Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печку посадить.
Волшебное существо, которому предстоит жить вечно, если какой – нибудь смельчак не отыщет его смерть.
Существо, которое считает себя хозяином леса. Любит оборачиваться корягой или пнём. Может завести путника в чащу. Живёт в буреломе или дупле, откуда любит покричать.
Существо, которое считает себя хозяином воды. Представляют его в виде старика с зелёной бородой из тины и водорослей.
Волшебный кот, который усыпляет путников своим мяуканьем.
Это существо живёт в чаще леса. У него одежда из листьев, а на лапках – коготки. Пока это существо маленькое, говорят, что его качает в колыбели кот – Баюн. А когда вырастет: гремит, трещит, людей пугает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse_po_teme.doc | 45 КБ |
Urok_literaturnogo_chteniya.ppt | 614 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе по теме « Русская народная
сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо – Юдо»»
(УМК «Гармония»).
Смирнова Ольга Владимировна, учитель начальных классов.
ГОУ СОШ №641 г. Санкт – Петербург
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: проблемно – диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.
Система обучения: развивающая.
Цель:
- Приступить к изучению нового раздела учебника.
- Научиться выделять новую информацию, перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы.
- Развивать воображение, речь, приёмы словесного рисования.
- Продолжать работу по литературному образованию.
- Воспитывать любовь к книге, любознательность.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 2класс» (авт. Кубасова О.В.) проектор мультимедиа, презентация, микрофон, карточки с заданиями.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Физические упражнения, помогающие активно включиться в учебный процесс.
II. Самоопределение к действию. (Слайд 1)
1) Это день больших секретов,
Сто вопросов – сто ответов,
Все готовятся к нему
Отвечать на «почему»!
- Как вы думаете, что ждёт нас на уроке? (Будем искать ответы на разные вопросы, делать новые открытия).
- Актуализация знаний.
- Беседа.
Сегодня начинаем новую часть учебника, но сначала давайте вспомним стихотворение Ю. Мориц «Песенка про сказку».
Работа с учебником. Стр.97
Стихотворение выразительно читают 3 ученика.
Что знаете про сказки?
Прочитайте название нового раздела и объясните смысл пословицы.
Какие ещё пословицы о добрых делах вспомните?
А как название раздела может быть связано со сказками?
- Рассказы детей.
Каких сказочных героев помните? Проверим?
Выступление учеников. (Слайд 2)
Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печку посадить.
Волшебное существо, которому предстоит жить вечно, если какой – нибудь смельчак не отыщет его смерть.
Существо, которое считает себя хозяином леса. Любит оборачиваться корягой или пнём. Может завести путника в чащу. Живёт в буреломе или дупле, откуда любит покричать.
Существо, которое считает себя хозяином воды. Представляют его в виде старика с зелёной бородой из тины и водорослей.
Волшебный кот, который усыпляет путников своим мяуканьем.
Это существо живёт в чаще леса. У него одежда из листьев, а на лапках – коготки. Пока это существо маленькое, говорят, что его качает в колыбели кот – Баюн. А когда вырастет: гремит, трещит, людей пугает.
- У нас в гостях есть ещё один сказочный герой. Конечно, попав в 21 век, он принял современное обличье, но может быть, вы его узнаете. Итак, интервью с нашим героем.
Лексическая работа со словом «интервью» (работа в парах со словарём).
Интервью, разыгранное учениками (Ж – журналист, Г – гость).
Ж.: - Добрый день, я – журналист известной газеты. Хочу взять у вас интервью, которое потом напечатает наше издательство. Но для этого вам придётся ответить на несколько вопросов. Мой первый вопрос: Вы – волшебник?
Г.: - Нет, я простой человек. Но часто в моих делах мне помогают сказочные существа.
Ж.: - Где вы жили?
Г.: - Чаще в деревне, но мог поселиться и во дворце.
Ж.:- Как выглядели?
Г.:- Невысокого роста, крепкого телосложения, у меня кудрявые волосы.
Ж.: - А чем вы занимались?
Г.: - Сражался со злом, защищал слабых, освобождал родную землю от нечисти.
Ж.: - Вы добрый или злой?
Г.: - Думаю, что добрый.
Ж.: - Произведения, в которых вы обитаете – сказки?
Г.: - Да.
Ж.: - В финале вы побеждаете врагов и женитесь на принцессе?
Г.: - Да.
Ж.: - Друзья, узнали ли вы моего героя? (Слайд 3)
- Героя вы узнали. А какие ассоциации он у вас вызывает?
Далее постепенно открывается каждое слово, а ребята называют свои ассоциации. Появляется запись на доске. (Слайд 4)
ИВАН – КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО – ЮДО
- Лексическая работа с этимологическим словарём.
Знакомство со словом «чудо – юдо». (Слайд 5)
IV. Совместное «открытие» знаний.
- Давайте проверим наши предположения, прочитав сказку, но сначала подготовимся.
Физическая пауза.
- На минуту мы попросим у Ивана его верного коня. Наш комплекс упражнений называется «Ты скачи, скачи, лошадка».
7) Выполнение подготовительных упражнений перед чтением.
- Читай несколько раз.
- Читай быстро, слитно.
- Читай внимательно.
- Чтение слов – сносок.
8) Чтение сказки
- по цепочке
- чтение учителем самого напряжённого момента
- чтение по ролям
9) Работа по содержанию.
- Понравилась ли вам сказка? Чем? Какие чувства вызвала?
- Докажите, что это сказка. Назовите её признаки.
- Найдите описание Чуда – Юда. Почему так назван? А где же Змей Горыныч?
- Дайте характеристику Ивану.
V. Закрепление изученного. Развитие творческих способностей.
10) Игра «Я – журналист»
- Задайте интересные вопросы по содержанию сказки.
11) Словесное рисование.
- Какую иллюстрацию к этой сказке хотелось бы нарисовать вам?
- Рассмотрите иллюстрацию учебника. Какими словами из текста вы их «подписали» бы.
12) Групповая работа «Театр».
Инсценировка понравившегося отрывка.
VI. Подведение итогов урока.
- Какую сказку читали на уроке? Кто автор?
- Какой раздел учебника открывает эта сказка?
- За какое же доброе дело боролся Иван – крестьянский сын?
- Могли бы события и действия сказки происходить в наши дни?
VII. Рефлексия.
- Кому понравился сегодняшний урок?
- Что на уроке понравилось?
- Какой информацией, полученной на уроке, вы хотели бы поделиться с родителями?
- Получили ли вы ответы на свои вопросы?
- На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели ещё узнать?
VIII. Домашнее задание.
- Прочитать сказку с родителями по ролям.
- Нарисовать иллюстрацию к сказке.
На выбор:
- Подготовить викторину по русским народным сказкам.
- Составить картинный план.
- Подготовить интервью с понравившимся героем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....
Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....
Презентация к уроку литературного чтения по русской народной сказке"Снегурочка"
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс....
Презентация к уроку литературного чтения «Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль» 2 класс Программа «Перспектива»
Презентация к уроку литературного чтения «Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль» 2 класс Программа «Перспектива» ...
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»
ПредметЛитературное чтениеКласс1Тип урокаУрок открытия новых знанийТехнология построения урокаТехнология развития критического мышленияТемаРусские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Ри...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...
Технологическая карта урока литературного чтения "Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»" ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование читательс...