Рабочая программа учебного предмета "Музыка" 2 класс
рабочая программа по музыке (2 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся 2 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Рабочая программа по музыке разработана на основе авторской программы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. «Музыка», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, соответствует УМК «Школа России», учебник «Музыка» 2 класс, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2020. Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_muzyka_2_klass.docx | 88.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся
2 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Рабочая программа по музыке для 2 класса разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 31.05.2021 № 286 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер 64100).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Основной образовательной программы МБОО Лицей г. Фрязино Московской области на 2023 -2024 учебный год.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2023 -2024 учебный год.
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021года № 286.
Рабочая программа по музыке разработана на основе авторской программы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. «Музыка», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, соответствует УМК «Школа России», учебник «Музыка» 2 класс, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2020.
Рабочая программа по музыке на уровне 2 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей г. Фрязино Московской области, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
Взаимосвязь урока с внеурочной деятельностью
Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – экскурсиями в музеи, на выставки, посещением концертов, спектаклей; в школе – кружками, творческими объединениями учащихся. Это могут быть конкурсы, викторины, проекты, ролевые игры, выставки, часы общения и.т.д. Проводятся открытые уроки-концерты, праздничные выступления для родителей. Внеурочная работа создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями. Осуществляется совместная деятельность школы и семьи. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной музыкальной деятельности учащихся:
- Вокальные группы (хоровое, ансамблевое и сольное пение), создающие условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности.
- «Электронное музицирование», предполагающее организацию практики музицирования учащихся с использованием современных технических средств создания и воспроизведения музыки (компьютеры, синтезаторы).
Большое значение в организации музыкального образования школьников имеют проектные работы: инсценировки (эскизное исполнение) опер, фестивали и праздники музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников.
Воспитательный потенциал предмета «Музыка» реализуется через:
- ценностное отношение к семье;
- воспитание качества личности как доброта, любовь, сочувствие, сострадание;
- развитие эмоциональной сферы обучающегося;
- расширение кругозора в социокультурном пространстве;
- формирование уважительного отношения к обычаям и традициям народов России;
- воспитание патриотизма и любви к родине, ее культурному наследию;
- воспитание любви к природе, к восторженному созерцанию ее красоты;
- воспитание уважительного отношения к защитникам родины;
- формирование отношения сотрудничества, сотворчества;
- формирование духовно-нравственного отношения к окружающему миру.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс, включительно.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» во 2 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Для обучающихся с ОВЗ в рабочей программе предусмотрены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
- признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования, в качестве основного средства достижения цели образования;
- признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
- развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
- реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами
Музыкальные портреты
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях
Танцы, игры и веселье
Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев
Главный музыкальный символ
Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны
Искусство времени
Музыка — временно́е искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Мелодия
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок.
Сопровождение
Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.
Песня
Куплетная форма. Запев, припев.
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при ключе)
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима
Вариации
Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)
Лад
Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Композиторы — детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор)
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Программная музыка.
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина.
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов.
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов.
Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Звучание храма
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов
Песни верующих
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Русский фольклор
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Музыкальная сказка на сцене, на экране
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль
Театр оперы и балета
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Виды, формы контроля | Прак тические рабо ты | |||||
1. Музыка в жизни человека | |||||||
1.1. | Музыкальные пейзажи | 1 | Устный опрос | Слушание произведений программной музыки, посвящён- ной образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства. Двигательная импровизация, пластическое интонирование. Разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте. На выбор или факультативно: Рисование «услышанных» пейзажей и/или абстрактная живопись — передача настроения цветом, точками, линиями. Игра-импровизация «Угадай моё настроение» | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ | ||
1.2 | Музыкальные портреты | 1 | Устный опрос | Слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, сказочных персонажей. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства. Двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения. Разучивание, харáктерное исполнение песни — портретной зарисовки. На выбор или факультативно: Рисование, лепка героя музыкального произведения. Игра -импровизация «Угадай мой характер». | |||
1.3 | Танцы, игры и веселье | 1 | Устный опрос | Слушание, исполнение музыки скерцозного характера. Разучивание, исполнение танцевальных движений. Танец-игра. Рефлексия собственного эмоционального состояния после участия в танцевальных композициях и импровизациях. Проблемная ситуация: зачем люди танцуют? Вокальная, инструментальная, ритмическая импровизация в стиле определённого танцевального жанра. На выбор или факультативно: Звуковая комбинаторика — эксперименты со случайным сочетанием музыкальных звуков, тембров, ритмов | |||
1.4 | Главный музыкальный символ | 1 | Устный опрос | Разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации. Знакомство с историей создания, правилами исполнения. Просмотр видеозаписей парада, церемонии награждения спортсменов. Чувство гордости, понятия достоинства и чести. Обсуждение этических вопросов, связанных с государственными символами страны. Разучивание, исполнение Гимна своей республики, города, школы | |||
Итого по модулю | 4 | ||||||
2. Классическая музыка | |||||||
2.1 | Вокальная музыка | 1 | Устный опрос | Определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов. Знакомство с жанрами вокальной музыки. Слушание вокальных произведений композиторов-классиков. Освоение комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений. Вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его диапазона. Проблемная ситуация: что значит красивое пение? Музыкальная викторина на знание вокальных музыкальных произведений и их авторов. Разучивание, исполнение вокальных произведений композиторов-классиков. | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ | ||
2.2 | Сопровождение | 1 | Устный опрос | Определение на слух, прослеживание по нотной записи главного голоса и сопровождения. Различение, характеристика мелодических и ритмических особенностей главного голоса и сопровождения. Показ рукой линии движения главного голоса и аккомпанемента. Различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш. Составление наглядной графической схемы. Импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах). На выбор или факультативно: Импровизация, сочинение вступления, заключения, проигрыша к знакомой мелодии, попевке, песне (вокально или на звуковысотных инструментах).Исполнение простейшего сопровождения к знакомой мелодии на клавишных или духовых инструментах | |||
2.3 | Песня | 1 | Устный опрос | Знакомство со строением куплетной формы. Составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной формы. Исполнение песен, написанных в куплетной форме. Различение куплетной формы при слушании незнакомых музыкальных произведений. На выбор или факультативно: Импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне | |||
2.4 | Тональность. Гамма | 1 | Устный опрос | Определение на слух устойчивых звуков. Игра «устой — неустой». Пение упражнений — гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение понятия «тоника». Упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу». На выбор или факультативно: Импровизация в заданной тональности | |||
Итого по модулю | 3 | ||||||
3. Классическая музыка | |||||||
3.1 | Композиторы — детям | 2 | Устный опрос | Слушание музыки, определение основного характера, музыкально -выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра. Музыкальная викторина. Вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами. Разучивание, исполнение песен. Сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ | ||
3.2 | Музыкальные инструменты. Фортепиано. | 1 | Устный опрос | Знакомство с многообразием красок фортепиано. Слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов. «Я — пианист» — игра — имитация исполнительских движений во время звучания музыки. Слушание детских пьес на фортепиано в исполнении учителя. Демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами). Игра на фортепиано в ансамбле с учителем. На выбор или факультативно: Посещение концерта фортепианной музыки. Разбираем инструмент — наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино. «Паспорт инструмента» — исследовательская работа, предполагающая подсчёт параметров (высота, ширина, количество клавиш, педалей и т. д.) | |||
3.3 | Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель | 1 | Устный опрос | Игра - имитация исполнительских движений во время звучания музыки. Музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов. Разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам. На выбор или факультативно: Посещение концерта инструментальной музыки. «Паспорт инструмента» — исследовательская работа, предполагающая описание внешнего вида и особенностей звучания инструмента, способов игры на нём | |||
Итого по модулю | 4 | ||||||
4. Духовная музыка | |||||||
4.1 | Звучание храма | 1 | Устный опрос | Обобщение жизненного опыта, связанного со звучанием колоколов. Диалог с учителем о традициях изготовления колоколов, значении колокольного звона. Знакомство с видами колокольных звонов. лушание музыки русских композиторов1 с ярко выраженным изобразительным элементом колокольности. Выявление, обсуждение характера, выразительных средств, использованных композитором. Двигательная импровизация — имитация движений звонаря на колокольне. Ритмические и артикуляционные упражнения на основе звонарских приговорок. На выбор или факультативно: Просмотр документального фильма о колоколах. Сочинение, исполнение на фортепиано, синтезаторе или металлофонах композиции (импровизации), имитирую- щей звучание колоколов | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ | ||
4.2 | Песни верующих | 1 | Устный опрос | Слушание, разучивание, исполнение вокальных произведений религиозного содержания. Диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных средствах. Знакомство с произведениями светской музыки, в которых воплощены молитвенные интонации, используется хоральный склад звучания. На выбор или факультативно: Просмотр документального фильма о значении молитвы. Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений. | |||
Итого по модулю | 2 | ||||||
5.Музыкальная грамота | |||||||
5.1 | Интервалы | 1 | Устный опрос | Освоение понятия «интервал». Анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон).Различение на слух диссонансов и консонансов, параллельного движения двух голосов в октаву, терцию, сексту. Подбор эпитетов для определения краски звучания различных интервалов. Разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении. Элементы двухголосия. На выбор или факультативно: Досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего основной голос в терцию, октаву. Сочинение аккомпанемента на основе движения квинта- ми, октавам | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ | ||
Итого по модулю | 1 | ||||||
6.Народная музыка России | |||||||
6.1. | Русский фольклор | 1 | Устный опрос | Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров. Участие в коллективной музыкальной игре: сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора. Ритмическая импровизация, сочинение аккомпанемента на ударных инструментах к изученным народным песням. Исполнение мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи. | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ | ||
6.2 | Русские народные музыкальные инструменты | 1 | Устный опрос | Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов. Определение на слух тембров инструментов. Классификация на группы духовых, ударных, струнных. Музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов. Двигательная игра — импровизация -подражание игре на музыкальных инструментах. Слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание голосам народных инструментов. На выбор или факультативно: Просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах. Посещение музыкального или краеведческого музея. Освоение простейших навыков игры на ложках, бубнах, трещетке. | |||
6.3 | Народные праздники | 1 | Устный опрос | Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации. Разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре2.На выбор или факультативно: Просмотр фильма/ мультфильма, рассказывающего о символике фольклорного праздника. Посещение театра, театрализованного представления. Участие в народных гуляньях на улицах родного города, посёлка | |||
6.4 | Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов | 1 | Устный опрос | Диалог с учителем о значении фольклористики. Чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора. Слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций. Определение приёмов обработки, развития народных мелодий. Разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке. Сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте. Обсуждение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения. На выбор или факультативно: Аналогии с изобразительным искусством — сравнение фотографий подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая роспись и т. д.) с творчеством современных художников, модельеров, дизайнеров, работающих в соответствующих техниках росписи | |||
Итого по модулю | 4 | ||||||
| |||||||
7.1 | Вариации | 1 | Устный опрос | Слушание произведений, сочинённых в форме вариаций. Наблюдение за развитием, изменением основной темы. Составление наглядной буквенной или графической схемы. Исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций. На выбор или факультативно: Коллективная импровизация в форме вариаций | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ | ||
Итого по модулю | 1 | ||||||
| |||||||
8.1 | Музыкальная сказка на сцене, на экране | 1 | Устный опрос | Видео просмотр музыкальной сказки. Обсуждение музыкально -выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев. Игра -викторина «Угадай по голосу». Разучивание, исполнение отдельных номеров из детской оперы, музыкальной сказки. На выбор или факультативно: Постановка детской музыкальной сказки, спектакль для родителей. Творческий проект «Озвучиваем мультфильм» | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ | ||
8.2 | Театр оперы и балета | 1 | Устный опрос | Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами. Просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями учителя. Определение особенностей балетного и оперного спектакля. Тесты или кроссворды на освоение специальных терминов Танцевальная импровизация под музыку фрагмента балета. Разучивание и исполнение доступного фрагмента, обработки песни / хора из оперы. «Игра в дирижёра» — двигательная импровизация во время слушания оркестрового фрагмента музыкального спектакля. На выбор или факультативно: Посещение спектакля или экскурсия в местный музыкальный театр. Виртуальная экскурсия музыкального спектакля, создание афиши | |||
8.3 | Опера. Главные герои и номера оперного спектакля | 1 | Устный опрос | Слушание фрагментов опер. Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения. Знакомство с тембрами голосов оперных певцов. Освоение терминологии. Звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний. Разучивание, исполнение песни, хора из оперы. Рисование героев, сцен из опер. На выбор или факультативно: Просмотр фильма-оперы. Постановка детской оперы | |||
Итого по модулю | 3 | ||||||
9.Классическая музыка | |||||||
9.1 | Программная музыка | 1 | Устный опрос | Слушание произведений программной музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором. На выбор или факультативно: Рисование образов программной музыки. Сочинение небольших миниатюр (вокальные или инструментальные импровизации) по заданной программе | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ | ||
9.2 | Симфоническая музыка | 1 | Устный опрос | Знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов. Определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра. Слушание фрагментов симфонической музыки. «Дирижирование» оркестром. Музыкальная викторина На выбор или факультативно: Посещение концерта симфонической музыки. Просмотр фильма об устройстве оркестра | |||
Итого по модулю | 2 | ||||||
| |||||||
10.1 | Музыкальный язык | 1 | Устный опрос | Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи. Определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений. Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов и т. д.).Исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками. Использование элементов музыкального языка для создания определённого образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях. На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками. Исполнительская интерпретация на основе их изменения. Составление музыкального словаря | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ | ||
10.2 | Лад | 1 | Устный опрос | Определение на слух ладового наклонения музыки. Игра «Солнышко — туча». Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении лада. Распевания, вокаль- ные упражнения, построенные на чередовании мажора и минора. Исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской. На выбор или факультативно: Импровизация, сочинение в заданном ладу. Чтение сказок о нотах и музыкальных ладах | |||
Итого по модулю | 2 | ||||||
| |||||||
11.1 | Композиторы — детям | 2 | Устный опрос | Слушание музыки, определение основного характера, музыкально -выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра. Музыкальная викторина. Вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами. Разучивание, исполнение песен. Сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ | ||
11.2 | Европейские композиторы-классики | 1 | Устный опрос | Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы. Чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера. Вокализация тем инструментальных сочинений. Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений. На выбор или факультативно: Посещение концерта. Просмотр биографического фильма | |||
11.3 | Русские композиторы-классики | 1 | Устный опрос | ||||
11..4 | Мастерство исполнителя | 1 | Устный опрос | Знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки. Изучение программ, афиш консерватории, филармонии. Сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении разных музыкантов. Дискуссия на тему «Композитор — исполнитель — слушатель». На выбор или факультативно: Посещение концерта классической музыки. Создание коллекции записей любимого исполнителя. Деловая игра «Концертный отдел филармонии» | |||
Итого по модулю | 5 | ||||||
| |||||||
12.1 | Искусство времени | 2 | Устный опрос | Слушание, исполнение музыкальных произведений, передающих образ непрерывного движения. Наблюдение за своими телесными реакциями (дыхание, пульс, мышечный тонус) при восприятии музыки. Проблемная ситуация: как музыка воздействует на человека? На выбор или факультативно: Программная ритмическая или инструментальная импровизация «Поезд», «Космический корабль» | Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ Инфоурок. https://infourok.ru/ УЧИ.РУ. https://uchi.ru/ | ||
Итого по модулю | 2 | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс (1 ч в неделю, всего 34 часа)
№ | № урока | ТЕМА УРОКА | По плану | По факту |
Тема: «Россия – Родина моя» (3ч) | ||||
1 | Инструкция по технике безопасности. Мелодия. Здравствуй, Родина моя. | |||
2 | Здравствуй, Родина моя. Моя Россия | |||
3 | Гимн России. | |||
Тема: «День, полный событий» (6ч) | ||||
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано). | |||
5 | Природа и музыка. Прогулка. | |||
6 | Танцы, танцы, танцы… | |||
7 | Эти разные марши. Звучащие картины. | |||
8 | Расскажи сказку. | |||
9 | Колыбельные. Мама. |
Тема: «О России петь – что стремиться в храм. (5ч)
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | |||
11 | Святые земли русской. Александр Невский, Сергий Радонежский. | |||
12 | П.И.Чайковский «Молитва». | |||
13 | С рождеством Христовым! | |||
14 | Музыка на Новогоднем празднике. | |||
Тема: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4ч) | ||||
15 | Русские народные инструменты. | |||
16 | Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | |||
17 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | |||
18 | Русские народные праздники. Проводы зимы. Встреча весны. | |||
Тема: «В музыкальном театре» (5ч) | ||||
19 | Сказка будет впереди. Волшебная палочка дирижёра. Детский музыкальный театр. | |||
20 | Детский музыкальный театр. Опера. Балет. | |||
21 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | |||
22 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | |||
23 | Увертюра. Финал. |
Тема «В концертном зале» (5ч)
24-25 | Симфоническая сказка, С. Прокофьев «Петя и Волк» | |||
26 | Картинки с выставки. Музыкальные впечатления. | |||
27 | Звучит нестареющий Моцарт. | |||
28 | Симфония №40 . Увертюра. | |||
Тема: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6ч) | ||||
29 | Волшебный цветик – семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И всё это – Бах. | |||
30 | Всё в движении. Попутная песня. | |||
31 | Музыка учит людей понимать друг друга. | |||
32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. | |||
33 | Печаль моя светла. Первый. Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии? | |||
34 | Резервный урок |
Учебно-методическое обеспечение
Музыка. 2 класс учеб. для общеобразоват. организаций / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2020.
Критская, Е. Д. Музыка. 2 класс рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2020.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская.-М.: Просвещение, 2011.
Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. -М.: Просвещение, 2010.-1 электрон, опт. диск (CD-Rom).
Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2011.
Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы: музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. - М.: Просвещение, 2001.
Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1-4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М. : Просвещение, 2010.
Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.
Информационно-коммуникативные средства.
Критская, Е. Д. Музыка. 1-4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - Режим доступа: http://prosv.ru/metod/musl-4/index.htm
Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина. –
Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_l-4kl/index.html
Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
Интернет-ресурсы
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
- Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc.lseptember.ru/
Технические средства обучения
- Музыкальные инструменты.
- Электронные музыкальные инструменты (синтезаторы).
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая программа учебного предметаРабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организации образовательного
Рабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организац...
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе
Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....