Музыка 3 класс «Русский национальный герой Иван Сусанин»
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Цель: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через музыкальное произведение.
Задачи: сформировать представление о композиторе М. И. Глинке, как уникальном явлении в русской культуре и его вкладе в сокровищницу мирового музыкального искусства, развивать умения и навыки на основе изученного материала (учить уметь слушать биографию композитора, опираясь на музыкальные произведения; обогащать духовный мир, познакомить учащихся с гениальной оперой Глинки, ее отличительными особенностями; расширить развивающийся познавательный потенциал личности учащихся, художественно - информационное пространство через освоение учащимися основных источников и каналов информации о героическом подвиге костромского крестьянина Сусанина, гениальной первой русской исторической опере, завоевавшей мировую известность;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_3_klass_natsionalnyy_geroy_ivan_susanin.doc | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка 3 класс «Русский национальный герой Иван Сусанин»
Цель: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через музыкальное произведение.
Задачи: сформировать представление о композиторе М. И. Глинке, как уникальном явлении в русской культуре и его вкладе в сокровищницу мирового музыкального искусства.
Планируемые результаты
Личностные:
- осознание значимости отобранного материала;
- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;
- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
- развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение находить общее решение;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты:
- развивать умения и навыки на основе изученного материала (учить уметь слушать биографию композитора, опираясь на музыкальные произведения; обогащать духовный мир, познакомить учащихся с гениальной оперой Глинки, ее отличительными особенностями; расширить развивающийся познавательный потенциал личности учащихся, художественно - информационное пространство через освоение учащимися основных источников и каналов информации о героическом подвиге костромского крестьянина Сусанина, гениальной первой русской исторической опере, завоевавшей мировую известность;
- создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
- выведение алгоритма действий.
Тип урока: урок новых знаний
Дидактический материал:
*Иллюстрации, портрет композитора, тексты песен.
*Нотная запись. (отрывок из оперы: «Иван Сусанин»)
*Раздаточный материал.( бумажные клавиши)
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор Учебник. рабочая тетрадь
Ход урока.
- Вход под музыку М. Глинки «Полонез из оперы «Жизнь за царя».
Приветствие.
- Работа по теме урока.
1.Беседа.
-- Как вы думаете, можно ли назвать маршем эту музыку?
(Нет, эта мелодия лёгкая, больше похожа на танец)
-- Это не марш, это польский танец - полонез.
П о л о н е з – польский танец (первоначально воинственный танец рыцарей). Особенно популярны были полонезы в XIX веке, из них есть очень известные такие, как полонез Шопена, Агинского. А этот полонез композитора М. Глинки из оперы «Жизнь за царя».
(Просмотр видео фрагмента)
-- Что вы знаете о Глинке? (Биография М. Глинка)
Глинка – основоположник национальной композиторской школы. Его сочинения оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов.
-- Какие вы знаете его произведения?
(«Арагонская хота», «Ты, соловушка, умолкни!», «Попутная песня» и т. д.
Композитор написал ещё две оперы !Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».)
Учитель: О подвигах и доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, кино, музыке. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, кантаты, солдатские песни и другие произведения. Русские композиторы, художники, писатели, поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Это образы Александра Невского, Ивана Сусанина и т. д. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусств.
Учитель: Сегодня на уроке нас ожидает удивительная музыка из оперы «Иван Сусанин», которая расскажет о героях прошлого времени. Её написал М. Глинка.
Опера была написана в 1936 году и в этом же году состоялась премьера этой оперы на сцене Петербургского Большого театра. В ней главный герой – Иван Сусанин.
-- Может, из вас кто-нибудь знает, какой геройский поступок он совершил?
(рассказы детей, стихотворения)
М. Глинка сочинил об этих события арию, которая так и называется «Ария Сусанина»
2.Слушание: ария Сусанина.
Учитель:
Ария состоит из трёх частей. Сегодня мы прослушаем с вами одну из частей этой арии.
-- Какой характер у этого героя? (сильный, мужественный)
-- Можем ли мы назвать его героем? Почему?
-- Да, он совершил великий подвиг, не пожалел своей жизни.
-- О чём думал герой перед смертью? (Он обращался к Богу с просьбой принять минуты смерти, прибавления силы, молится, а утром его убивают)
-- В каком темпе звучала музыка? (в умеренном)
-- Какой голос звучал? (бас)
-- Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Отечеству)
-- Можно Сусанина назвать патриотом Родины?
-- Какие чувства вызывает эта ария? (чувства печали, скорби)
3.Просмотр фрагмента оперы «Славься»
Учитель:
Завершает оперу хор «Славься».
-- Опера героическая. Почему?
Прославляется Русь-матушка с её героями.
--Почему в конце оперы поёт хор «Славься»?
Учитель: Прозвучала музыка, завершающая оперу. Этот хор и уже известная ария Сусанина являются самым важным моментом в опере: подвиг Сусанина, его гибель ради спасения Москвы от врага и торжество в спасённой от врага Москве – вот на этом остром контрасте построена могучая патриотическая опера М. Глинки.
-- Вы обратили внимание на звон колоколов во время звучания хора?
-- Как они звучали? (торжественно и призывно, подчёркивая праздничный характер музыки)
4. Исполнение оперы.
-- по нотам; со словами
-- со словами и хлопками;
-- в ансамбле с учителем.
Учитель: Каждый гражданин должен беречь свою Родину, быть патриотом своей страны, каким и был Сусанин. Когда вы подрастёте, то станете хорошими защитниками Отечества.
Многие композиторы написали и продолжают писать песни о Родине, о своём крае. Хорошая песня – это целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Ведь даже в совсем небольшом музыкальном сочинении, каким является песня, можно так много сказать о жизни, о людях, о добрых чувствах. В песне композитора В. Баснера «С чего начинается Родина» мы споём об этом.
5. Исполнение песня В. Баснера «С чего начинается Родина».
6. Выставление отметок с комментированием.
- Рефлексия
Учитель: Закончился наш урок музыки, все старались, кто как мог, и сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.
Красный круг – недоволен своей работой.
Жёлтый круг – есть над чем работать.
Зелёный круг – доволен своей работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"
Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...
урок музыки 3 класс на тему:"Опера Иван Сусанин"
Конспект урока музыки 3 класс на тему "Опера Иван Сусанин"...
конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...
Технологическая карта по музыке в 3 классе на тему "Опера Иван Сусанин"
Предмет: МузыкаКласс: 3Тип урока: открытие нового знанияТема урока: «Опера «Иван Сусанин»»Цель урока: Познакомить с оперным театром, с музыкальным и литературным содержан...
Конспект урока по музыке "Опера «Иван Сусанин" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели: знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» Планируемые результаты:Предметные: познакомить учащихся с понятием ...
презентация к уроку музыки в 4 классе "Опера Иван Сусанин"
Данный материал позволит учителю более полно раскрыть тему урока, зрительный ряд подобран по возрасту учащихся....
Конспект к уроку по литературному чтению 3 класс русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк» Цели: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки вол...