Урок музыки во 2 классе по теме «Русские народные инструменты»
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Бабанина Ирина Ивановна

 

Урок музыки во 2 классе по  программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной.  Дает формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов; формирует навыки творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора. Обучающиеся включаются в самостоятельную музыкально – творческую деятельность приемом игры на простейших музыкальных инструментах, исполнением песен с двигательными движениями. Ученики размышляют и рассуждают, вступают в диалог, сотрудничество с учителем. Выявляют характерные  черты народной песни

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки во 2 классе по теме  «Русские народные инструменты»

Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.

Образовательные задачи:

  • Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;
  • Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа;
  • Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора.

Развивающие задачи:

  • Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов; 2) подбирать простейший аккомпанемент к русским народным песням; 3) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;
  • Развитие музыкальных способностей  (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
  • Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
  • Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.

Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.

Компетенции – Информационная компетенция, здоровьесберегающая компетенция

Коммуникативная: умение работать в команде, умение совместно представлять результат работы, умение петь в ансамбле, умение исполнять хореографические движения в группе.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: 

  1. Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
  2. Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Метапредметные результаты:

  1. Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
  2. Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
  3. Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;
  4. Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);
  5. Уметь проявлять способность к саморегуляции.

Предметные результаты: 

  1. Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;
  2. Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке.

Художественный материал: р.н.п. «Светит месяц», р.н.п. «Во поле берёза стояла».

Материально-техническая база: синтезатор. ноутбук, детские музыкальные инструменты.

Ход урока

I. Организационный момент

Вход под мелодию русской народной песни «Ах, вы, сени»

Музыкальное приветствие

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в волшебную и удивительную страну, где много звуков, музыки, хорошего настроения.

Вслушайся: весь мир поёт –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт,

Мир её волшебен!

Как вы думаете, что это за страна? (Музыкальная) Правильно! Это музыкальная страна, а живут в ней музыкальные инструменты. Но что за инструменты живут в этой стране, мы узнаем, правильно сложив буквы, которые находятся в конвертах у вас на столах.

II. Постановка цели и задач

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с буквами.

1-я группа: РУССКИЕ; 2-я группа: НАРОДНЫЕ; 3-я группа: ИНСТРУМЕНТЫ. Дети складывают из букв слова.

Ребята, давайте прочитаем, какие же инструменты живут в этой музыкальной стране.

У. - Все инструменты русского народного оркестра можно разделить на группы.  Я предлагаю это сделать самим. Мы будем работать по несколько человек. Перед вами лежат карточки с изображением русских народных инструментов. Ваша задача, распределить картинки так, чтобы получилось 4 группы инструментов.

У. - Струнные инструменты.  Почему они так называются?

Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.

У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?

Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

 У. -  А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Д. – Это ударные инструменты.

У. - В русском народном оркестре также клавишно-духовые инструменты

У. - А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра и мы услышим, как они звучат.

У. - А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра и мы услышим, как они звучат.

Маленькие деревянные пластинки,

Способные и сыграть, и распугать.(трещетка)

И щи хлебают,

И «барыню» играют.(ложки)

Заменял стиральную машину и утюг.(рубель)

Стучит, бренчит, звенит. (бубен)

А Садко на них играл

И душевно распевал.

Перебрал он много струн,

Вышел из воды Нептун.(гусли)

У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать.(балалайка)

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего- то три струны

Ей для музыки нужны.(домра)

ДОМРА

У  неё вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть-не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается.(гармонь)

Демонстрация видеофильма о русских народных инструментах.

Исполнение песни «Во поле берёза стояла»

2. Мотивационная беседа  

У. Скажите, как называлась песня, которую мы только что исполнили?

Д. Во поле берёза стояла.

У. А кто сочинил эту песню?

Д. Русский народ. 

У.  А зачем народ создаёт  песни? Какая музыка по настроению встретила вас?

Д. Чтобы весело было….

У. Какие русские народные песни знаете? (ответы и исполнение русских народных песен)

Ученики размышляют и рассуждают Вступают в диалог, сотрудничество с учителем. Выявляют характерные  черты народной песни

У: «Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями,

Уч. А на чём же он исполняет свою музыку?

 Д. На инструментах.

Уч. И где же он их берёт?

Д. Сам мастерит. Поэтому они и называются народные.

У. Какова же тема нашего урока?

Д. Русские народные инструменты.

Чтение детьми стихотворения

 - Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет..

3. Исполнение ритмической партитуры.

У. И мы сейчас попробуем поиграть на инструментах, где вы будете музыкантами, а я вашим дирижёром. На инструментах будут играть те ученики, которые смогут правильно ответить на вопросы  (вопросы по теме)

 Прислушайтесь,  как звучат  их голоса.

(Дети играют сначала по одному на инструменте).

У. У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если  музыкант  будет играть свою мелодию точно, то он не  будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие

1.Мы оркестр создавали
И гостей сюда  позвали:
Приходите в гости к нам.
Очень рады мы гостям!

Физ .минутка

Исполнение  р.н.п. «Светит месяц»», выполняют танцевальные движения под музыку .

Итог урока

У. - С  каким оркестром мы сегодня познакомились?

Д. – С оркестром русских народных инструментов

 Исполнение песни «Матрешки»

6. Рефлексия (на доске прикреплены два рисунка: «Улыбающееся личико» и «Грустное личико»)

Ребята, какое настроение сопровождало вас в путешествии: радостное или грустное?

Напишите свои имена на том рисунке, который соответствует вашему настроению.

У. Что особенно запомнилось с урока?

 Какой деятельностью вам больше всего понравилось заниматься?

С каким настроением закончили урок?

Это очень важно – знать историю своей Родины.  Помнить, любить и уважать традиции своего народа

7. Домашнее задание.

Нарисовать  изображения инструментов русского народного оркестра      Сегодня все ребята работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о народном оркестре. И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровыми».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Конспект урока музыки 2 класс «Русские народные инструменты»

Cформировать у учащихся осознанное представление о  русских   народных инструментов; вызвать интерес  общения  с музыкой,   исполняемой  на русских народны...

План конспект урока музыки 1 класс "Народные музыкальные инструменты"

План конспект урока музыки 1 класс "Народные музыкальные инструменты"...

План-конспект урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты».

План-конспект урока музыки 1 класс :  «Русские народные инструменты»....

Технологическая карта урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты».

Технологическая карта  урока музыки 1 класс :  «Русские народные инструменты»....

Урок музыки во 2 классе на тему: "Русские народные инструменты"

Урок музыки во 2 классе на тему: "Русские народные инструменты"...