Урок музыки «Диезы, бемоли, бекары»
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока:«Диезы, бемоли, бекары»
Класс__2__
Цель урока: познакомить с понятие диез, бемоль, бекар
Задачи урока:
Дидактические:
- познакомить детей с понятиями диез, бемоль, бекар.
- научить писать знаки в нотной тетради.
Развивающие:
-развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- развивать вокально – хоровые навыки, музыкальный слух и музыкальную память;
- развивать позитивное отношение к музыке.
Воспитывающие:
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- воспитание слушательской культуры, умения слушать и слышать музыку.
Ресурсы: презентация, музыкальный центр, нотные тетради.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | |||||||||
I.Организационный момент. Вход детей под музыку в класс. | формирование и развитие мотивационной сферы учащихся, настрой на урок | Наглядно-слуховой Словесный | (Звучит «Марш Черномора» и дети входят в класс) -Здравствуйте, ребята! Давайте проверим все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу! | Приветствие учителя проверка готовности к уроку. | Фронтальная | Проектор, музыкальный центр | Коллективная форма | -умение определять на слух жанр музыки и выполнять характерные движения марша | самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; | положительное отношение к уроку, к учебной деятельности, желание учиться радостно и с удовольствием | |
II. Актуализация знаний | Актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; -подготовка учащихся к работе на уроке | Наглядно-слуховой Словесный | Говорят, что повторение - мать учения! И нам просто необходимо с вами вспомнить кое-что из основных элементов, составляющих такое большое понятие как «МУЗЫКА». -Перед вами на экране загадки, которые нужно отгадать. Загадывать загадки будут желающие, а остальные хором отвечать. - Слушайте внимательно. Только этот нотный знак «Эй, друзья, ребята-нотки, Ноток приглашает он, От диезов и бемолей - Верно. - Ребята, какие новые слова вы услышали? | - Учащиеся вспоминают пословицу. - Учащиеся смотрят на слайд и отгадывают загадки. - бемоль - диез - бекар Диез. Бемоль. Бекар. | фронтальная | Проектор | Коллективная форма, Карточки соответствующего жанра (самоконтроль) | -умение определять на слух кит музыки | -развитие умение слушать и понимать других. -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. -оформлять свои мысли в устной форме. -умение работать в паре и в группах. | -развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. -развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |
III. Сообщение темы и цели. | -принимать и сохранять учебную цель и задачи; -планировать свою деятельность на уроке; | Словесный наглядный | - А как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Верно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми понятиями в музыке. Это будут особые знаки. Тема наша: диез, бемоль, бекар | Учащиеся формулируют тему. Тема урока будет: диез, бемоль, бекар. | фронтальная | Проектор, презентация | Коллективная | анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их | -воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; -слушать и понимать речь других; -формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; -оформлять свои мысли в устной форме; -высказывать свое предположение; -сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение | сознательно организовывать свою познавательную деятельность; -оценивать свои учебные достижения, поведение; -осуществлять самоконтроль; | |
IV. Развитие новой темы. | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала Снятие напряжения во время физической нагрузки во время урок | Словесный, Наглядно-слуховой Практический Словесный Зеркальный показ | 1.Изучение нового материала. Ребята, а сейчас я расскажу вам сказку, в которой я вас познакомлю с новыми музыкальными знаками. А какими - вы сейчас узнаете. -Дело было в музыкальной стране. Жили нотки на нотном стане - не тужили, весело напевали песенки, а если начинали озорничать - важный дядька Скрипичный ключ был тут как тут - разрешит все споры и придумает новую мелодию для Нот, что бы они красиво звучали, а не спорили по пустякам… И вот однажды Скрипичный ключ услышал, что в мелодии что-то зазвучало по иному - Нотки звучали то выше, то ниже. «Что такое?» - подумал он - «Кто посмел нарушить мою мелодию?». И поспешил к ноткам. -Пред ним предстала интересная картина… К ноткам на нотный стан пришли Бемоль и Диез. Встанет Бемоль к нотке - она зазвучит пониже, а когда Диез подойдёт к нотке - та начинает звучать выше… И получается мелодия совсем другая -Огорчился Скрипичный ключ - гости были непрошенные. Как с ними поступить? Смотрит, и ещё один знак появился. Запыхался. Извинился он перед Скрипичным ключом за проделки своих друзей… Взял за руки Бемоля и Диеза и увёл этих проказников от нот. И зазвучала снова правильная мелодия. Но Бемоль, Бекар и Диез стали жить в стране Музыка. А как же без них? А если лад нужно изменить с мажора на минор? -Так тогда встанет Бемоль ко второй ноте - и зазвучит нота чуть ниже и получается вместо Мажора Минор. Так же с Диезом -Если вместо минора мы хотим услышать мажор - Диез тут как тут. И уже вторая нота начинает звучать чуть выше. -Ребята, что происходит с нотой, когда рядом с ней Бемоль? -Правильно. А что делает с нотой Диез? -Вот вы правильно ответили - Диез повышает. А Бемоль понижает. -А мы забыли про нашего Бекара. Что- то он загрустил. -Бекар у нас отменил Бемоля и звучание стало прежним - мажорным. Затем бекар отменил диез и звучание стало минорным -Так для чего нам нужен Бекар? -Правильно, для отмены этих знаков. Ребята, а теперь давайте закрепим наши полученные знания. Я загадаю вам загадки, а вы отгадаете их. Если нота захотела повышенья до небес, Для нее есть знак, особый, называется… А пониже стать решила, Вот, пожалуйста, изволь, и на этот случай знак, есть, называется… Выше- ниже отменяю! Всем на месте! Кар, кар, кар! Ни диезов, ни бемолей! Так командует… Все верно, вы хорошо запомнили, для чего нужны особые знаки. Теперь давайте научимся их писать Посмотрите на слайд, перед вами изображено написание диеза, бемоля и бекара. Давайте откроем нотные тетради, запишем число и классную работу. И потренируемся написанию особых знаков. А сначала, посмотрите на моём примере, как правильно их писать. Правильное написание есть на слайде, сначала напишите строчку диеза, затем строчку бемоля и строчку бекара. - Ребята, о каких знаках мы сейчас говорили? - Что такое диез? - Что такое бемоль? - Что такое бекар? 2.Физкультминутка Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем. И встанем на физкультминутку. Потрудились – отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. 3. Пение песни. а) вступительное слово -Ребята, сегодня мы разучим песню «Особенные знаки» композитора В. Алеева, который написал ее на стихи Т. Фоминой. Давайте, мы ее послушаем и ответим на вопрос: Почему песня называется «Особенные знаки»? Прослушивание б) музыкально-литературный анализ - Почему песня так называется? - Какие знаки называют особенными? -Ребята, вы прослушали песню, скажите, к какому киту относится она? -Почему вы так думаете? - Какое настроение у вас вызывает она? -А кто исполняет это произведение? -Верно в) распевание -Перед началом пения, мы должны немного распеться. г) разучивание слов и мелодий по фразам - А сейчас сядьте правильно. Мы с вами будем разучивать слова. -Послушайте первую фразу (учитель проговаривает слова, а дети повторяют) В семейке нотной дружно Все жили до тех пор, Прослушайте вторую фразу(учитель проговаривает слова, ученики повторяют) Пока совсем ненужный Не разгорелся спор -Послушайте следующую фразу (учитель проговаривает слова, ученики повторяют) Особенные знаки Вписались в нотный ряд, Прослушайте следующую фразу (учитель проговаривает, ученики повторяют) И в нём от их атаки Произошел разлад. - А теперь весь куплет вместе. В семейке нотной дружно Все жили до тех пор, Пока совсем ненужный Не разгорелся спор Особенные знаки Вписались в нотный ряд, И в нём от их атаки Произошел разлад. - Послушайте следующую фразу (учитель проговаривает слова, дети повторяют) Фа, фа, соль В семейке нотной дружной, - Послушайте следующую фразу (учитель проговаривает слова, ученики повторяют за ним.) Фа, ми, ре Произошел разлад - А теперь весь припев вместе. Фа, фа, соль В семейке нотной дружной, Фа, ми, ре Произошел разлад. -Разучим второй куплет. Послушайте первую фразу (учитель проговаривает слова, ученики повторяют) Диезы возгордились, Вверх устремились вдруг -Послушайте вторую фразу (учитель проговаривает слова, ученики повторяют) И славно потрудились, Повысив каждый звук. Послушайте следующую фразу (учитель проговаривает, ученики повторяют) Но, вопреки их воле, Исполнив свой каприз Прослушайте следующую фразу (учитель проговаривает, ученики повторяют) Строптивые бемоли Всех потянули вниз. - А теперь весь куплет вместе. Диезы возгордились, Вверх устремились вдруг И славно потрудились, Повысив каждый звук. Но, вопреки их воле, Исполнив свой каприз, Строптивые бемоли Всех потянули вниз. Послушайте следующую фразу. Фа, фа, соль, Строптивые бемоли, Послушайте следующую фразу Фа, ми, ре, Всех потянули вниз. Теперь давайте повторим весь припев Фа, фа, соль Строптивые бемоли Фа, ми, ре Всех потянули вниз Слушаем следующую фразу Спор разрешил мгновенно Бекар- мудрейший знак Следующая фраза Он объявил отмену Всех действий и атак. Прослушайте следующую фразу Диезы и бемоли, Бекары, нотный ряд Следующая фраза С тех пор они не спорят более И мирно жить хотят Давайте повторим весь куплет Спор разрешил мгновенно Бекар- мудрейший знак. Он объявил отмену Всех действий и атак. Диезы и бемоли, Бекары, нотный ряд С тех пор не спорят более И мирно жить хотят Слушаем следующую фразу. Фа, фа, соль, С тех пор не спорят более Послушаем следующую фразу Фа, ми, ре И мирно жить хотят. Повторим весь припев 2 раза Фа, фа, соль С тех пор не спорят более Фа, ми, ре И мирно жить хотят - А теперь встали правильно. Приготовились исполнять песню. (исполнение песни) | Ученики внимательно слушают сказку о музыкальных знаках. Слушают сказку с опорой на слайды. Дети слушают. -она звучит ниже -диез- повышает -для отмены диеза и бемоля -диез -бемоль -бекар Открывают тетради, записываютдиез,бемоль,бекар и правило. Смотрят на пример написания на доске учителем и на слайде. Учитель показывает, учащиеся смотрят, ходит проверяет и помогает - О диезе, бемоле, бекаре. - Знак, требующий повышения звука на полутон. - Знак, обозначающий понижения звука. - Знак, отменяющий бемоль или бекар. Выполняют упражнения за учителем. Слушают песню - Потому что в ней поется о особенных знаках на нотном стане. У них произошел спор, но потом они все померились - Диез, бемоль, бекар Песня В ней есть слова и мелодия Ответы детей. В. Алеев - Ученики распеваются. - Правильно садятся и разучивают. Слушают слова песни. учащиеся повторяют (по руке учителя). учащиеся повторяют (по руке учителя). учащиеся повторяют (по руке учителя). учащиеся повторяют (по руке учителя). учащиеся повторяют (по руке учителя). учащиеся повторяют (по руке учителя). учащиеся повторяют (по руке учителя). учащиеся повторяют (по руке учителя). учащиеся повторяют (по руке учителя). учащиеся встают, и поют песню Ученики становятся ровно и поют песню | Фронтальная Фронтальная | Проектор, Музыкальный центр | Коллективная форма Кол-лек-тивная форма | формирование знаний по теме; развитие умений объяснять существенные признаки муз.понятий -умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. | совершенствование навыков работы в группе, умение работать с учебником и различными источниками информации; развитие воображения; развитие слуховых навыков; положительный эмоциональный настрой; обеспечение музыкального развития; развитие творческих способностей детей | развитие познавательных интересов учащихся, развивать воображение учащихся, осознание ценности данных объектов развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, | |
V.Рефлексия. Подведение итогов. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Сообщение учителя, подведение итоговсамими учащимися, подытожить и закрепить новый материал | Словесный | - Какую песню мы сегодня учили? - Какие новые знаки вы научились писать? Вам понравился наш урок? Что было интересного? Что было сложного? | Особенные звуки - Диез, бемоль, бекар. Да. - Пение песни. - Написание знаков. | Фронтальная | Проектор | Коллективная форма | прогнозирование | оценивание качества своей и общей учебной деятельности | умение выражать свои мысли | |
VII. Организация на перемену. Выход из класса. | Формирование организованности детей | Словесный | У: На этом наш урок подошел к концу. Желаю вам успехов в учебе. (Включаю музыку,и ученики выходят под нее из класса.) | Прощаются с учителем и выходят из класса под музыку. | Фронтальная | Проектор | Коллективная форма | управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных | осуществлять взаимный контроль | использовать установленные правила в контроле способа решения |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Только этот нотный знак Говорит всем нотам так: «Марш все вниз на полутон!» Те слова для нот – закон! Вниз на полутон? Изволь! Повелитель нот - бемоль
«Эй, друзья, ребятки – нотки, Я подброшу вам работки: Вверх бегом на полутон» Ноток приглашает он, Смотрит, кто куда залез. Это нотный знак… диез
От диезов и бемолей Отпускает н на волю Ноты. Добрый нотный знак! Звать его, скажите, как? И как пчёлочки нектар, Любят ноты знак…. бекар
ДИЕЗЫ, БЕМОЛИ, БЕКАРЫ
Послушай сказку
Ребята, что происходит с нотой, когда рядом с ней Бемоль? Бемоль понижает.
А что делает с ноткой Диез ? «Диез повышает нотку на чуть-чуть»
Так для чего нам нужен Бекар ? для отмены этих знаков.
Если нота захотела повышенья до небес, Для нее есть знак, особый, называется… Диез
А пониже стать решила, Вот, пожалуйста, изволь, И на этот случай знак, есть, Называется… Бемоль
Выше, ниже отменяю! Всем на месте! Кар, кар, кар! Ни диезов, ни бемолей! Т ак командует… Бекар
Особенные знаки В. Алиева
Распевка
ОСОБЕННЫЕ ЗНАКИ. В. АЛЕЕВ В семейке нотной дружно Все жили до тех пор, Пока совсем ненужный Не разгорелся спор. Особенные знаки Вписались в нотный ряд, И в нём от их атаки Произошёл разлад. Фа, фа, соль, В семейке нотной дружной, Фа, ми, ре, Произошёл разлад.
Диезы возгордились, Вверх устремились вдруг И славно потрудились, Повысив каждый звук. Но, вопреки их воле, Исполнив свой каприз, Строптивые бемоли Всех потянули вниз. Фа, фа, соль, Строптивые бемоли, Фа, ми, ре, Всех потянули вниз.
Спор разрешил мгновенно Бекар – мудрейший знак. Он объявил отмену Всех действий и атак. Диезы и бемоли, Бекары, нотный ряд С тех пор не спорят более И мирно жить хотят. Фа, фа, соль, С тех пор не спорят более Фа, ми, ре, И мирно жить хотят. Фа, фа, соль, С тех пор не спорят более Фа, ми, ре, И мирно жить хотят.
Какую песню мы сегодня учили? Что понравилось? - Что не понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная грамота "Диез, бемоль, бекар"
Разработка урока музыки....
Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»
Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся. «Какой дьявол может победить народ, способн...
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...
Урок музыки "Музыка вокруг нас. Музыка осени."
Разработка содержит технологическую карту урока и презентацию. На уроке подразумевается разучиваение с обучающимися песни "Скворушка прощается"...