Технологическая карта по музыке в 3 классе на тему "Опера Иван Сусанин"
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Предмет: Музыка
Класс: 3
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»»
Цель урока: Познакомить с оперным театром, с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам; воспитывать интерес к музыке М.И.Глинки, к его творчеству, к опере «Иван Сусанин»; воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22._muzyka_ivan_susanin_3_klass.docx | 33.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предмет: Музыка
Класс: 3
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»»
Цель урока: Познакомить с оперным театром, с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам; воспитывать интерес к музыке М.И.Глинки, к его творчеству, к опере «Иван Сусанин»; воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.
Планируемые результаты:
1. Предметные: в результате урока учащиеся:
- познакомятся с историей возникновения жанра «опера»; с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; с музыкальными терминами: увертюра, интродукция, опера, ария, хоровая сцена, речитатив; смогут - определять и соотносить различные по смыслу интонации (темы); - воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности (вокально – хоровая, музыкально – ритмическая) на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.
2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут:
регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.
коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.
познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;
- узнавать характерные черты отдельных оперных номеров;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- извлекать информацию и делать логические выводы;
- ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут:
- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности.
Оборудование: Презентация, технологическая карта урока. Видеофильм «Глинка»;Видеофильм «Опера «Иван Сусанин»;Фонограмма: Хор «Славься», Текст: хор «Славься».
Этапы урока | Содержание занятия, задания, упражнения. Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 – 2 мин). Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Эпиграф: «Когда мы едины – мы непобедимы!» Ребята, я предлагаю начать наш урок со слушания музыки. Звучит вступление (фрагм.) из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. -Определите характер музыки? - Подумайте, какому народу она могла бы принадлежать? Эти качества составляют – основу русской музыки | Ответы учащихся. Музыка принадлежит русскому народу. Вначале музыка сильная, грозная, а затем песенная, плавная, широкая, распевная. Русскому народу | Личностные: формирование положительной мотивации к обучению в школе, к урокам; привлечение жизненно – музыкального опыта в процессе знакомства с музыкой; Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность; умение корректировать результаты в случае их несоответствия; Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися Познавательные: овладение навыками речевого высказывания, в процессе восприятия музыки; |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин). Цель: актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Ребята, посмотрите, пожалуйста, портреты этих людей. Демонстрация слайдов с изображением русских полководцев: А.В.Суворова, М.И.Кутузова, И.Муромца, И.Сусанина, А. Невского. - Как вы думаете, кто эти люди? - Какими они обладают качествами? -Что их объединяет? -Выделите человека из этой группы, который отличается от остальных. - Кто это? - А что вам известно о нем? | Учащиеся отмечают, что они военные, узнают знакомые образы героев Отечества, защищающие Родину в разное историческое время. Качества - храбрость, сила, отвага, смелость. Объединяет – преданность и любовь к Родине и своему народу. Среди полководцев не военный человек, а простой крестьянин. Иван Сусанин. Он совершил подвиг, защищая свой народ и Родину. | Познавательные: ориентироваться в системе знаний. Применение полученных знаний об исторических событиях. Коммуникативные: передача собственных впечатлений, высказывание своей точки зрения; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: формирование эстетических чувств и представлений. |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин). Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Предание о героическом подвиге Ивана Сусанина послужило толчком к созданию первой русской оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. Вначале урока прозвучала увертюра к опере «Иван Сусанин». - Что значит увертюра? Увертюра – это вступление к опере, балету или драматическому спектаклю. | Знакомятся с термином «Увертюра» | Регулятивные: использовать определённые учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания. Познавательные: осознавать необходимость нового знания. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин). Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. | Итак, ребята, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Тема урока: «Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки». - Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? -Предлагаю совместно составить план урока. 1.Узнать историю возникновения оперы как жанра в музыке; 2.Познакомиться с сюжетом и главными героями оперы «Иван Сусанин»; 3. Послушать и посмотреть музыкальные фрагменты из оперы. | - Участвуют в обсуждении; - отвечают на проблемные вопросы; - формулируют предполагаемую тему урока - называют виды деятельности | Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; |
V. Реализация построенного проекта (10 – 16 мин). Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Для этого я предлагаю вам отправиться в музыкальный театр. - Постановку, каких спектаклей мы можем увидеть на сцене театра? - Ребята, а что такое опера? - Кто создал первую оперу? Первую настоящую оперу создал итальянский композитор Клаудио Монтеверди. В ее основу был положен древнегреческий миф об Орфее. Монтеверди стал чередовать речитативы (говор нараспев) с распевными мелодиями, выражавшими чувства, переживания героя. Эти мелодии стали называться – ариями что по - итал. означает «дух», т.к., чтобы произнести длинную фразу, надо набрать в легкие по - больше дыхания. Монтеверди применил одновременное пение нескольких голосов – хоры и ансамбли. Оркестр стал играть самостоятельную роль, исполняя вступление к опере и различным действиям, создавая нужное настроение. Так возникла опера. По - итальянски, опера означает «Труд, сочинение». Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Это первая русская национальная опера. - Что вы знаете об этом композиторе? - Внимание на экран. - Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)– великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии.Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: еще в детстве он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии, Испании, Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и принялся за сочинение своей первой оперы, которую назвал «Иван Сусанин». Обратимся к учебнику, стр.18. - О каких событиях рассказывает эта опера? - Кто главный герой этой оперы? - Какой подвиг совершил Иван Сусанин? Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612году. В это время Россия была захвачена польскими войсками. Польский король Сигизмунд Ш хотел посадить на русский трон своего сына – королевича Владислава. Поляки, узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов, которого народ хотел избрать новым русским царем, пытались помешать этому. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. И потребовали указать им дорогу на Москву, чтобы убить Михаила. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой, дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги зверски убивают его. Благодаря подвигу Ивана Сусанина враги погибли в пути, так и не найдя дороги в монастырь. Опера состоит из четырех действий с эпилогом. Давайте познакомимся с главными действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды, Сигизмунд (польский король). Время действия: 1612 – 1613 годы - И так, театр приглашает нас занять удобнее места и как сказал А.С.Пушкин: Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Слушание: Интродукция из оперы «Иван Сусанин» Интродукция – это введение. В опере это вокальный ансамбль или хор, предваряющий действия. - Послушайте, как звучит вступительная хоровая сцена оперы «Иван Сусанин»? - Образы, каких героев представили? Что передает музыка? Действие первое: 1613 год, крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю. - Какой образ охарактеризовал Глинка в первом действии оперы? 2 действие оперы переносит нас на бал в старинный замок польского короля. - Как вы думаете, почему король устроил бал во время войны? Представьте: Роскошный бал в замке польского короля Сигизмунда. Один за другим звучат танцы: полонез, вальс, мазурка. Звучит: «Полонез» - Определите характер танца - полонеза? - Ребята, какая динамика? (громко или тихо) - А такой темп у мелодии? (быстрый-медленный-умеренный) - Подумайте, какой линией вы изобразили бы движение танца? (ломаной, волнистой, прямой). - Каким вы представили образ польского войска? - Какие особенности музыки подчеркивают хвастливый характер польского войска – восклицательная интонация, акценты или отрывистые звуки? Полонез торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. - Я предлагаю вам отправиться на бал. Задание: - Выразите свое отношение к музыке через исполнительство, а именно, посредством движений под музыку. - Какими движениями вы будите сопровождать это танец? (притопывание, подскоки или шаг). - Какая осанка должна быть? - Что вы еще добавите? (поклоны, приседания). А сейчас давайте посмотрим фрагмент бала из оперы «Иван Сусанин» танец Полонез. Сравните со своими движениями. Что получилось. - А наш бал продолжается. Следующий танец, который мы посмотрим - это мазурка. Родина его тоже Польша. - Сначала, он был распространен среди крестьян, а в 19 веке стал бальным танцем. Просмотр видеофрагмента из оперы. Танец «Мазурка» - Обратите внимание на характер музыки и движения этого танца. - Сравните с музыкой Полонеза? - А вы знаете, почему этот танец так называется? - - Название танца происходит от слова “мазуры” — так называют жителей Мазовии. - Давайте еще раз послушаем танец. А слушая, мы будем выделять акценты ударом своего каблука. Вставайте. Готовы? Тогда слушаем и танцуем. - Молодцы. - Как в музыке Глинка характеризует образ русских и поляков? Глинка в опере характеризует русских - через песни, поляков - через танцы. Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столе карточки с вопросами и вариантами ответов. Вам необходимо ответить на 4 вопросов. 1.Кто создал первую оперу, и какой миф был положен в ее основу? А) Клаудио Монтеверди Б) М.И.Глинка В) П.И.Чайковский 2.Кто из композиторов написал оперу «Иван Сусанин»? А) С.С. Прокофьев Б) М.И.Глинка В) Н.А.Римский-Корсаков 3.Кем был Иван Сусанин? А) Ополченец Б) крестьянин В) князь 4.Музыкой, каких танцев показал композитор образ польского войска? (Выбери два варианта ответа) А) мазурка Б) полонез В) полька | Просмотр презентации о композиторе. Слушают рассказ учителя Работа с учебником (читают) О событиях, которые происходили 300 лет назад, когда крестьянин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - войска Польского. Герой этой оперы - костромской крестьянин Иван Сусанин, погибает за Русь. Учащиеся знакомятся с сюжетом оперы. Ребята знакомятся с главными действующими лицами оперы. Учащиеся слушают и анализируют музыку. Сначала звучит широкая, распевная, мужественная мелодия в исполнении мужского хора «Родина моя! Русская земля…»(образ воинов – защитников). Затем звучит быстрая, плясовая тема ее исполняет женский хор « На зов своей родной страны». Оживленная и светлая, мелодия близка хороводным песням – (образ девушек, встречающих отважных бойцов). Затем поет весь хор – музыка сильная, решительная, маршевая (сила и неустрашимость русского народа) Так по русскому обычаю встречают дорогих гостей. Учащиеся приходят к выводу - образ русского народа. Выражают свое мнение. - Потому что король считал, что они уже победили и поэтому начал праздновать победу. Слушают и анализируют полонез: Торжественный, гордый, важный, величественный; - Мелодия исполняется громко; - Умеренный Пластическое интонирование. Рисуют линии, которые отражают движение танца - Гордым, надменным, хвастливым - Акценты Слушают и выполняют движения. Отмечают, изящный легкий шаг сопровождается, неглубокими и плавными приседаниями. Осанка - строгая, горделивая. Смотрят фрагмент бала из оперы и сравнивают со своими танцевальными движениями. Смотрят фрагмент бала из оперы Выражают свое мнение - Один танец медленный, плавный, а другой более быстрый, движения четкие. Слушают и выполняют движения. | Познавательные: Понимать данную информацию, находить в тексте нужные сведения; выделять главное; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах; владение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование представлений о необходимости чередования видов деятельности для снятия умственного и физического напряжения Коммуникативные: согласовывать свои действия с партнёром; владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: самостоятельно определять критерии оценивания; дают оценку своей деятельности. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру;
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки 3 класс на тему:"Опера Иван Сусанин"
Конспект урока музыки 3 класс на тему "Опера Иван Сусанин"...
Интегрированный урок: музыка и окружающий мир по теме "Смутное время. Иван Сусанин."
Материал по теме смутного времени в России 1612 года.Тема урока: Смутное время. Обобщение.Цель урока: 1.образовательные: а) воспитывать уч-ся с образом защитника Отечества в оп...
конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...
Конспект урока по музыке "Опера «Иван Сусанин" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели: знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» Планируемые результаты:Предметные: познакомить учащихся с понятием ...
презентация к уроку музыки в 4 классе "Опера Иван Сусанин"
Данный материал позволит учителю более полно раскрыть тему урока, зрительный ряд подобран по возрасту учащихся....
Проект урока музыки 3 класс. Опера "Иван Сусанин"
Проект урока музыки 3 класс по теме "Опера "Иван Сусанин"...
Музыка 3 класс «Русский национальный герой Иван Сусанин»
Цель: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через музыкальное произведение.Задачи: сформировать представление о композиторе М. И. Глинке, как уникальном явлении в русской культуре и его в...