конспект занятия по вокалу"Звукообразование"
план-конспект занятия по музыке (1 класс)

Павлюкова Ольга Валерьевна

Конспект занятия по вокалу

«Звукообразование»

 

 

 Занятие проводится по образовательной программе «Весёлое путешествие в мир творчества» 1 года обучения.

Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования певческих и исполнительских навыков.

     Учебное занятие рассчитано на 2 академических часа с вокальным ансамблем (10 человек) 1ого года обучения. Возраст учащихся 7лет.

Цели занятия:

     1.формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков.

    2. создание условий, в которых учащийся испытывает ра­дость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

Задачи:

  1. развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого

дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование).

  1.  устойчивое интонирование одноголосного пения

3.    навыки работы с фонограммой, микрофоном

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Оборудование: музыкальный центр, микрофон, фортепиано, фонограммы минус, плюсовое исполнение «Мы хотим, чтоб птицы пели», «Солнечный круг»

                                     Этапы и хронометраж занятия

занятие –

1.Организационный этап. Поверка готовности к занятию. Правильная певческая позиция – 1мин;

2.Подготовительный этап: гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения — 10 мин.

3.Основной этап — работа над репертуаром (работа над   

звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением).

1.    Пропевание песен «Мы хотим, чтоб птицы пели», «Солнечный круг»

a capella, 8 мин,

     2.   Работа с солистами.- 4 мин

     3.   Пропевание песен под фонограмму «минус» — 8 мин

     4.   Пропевание песен с микрофоном – 8 мин

 Динамическая пауза — между песнями 10 минут на отдых- релаксация,  

 физкультминутка

     5.   Работа над движениями в песне «Мы хотим ,чтоб птицы пели» — 5 мин

 

  V. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности, 

  эмоциональном состоянии – 2 мин  

  VI. Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под      

  фонограмму с движениями.

Подведение итогов, ошибок и успехов     

   каждого обучающегося– 3 мин.

  VII. Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем 

   занятии — 2 мин

 

Содержание учебного занятия:

 

  I.Организационный этап :

— встреча детей; вокальное приветствие.

  1.  Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены  вниз, хороший упор на  обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковыва­ет гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице  создаёт ощущение приподнятости,  необходимое для занятия.

 

                                 Подготовительные упражнения.

      II. Подготовительный этап:  Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)

 

                                          Артикуляционная гимнастика

                                                   Гимнастика  языка

Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

 —Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как                    бы жуя его.

—Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

— Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ:

-Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая  восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного — в грудной с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.

                                                   Скороговорки:

1.    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.    Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

                            Упражнения на дыхание.

— С чего начинается процесс пения? (с вдоха)

— Куда направляем воздух при вдохе (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.

1.      Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.      Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».

3.      Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох — кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.      Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

5.      Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».

                     Внимание педагога должно быть направлено:

—              свободу мышц

—              правильность осанки;

—              активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;

—              умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

—              работу резонаторной системы;

—              общая внятность речи;

—              ритмическая точность.

 

                          Вокально-интонационные упражнения.

 Цели вокально-интонационных упражнений:

• сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
• формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
• добиться определенности в атаке звука
• уточнить интонацию в момент атаки звука
• выстроить унисон

-Разогрев голосового аппарата

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции ( в диапазоне лям— фа)  

1.    Пение с закрытым ртом способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт), высоким небом, ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М». (пр.1) При ощущается легкая вибрация и легкое щекотание губ. 

    2.Сглаживание регистров. (Вибрация губ, затем РРРР) 

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к

головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

    3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет

способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

    4.Упражнение, основанное на звуках трезвучия.  Опора на дыхание.         

Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней   стенки живота.

2.    Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.

Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

                                                                                                Приложение№1

Основная часть.

Работа над репертуаром.

Работа над песнями «Мы хотим, чтоб птицы пели» и «Солнечный круг».

     1 этап. Пропевание песен под фортепиано с сопровождением и a capella. Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.

 В песне «Мы хотим, чтоб птицы пели» сложный пунктирный ритм, важно чтобы каждый из обучающихся его усвоил. Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно при­учать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.

      2 этап. Работа с солистами в песне «Солнечный круг». В данной песне присутствуют сольные эпизоды.

Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».

 Основа любого пения — гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зави­сит красота тембра. У обучающихся 1ого и 2ого года обучения  школьного возраста тембр неровный, что обус­ловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазо­на.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы обучающиеся вдыхали правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брали дыхание в середине слова.

 10 минут отдыха

Массаж лица

     — Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кон­чиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно силь­ными, чтобы лицо «загорелось».

     — Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.    Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.: Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед .

       Массаж спины.

     Свободное время

      3 этап. Пропевание песен под фонограмму. Песни поются в более быстром темпе, в четком ритме.

      4  этап. Пение песен с микрофоном.

IV. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии

— Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…

V. Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого обучающегося

— С какими новыми понятиями познакомились на занятии?

VI. Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем занятии

 

Список используемой литературы

Андреева В.А. Строение голосового аппарата и принципы его деятельности в певческом процессе. Методическая разработка.-Жирновск, 1989.

 Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. —

Ростов-на-Дону, 2006

Данилова Р.К. Воспитание голоса начинающего певца.

Методическая  разработка. Самара, 1997

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukoobrazovanie_podgotovka.docx26.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по вокалу

«Звукообразование»

 Занятие проводится по образовательной программе «Весёлое путешествие в мир творчества» 1 года обучения.

Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования певческих и исполнительских навыков.

     Учебное занятие рассчитано на 2 академических часа с вокальным ансамблем (10 человек) 1ого года обучения. Возраст учащихся 7лет.

Цели занятия:

     1.формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков.

    2. создание условий, в которых учащийся испытывает радость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

Задачи:

  1. развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого

дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование).

  1.  устойчивое интонирование одноголосного пения

3.    навыки работы с фонограммой, микрофоном

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Оборудование: музыкальный центр, микрофон, фортепиано, фонограммы минус, плюсовое исполнение «Мы хотим, чтоб птицы пели», «Солнечный круг»

                                     Этапы и хронометраж занятия

занятие –

1.Организационный этап. Поверка готовности к занятию. Правильная певческая позиция – 1мин;

2.Подготовительный этап: гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения — 10 мин.

3.Основной этап — работа над репертуаром (работа над   

звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением).

1.    Пропевание песен «Мы хотим, чтоб птицы пели», «Солнечный круг»

a capella, 8 мин,

     2.   Работа с солистами.- 4 мин

     3.   Пропевание песен под фонограмму «минус» — 8 мин

     4.   Пропевание песен с микрофоном – 8 мин

 Динамическая пауза — между песнями 10 минут на отдых- релаксация,  

 физкультминутка

     5.   Работа над движениями в песне «Мы хотим ,чтоб птицы пели» — 5 мин

  V. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности, 

  эмоциональном состоянии – 2 мин  

  VI. Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под      

  фонограмму с движениями.

Подведение итогов, ошибок и успехов     

   каждого обучающегося– 3 мин.

  VII. Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем 

   занятии — 2 мин

 

Содержание учебного занятия:

  I.Организационный этап :

— встреча детей; вокальное приветствие.

  1.  Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены  вниз, хороший упор на  обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице  создаёт ощущение приподнятости,  необходимое для занятия.

                                 Подготовительные упражнения.

      II. Подготовительный этап:  Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)

                                          Артикуляционная гимнастика

                                                   Гимнастика  языка

Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

 —Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как                    бы жуя его.

—Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

— Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ:

-Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая  восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного — в грудной с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.

                                                   Скороговорки:

1.    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.    Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

                            Упражнения на дыхание.

— С чего начинается процесс пения? (с вдоха)

— Куда направляем воздух при вдохе (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.

1.      Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.      Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».

3.      Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох — кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.      Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

5.      Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».

                     Внимание педагога должно быть направлено:

—              свободу мышц

—              правильность осанки;

—              активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;

—              умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

—              работу резонаторной системы;

—              общая внятность речи;

—              ритмическая точность.

                          Вокально-интонационные упражнения.

 Цели вокально-интонационных упражнений:

• сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
• формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
• добиться определенности в атаке звука
• уточнить интонацию в момент атаки звука
• выстроить унисон

-Разогрев голосового аппарата

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции ( в диапазоне лям— фа)  

1.    Пение с закрытым ртом способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт), высоким небом, ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М». (пр.1) При ощущается легкая вибрация и легкое щекотание губ. 

    2.Сглаживание регистров. (Вибрация губ, затем РРРР) 

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к

головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

    3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет

способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

    4.Упражнение, основанное на звуках трезвучия.  Опора на дыхание.         

Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней   стенки живота.

2.    Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.

Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

                                                                                                Приложение№1

Основная часть.

Работа над репертуаром.

Работа над песнями «Мы хотим, чтоб птицы пели» и «Солнечный круг».

     1 этап. Пропевание песен под фортепиано с сопровождением и a capella. Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.

 В песне «Мы хотим, чтоб птицы пели» сложный пунктирный ритм, важно чтобы каждый из обучающихся его усвоил. Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно приучать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.

      2 этап. Работа с солистами в песне «Солнечный круг». В данной песне присутствуют сольные эпизоды.

Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».

 Основа любого пения — гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зависит красота тембра. У обучающихся 1ого и 2ого года обучения  школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы обучающиеся вдыхали правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брали дыхание в середине слова.

 10 минут отдыха

Массаж лица

     — Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».

     — Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.    Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.: Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед .

       Массаж спины.

     Свободное время

      3 этап. Пропевание песен под фонограмму. Песни поются в более быстром темпе, в четком ритме.

      4  этап. Пение песен с микрофоном.

IV. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии

— Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…

V. Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого обучающегося

— С какими новыми понятиями познакомились на занятии?

VI. Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем занятии

Список используемой литературы

Андреева В.А. Строение голосового аппарата и принципы его деятельности в певческом процессе. Методическая разработка.-Жирновск, 1989.

 Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. —

Ростов-на-Дону, 2006

Данилова Р.К. Воспитание голоса начинающего певца.

Методическая  разработка. Самара, 1997

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Открытое занятие по вокалу: "Работа над дикцией и артикуляцией с начинающим вокалистом".

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам           отработки правильного произношения слова во время исполнения...

Занятие по вокалу "Подготовка детского репертуара"

Конспект занятия по вокалу по теме: "Подготовка детского репертуара"...

План-конспект занятия по вокалу: Введение в образовательную программу «Вокал»

План-конспект занятия по вокалу по теме: Введение в образовательную программу "Вокал"...

Занятие по вокалу№ 44 (1 год обучения) по программе"Весёлое путешествие в мир творчества"

Цель занятия: Углубление представления детей о том, чем занимаются воины различных войск Российской Армии. Формирование представлений о необходимости защищать свою Родину.Задачи: Воспитывать у детей ж...

Информационная карта занятия по вокалу .Тема: "Цветик -семицветик"

вовлечение детей в творческую вокально-певческую деятельностьОбучающие: — научить некоторым основным элементам вокальной деятельности; — усвоить певческие навыки, правила певческого дыхани...