Конспект к уроку по литературному чтению 3 класс русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк»
Цели: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки волшебной сказки; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор, способствовать формированию читательской компетентности младшего школьника, осознанию себя как грамотного читателя.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с содержанием сказки «Иван-царевич и Серый Волк»;
- познакомить с новыми словами;
- научить делить текст на части;
- формирование умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
- воспитание любви и уважения к русскому языку и русскому народному творчеству;
- научить использовать слова с противоположным значением при характеристике героев, сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев.
Развивающие:
- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- развивать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формировать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному тексту;
- развивать умения сравнивать сюжеты, героев разных сказок;
- развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
- наполнять речь учащихся новыми словами, фразами.
- развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности
Воспитательные:
- развивать доброжелательность, честность, верность на примере героев русских сказок;
- сформировать понимание о том, что во всех сказках проявляется стремление народа к счастью, любви;
- развивать этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального.
- формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей.
- Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова, выставка книг и иллюстраций к сказке, интерактивная доска, проектор, компьютер с колонками, презентация с иллюстрациями к произведению; М/Ф «Иван- царевич и Серый волк»; карточки с пословицами для работы в группах, лепестки знаний – маленькие листочки в виде капли, для оценки работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «б»
Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк»
Цели: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки волшебной сказки; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор, способствовать формированию читательской компетентности младшего школьника, осознанию себя как грамотного читателя.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с содержанием сказки «Иван-царевич и Серый Волк»;
- познакомить с новыми словами;
- научить делить текст на части;
- формирование умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
- воспитание любви и уважения к русскому языку и русскому народному творчеству;
- научить использовать слова с противоположным значением при характеристике героев, сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев.
Развивающие:
- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- развивать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формировать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному тексту;
- развивать умения сравнивать сюжеты, героев разных сказок;
- развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
- наполнять речь учащихся новыми словами, фразами.
- развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности
Воспитательные:
- развивать доброжелательность, честность, верность на примере героев русских сказок;
- сформировать понимание о том, что во всех сказках проявляется стремление народа к счастью, любви;
- развивать этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального.
- формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей.
- Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова, выставка книг и иллюстраций к сказке, интерактивная доска, проектор, компьютер с колонками, презентация с иллюстрациями к произведению; М/Ф «Иван- царевич и Серый волк»; карточки с пословицами для работы в группах, лепестки знаний – маленькие листочки в виде капли, для оценки работы на уроке.
Ход урока:
I. Организационный момент
Цель: создать эмоциональный настрой на урок
Учебная задача для учителя: проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает
класс на продуктивную деятельность, создает эмоциональный настрой на работу на уроке
Учебная задача для учащихся: приветствуют учителя и выполняют самооценку
готовности к уроку
Содержание:
- Ребята, вспомним правила поведения на уроке.
Сравним свою осанку с учеником на плакате. Молодцы!
Начнем урок с самого приятного. Закройте глаза, и послушайте стихотворение, которые поможет вам перенестись в волшебный, сказочный мир.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
Формы и организация: фронтальная форма, участвует весь класс и учитель
Форма контроля: самоконтроль
Прием рефлексии: Рефлексия настроения на начало урока. «Поезд» + «Смайлики». У учащихся три карточки: веселая, нейтральная и грустная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале урока и прикрепляют ее на первый вагончик.
II. Актуализация опорных знаний, умений.
Цель: посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала
Речевая разминка
Учебная задача для учителя: актуализирует опыт учащихся, подготавливает к
изучению нового материала;
Учебная задача для учащихся: выполняют задание, делают выводы, вспоминают и
обобщают учебный материал
- Содержание
Учитель: Повторяем хором:
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
- Прочитайте жужжащим способом.
-Вам знакомы эти слова? Чьи они и от куда?
Предполагаемый ответ учащихся: Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козленочек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
- Формы и организация: фронтальная форма, участвует весь класс и учитель
- Форма контроля: устный контроль
- Прием рефлексии: «Поезд». Детям выдаются карточки с изображением поезда. Вагоны поезда – этапы урока. По завершению каждого этапа детям предлагается оценить свою работу.
Рефлексия деятельности
- У: Ребята, все размялись, всем удалось вспомнить ранее изученную сказку? Если вы считаете, что вы справились, нарисуйте на втором вагончике зеленый кружок, если частично – синий, если вы пока недовольны своей работой – красный.
III. Самоопределение к деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Определение темы
Учебная задача для учителя: создать условия для формулировки темы и
определения цели урока учащимися
Учебная задача для учащихся: участвовать в обсуждении предложенной ситуации,
высказывать свои мнения, суждения.
Содержание
Учитель: Сказки! Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.
- Прочитайте слова на слайде:
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
- Как вы их понимаете?
Дети: Сказки чему-нибудь учат.
У: Чему учат?
Д: Добру, любви, смелости, честности.
У: Молодцы! Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.
«Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят»
Д: Волк (учитель записывает на доске).
У: «У кого ты не спроси –
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
А зовут его…»
Д: Иван (учитель записывает на доске).
У: Посмотрите на эти слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке?
Д: Мы будем читать о них сказку.
У: Правильно. На перемене мы сделали выставку книг. Вы ознакомились с книгами? Что вы можете сказать о книгах на выставке?
Д: Это русские народные сказки. Книги с красивыми иллюстрациями.
У: Все эти книги иллюстрированы художниками. В одной из них я увидела такую иллюстрацию (показать репродукцию картины «Иван царевич на сером волке»).
- Как вы думаете, к какой сказке эта иллюстрация? А написал эту репродукцию Васнецов.
А вы встречали на уроках изобразительного искусства репродукции этого художника?
Д: Да, он рисует к сказкам.
У: Прочитайте название сказки. Кто её автор?
Д: «Иван-царевич и Серый Волк». У неё нет автора. Это русская народная сказка.
У: Конечно! Молодцы! Итак, сегодня мы с вами будем работать над новой сказкой. Для этого, что нам нужно сделать в первую очередь? Конечно, прочитать сказку. Следующим этапом будет понимание сказки – мы узнаем значение новых слов и смысл этой сказки.
Формы и организация: фронтальная форма, участвует весь класс и учитель
Форма контроля: устный контроль, взаимопроверка
Прием рефлексии:
Рефлексия деятельности «Соседу по парте»
У: Ребята, я предлагаю вам оценить своего соседа по парте. Вы наверняка слышали, как ваш сосед отгадывал загадки? Может кто-то еще не проснулся, и оценка со стороны поможет ему работать активнее. Выберите для соседа фразу: Ты молодец! Ты почти справился! Ты мог работать лучше.
IV. Открытие нового знания.
Цель: построение и фиксация нового знания
- Знакомство со сказкой, чтение вслух.
Учебная задача для учителя: организовать работу учащихся
Учебная задача для учеников: читают, следят за чтением других ребят
Организация работы детей:
- Ребята, откройте учебник на стр. 28. Я начну читать сказку, а вы по цепочке продолжите. Читайте и следите за чтением товарищей внимательно, после я задам вам вопросы как вы поняли прочитанное. За каждый правильный ответ, вы получите лепесток знаний.
Дети читают до слов «… а Иван-царевич в третью сторону».
Формы и организация контроля за работой: текущий контроль, устный
- Словарная робота по ходу чтения.
Учебная задача для учителя: организует поисковую работу учащихся со словарем
Учебная задача для детей: найти незнакомые слова в словаре
Организация работы детей:
У: Все ли слова вам понятны?
Значение слова караулы вы можете найти в словарике в конце учебника, прочитайте.
Д: Караулы – воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.
Слово похитник от слова похищать, воровать.
Позарился – зариться – смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.
Задолит – одолеет.
Наутек – бегом (спасаясь от кого-либо)
Формы и организация контроля за работой: текущий контроль, групповая форма
- Работа по содержанию сказки.
Учебная задача для учителя: проконтролировать выполнение задания – чтение фрагмента сказки
Учебная задача для учащихся: ответить на вопросы по прочитанному фрагменту
Организация работы детей:
У: С чего начинается сказка? Поднимите руку, кто знает ответ.
Д: Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
У: Как называется этот прием в сказке?
Д: Зачин.
У: Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками?
Д: Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.
У: Какой вы представляете себе Жар-птицу?
Д: Ответы учащихся.
У: Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу?
Д: Все три брата любили отца, относились к нему с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-за вора в саду.
У: Кто из братьев самый ответственный? Почему?
Д: Самый ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то, что прилечь, чтобы не уснуть.
Формы и организация контроля за работой: текущий контроль, фронтальная форма
3. Чтение сказки.
Учебная задача для учителя: организовать работу учащихся
Учебная задача для учащихся: чтение сказки по ролям
Организация работы детей:
У: Хорошо! Продолжим чтение. Будем читать по ролям.
Учитель распределяет роли.
(Иван-царевич, Серый Волк, автор, царь Афрон, царь Кусман)
Дети продолжают читать сказку до слов «Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой».
У: Прежде чем перейти к обсуждению сказки, отдохнем. Встанем дружно из-за парт, приготовимся к разминке.
Формы и организация контроля за работой: текущий контроль, индивидуальная, групповая форма
Подведение результатов работы: прием рефлексии учебного содержания «Поезд», ребятам предлагается оценить свою работу на данном этапе с помощью вопросов учителя: Все ли внимательно прочитали сказку и легко отвечали на вопросы? Получилось ли поработать со словарём и быстро найти незнакомые слова?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении материалов
- Работа по содержанию сказки.
Учебная задача для учителя: организовать работу учащихся, установить усвоение учебного материала
Учебная задача для учащихся: ответить на вопросы учителя
У: Ребята, скажите, что случилось с Иваном-царевичем в пути?
- Как вез Волк Ивана-царевича?
- Какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали за Жар-птицей? А за конем златогривым?
Д: Ответы учащихся
Формы и организация контроля за работой: текущий, индивидуальная форма (учитель оценивает лепестком знаний).
5. Просмотр фрагмента мультфильма «Иван-царевич и Серый Волк», окончание сказки.
У: Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма, и узнать, чем завершилась сказка.
- Работа по содержанию сказки.
Учебная задача для учителя: организовать работу учащихся, установить усвоение учебного материала
Учебная задача для учащихся: выполнить предложенные задания
Организация работы детей:
У: Понравилась вам сказка?
- Изменилось ли ваше отношение к героям, к братьям Ивана-царевича?
Д: Ответы учащихся.
У: Как вы можете описать героев сказки?
- Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему?
Д: 1.Волшебный помощник (Серый волк)
2.Предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка)
3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)
У: Ребята, вы познакомились со сказкой – прочитали её, посмотрели фрагмент мультфильма. На какие 3 части можно разделить текст сказки?
Д: Ответы учащихся.
1. Похищение яблок.
2. Испытания Ивана- Царевича.
3. Справедливость.
Работа в группах.
У: Перед вами пословицы, вам нужно их прочитать и выбрать только одну, которая подходит по теме.
Д: Дети зачитывают выбранные пословицы.
Формы и организация контроля за работой: текущий контроль, групповая и и индивидуальная формы
Подведение результатов работы: прием рефлексии усвоения учебного материала «Поезд», ребятам предлагается оценить свою работу на данном этапе с помощью самоанализа.
VI. Рефлексия учебной деятельности. Рефлексия настроения на конец урока
Учебная задача для учителя: организует подведение итога урока рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся
Учебная задача для учащихся: анализируют свою работу на уроке, уровень
усвоения учебного материала
Рефлексия усвоения учебного материала:
У: Все справились с заданием. Молодцы!
- Какую роль хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле? Почему?
Д: Ответы учащихся.
У: Ребята, что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим, какого волка? (злого)
У: А в этой сказке, почему волк помогает Ивану-царевичу? Почему вы решили, что он добрый?
Д: Оплачивает долг (съел лошадь)
У: «Долг платежом красен». А вы можете привести пример, когда вы тоже помогали, тому, кто раньше вам помог.
Д: Ответы учащихся.
У: И в сказке Иван нуждался в помощи. Вывод: Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг. А как вы думаете, какая главная мысль темы нашего разговора?
Помощь ближнему.
У: Молодцы! А мне сегодня на уроке помогли: (перечислить учащихся).
Рефлексия настроения на конец урока:
У: Итак, с какой сказкой вы познакомились? Чему научила вас эта сказка?
Д: Ответы учащихся.
У: Что ещё нового вы узнали, чему научились?
Д: Узнали новые слова, учились делить текст на части.
У: На следующем уроке мы продолжим беседу о сказке «Иван-царевич и Серый Волк». Дома вам нужно дочитать сказку до конца, приготовиться читать её выразительно.
А так же можете нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
- Ребята, теперь предлагаю вернуться к нашему поезду. У нас остался последний вагончик. В начале урока мы с вами выбирали смайлик, соответствующий вашему настроению, я предлагаю вам поступить так же.
- Какое настроение у вас на конец урока?
Рефлексия деятельности:
- Молодцы! А теперь посмотрите на свои вагончики. У кого на каждом этапе урока все получалось? У кого были затруднения?
Спасибо за урок, до свидания.
Формы и организация контроля за работой: фронтальная, индивидуальная
Подведение результатов работы: приемы рефлексии настроения «Смайлики», усвоения учебного материала деятельности «Поезд»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....
Разработка урока литературного чтения с презентацией УМК "Школа России" по теме: Русские народные сказки. «Иван-Царевич и Серый Волк».
На данном уроке учащиеся в течении урока заполняют листы самооценивания....
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...
Конспект урока литературного чтения. Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».
Тип урока: урок систематизации знаний.Используемые технологии: системно-деятельный поход, игровые, групповые, проблемно- исследовательские, технологии критического мышления....
План-конспект урока литературного чтения 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"
В данном документе представлен конспект урока литературного чтения, 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"....
Литературное чтение. Тема: русская народная сказка Иван - Царевич и Серый волк
Данный урок позволяет познакомиться с содержанием русской народной сказки Иван - Царевич и Сервый волк...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Русские народные сказки. Иван - царевич и Серый волк" ( УМК "Школа России" 3 класс)
Тема: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк»Цели деятельности учителя: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки...