конспект урока в 3 классе на тему "Природа и музыка"
план-конспект занятия по музыке (3 класс)
Цель урока: выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений и окружающего мира, воспринимая музыку, как интонационно – образную речь. Планируемые результаты
-предметные:
Ученики научатся:
- определять характер музыкальных произведений;
- слушать музыкальные сочинения, называть их авторов; откликаться на музыку;
- воплощать в звучании голоса образы природы и окружающей жизни;
- демонстрировать понимание интонационно – образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении и музыкально - пластическом интонировании.
Ученики получат возможность научиться:
- осмысленно владеть способами певческой деятельности;
- проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней;
- понятно, точно, корректно излагать свои мысли;
- осознанно отличать звучания различных инструментов;
- оперировать терминами.
- представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на уроке и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Природа и музыка, 3 класс | 30.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предмет: музыка
Класс: 3 класс
Тема урока: «Природа и музыка»
Цель урока: выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений и окружающего мира, воспринимая музыку, как интонационно – образную речь.
Задачи урока:
Образовательная: -выявить характерные особенности музыкальных интонаций.
Развивающая: - развивать внимание, мышление, воображение, певческие способности при сравнительном анализе музыкальных, художественных и литературных произведений.
Воспитательная:-на основе эмоционального восприятия музыки композиторов воспитывать интерес и любовь к музыке, природе, потребность в общении с искусством.
Планируемые результаты
-предметные:
Ученики научатся:
- определять характер музыкальных произведений;
- слушать музыкальные сочинения, называть их авторов; откликаться на музыку;
- воплощать в звучании голоса образы природы и окружающей жизни;
- демонстрировать понимание интонационно – образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении и музыкально - пластическом интонировании.
Ученики получат возможность научиться:
- осмысленно владеть способами певческой деятельности;
- проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней;
- понятно, точно, корректно излагать свои мысли;
- осознанно отличать звучания различных инструментов;
- оперировать терминами.
- представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на уроке и во внеурочной деятельности.
Метапредметные.
Личностные: ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;получат возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное; получат возможность научиться владеть понятиями, терминами, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.
Регулятивные: учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл (вокализ тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими произведениями, связанными с темой природы. Получат возможность научиться формулировать тему и проблему урока, цель деятельности, задачи.
Коммуникативные: научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе; получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.
Тип урока: урок – путешествие.
Формы работы: коллективные, групповые (хоровое пение, слушание музыки, анализ музыкального произведения, пластическое дирижирование, рассуждение, работа с учебником).
Понятия:живая и неживая природа, название инструментов симфонического оркестра,
образ, интонация, художественные и музыкальные средства, симфония, вокализ.
Средства обучения: учебник, компьютер, экран, проектор, презентация, фортепиано, карточки, задания группам, портреты композиторов.
Музыкальный материал:«Прогулка» С. Прокофьева; «Утро в лесу» В. Салманова;симфония №6, часть 5 Л.Бетховена;«Спор» муз. А.-Э. Гретри; р.н.п. «У меня ль во садочке»; «Лесная прогулка» муз. Титаренко, сл. Викторова; «Ты береги нас» муз. Протасова, ст. Шкловского.
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя Форма работы Метод | Деятельность учащихся | Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные | |
Организационный момент | Приветствие. Психологический настрой на урок. Фронтальная форма. Коллективное пение. Музыкальная разминка. Игра «Угадай ритм». | Приветствуют учителя. Выполняют вокальные упражнения. Повторяют ритмические рисунки хлопками в ладоши. | Личностные УУД: развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. | |
Постановка цели и задачи. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Фронтальный. Словесный и наглядный метод. Подготовка проблемной ситуации. Зачитывает стихотворение: Природа и музыка рядом живут, Снежинки танцуют, сосульки – поют. Ветер играет на листьях слегка, И в такт этим звукам плывут облака. То дождь запоет, забасит вдруг пурга, То звонкая песня несет нас в луга, А мы будем слушать и подпевать, А может быть просто стоять и молчать. Подводит учащихся к теме урока. Беседа о связи музыки и природы, о значении природы. Загадки про живую и неживую природу:
Без парусов плывут. (Облака)
Длинноух, да не заяц, С копытами, да не лошадь. (Осел)
Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (Дерево)
Я летаю, я бегу, И стеклянной быть могу. (Вода)
Песен дивных не поет Громко, сидя на суку, Счет ведет годам: ку-ку. (Кукушка)
Конь бежит – земля дрожит. (Гром) Вопросы о природе. | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы. Предлагают формулировки учебной задачи. Отвечают на загадки учителя о живой и неживой природе, используя карточки (круг – живая природа, квадрат – неживая). | Регулятивные УУД: учатся слушать вопросы и отвечать на них. выполняют действия в качестве слушателя, исполнителя; выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные УУД: осуществляют сбор информации; применяют и представляют информацию Коммуникативные УУД: проявляют активность во взаимодействии; слушают собеседника; | |
Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный и наглядный метод. Учитель предлагает детям рассмотреть картину и отправиться на виртуальную прогулку. Задание: послушайте пьесу и с помощью слов и движений передайте настроение и чувства композитора, придумайте художественный образ, созвучный эмоциональной сфере этого музыкального произведения. Показ портрета композитора. Рассказ о творчестве Сергея Прокофьева. | Рассматривание картины и портрета композитора. Слушание: С. Прокофьев «Прогулка». Обсуждение. | Познавательные УУД: учатся понимать особенности музыкального языка разных композиторов; анализировать. Коммуникативные УУД: допускают разные точки зрения; договариваются, приходят к общему решению. Личностные УУД: развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к искусству. | |
Первичное усвоение новых знаний | - А кто еще сочинял музыку о природе? - Как русский народ сочинял песни и передавал их последующим поколениям? Фронтальная, устный опрос. Коллективное, групповое исполнение. Пластическое интонирование. Загадка про лес: Город этот не простой Он дремучий и густой, В нем найдут приют и птицы, Зайки, волки и лисицы. Беседа, вопросы о жителях леса Коллективная. Устный опрос. Словесный, наглядный метод. Учитель наигрывает мелодию песни «Лесная прогулка» и разучивает с учащимися 3й куплет песни. Стихотворение «Утро в лесу» Т. Кореневой: Прекрасно утренней зарею Войти в прохладный, влажный лес. Еще от сна не пробудившись, Он полон сказочных чудес. Брильянтами росы покрыты Иголки ели и трава, И паутина меж деревьев Как будто ткана с серебра. Смотри, как ветер пробежался, И лес тихонечко вздохнул, И нам навстречу руки – ветки С отцовской лаской протянул. Учитель предлагает послушать пьесу «Утро в лесу» В. Салманова. - Созвучно ли оно одноименному музыкальному произведению? Что нарисовал композитор? - Что нужно, чтобы нарисовать картину природы на уроке музыки? Учитель исполняет отдельные звуки и начало мелодии песни «Спор» Гретри. Предлагает исполнить песню «Спор» различными музыкальными штрихами (по группам) Работа в паре (выбрать из знакомых детских песен названия песен, в которых поётся о природе) | Рассуждают о русской народной песне, ее особенностях. Разучивают русскую народную песню «У меня ль во садочке» с танцевальными движениями с сопровождением фортепиано, аккапельно, сначала коллективно, потом по группам. Ответы на вопросы, узнавание знакомой песни, исполнение 2-х куплетов песни «Лесная прогулка» Титаренко. Разучивание 3- го куплета. Слушают стихотворение и музыкальное произведение «Утро в лесу» Салманова. Сравнивают, находят общие черты двух произведений. Рассуждают о музыкальных красках – звуках, о разных настроениях в музыке. Узнают знакомую песню. Исполняют песню группами: мальчики – девочки. Работа в паре. | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Познавательные УУД: анализ, сравнение. Коммуникативные УУД: продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально – творческой задачи; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению. Личностные УУД: проявляют интерес к культуре и истории своего народа. Познавательные УУД: учатся сравнивать, анализировать. Коммуникативные УУД: учатся правильно выражать свои мысли, совместно музицировать. Регулятивные УУД: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию и преодолению препятствий; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Коммуникативные УУД: осуществляют продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально – творческой задачи; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению. | |
Физкультминутка | ||||
Работа по теме урока Закрепление новых знаний | Фронтальная. - Мы будем слушать произведение немецкого композитора – классика, который, находясь на вершине славы, стал постепенно терять слух. Как его звали? Рассказ о композиторе. Слушание симфонии №6 «Пасторальной» часть 5 «Пастушеская песня. Радостные чувства после бури» и выполнение заданий: - определить музыкальные инструменты симфонического оркестра; - напеть главную тему этого музыкального произведения. Организует прослушивание, рассказывает о программе этого музыкального произведения. Фронтальная. Устный опрос. Пение. - Чему был посвящен урок? - Что нужно делать, чтобы природа сохранилась на долгие годы? Предлагает разучить песню «Что манит птицу?». Зачитывает стихотворение. - Созвучно ли оно теме урока? Неразделима музыка с природой. Она звенит, журчит, рекою льётся. То с ветром спорит, с непогодой, То трелью в роще отзовётся. Чарует душу песней лета, Улыбку дарит, манит в лес. Природа музыкой согрета, Полна таинства и чудес! | Слушание. Наблюдение. Понимание содержания произведения, тех чувств, которые хотел выразить композитор. Определяют инструменты симфонического оркестра. Напевают с помощью учителя главную тему. Отвечают на вопросы. Разучивают песню «Что манит птицу?». Слушают стихотворение. | Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в качестве слушателя Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Личностные результаты: проявляют стремление к красоте и гармонии; приобретают эстетический взгляд на мир; оценивают и сознательно выстраивают эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству. Регулятивные УУД: -выполняют действия в качестве слушателя, исполнителя; -выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные УУД: ставят вопросы, формулируют проблемы; осуществляют сбор информации; применяют и представляют информацию Коммуникативные УУД: проявляют активность во взаимодействии; ведут диалог; слушают собеседника; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | |
Информация о домашнем задании. | Индивидуальная. Рисунок. - Нарисуйте рисунок к понравившемуся музыкальному произведению - Приведите примеры музыкальных произведений о природе. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные УУД: Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. | |
Рефлексия | Фронтальная. - Что нового вы узнали на уроке? - Какие музыкальные произведения больше запомнились? - Оцените свою работу и работу класса? | Регулятивные УУД: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности. | ||
Музыкальное прощание | - Я Учитель благодарит учеников за интересные ответы на уроке, за чистое пение и любознательность. - На этом наш урок закончен. До свидания! (выход под музыку на темы природы). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку 3 класс "Образы природы в музыке русских и зарубежных композиторов"
Данная презентация поможет сделать урок ярким и запоминающим....
Интегрированный конспект урока литературы по изобразительному искусству и музыке
Тема "Осень в искусстве"Тип: урок-творчество....
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Открытый урок 3 класс "Образ весны в музыке, поэвии, живописи"
Заключительный урок 3 четверти...
Конспект урока. Музыкальная викторина "Три кита в музыке"
Конспект урока. Музыкальная викторина "Три кита в музыке" расчитан для учащихся 2-х классов.Цели и задачи: - обобщение темы полугодия, проверка музыкальной памяти, умение выявлять характерные ос...
Конспекты уроков по математике, русскому языку и музыке
В помощь три конспекта по разным дисциплинам, а именно: музыка, русский язык, математика....
Конспект урока 1 класс музыка 10 урок
Предмет -«Музыка». УМК, В.В. Алеев, Т.Н.КичакКласс -1 Урок 10 Тип урока: повторение и закрепление Форма урока: комбинированный Жанр урока- урок играПедагогиче...