Открытое занятие по вокалу: "Работа над дикцией и артикуляцией с начинающим вокалистом".
материал по музыке
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам
отработки правильного произношения слова во время исполнения
музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
- Обучение правильному произношению скороговорок.
- Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
- Познакомить с понятиями : дикция, артикуляция.
Развивающие:
- Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
- Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
- Формирование речевой культуры.
- Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
- Воспитание осознанного подхода к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._otk_zan_rabota_nad_diktsiey.docx | 32.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по вокалу.
Тема занятия: Работа над дикцией и артикуляцией с начинающим
вокалистом.
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам
отработки правильного произношения слова во время исполнения
музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
- Обучение правильному произношению скороговорок.
- Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
- Познакомить с понятиями : дикция, артикуляция.
Развивающие:
- Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
- Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
- Формирование речевой культуры.
- Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
- Воспитание осознанного подхода к обучению.
Методы обучения:
*наглядный (слуховой и зрительный);
* словесный (рассказ, объяснение, диалог);
* иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальный показ педагогом и воспроизведение услышанного обучающимся).
Методические приёмы:
*творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
* побуждение к самоконтролю;
* проговаривание текста песни «нараспев»;
*поощрение, как способ вызвать положительные эмоции.
Оборудование и материалы:
- фортепиано;
- компьютер.
Методическое обеспечение занятия:
- плакат по теме «Дикция и артикуляция» или «Строение голосового аппарата».
Ход занятия.
I. Организационный момент. (1-2 минуты)
Педагог: Здравствуйте! Тема нашего занятия – «Работа над дикцией и артикуляцией с начинающим вокалистом».
Сегодня на занятии мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.
II. Объяснение темы. (3 -5 мин.)
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.
( Показ плаката: строение голосового аппарата).
Работа артикуляционного аппарата (далее - АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка.
III. Практическая часть.
1.Распевание (15 мин.)
1.1 Дыхательные упражнения.
Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.
- Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
- Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
- Распевка Комара: «з» с разной динамикой
1.2 Артикуляционные упражнения.
Цель - активизировать артикуляционный аппарат.
- Артикуляционная гимнастика («улыбка», «трубочка», «окошка», «вкусное варенье», «иголочка», «качели»).
Скороговорки:
- «Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу».
- «Слон сломал случайно стенку”
Каждую скороговорку проговорим по очереди (по одному, хором- громко, тихо, медленно, быстро...).
1.3 Вокальные упражнения
- Вокальное упражнение «Мо-о-о-о»
- Вокальное упражнение «Музыкальные лягушки»
- Песенка- попевка «Горошина»
- Вокальное упражнение «Часики»
Что помогает развивать это упражнение? (дикцию и артикуляцию)
Как лучше исполнить его: стоя на одном месте или с движением?
Конечно, если мы подключим танцевальные движения, выразительные жесты и
мимику, упражнение прозвучит гораздо интереснее.
2. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Бум-бум» муз. В.Осошник, сл. Н.Осошник. (15 -17 мин.)
Педагог: Давай вспомним песню «Бум-бум», которую мы разучили на предыдущем занятии.
а) Беседа о настроении песни ( радостная, ….).
б) Проверка домашнего задания
Цель – отработать правильное произношение текста.
-Дома вам нужно было отработать текст песни, как скороговорку.
«Бум-бум»
Странный-странный человек шел куда-то с попугаем.
Он искал себе друзей в городах и разных странах.
Он на старых площадях, где фонтаны просыпались
Песню смело запевал, всем прохожим улыбаясь!
И снежной зимой и когда все растает -
В окна врывалась песня простая:
Припев:
Бум-бум! Ла-ла! Хорошая песенка!
Бум-бум! Ла-ла! Без слов, но так весело!
Бум-бум! Ла-ла! Хорошая песенка!
Бум-бум! Ла-ла! Бум-бум! Ла-ла-ла!
Он идет за горизонт, ветер с ним шагает рядом
Не всегда и не везде в городах бывали рады…
Если в городе туман - солнце вдруг его покинет.
Все сидели по домам, были улицы пустыми…
И в серые дни, когда он заскучает,
Вместо него попугай запевает:
- Проговаривают текст.
- Исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе, без музыки (следить за выполнением предыдущего задания), а затем под музыку в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
- Исполнение 2 куплета и припева сначала в медленном темпе, без музыки (следить за выполнением предыдущего задания), а затем под музыку в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
IV. Заключительный этап. Подведение итогов. (3 мин.)
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над скороговорками и распевками, над текстом новой песни. Познакомились с новыми понятиями. Назови их.
Формулировка домашнего задания:
- К следующему занятию так же проработайте всю песню, выучите ее наизусть.
- До свиданья!
Приложение №1.
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
- восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
- улучшают дренажную функцию бронхов,
- положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
- повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
- улучшают нервно - психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Вдох должен быть шумным, резким, сравнимым с ударом в ладоши. Мы делаем по 8 движений дыхательного упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"
Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....
Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»
Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....
Открытое занятие "День открытых дверей. Дорогою добра".
Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы к школе, обучающимися 1 класса, для нравственного воспитания, социализации и формированию толерантности....
Открытое занятие по теме самообразования «Лаборатория чудес и интересных открытий»
В ходе занятия воспитанники погружаются в опытно-экспериментальную деятельность,это способствует формированию интереса к познавательно-исследовательской деятельности, развитию наблюдате...
Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...
Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»
Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...
Артикуляция. План-конспект открытого занятия. Театр-студия «Премьера»
Артикуляция. Конспект открытого занятия...