Школьная экологическая олимпиада | 3 | 1 место |
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) | 4 | Диплом призера |
Муниципальный смотр – конкурс чтецов «Благовест!» | 4 | Диплом лауреата 2 степени |
Математический конкурс – игра «Кенгуру» | 4 | 1 место по РМЭ |
Школьная экологическая олимпиада | 4 | 2 место |
Работа, проведенная в соответствии с программой индивидуального развития способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей, позволила достичь хороших успехов в учебной и внеурочной деятельности. Ребенок принимает участие во всех всероссийских и школьных олимпиадах, конкурсах, фестивалях. Имеет высокие результаты.
Итоги работы по программе.
Анализируя работу по программе, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка, осуществляемую в течение четырех лет работы в начальной школе, следует отметить, что обучающаяся все четыре года училась на отлично по всем школьным предметам. Особо следует отметить рост личностных достижений учащейся - стала активнее участвовать в различных конкурсах и мероприятиях как школьного и муниципального уровня, так и всероссийского. Во многом росту личностных достижений способствовала совместная работа с родителями. Обучающаяся адаптирована к разнообразным жизненным ситуациям, решению нестандартных жизненных и учебных задач (соответственно возрастным особенностям).
Целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и “слабых” учащихся, создает в коллективе атмосферу сотрудничества. В процессе обучения у школьников идет формирование алгоритмических и эвристических приемов действий; формируется осознание процесса учения не только с пониманием изученного, но и анализом хода познания. Развивается интеллектуальная активность, формируется положительное отношение к учебе, потребность в знаниях.
В целом на основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа с одаренным ребенком в классе велась целенаправленно и достаточно эффективно, значит индивидуальная программа «Звездочка» оправдывает поставленные цели и задачи.
Хочется в конце вспомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
Использованная литература
- Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей.- Волгоград :Учитель, 2011
- Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО «АиФ Принт» , 2003 г.
- Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 2011 г.
- Матюшина А.М. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей – М. Омега –Л.2008
- Н.И.Панютина Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми. Волгоград: Учитель, 2011. – 204с.
- Настольная книга классного руководителя / Москва: Центр «Педагогический поиск», 2007 – 143с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – 2-е изд., дораб. – Москва: «Просвещение», «Учебная литература», 1996 – 352с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий ЛОО в развитии интеллектуальных и творческих способностей школьников.
laquo; Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», - подчеркнул президент РФ. ...
Аналитический отчёт "Развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников"
В аналитическом отчёте даны теоретические основания аналитической деятельности, описан опыт работы по формированию интеллектуальных и творческих способностей,условия формирования интеллект...
Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
«Талантливому ребенку талантливого педагога, а талантливому учителю – талантливого менеджера-управленца». Президент РФ Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 года в Послании Феде...
Тема мастер-класс: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку»
Определение понятия интеллект,карточки с заданием,выводы....
" Развитие интеллектуальных и творческих способностей личности"
Успешно развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.можно при условии включения детей в проектную и исследовательскую деятельность, сочетая индивидуальную и групповую работу....
Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей «Одаренные дети»
одаренные дети...
Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей «Одаренные дети»
Выявление способностей обучающихся продиктовано главным принципом: каждый ребенок талантлив и талант может проявиться не сразу! Программа содержит комплекс методик для выявления способностей....