Открытый урок 3 класс "Образ весны в музыке, поэвии, живописи"
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме

Плотникова Полина Владимировна

Заключительный урок  3 четверти

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

     СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3.

   

     

                             

                                               

                                                                                       

ЦЕЛЬ УРОКА: 

                              помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту

                              природы в художественных образах (музыке, поэзии,

                              живописи).

ЗАДАЧИ УРОКА:

                              -формировать нравственно-эстетические переживания

                               учащихся от поэтического слова музыки, живописи;

                              -направить внимание школьников на восприятие

                               неповторимости красоты родной природы и её связи с

                               музыкой;

                              -развивать умение учащихся анализировать средства

                               художественной выразительности и художественный

                               образ.

         ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ УРОКА.

             Природа щедро дарит чудеса,

          И ждёт взамен труда и удивленья.

                                           К. Васильев

                                               художник

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет П.И. Чайковского;

                                   репродукция картины  Саврасова "Грачи прилетели";      

                                   иллюстрация к стихотворению А. Барто "В лесу";

                                   таблицы; музыкальные инструменты: колокольчики,  

                                   треугольники;     

             

ГРАМЗАПИСЬ:     А. Вивальди "Весна";

                                   Чайковский "Подснежник".

 

                                         ХОД УРОКА.

                                  Музыкальный вход.

   А. Вивальди "Весна".

 Музыкальное приветствие на мелодию "Весенней" песни Моцарта.

 "Рада видеть вас, ребята,

Добрый день, мои друзья.

К нам музыка с весною

Спешит навстречу дня!"

Учитель: Наш урок, ребята, я хотела бы начать с особых слов. Внимательно вслушайтесь в них и выразите своё отношение.

"Настоящий зритель, слушатель - это такой же творец, как и композитор, художник, поэт".

                   (Высказывание детей).

Учитель: Настоящий зритель, слушатель, художник - чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом, тогда говорят, что зритель, слушатель начинает творить, глядя на произведение.

         Я хочу, чтобы каждый из вас, выбрал именно этот путь работы на уроке; работа сердца, души, трудиться, искать, сопереживать для того, чтобы наполнить свою душу красотой и богатством.

                            Сообщение темы урока.

         Чтобы узнать тему урока, давайте попробуем отгадать музыкальную загадку. Я вам прочитаю текст, а вы должны будете импровизировать, то есть сочинить мелодию на вопрос текста и ответ на слова "Это бывает..."

                           (Слова положить на парты). 

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

                          (Импровизации детей).

Учитель: Верно узнали, что это бывает весной.

   И так, тема нашего урока сегодня, конечно, же, связана с весной.

"Образ весны в музыке, поэзии и живописи".

         Исполнение песни "Солнечная капель" муз. Соснина.

Послушайте мелодию и определите название песни и её автора.

                     (Сыграть 1 куплет и припев).

                     (Учащиеся называют песню).

Учитель: Какое настроение в ней?

Дети: Музыка весёлая, радостная, бодрая, звонкая.

Учитель: Музыка звучала одинаково по характеру или нет?

Дети: В куплете плавно, в припеве отрывисто.

Учитель: Где песенный, а где танцевальный характер?

Дети: В запеве песенный, в припеве танцевальный.

Учитель: Что изображает припев?

Дети: Как падают капли.

Учитель: Какие выразительные краски использует композитор для передачи весеннего настроения?

Дети: Ритм придаёт песни танцевальность.

Учитель: Какие динамические оттенки в песни?

Дети: Сила звука разная: В запеве тихо, а в припеве чуть громче и звонко.

Учитель: Как исполняется песня легко или тяжело?

Дети: Легко.

Учитель: Почему композитор для песни взял такой характер?

Дети: Чтобы передать образ весны. Все люди радуются, когда после долгой зимы приходит весна.

Учитель: Верно поняли и почувствовали замысел композитора. В этом году мы особенно ждём весну. Столько снега выпало, такие сугробы везде, заносы были, что люди немного устали и ждут обновления в природе.

         Давайте, исполним песню в характере и покажем графически движение мелодии рукой в припеве. А те, у кого на парте колокольчики, будут ритм в припеве исполнять на них, украшая наше исполнение.

                                           (Пение песни).

Учитель: И так, ребята, композитор Соснин какой образ весны показал нам, и мы его передали?

Дети: Солнечный, весёлый, озорной, радостный. Капают сосульки, радостно на душе и приятно.

Учитель: Поэт И. Никитин точно передал такое настроение в своих стихах.

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам звенят.

Беседа по картине Саврасова "Грачи прилетели"

Учитель: А сейчас вы увидите картину - весенний пейзаж, который  привёл в восторг и зрителей и художников, и до сих пор очаровывает всех, кто её видит.

         Что такое мог написать художник, что удивило и обрадовало всех?

Алексей Кондратьевич Саврасов написал картину "Грачи прилетели" (Показ).

         Есть ли в ней что-нибудь необыкновенное?

Дети: Нет, окраина села.

Учитель: Берёзы ровные и стройные?

Дети: Нет, кривые, корявые.

Учитель: Что ещё видите на картине?

Дети: Тает снег, появились лужи, забор через всю картину, деревянные дома и сарай.

Учитель: День яркий и солнечный?

Дети: Пасмурный, серый.

Учитель: Разный или один образ весны в песни и в картине?

Дети: Разный, т.к. весна бывает ранняя и поздняя. Но общего то - что это время года весна.

Учитель: Как украшает жизнь умение увидеть, почувствовать, как это увидел и почувствовал художник дыхание весны. Что делают птицы?

Дети: Хлопочут вокруг своих гнёзд.

Учитель: Какого цвета птицы?

Дети: Чёрного почти.

Учитель: Чёрный цвет позволяет ощутить воздушность облаков? Какие облака?

Дети: Нежно, бледно-голубые.

Учитель: Какой месяц весны?

Дети: Март.

Учитель: Слова "март" пришло из Византии. Мартиус, март назван по имени бога войны Марса.

         17 марта прилёт грачей. В давние времена новый год начинался с весны. Грачи - первые вестники весны.

 

Прослушивание пьесы П.И. Чайковского "Апрель. Подснежник" из цикла "Времена года".

Лес большой, был полон звуков

Кто-то выл, а кто мяукал,

Кто-то хрюкал, кто-то топал,

Кто пищал, кто молчал,

Ну, а кто весенний аромат цветов вдыхал.

Какие весенние цветы вы знаете? Что за первый весенний цветок растёт прямо из-под снега?

Дети: Подснежник.

Учитель: Композитор П.И. Чайковский написал пьесу, которую так и назвал "Апрель. Подснежник".

Послушайте произведение, насладитесь музыкой, ощутите краски весны, почувствуйте их у себя в душе. Во время звучания музыки можно взять карандаши, фломастеры и нарисовать всё, что вам навеяла музыка.

                           (Слушание).

Учитель: Эпиграфом к пьесе "Подснежник" является стихотворение русского поэта А. Майкова:

Учитель: Сколько частей в пьесе?

 Выберите нужные фигуры.

Определите характер пьесы по таблице.

                         (Ответы детей).

Учитель: Ребята, послушайте, я вам прочитаю стихотворение А. Барто "В лесу".

1.Дятел, дятел, строгий дятел     3. На ветвях, в зелёных креслах,

  Лезет кверху по стволу                  Целый выводок галчат,

  И стучит, как председатель,          А галчата, как  известно,

  По столу.                                          Ни минуты не молчат.

2.Две синицы просят слова,         4. Улетай от сюда ворон,

  Засвистят на свой мотив,                Чёрный ворон,

  Засвистят и смолкнут снова            Без тебя тут полный кворум,

  Песню словно проглотив.                Полный кворум.

Учитель: Назовите, о каких птицах здесь говорится? Найдите их на рисунке.

                       (Ответы детей).

Учитель: Попробуйте сочинить зов каждому персонажу.

Д/з. Дать придумать весеннюю сказку об этих птицах.

                 Подведение итога урока.

Учитель: Мы с вами говорили сегодня о весне русской. Какие произведения музыки поэзии и живописи помогли нам проникнуться сердцем к природе, почувствовать образ весны, образ Родины?

С какими чувствами мы прожили сегодняшний урок?

Дети: Добротой, любовью к русской природе, Родине, России.

Учитель: Как вы понимаете такие слова:

             Природа щедро дарит чудеса,

          И ждёт взамен труда и удивленья.

              Константин Васильев (Художник)

Дети:   Природа дарит чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять.

Учитель:  Но, чтобы увидеть эти чудеса, надо трудиться. А как трудиться? Переносить тяжести, заниматься физическим трудом?

Дети:  Нужно трудиться душой, сердцем, чувствами.

Учитель: Я хочу отметить, что каждый из вас сегодня был настоящим творцом. Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть произведения.

Приглядывайтесь к облакам,

  Прислушивайтесь к птицам

  Приглядывайтесь к родникам

  Ничто не повторится.

  За  мигом - миг, за шагом - шаг -

  Впадайте в изумленье.

  Всё будет так, и всё не так

  Через одно мгновенье.

Учитель: Сегодня, когда вы будете идти домой, посмотрите на ожившую природу своими глазами.

На этом наш урок закончен, спасибо вам за доброе участие в уроке. До новых встреч с музыкой.

Музыкальный выход. "Весна" Вивальди.

 

         

                           "В лесу" А. Барто.

1.Дятел, дятел, строгий дятел     3. На ветвях, в зелёных креслах,

  Лезет кверху по стволу                  Целый выводок галчат,

  И стучит, как председатель,          А галчата, как  известно,

  По столу.                                          Ни минуты не молчат.

2.Две синицы просят слова,         4. Улетай от сюда ворон,

  Засвистят на свой мотив,                Чёрный ворон,

  Засвистят и смолкнут снова            Без тебя тут полный кворум,

  Песню словно проглотив.                Полный кворум.

                           "В лесу" А. Барто.

1.Дятел, дятел, строгий дятел     3. На ветвях, в зелёных креслах,

  Лезет кверху по стволу                  Целый выводок галчат,

  И стучит, как председатель,          А галчата, как  известно,

  По столу.                                          Ни минуты не молчат.

2.Две синицы просят слова,         4. Улетай от сюда ворон,

  Засвистят на свой мотив,                Чёрный ворон,

  Засвистят и смолкнут снова            Без тебя тут полный кворум,

  Песню словно проглотив.                Полный кворум.

                           "В лесу" А. Барто.

1.Дятел, дятел, строгий дятел     3. На ветвях, в зелёных креслах,

  Лезет кверху по стволу                  Целый выводок галчат,

  И стучит, как председатель,          А галчата, как  известно,

  По столу.                                          Ни минуты не молчат.

2.Две синицы просят слова,         4. Улетай от сюда ворон,

  Засвистят на свой мотив,                Чёрный ворон,

  Засвистят и смолкнут снова            Без тебя тут полный кворум,

  Песню словно проглотив.                Полный кворум.

                           "В лесу" А. Барто.

1.Дятел, дятел, строгий дятел     3. На ветвях, в зелёных креслах,

  Лезет кверху по стволу                  Целый выводок галчат,

  И стучит, как председатель,          А галчата, как  известно,

  По столу.                                          Ни минуты не молчат.

2.Две синицы просят слова,         4. Улетай от сюда ворон,

  Засвистят на свой мотив,                Чёрный ворон,

  Засвистят и смолкнут снова            Без тебя тут полный кворум,

  Песню словно проглотив.                Полный кворум.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Настоящий зритель, слушатель- это такой же творец, как и композитор, художник, поэт.

Слайд 2

Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает?

Слайд 3

«Образ весны в музыке, поэзии, живописи» Тема урока:

Слайд 4

Полюбуйся, весна наступает Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает И ручьи по оврагам шумят...

Слайд 5

Природа щедро дарит чудеса И ждет взамен труда и удивленья. Константин Васильев (художник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Образ матери в православной культуре, музыке, живописи и литературе"

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, воспитывать чувство уважения к произведениям искусства раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери....

Открытый урок "Насекомые весной". 1 класс.

Урок был разработан по УМК "Начальная школа XXI век". Публикация прошла в газете "Начальная школа. "Первое сентября"....

3 класс урок «Образ матери в музыке, поэзии, живописи» конспект

Конспект  к уроку "Образ матери в исскустве"...

Открытый урок по предмету по музыке 2 класс тема "От улыбки..."

Открытый урок с презентацией был проведён в рамках недели начальных классов...

Открытый урок по предмету по музыке 2 класс тема "От улыбки..."

Открытый урок с презентацией был проведён в рамках недели начальных классов...

Открытый урок "Путешествие в мир музыки",3 класс

Открытый урок "Путешествие в мир музыки",3 класс...

Урок «Образ матери в музыке, поэзии, живописи».

Рассмотреть на уроке картины известных художников о женщине, познакомить с музыкой, прочитать отрывки стихотворений о маме...