конспект урока в 3 классе на тему "Природа и музыка"
план-конспект занятия по музыке (3 класс)

Ирина Васильевна Еськова

Цель урока: выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений и окружающего мира, воспринимая музыку, как интонационно – образную речь. Планируемые результаты

-предметные:

Ученики научатся: 

- определять характер музыкальных произведений;

- слушать музыкальные сочинения, называть их авторов; откликаться на музыку;

- воплощать в звучании голоса образы природы и окружающей жизни;

- демонстрировать понимание интонационно – образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении и музыкально - пластическом интонировании.

Ученики получат возможность научиться:

- осмысленно владеть способами        певческой         деятельности;

- проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней;

- понятно, точно, корректно излагать свои мысли;

- осознанно отличать звучания различных инструментов;

- оперировать терминами.

- представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на  уроке и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Природа и музыка, 3 класс30.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предмет: музыка

Класс:  3  класс

Тема урока:  «Природа и музыка»

Цель урока: выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений и окружающего мира, воспринимая музыку, как интонационно – образную речь.

Задачи урока:

Образовательная: -выявить   характерные  особенности музыкальных интонаций.        

Развивающая: - развивать внимание, мышление,   воображение, певческие   способности при сравнительном анализе музыкальных, художественных и литературных произведений.

Воспитательная:-на основе эмоционального восприятия музыки композиторов воспитывать интерес и любовь к музыке, природе, потребность в общении с искусством.

Планируемые результаты

-предметные:

Ученики научатся:  

- определять характер музыкальных произведений;

- слушать музыкальные сочинения, называть их авторов; откликаться на музыку;

- воплощать в звучании голоса образы природы и окружающей жизни;

- демонстрировать понимание интонационно – образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении и музыкально - пластическом интонировании.

Ученики получат возможность научиться:

- осмысленно владеть способами        певческой         деятельности;

- проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней;

- понятно, точно, корректно излагать свои мысли;

- осознанно отличать звучания различных инструментов;

- оперировать терминами.

- представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на  уроке и во внеурочной деятельности.

Метапредметные.

Личностные:  ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;получат возможность научиться  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

 Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное; получат возможность  научиться  владеть понятиями, терминами, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.

Регулятивные:  учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл (вокализ тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими произведениями, связанными с темой природы. Получат возможность  научиться  формулировать  тему и проблему урока, цель деятельности, задачи.

Коммуникативные: научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе; получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.                     

Тип урока: урок – путешествие.

Формы работы: коллективные, групповые (хоровое пение, слушание музыки, анализ музыкального произведения, пластическое дирижирование,   рассуждение, работа с учебником).

Понятия:живая и неживая природа,  название инструментов симфонического оркестра,

образ, интонация, художественные и музыкальные средства, симфония, вокализ.

Средства обучения: учебник, компьютер, экран, проектор, презентация, фортепиано,   карточки, задания группам,  портреты композиторов.

Музыкальный материал:«Прогулка» С. Прокофьева; «Утро в лесу» В. Салманова;симфония №6, часть 5 Л.Бетховена;«Спор» муз. А.-Э. Гретри; р.н.п. «У меня ль во садочке»; «Лесная прогулка» муз. Титаренко, сл. Викторова; «Ты береги нас» муз. Протасова, ст. Шкловского.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

 Форма работы

 Метод

Деятельность учащихся

Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные

Организационный момент

Приветствие.

Психологический настрой на урок. Фронтальная форма.

Коллективное пение.

Музыкальная разминка. Игра «Угадай ритм».

Приветствуют учителя.

Выполняют вокальные упражнения.

Повторяют ритмические рисунки хлопками в ладоши.

Личностные УУД:

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Постановка цели и задачи.

Мотивация учебной деятельности обучающихся

Фронтальный. Словесный и наглядный метод.

Подготовка проблемной ситуации. Зачитывает стихотворение:

Природа и музыка рядом живут,

Снежинки танцуют, сосульки – поют.

Ветер играет на листьях слегка,

И в такт этим звукам плывут облака.

То дождь запоет, забасит вдруг пурга,

То звонкая песня несет нас в луга,

А мы будем слушать и подпевать,

А может быть просто стоять и молчать.

Подводит учащихся к теме урока.

Беседа о связи музыки и природы, о значении природы.

Загадки про живую и неживую природу:

  1. Без крыльев летают, без ног бегут,

Без парусов плывут.   (Облака)

  1. Сер, да не волк,        

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.     (Осел)

  1. Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.  (Дерево)

  1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

Я летаю, я бегу,

И стеклянной быть могу.    (Вода)

  1. Эта птица гнезд не вьет,

Песен дивных не поет

Громко, сидя на суку,

Счет ведет годам: ку-ку. (Кукушка)

  1. На небе стукнет, а на земле     слышно.

Конь бежит – земля дрожит. (Гром)

Вопросы о природе.

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

Предлагают формулировки учебной задачи.

Отвечают на загадки учителя о живой и неживой природе, используя карточки

(круг – живая природа, квадрат – неживая).

Регулятивные УУД:

учатся слушать вопросы и отвечать на них.

выполняют действия в качестве слушателя, исполнителя;

выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные УУД:

осуществляют сбор информации;

применяют и представляют информацию

Коммуникативные УУД:

проявляют активность во взаимодействии;

слушают собеседника;

Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный и наглядный метод.

Учитель предлагает детям рассмотреть картину и отправиться на виртуальную прогулку.

Задание: послушайте пьесу и  с помощью слов и движений передайте настроение и чувства композитора, придумайте художественный образ, созвучный эмоциональной сфере этого музыкального произведения.

Показ портрета композитора.

 Рассказ о творчестве Сергея  Прокофьева.

Рассматривание картины и портрета композитора.

Слушание: С. Прокофьев «Прогулка».

Обсуждение.

Познавательные УУД:

учатся понимать особенности музыкального языка разных композиторов; анализировать.

Коммуникативные УУД:

допускают разные точки зрения;

договариваются, приходят к общему решению.

Личностные УУД:

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

Первичное усвоение новых знаний

- А кто еще сочинял музыку о природе?

- Как русский народ сочинял песни и передавал их последующим поколениям?

Фронтальная, устный опрос. Коллективное, групповое исполнение. Пластическое интонирование.

Загадка про лес:

Город этот не простой

Он дремучий и густой,

В нем найдут приют и птицы,

Зайки, волки и лисицы.

Беседа, вопросы о жителях леса

Коллективная. Устный опрос. Словесный, наглядный метод.  

Учитель наигрывает мелодию песни «Лесная прогулка» и разучивает с учащимися 3й куплет песни.

Стихотворение «Утро в лесу» Т. Кореневой:

Прекрасно утренней зарею

Войти в прохладный, влажный лес.

Еще от сна не пробудившись,

Он полон сказочных чудес.

Брильянтами росы покрыты

Иголки ели и трава,

И паутина меж деревьев

Как будто ткана с серебра.

Смотри, как ветер пробежался,

И лес тихонечко вздохнул,

И нам навстречу руки – ветки

С отцовской лаской протянул.

Учитель предлагает послушать  пьесу «Утро в лесу» В. Салманова.

- Созвучно ли оно одноименному музыкальному произведению? Что нарисовал композитор?

- Что нужно, чтобы нарисовать картину природы на уроке музыки?

Учитель исполняет отдельные звуки и начало мелодии песни «Спор» Гретри.

Предлагает исполнить песню «Спор» различными музыкальными штрихами (по группам)

Работа в паре (выбрать из знакомых детских песен названия песен, в которых поётся о природе)

Рассуждают о русской народной песне, ее особенностях.

Разучивают русскую народную песню «У меня ль во садочке» с танцевальными движениями с сопровождением фортепиано, аккапельно, сначала коллективно, потом по группам.

Ответы на вопросы, узнавание знакомой песни,

исполнение 2-х куплетов песни «Лесная прогулка» Титаренко. Разучивание 3- го куплета.

Слушают стихотворение и музыкальное произведение «Утро в лесу» Салманова. Сравнивают, находят общие черты двух произведений.

Рассуждают о музыкальных красках – звуках, о разных настроениях в музыке.

Узнают знакомую песню.

Исполняют песню группами: мальчики – девочки.

Работа в паре.

Регулятивные УУД:

принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД:

анализ, сравнение.

Коммуникативные УУД: продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально – творческой задачи;

допускают существование

различных точек зрения;

договариваются, приходят к общему решению.

Личностные УУД:

проявляют интерес к культуре и истории своего народа.

Познавательные УУД:

учатся сравнивать, анализировать.

Коммуникативные УУД:

учатся правильно выражать свои мысли, совместно музицировать.

Регулятивные УУД:

осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию и преодолению препятствий;

принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Коммуникативные УУД: осуществляют продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально – творческой задачи; допускают существование

различных точек зрения;

договариваются, приходят к общему решению.

Физкультминутка

Работа по теме урока

Закрепление новых знаний

Фронтальная.  

- Мы будем слушать произведение немецкого композитора – классика, который, находясь на вершине славы, стал постепенно терять слух. Как его звали?

Рассказ о композиторе.

Слушание симфонии №6 «Пасторальной» часть 5 «Пастушеская песня. Радостные чувства после бури» и выполнение заданий:

 - определить музыкальные инструменты симфонического оркестра;

- напеть главную тему этого музыкального произведения.

Организует прослушивание, рассказывает о программе этого музыкального произведения.

Фронтальная. Устный опрос. Пение.

- Чему был посвящен урок?

- Что нужно делать, чтобы природа сохранилась на долгие годы?

Предлагает разучить песню «Что манит птицу?».

Зачитывает стихотворение.

- Созвучно ли оно теме урока?

Неразделима музыка с природой.

Она звенит, журчит, рекою льётся.

То с ветром спорит, с непогодой,

То трелью в роще отзовётся.

Чарует душу песней лета,

Улыбку дарит, манит в лес.

Природа музыкой согрета,

Полна таинства и чудес!

Слушание.

Наблюдение.

Понимание содержания произведения, тех чувств, которые хотел выразить композитор.

Определяют инструменты симфонического оркестра.

Напевают с помощью учителя главную тему.

Отвечают на вопросы.

Разучивают песню «Что манит птицу?».

Слушают стихотворение.

Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в качестве слушателя

Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Личностные результаты: проявляют стремление к красоте и гармонии; приобретают эстетический взгляд на мир; оценивают и сознательно выстраивают эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству.  

 Регулятивные УУД:

-выполняют действия в качестве слушателя, исполнителя;

-выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД:

ставят вопросы, формулируют проблемы;

осуществляют сбор информации;

применяют и представляют информацию

Коммуникативные УУД:

проявляют активность во взаимодействии; ведут диалог;

слушают собеседника;

задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Информация о домашнем задании.

Индивидуальная. Рисунок.

- Нарисуйте рисунок к понравившемуся музыкальному произведению

- Приведите примеры музыкальных произведений о природе.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Рефлексия

Фронтальная.

 - Что нового вы узнали на уроке?

 - Какие музыкальные произведения больше запомнились?

- Оцените свою работу и работу класса?

Регулятивные УУД:

открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке;  

анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности.

Музыкальное прощание

- Я Учитель благодарит учеников за интересные ответы на уроке,  за чистое пение и любознательность.

    - На этом наш урок закончен. До свидания!

(выход под музыку на темы природы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку 3 класс "Образы природы в музыке русских и зарубежных композиторов"

Данная презентация поможет сделать урок ярким и запоминающим....

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. Музыкальная викторина "Три кита в музыке"

Конспект урока. Музыкальная викторина "Три кита в музыке" расчитан для учащихся 2-х классов.Цели и задачи: - обобщение темы полугодия, проверка музыкальной памяти,  умение выявлять характерные ос...

Конспекты уроков по математике, русскому языку и музыке

В помощь три конспекта по разным дисциплинам, а именно: музыка, русский язык, математика....

Конспект урока 1 класс музыка 10 урок

Предмет -«Музыка». УМК, В.В. Алеев, Т.Н.КичакКласс -1 Урок 10 Тип урока: повторение и закрепление Форма урока: комбинированный Жанр урока- урок играПедагогиче...