Открытый урок по музыке на тему "Симфония"
план-конспект урока по музыке
Конспект открытого урока предназначен для 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_muzyke_7_klass_na_temu_simfoniya_.docx | 19.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доброе утро я очень рада вас видеть.
Посмотрите пожалуйста на экран, перед вами представлен ряд изображений , с каким музыкальным жанром они у вас ассоциируются?(симфония)
И сегодня мы с вами на уроке будем говорить о симфонической музыке.
Может кто то вспомнит определение к понятию симфония?
1.Симфония- большое музыкальное произведение для оркестра написанное в сонатно-циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.
Как вы думаете Почему Симфонию считают высшей формой инструментальной музыки?
(Ее возможности позволяют посредством звуковых образов всецело раскрыть идею произведения, отобразить сюжетно- драматическое действие и помимо того показать все богатство эмоциональных состояний личности, т.е ее чувства и настроения. По сравнению с художественной литературой симфония подобна роману с его драматургией и единой сюжетно-образной концепцией).Пьеса-рассказ, этюд-зарисовка, а с чем мы можем сравнить симфонию? (Полномасштабное произведение)
Что бы прийти к ответу на этот вопрос мы должны подробнее разобраться , что такое симфоническая музыка, какие вопросы у вас возникли когда вы услышали тему «Симфоническая музыка»?
Готовясь к нашему уроку я тоже поставила перед собой вопросы, что бы прийти к нашей цели, я рада что они совпали.
Что такое симфоническая музыка?
Как она развивалась?
Какие композиторы сочиняли эту музыку?
Как она звучит?
А как вы думаете ,в рамках каких школьных предметов мы могли бы познакомиться с Симфонической музыкой?
Ребят я сейчас расскажу немного об истории происхождения симфонической музыки, ваша задача слушать меня внимательно это будет очень полезный материал для ответа на наш вопрос.
Симфония В древней Греции оно означало пение в унисон, а так же приятное и ласкающее слух сочетание различных звуков. В Древнем Риме данным термином также называли различные инструментальные ансамбли, а во времена Средневековья в некоторых странах им именовали светскую музыку.
Со временем данное слово стало приобретать иное значение. До 16 века «Симфонией» называли стройное хоровое пение, крупные духовные вокально- инструментальные композиции, а кат же вступление к вошедшим в моду многоголосным вокальным пьесам- концовкам.
В 17 веке инструментальные эпизоды спектаклей, а так же вступления к ораториям и кантатам стали именоваться Симфониями.
Совершенства симфония достигла в 18 веке в творчестве венских классиков.
Основоположником нового жанра принято считать австрийского композитора, представителя венской классической школы Йозефа Гайдна.
Композитор симфонию наполнил смыслом и содержанием, расширил состав оркестра, а также смело использовал тембральный окрас новых инструментов. Именно в его сочинениях новый жанр окончательно оформился и принял вид классической симфонии, в которой все четыре части, имеющие свой тематический материал, разделены, но в то время связаны друг с другом по смыслу и составляют единое целое.
И так как вы поняли Давайте еще раз: В какой стране зародилось слово симфония (греция) в какой стране симфония достигла совершенства? (вена, австрия) кто был отцом симфонии?
Были и последователи Гайдна, один из них Вольфганг Амадей Моцарт, он написал 41 Симфонию, но Шедевром классической музыки, гениальным творением , прославившая своего автора на века, является симфония №40 , о которой мы сегодня поговорим.
Может кто то знает какие инструменты симфонического оркестра, исполняют Симфонию №40 и сколько их?
Всего исполняют симфонию 45 музыкальных инструментов из них виолончели 6, гобоя 2, вальторны 2, контрабаса 4, 6 альтов, 10 первых скрипок, 1 флейта, 10 вторых скрипок, 2 кларнета, 2 фагота. Ваша задача распределить инструменты на 2 группы и посчитать сколько инструментов в каждой группе.(9 духовых,36струнных). На работу 3 минуты, работаем в парах.
А теперь я предлагаю познакомиться с симфонией №40 Моцарта. Симфония как и все классические симфонии имеет 4 части.
Предлагаю прослушать 1часть симфонии.
Давайте дадим характеристику 1 части, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор.
1 часть Очень быстро.
Взволнованная, трепетная, песенная тема у струнных инструментов.
Теперь давайте прослушаем 2 часть симфонии.
2 часть неторопливо
Ми-бемоль мажор
Спокойная, умиротворенная, величавая тема у струнных инструментов.
Давайте сравним 1 и 2 часть симфонии, похожи они или нет?
3 часть Менуэт
Основная тема
Соль минор
Волевая, энергичная, мужественная тема, задействованы все инструменты оркестра. Давайте дадим характеристику. Что изменилось в 3 части?
4 часть
Финал
Соль минор
Напористый , энергичный, драматичный характер, стремительная, взлетающая вверх тема.
Похожа ли эта часть на предыдущие?
Сейчас мы прослушали небольшие отрывки Симфонии № 40, я вас прошу одним словом или словосочетанием сказать какой смысл он вложил или эмоциональный посыл был у симфонии №40?
Моцарт ни когда не вел дневниковых записей, которые было модно вести в то время, все что мы знаем о его личной жизни, черпается из его переписок.
Есть одно письмо Моцарта которое не особенно цитируют, при прочтении этого письма для меня Моцарт открылся с другой стороны, позвольте я вам зачитаю некоторые его строки : Папа, вы себе не представляете , что значит каждый вечер ложиться в постель, не зная проснусь ли я утром или нет (пауза)
Так почему как вы думаете музыка Моцарта так совершенна? (он пишет как последнюю) Как вы думаете какой эмоциональный посыл был у симфонии?
О чем нам рассказывает автор симфонии? (Борьба со смертью)
Мы с вами познакомились с симфонией №40 Моцарта, в России симфонии начали писать примерно в 20 веке. Давайте вспомним русских композиторов сочинивших симфонии ( Чайковский, Прокофьев, Шостакович, Рахманинов, Бородин)
Я предлагаю познакомиться с самой великой симфонией написанной русским композитором.(звучит симфония и взрывы) читаю
«Произошло не бывалое , не значащееся нив одной истории войн, ни в истории искусства- «дуэт» симфонического оркестра и артиллерийской симфонии. Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие – музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников , репродукторов потрясающим потоком обрушилась лавина звуков, что дух-первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу!»
Ребята может кто то из вас догадался о какой симфонии идет речь?
Более подробно мы будем о ней говорить попозже.
В какие годы была написана эта симфония?
А как вы думаете концерт и война , музыка и война, совместимы ли эти вещи, уместно ли устраивать концерты во время войны?
Какие события произошли в Ленинграде во время ВОВ? (видео) (Почти 900 дней и ночей в блокадном Ленинграде была очень трудная жизнь : люди умирали с голоду, не работал водопровод ,не было света, зимой на Ладожском озере появилась «дорога жизни» , по которой доставлялось продовольствие и вывозили из города детей. Детей из блокадного Ленинграда старались увезти от бомбежек , голода и разрухи.)
Оркестр Ленинградского радиокомитета и дирижера Карла Элиасберга оставили в городе, что бы музыканты поднимали дух горожан. Но это получалось все хуже и хуже. Многие музыканты умерли от голода. Дирижеру Карлу Элиасбергу было поручено собрать оркестр , на тот момент в Ленинграде из ста музыкантов оркестра оставалось 27. Сбор обьявляется по радио. Люди были истощены, репетиции проходили по 5-6 часов. Во время репетиций музыканты падали в обморок, но ни одна репетиция не была приостановлена.
Нужны ли были эти жертвы, люди умирали, падали от голода в обморок, музыканты вынули горох из маракасов и сьели заменив его гвоздями, одного из музыкантов уже унесли в смертнитскую Карл Элиасберг по дрожанию пальцев увидел, что музыкант живой и этим самым спас ему жизнь, а надо ли было тратить столько сил?
Идею борьбы и торжества человека по- разному раскрывают части симфонии.
Сейчас мы прослушаем самую знаменитую музыкальную тему симфонии, тема фашистского нашествия.(слушаем)
Какие чувства вызывает у вас этот отрывок?
Теме нашествия предшествует тема мирной жизни , в заключении симфонии мы слышим победный финал, а какая тема между нашествием и финалом?
Сопротивления, борьбы , давайте послушаем эту тему. Какая музыка, как меняется ?
Как вы думаете что Шостакович хотел передать или рассказать с помощью своей Симфонии №7?
Как вы считаете что она означала в блокадном Ленинграде?
Что для вас означает исполнение этой симфонии?
А как вы думаете есть ли у симфонии будущее?(почему?)
Мы услышали с вами две симфонии, давайте попробуем сравнить их, в чем сходство и различие этих симфоний?
Так почему Симфонию считают высшей формой инструментальной музыки?
Среди большого количества музыкальных жанров симфония в нынешнее время занимает самое почетное место, поскольку только в ней возможно всецело отобразить драматургический замысел, а также внутренний мир ее создателя. Слушая произведения, мы приобщаемся к гениальности творца, создавшего его, а значит, что очень важно , становимся духовно богаче.
Теперь давайте вернемся к вопросам на которые хотели узнать ответы во время урока, посмотрите ребят на все ли вопросы мы с вами ответили?
А сейчас я бы вас попросила в книге отзывов и предложений написать свое мнение об уроке или возможно какое либо предложение мне на память. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Всюду музыка живет"1 класс.3 четверть-итоговый урок.
Урок-путешествие, игра. Работа групповая и индивидуальная.Цели : обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках в третьей четверти.Задачи:...
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Открытый урока по музыке в 1 классе "Разнообразие музыки"
Открытый урока по музыке в 1 классе по теме "Разнообразие музыки". Урок разработан на основе изучения и анализа разножанровой музыки. Объясняется понятия "песенность", "танцевальность", "маршевость"....
Открытый урок по музыке «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера». Учитель музыки: Бахарева В.Н.
Конспект открытого урока по музыке "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"...
Конспект открытого урока по музыке В коррекционной школе 8 вида 3 класс «Сказочные персонажи в музыке»
Конспект открытого урока по музыкеВ коррекционной школе 8 вида 3 класс«Сказочные персонажи в музыке»...
Открытый урок по музыке 2 класса Тема: «О чём говорит музыка»
Основные задачи урока.Закрепить представление о том у ребят, что музыка выражает характер и настроение человека.Певческое развитие учащихся на уроке.Вызвать у учащихся эмоциональный отклик к звучащим ...
Технологическая карта открытого урока по музыке "Музыка в народном стиле", 2 класс
Технологическая карта открытого урока по музыке "Музыка в народном стиле", 2 классПроведен на конкурсе "Учитель года"2 место...