Урок музыки в 4 классе "В гостях у русских народных инструментов"
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Знакомство с русскими народными инструментами: свистулька,бубен, трещотки. балалайка, гармонь, маракас. рубель. работа с раздаточным и наглядным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 55.5 КБ |
раздаточный материал | 1.09 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки «В гостях у русских народных инструментов»
4 класс
Цель: познакомить детей с русскими народными инструментами
Задачи:
- дать представление о том, как выглядят и как звучат русские народные инструменты;
- формировать интерес и желание к игре на русских народных инструментах;
- воспитывать положительное отношение к истокам русской народной культуры.
Интеграция областей:
- Художественно-эстетическое развитие;
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие.
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, колонки, плакат с изображением оркестра РНИ; раздаточный материал; музыкальные инструменты: гармонь, бубен, свистулька, балалайка, трещотки, маракас, ложки, рубель.
Продолжительность: 40 минут.
Ход урока
Здравствуйте, ребята, Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную и удивительную
страну, где много звуков и музыки.
«Вслушайся: весь мир поёт – шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт, мир её волшебен!»
-Как вы думаете, какая это страна и кто может в ней жить?
(Музыкальная страна, музыкальные звуки и инструменты).
-А какие именно инструменты живут в этой стране, мы узнаем, правильно сложив буквы, которые находятся в конвертах. (Дети складывают слова)
-Давайте прочитаем, какие же инструменты живут в этой музыкальной стране. (Дети читают). Сегодня мы познакомимся с РНИ, и с их звучанием.
А путешествовать мы с вами будем на поезде.
Все готовы? Ну что ж тогда в путь! (Сигнал поезда)
1 остановка – называется «Свистулькино»
- Здесь мы познакомимся с инструментом - Свистулька
А вам известно из чего изготовляли свистульки? (Из глины)
Свистулька – это музыкальный инструмент Древней Руси и действительно, русский народ изготовлял его из глины. Чаще всего, их изготовляли в форме птички, которая символизировала народное представление о счастье. На Руси много веков назад свистульки использовались как игрушки для детей.
- А пение, какой птички напоминает звучание свистульки? (ответы)
- При помощи чего извлекается звук в свистульке? (при помощи сильного дыхания).
-Есть желающие исполнить на свистульке мелодию? Хорошо!
(наиграть, или, как говорят в народе, «насвистать на свистульке» любую мелодию)
Дети выполняют задание.
********
Молодцы! Но нам пора в дорогу! Продолжаем наше путешествие.
(Сигнал паровозика)
Название следующей остановки вы узнаете, отгадав мою загадку:
«Треугольная доска, а на ней три волоска
Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит» (балалайка)
Остановка называется «Балалайкино».
В нашем школьном музее «Живая нить времени», есть экспозиция «Музыка наших бабушек и дедушек», в которой представлено множество экспонатов: это и пластинки, и проигрыватели, и магнитофоны. И среди них живут русские народные инструменты, в частности – вот эта балалайка. (Показ инструмента, рассказ)
Первоначально балалайка имела овальную форму и только две струны. Со временем появилась балалайка с характерным треугольным корпусом и тремя струнами. Все начиналось со скоморохов. Именно эта развесёлая, яркая толпа, которая называла себя «ватага» имела в арсенале для развлечения публики, кроме ярких костюмов и кукол, музыкальные инструменты. Среди них обычно находилась и балалайка.
--Послушайте, как звучит балалайка (слушание)
- Как вы думаете, можно ли современные произведения исполнить на балалайке?
Я предлагаю вам послушать несколько мировых хитов, где балалайка выступает в роли солирующего инструмента (слушание мировых китов)
Какой же вывод можно сделать:
Старинные инструменты не забываются, а наоборот, их используют всё больше в исполнении современной мировой музыке.
- А что чаще всего исполняется под балалайку? (частушки)
Я предлагаю вам исполнить частушки.
Спасибо за прекрасное исполнение частушек!
На этой же остановке нас дожидается ещё один инструмент. А какой – узнаете, отгадав загадку.
«Заливается трёхрядка и народ идёт вприсядку,
А трёхрядка не плоха, есть и кнопки и меха.
И весёлые старушки под неё поют частушки.
(Послушаем , как звучит гармонь)
-А сейчас я предлагаю проявить свою фантазию и одеть гармонь в свои цвета (раскрашивание)
А мы продолжаем наше путешествие. (Сигнал паровоза)
-Ой, что же это за остановка! Всё здесь стучит, трещит, звенит!
Какие инструменты живут здесь, мы узнаем, отгадав ребусы (отгадывают)
-Как извлекают звук на этих инструментах? (при помощи удара)
-Какое общее название получили эти инструментам? (ударные)
Остановка «Ударново».
Вот – бубен, ударный инструмент с неопределённой высотой звука. Чаще всего на нём играли скоморохи (игра на бубне).
А это – трещотки, русский народный ударный инструмент.
Этот музыкальный инструмент вам хорошо знаком (деревянные ложки)
С каким музыкальным инструментов вы знакомы с детства? (погремушка)
А как он называется в музыкальной среде? (маракас)
Он относится к ударно-шумовым инструментам, а при помощи чего образуется звук? (встряхивании корпуса)
Посмотрите, какой необычный инструмент у меня в руках.
«На дощечке есть насечки, проведи по ним рукой,
И услышишь голос звонкий, деревянный, озорной»
Этот инструмент называется Рубель. В старину им гладили вещи. А теперь на нём играют.
Наш паровозик прибывает на конечную станцию (звучит гудок)
Играть все любите? Игра называется «Слушаем звуки природы»
Природа создаёт свою музыку, и я предлагаю вам изобразить звук природы тем или иным музыкальным инструментом.
«Мы на лесной полянке. Это поют лесные птицы. Подберите инструмент для пения птиц (свистулька).
И вот застучал дятел. Озвучьте стук дятла (ложки)
А теперь покатились первые капли дождя. Подберите инструмент (трещотки)
Подул ветер (маракас) и ударил гром (бубен).
Каждый инструмент – источник звука и красив по-своему. А если их собрать в дружный коллектив, что получится (оркестр)
Наша конечная станция называется «ОРКЕСТРОВО»
-А что такое оркестр? (Коллектив музыкантов, играющих на различных муз. инструментах)
Я предлагаю изображения этих инструментов собрать из пазлов (собирают)
-А можем ли мы с вами создать сейчас свой оркестр, используя наши русские народные инструменты?
Бубен, свистульки, трещотки, да деревянные ложки! Поиграем на них, ребята, немножко!
Исполняется русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные инструменты. Презентация к уроку музыки во 2 классе.
Русские народные инструменты. Презентация к уроку музыки во 2 классе....
Урок чтения 2 класс . Тема . Виды русских народных сказок
Данный материал раскрывает возможности знакомства с видами русских народных сказок на уроке чтения....
Урок музыки во 2 классе по теме «Русские народные инструменты»
Урок музыки во 2 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Дает формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возмо...
Сценарий урока в 1 классе «Путешествие по русским народным сказкам» Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (интегрированный урок-обобщение математики и внеклассного чтения ).
Предметные УУД: закреплять знания нумерации от 1 до 10;совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;отрабатывать знания геометрических фигур и линий и их отличительных особенностей;форми...
Конспект урока музыки 4 класс "Святые земли русской. Илья Муромец"
Разработка урока. Приложения к уроку: презентация, промежуточный тест...
Конспект урока музыки 4 класс "Святые земли русской. Кирилл и Мефодий"
Разработка урока, презентация, приложения...
Урок музыки во 2 классе на тему: "Русские народные инструменты"
Урок музыки во 2 классе на тему: "Русские народные инструменты"...