План-конспект занятия по вокалу: Введение в образовательную программу «Вокал»
план-конспект по музыке
План-конспект занятия по вокалу по теме: Введение в образовательную программу "Вокал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_zanyatiya.docx | 24.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования с.Волово.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тема: Введение в образовательную программу «Вокал»
План-конспект рассчитан на детей 8-9 лет
Время проведения: 30 минут
Подготовила:
педагог доп. образования
Маркеева Г.Ю.
с.Волово, 2021 г.
Тема: Введение в образовательную программу «Вокал»
Цель: создание оптимальных условий для включения детей в систему музыкально – эстетического образования и приобщение их к миру музыки посредством современной песни.
Развитие универсальных учебных действий:
Личностные
- пробудить у детей желание заниматься вокальным искусством;
- привить музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке через певческую деятельность.
Регулятивные
-формирование творческих и музыкальных навыков;
- обучение первоначальным навыкам подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению;
- знакомство воспитанников с музыкальными понятиями: нота, скрипичный ключ, композитор, хор, солист, музыкант, песенный жанр;
-оценка того, что усвоено
Познавательные
- формирование умений проводить наблюдение под руководством преподавателя;
- формирование умений строить логическое рассуждение
Коммуникативные
-формирование умений сотрудничества в коллективе ( умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их; умение задавать вопросы, слушать собеседника, доказывать свою точку зрения).
Предполагаемый результат:
Дети проявили интерес к вокалу, как творческому процессу.
Материалы и оборудование:
-мультимедиа проектор, экран, ноутбук (компьютер), музыкальная аппаратура,
- нотки-медальки;
- диски с записью музыкального материала (мелодия из песни «Леди совершенство», пьеса из детского альбома П.И Чайковского "Марш деревянных солдатиков"; отрывок из народной песни "Во поле береза стояла»; музыкальный видеоролик «Песенка друзей»; музыкальные и шумовые звуки).
Ход занятия.
Перед началом занятия в записи звучат детские песни.
Дети занимают свои места в аудитории.
Учебная ситуация:
(Метод стимулирования и мотивации деятельности).
Под мелодию из песни «Леди совершенство» в аудиторию входит педагог в образе Мэри Поппинс.
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня узнали?
Ответ детей.
Педагог: Я - Мэри Поппинс. Хотите побывать в сказочной музыкальной стране? Где прекрасные ученики и мудрые педагоги, где учиться совсем не трудно, а весело и интересно? Такая страна на свете есть, называется она «Вокал»! Ей уже 5 лет, она для девочек и мальчиков, которые в ней живут и учатся петь. Я приглашаю вас в удивительное путешествие по музыкальным городам этой волшебной страны. Главная цель нашего путешествия – увидеть, как прекрасна музыкальная страна, какие герои её населяют, какие тайны, и загадки она в себе таит. Чтобы путешествие было успешным, давайте с вами познакомимся.
У каждого на стуле висит нотка-медалька. Впишите в неё своё имя и повесьте на шею.
Дети выполняют задание.
Педагог: Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Для путешествия нам необходим волшебный паровозик, который в путь может отправиться только после исполнения волшебной песни.
На экране появляется паровозик.
Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы спеть песню?
Ответы детей
Педагог: Правильно. Для этого нужен человеческий голос - самый древний и самый необыкновенный музыкальный инструмент. В стране "Вокал" все дети умеют управлять своим голосом, потому что они много учатся и трудятся.
Для начала я вам расскажу, как нужно правильно сидеть. Это называется «певческой установкой». Сядьте ровно, спинки выпрямите, плечи расправьте. Молодцы. Чтобы научиться красиво и правильно петь, необходимо правильно дышать.
Правила певческого дыхания
- Выдохнуть воздух.
- Закрыть рот и вдохнуть через нос (плечи не поднимать!).
- Задержать дыхание.
- Во время пения удерживать расширенное состояние грудной клетки.
Разучим упражнение, в котором закрепим правила певческого дыхания и научимся дышать носом, а выдыхать ртом, при этом следим за тем, чтобы нижние рёбра раздвигались.
«Наши плечи неподвижны,
Носом дышим еле слышно
Вдох – дыханье задержать
И спокойно выдыхать»
Сделаем упражнения на активизацию носового вдоха.
Дыхательная гимнастика
Упр. №1 Вдыхаем аромат цветка.
Упр.№2 Паровозик.
П:- Молодцы! Но это еще не все. Перед тем, как начать исполнять свои любимые песни, нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. нужно распеться, разогреть голос, например, вот так, слушайте внимательно и повторяйте.
Споём вокальные упражнения:
- Ма-мэ-ми-мо-му (5 раз)
- 5-2-3. (5 раз)
- Ми-и –я-а. (5 раз)
4.Ле-ле-ле. Ле-ле-ле-ле-ле. (5 раз)
П: - Молодцы. Теперь ваши голоса готовы к исполнению песни, которая поможет отправиться паровозику в путь. А называется она "Песенка друзей", слова С. Михалкова, музыка М. Старокадомского. (На экране появляется музыкальный видеоролик ).
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.Ту-ту!
Дети и педагог поют отрывок из песни.
На экране заставка: дверь, закрытая на замок.
П:- Куда же привез нас сказочный паровозик? Ребята, здесь какая - то дверь. Что нужно иметь, чтобы открыть замок и войти в дверь?
Ответ детей.
П:- Правильно, ключ. (На экране появляется скрипичный ключ) Ах, какой необычный ключ. Кто знает, как он называется?
Ответ детей.
П:- Правильно, это скрипичный ключ.
На экране двери открываются, появляется надпись "Город композиторов", начинает звучать музыка ( пьеса из детского альбома П.И Чайковского "Марш деревянных солдатиков") с сопровождением слайдов.
П:-Какая интересная музыка. А вы знаете, как называется это произведение?
Ответ детей.
П:- Мы прослушали с вами пьесу замечательного композитора П. И. Чайковского "Марш деревянных солдатиков". В стране "Вокал" вы сможете познакомиться с творчеством многих композиторов, которые сочиняют музыку для детей и взрослых. Чтобы сочинить и не забыть ее, композитору нужно сохранить музыку на бумаге. Для этого нужны специальные знаки. Они называются ноты. Их всего семь. Давайте вместе с вами назовем их и пропоем.
На экране появляются ноты и их названия. Педагог и дети хором произносят названия нот и пропевают их.
На экране появляется паровозик, раздается сигнал к отправлению поезда.
П:- Наш паровозик уже готов продолжить путешествие, но он не отправится в путь без песенки.
Педагог и дети исполняют отрывок из песни "Песенка друзей".
Звучит музыкальный "каламбур" (музыкальные и шумовые звуки). На экране появляется надпись "Город звуков".
П: - Ребята, мы с вами в "Городе звуков". Все звуки, которые нас окружают, делятся на две группы: шумовые и музыкальные. С шумовыми звуками мы с вами встречаемся ежедневно. Кто может подсказать мне, что это за звуки?
Ответ детей.
П:- Молодцы! А музыкальные звуки издают музыкальные инструменты. Ребята, какие музыкальные инструменты вы знаете?
Ответ детей.
П: - Давайте хором повторим, какие две группы звуков бывают?
Дети: Шумовые и музыкальные.
П: - Отлично! А теперь поиграем в игру: "Шумит, поёт, играет:". Ваша задача: определить что шумит, что поёт, а что играет. Правила такие: что шумит – топаете ногами; играет – хлопаете в ладоши; поет – пропеваете звук «А».
Например: Лес - Что делает? - Шумит (топайте ногами)
Оркестр - Что делает? - Играет (хлопайте в ладоши)
Хор - Поёт (пойте звук "А")
Слова для игры: гроза, певица, поезд, город, соловей, рояль, холодильник, саксофон, самовар, ветер, вокальный ансамбль.
На экране появляется паровозик, звучит сигнал, приглашающий к поездке.
П: - Продолжим наше путешествие на волшебном паровозике.
Все поют отрывок из песни "Песенка друзей"
На экране появляется хоровод девушек в русских народных костюмах. В записи звучит отрывок из народной песни "Во поле береза стояла".
П:- Мы с вами попали в "Город песни". Песни бывают разные: народные и песни, создаваемые композиторами и поэтами. Русские народные песни создавали народные певцы сказители - самоучки, мастера петь и играть на народных инструментах, имена которых нам не известны. Эти песни никто не записывал, слова передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое. Мелодия в русских народных песнях плавная, в ней присутствует много распевов. Исполняются эти песни под сопровождение народных инструментов или аккапельно, т. е. без музыки (показ репродукции “Гусляры”). Песни, создаваемые композиторами и поэтами, сочиняли образованные люди, которые подписывались под своими словами и музыкой. Сейчас будут звучать песни, а вы попробуйте ответить, где звучала народная песня, а где сочиненная композиторами и поэтами.
На экране видеоролики с песнями из мультфильмов.
Ответы детей.
П:- В стране "Вокал" всегда весело и интересно. Все дети, которые живут в этой стране очень дружные, умные и музыкальные. Они помогают друг другу и живут в согласии. Поют песни все вместе – хором, а также учатся петь и по - одному. Такое пение называется сольным, а такой исполнитель солистом. Скажите, а как мы с вами сегодня пели - хором или сольно?
Ответ детей.
Итог занятия
П:- Молодцы. Вы замечательные ребята. По стране «Вокал» можно путешествовать долго, в ней еще многое можно узнать и многому научиться. Но, к сожалению, наше путешествие завершается. Вам понравилась страна "Вокал?".
Ответ детей.
П: - А что вам понравилось больше всего?
Ответ детей.
П: - Произведения какого композитора мы с вами сегодня слушали?
Ответ детей.
П: -Почему одни песни называют народными, а другие композиторскими? Ответ детей.
П:- На какие две группы делятся звуки?
Ответ детей.
П:- Если песню исполняет один человек, как называется такое пение?
Ответ детей.
П: - А если поет много людей?
Ответ детей.
П: - Для чего певцам нужно распеваться?
Ответ детей.
П:- Молодцы! Дорогие ребята! Сегодня мы путешествовали по сказочным городам удивительной страны "Вокал". Вместе с Мэри Поппинс путешествовала с вами и я, Галина Юрьевна Маркеева, педагог Центра детского творчества , руководитель объединения «Вокал». Каждый день со своими воспитанниками мы путешествуем по удивительному волшебному миру музыки, поднимаясь вверх по ступенькам мастерства. Дорогие ребята! Вы были для меня замечательными попутчиками. Не забывайте дорогу в музыкальную страну "Вокал". Я с вами прощаюсь. До свидания!
Литература.
- Л.А.Джалагония «Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения», «Владос», г.Москва, 2007г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта». – М.: «Владос», г. Москва, 2000 год.
- Бугаева З. Н. «Веселые уроки музыки». – М.: ООО «Издательство АСТ», г. Донецк, 2002 год.
- Виноградов К. «Работа над дикцией в хоре». – М.: «Музыка», г. Москва, 1967 год.
- Дмитриев Л. «Основы вокальной методики». – М.: «Музыка», г. Москва, 2000 год.
- Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь». – М.: «Музыка», г. Москва, 1988 год.
- Козляков В. В. «Использование дыхательной гимнастики на занятиях хорового класса». – М.:, г. Тамбов, 2003 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с детьми «Введение в образовательную программу детского объединения «Мир красоты»
Конкурсная работа. Занятие с детьми ....
Конспект занятия по теме: "Введение в образовательную программу"
Конспект занятия на данную тему разработан педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории Улемновой И.В.Целью данного занятия является ознакомление с основными направлениями р...
открытое занятие по теме: "Введение в образовательную программу.Веничек-оберег."
Конспект открытого занятия по теме: "Введение в образовательную программу.Веничек-оберег " как водное занятие для детей первого года обучения, на котором дети учатся изготавливать веничек-оберег...
Занятие с КТД "Введение в образовательную программу"
Областной этап конкурса "Сердце отдаю детям"....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Введение в образовательную программу «Калейдоскоп увлечений»»
Занятие проводится с детьми 1-го года обучения, младший, средний школьный возраст....
План-конспект занятия Введение в образовательную программу “Начальное техническое моделирование”.
пробудить интерес к техническому творчеству через знакомство с основными направлениями работы по дополнительной образовательной программе «Начальное техническое моделирование»....
План – конспект занятие по теме: «Введение в образовательную программу». «Путешествие по планете игрушек».
Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины их вызывающие, помочь детям может...