Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы на примере УМК «Музыка» авторов: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»
методическая разработка по музыке (4 класс)

Нестерова Ирина Викторовна

Класс: 4

Предмет: «Музыка»

Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»

Тип урока: ОНЗ

Цели урока:

Воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся через личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

 Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.

Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.

Создание условий для формирования представления о композиторе А.К. Лядове и его симфонической картине «Кикимора».

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аккредитованное образовательное частное учреждение

высшего образования

«Московский финансово-юридический университет МФЮА»

                              Школа «Наукоград»

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы на примере УМК

 «Музыка» авторов: Е.Д.Критская,  Г.П.Сергеева,  Т.С.Шмагина

                                                                                                                                           

                                                                                                                                               Разработала учитель музыки

                                                                                                                                             

                Нестерова Ирина Викторовна            

г.о. Москва, 2023г.

Класс: 4

Предмет: «Музыка»

Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»

Тип урока: ОНЗ

Цели урока: 

Воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся через личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

 Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.

Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.

Создание условий для формирования представления о композиторе А.К. Лядове и его симфонической картине «Кикимора».

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры;
  • проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин»;
  • познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: челеста, флейта, фагот, английский рожок;
  • познакомить со сказочной картиной А.К.Лядова «Кикимора»;
  • учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей;

развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать музыкальный кругозор;
  • развивать музыкальную память;
  • развивать вокально-хоровые навыки;
  • развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке;
  • развивать умения анализировать и обобщать учебный материал;

воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  • воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса;
  • воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору;
  • воспитывать интерес к музыке А.К. Лядова.

Планируемые результаты:

предметные: 

         

  • развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;
  •  формирование у обучающихся основ музыкальной культуры;
  • умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
  • умение определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке;
  • умение определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; 
  • исполнение народных произведений различных жанров с сопровождением и без сопровождения; 
  • понимать значение термина «музыкальная форма», «фольклор», «симфоническая сюита»;
  • умение характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;

метапредметные:

коммуникативные УУД: 

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
  • передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

        познавательные УУД: 

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, произведения, исполнительские составы);
  • анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
  • строить логическое высказывание, иметь представление о русских композиторах, музыкальной форме «симфоническая сюита»;

регулятивные УУД:

  • активизировать поисковый процесс у детей через сравнение образов литературного персонажа и его музыкального изображения;
  • с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
  •  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, прогнозировать предстоящую работу;
  •  проявлять эмоциональную отзывчивость, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкального материала и исполнении вокального произведения.

личностные УУД: 

  • воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;
  • развить эстетическое чувство;
  • формировать интерес к музыкальным занятиям;

     В гражданско-патриотическом воспитании:

  • проявление интереса к освоению музыкальных традиций и музыкальной культуры народов России;

      В духовно-нравственном воспитании:

  • признание индивидуальности каждого человека;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности;

          В эстетическом воспитании:

 

  • восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего    народа;
  • умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
  • умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

          Ценности научного познания:

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в  

                            познании.

В физическом воспитании, формировании культуры здоровья

и эмоционального благополучия:

  • профилактика умственного и физического утомления;                
  • бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально

исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);

В трудовом воспитании:
        

  • установка на посильное активное участие в практической деятельности;

                            трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;

  • интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

                     

Ресурсы/оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, кроссворды, фортепиано, сервис LearningApps- конструктор интерактивных заданий для учебно-воспитательного процесса в режиме «Кроссворд», тест.

Художественный материал: 

Русская народная песня «По полю, полю»;

Н.А. Римский-Корсаков «Белка» («Три чуда») - фрагмент из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане»; Русская народная песня «Во саду ли в огороде»;

А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра. 

Этап урока

Краткое учебное содержание

Формы и приемы работы

Виды организации учебной деятельности. 

Учебные задания для разных этапов учебного занятия

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветствует учащихся

- Звенит звонок, зовет звонок, Пора нам начинать урок. Я рада всех видеть, пожалуйста, присаживайтесь.

Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Фронтальная

Беседа

ЛУУД:

-Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

-Установка на посильное активное участие в практической деятельности;

 трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Задает вопросы:

 -Ребята, сейчас прозвучит музыка. Определите пожалуйста, народная эта музыка или композиторская.

- Верно, народная. Определить характер и настроение музыки.

Отвечают на вопросы учителя:               -Народная;

- прозвучала русская народная песня «По полю, полю».

Определяют характер и настроение песни. Жанровые особенности, характер мелодической линии.

Фронтальная

 

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.

 Слушание, восприятие музыки.

Определить, народная музыка или композиторская.

Определить характер и настроение музыки.

 

ПУУД:

-Логическое построение речевых высказываний.

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

РУУД: умение слушать и анализировать характер музыкального произведения.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-Умение определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;

развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству.

ЛУУД:

-Восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего    народа. 

-Умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки. 

-Умение определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке. 

-Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

-Готовность придерживаться принципов    взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. 

-Воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания.

-Передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению.

Этап изучение нового знания

Давайте с вами исполним эту песню и передадим ее характер.

Учитель организует вокально-хоровую работу над песней

Обращает внимание на разнохарактерность запева и припева 

Предлагает продумать характерные движения руками для передачи характера песни, плавности мелодической линии.

 Разучивают русскую народную песню «По полю, полю».

 

Включаются в творческую деятельность. по поиску подходящих пластических движений;

Исполняют

русскую народную песню «По полю, полю», используя пластические движения руками, передающие плавное движение мелодической линии лирической песни.

Анализируют свое исполнение.

Фронтальная

Исполнение музыкального произведения.

Исполнить песню, передать в пении ее характер, настроение. Движениями рук показать характер, движение мелодии

ЛУУД: 

-Формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений; участие в коллективном музицировании.

-Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний.

-Бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос). 

-Воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

-Развить эстетическое чувство.

-Формировать интерес к музыкальным занятиям.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-Исполнение народных произведений различных жанров с сопровождением и без сопровождения.

Установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей.

РУУД:

-Проявлять эмоциональную отзывчивость, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкального материала и исполнении вокального произведения.

-С помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока.

А что такое народная песня?

-Давайте вспомним, ребята, что такое фольклор.

- Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от  английского слова -  folklore — «народная мудрость».

Отвечают на вопросы учителя:               -Народная песня – это музыкально-поэтический жанр фольклора.

Отвечают на вопросы учителя:                -Фольклор - устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.

Фронтальная

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.

Дать определение, что такое народная песня.

Дать определение, что такое фольклор.

ПУУД:

-Логическое построение речевых высказываний.

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

-Иметь представление, что такое фольклор.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Понимать значение термина «фольклор».

КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

Воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания.

-Передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению.

ЛУУД:

-Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

-Готовность придерживаться принципов    взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

Этап выявления места и причины затруднения

Формулирует совместно с учащимися тему урока:

- Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. Например, Михаил Иванович Глинка «волшебник Черномор» или Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик».

Ребята, кто сможет сформулировать тему нашего урока?

- Молодцы, тема нашего урока «Фольклор в музыке русских композиторов»

Формулируют предположения о предстоящей теме урока.

-Фольклор в музыке русских композиторов

Фронтальная

Беседа

Сформулировать тему урока.

ПУУД:

-Обобщение информации.

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

-Строить логическое высказывание, иметь представление о русских композиторах, фольклор;

РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, прогнозировать предстоящую работу;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-Понимать значение термина «фольклор».

КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

 

Этап построения проекта выхода из затруднения

Задает вопросы:

- Ребята, давайте поставим задачи на сегодняшний урок.

- Что мы должны сегодня узнать?

Что мы будем сегодня анализировать?

Значит, мы должны сегодня закрепить умение анализировать средства музыкальной выразительности.

Отвечают на вопросы учителя:               -Узнать новую информацию о композиторах

- Произведение композитора

Фронтальная

Беседа

Сформулировать задачи урока.

РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, прогнозировать предстоящую работу.

ПУУД:

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

Этап реализации построенного проекта

Знакомит с творчеством русского композитора А.К.Лядова:

-И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А.К.Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.

- Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.

Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

Задает вопросы:

- В творчестве еще какого великого русского композитора жанру сказка отводилось огромное место?

-Совершенно верно! Николай Андреевич Римский-Корсаков - великий русский композитор сказочник. Большая часть его творчества написана на сказочный сюжет - оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь» и другие.

Предлагает прослушать музыкальную загадку.

Ответить на вопрос вам поможет музыка. И так музыкальная загадка.

Звучит музыка.

Задает вопросы:

Какая русская народная песня легла в основу этого образа?      

Задает вопросы:

-Какие музыкальные инструменты использовал композитор для создания этого образа?

-Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для создания образа?

Отвечают на вопросы учителя:              

-Н.А.Римс-

кий-Корсаков

Отвечают на вопросы учителя:              

-Н.А. Римский-Корсаков «Белка» («Три чуда») - фрагмент из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Сал-тане»;

Отвечают на вопрос учителя:              

Русская народная песня «Во саду ли в огороде»; Отвечают на вопрос учителя:              

 -Тему белки в высоком регистре исполняет флейта, самый звонкий деревянный духовой инструмент в симфоническом оркестре.

Фронтальная

Беседа

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы. 

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.

Назвать композитора и произведение. 

Назвать русскую народную песню.

Назвать музыкальные инструменты.

 

ПУУД:

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

-Осознанно строить речевое высказывание. 

-Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, произведения, исполнительские составы).

-Строить логическое высказывание, иметь представление о русских композиторах.

КУУД:

-Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. 

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

-Воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания.

-Передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению.

 РУУД:

-Активизировать поисковый процесс у детей через сравнение образов литературного персонажа и его музыкального изображения;

-Проявлять эмоциональную отзывчивость, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкального материала и исполнении вокального произведения.

-С помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

ЛУУД:

-Формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений; участие в коллективном музицирова-нии.

-Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний.

-Бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос).

-Воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

-Развить эстетическое чувство.

-Формировать интерес к музыкальным занятиям.

-Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний.

-Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

-Готовность придерживаться принципов    взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

ПРЕДМНЫЕ

-Умение характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа. 

-Восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего    народа.

-Умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.

-Умение определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке.

- Умение определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству.

-Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству.

Этап изучение нового знания

Организует вокально-хоровую работу над песней

Предлагает обсудить исполнение.

Организует групповое исполнение русской народной песни «Во саду ли в огороде».

 Предлагает посмотреть «Белка» - фрагмент из оперы Н.А. Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане» (видеозапись)

Включаются в творческую деятельность.

Исполняют

русскую народную песню «Во саду ли в огороде»; 

Делятся на две группы.

Исполняют

русскую народную песню «Во саду ли в огороде»;1-я группа- хоровое исполнение, 2-я группа- инструментальное исполнение.

Фронтальная

Групповая

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.

Исполнение музыкального произведения.

Демонстрация видео.

Исполнить песню, передать в пении ее характер, настроение. Движениями рук показать характер, движение мелодии

ЛУУД:   

ормирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, игру на музыкалных инструментах.   -Участие в коллективном музициронии. 

-Бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос).

-Установка на посильное активное участие в практической деятельности.

-Трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей.

-Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

-Готовность придерживаться принципов    взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

Этап реализации построенного проекта

Задает вопросы:

-Ребята, сейчас я предлагаю вам отгадать загадку, правильный ответ которой является названием произведения Анатолия Константиновича.

«Страшная, зеленая, детей пугает, В лес зазывает»

«Пряжу путаю, стучу, Стекла бью, посуду, Что хочу, то и верчу, И пугать вас буду…»

- Верно, это Кикимора. Сегодня мы познакомимся с симфонической картиной Лядова «Кикимора»

- Кто скажет, что такое симфоническая картина?

- Ребята, сегодня мы познакомимся с таким понятием как «программная музыка». Это академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.

Давайте вспомним, что такое сюжет?

Молодцы, это определенная последовательность событий, позволяющая нам погрузиться в суть музыкального произведения

Отвечают на вопросы учителя:              

-Кикимора

Отвечают на вопросы учителя:              

- Симфоническая картина - музыкальное произведение, исполняемая инструментами симфонического оркестра

Отвечают на вопросы учителя:              

-Ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении

Фронтальная

Беседа

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.

Дать определение, что такое симфоническая картина.

Дать определение, что такое сюжет.

ЛУУД:

-Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

-Готовность придерживаться принципов    взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

ПУУД:

-Осознанно строить речевое высказывание.

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

-Строить логическое высказывание, иметь представление о русских композиторах, музыкальной форме «симфоническая сюита», что такое сюжет.

РУУД:

-Активизировать поисковый процесс у детей через сравнение образов литературного персонажа и его музыкального изображения;

КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-Понимать значение терминов «музыкальная форма», «симфоническая сюита», «программная музыка».

Динамическая пауза

В понедельник я купался,  

А во вторник — рисовал.

В среду долго умывался,  

А в четверг в футбол играл.  

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.  

А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал.

Повторяют движения за учителем

Фронтальная

Выполнение движений

Повторять движения за учителем

ЛУУД: профилактика умственного и физического утомления;

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Дает задание на слушание музыки:

- Ребята, сейчас я вам предлагаю прослушать симфоническую картину «Кикимора», во время слушания обратите внимание на то, как разворачиваются события, какие инструменты вы услышите, какой вы себе представляете Кикимору, а главное, можно ли считать это произведение программной музыкой?

Задает вопросы:

- Ребята, вы прослушали композицию, скажите, как разворачиваются события в симфонической картине?

- Вы точно заметили, что медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее, быстрее — а потом заканчивается внезапным порывом: исчезновением сказочного образа.

- Есть ли слова в произведении?

- Тогда это можно считать программной музыкой?

-Характер и настроение музыки?

-Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для создания образа?

Какие инструменты оркестра вы услышали?

Предлагает определить музыкальные инструменты после прослушивания музыки.

- Какой вы представили Кикимору?

- Ребята, в восточной мифологии считают, что это злой дух дома в облике карлика или маленькой женщины, у которой голова с наперсток и тело тонкое, как соломинка.

- Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.

- Идея создания музыкальных зарисовок на темы русских фольклорных образов возникла у А. К. Лядова еще в начале 1880-х годов после того, как он в 1881 году проводил лето в деревне и увлеченно собирал народные напевы.

Определенным стимулом для композитора послужили рисунки художника Ивана Билибина, нашедшего свой стиль отображения русского фольклора. Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная».

 Организует художественный анализ картины  Ивана Билибина.

Отвечают на вопросы учителя:              

Анализируют средства выразительности картины.

-Медленное вступление показывает нам сказочную атмосферу, после музыка набирает темп, а потом внезапно заканчивается.

-Нет.

-Да.

Определяют на слух тембр музыкальных инструментов. (2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.)

Осуществляют классификацию инструментов по группам (струнные, духовые, ударные, клавишно-духовые).

-Духовные инструменты, струнные

Отвечают на вопросы учителя:              

-Старая женщина, с водорослями в волосах, с большим носом. Она очень худая, а рядом бегает черный кот.

Анализируют средства выразительности картины.

Выявляют общую идею картины И. Билибина и симфонической сюиты А.Б.Лядова.

Фронтальная, индивидуальная

Слушание, восприятие музыки

Понимание и анализ музыкального произведения.

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.

Описать развитие сюжетной линии в музыке.

Назвать музыкальные инструменты.

Описать портрет Кикиморы в симфонической сюите А.К.Лядова Сравнить с образом Кикиморы в одноименной картине художники И.Билибина.

 

ЛУУД:

-Устойчивый интерес к новой теме, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. 

-Проявление эмоциональной отзывчивости, восприятие. Речевые высказывания о характере произведения.

-Восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего    народа.

-Умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки; 

-Умение определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке.

-Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

-Готовность придерживаться принципов    взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

ПУУД:

-Осознанно строить речевое высказывание.

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

-Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, произведения, исполнительские составы);

ПРЕДНЫЕ:

-Умение характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа.

-Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;

умение характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Дает задание. Предлагает разгадать кроссворд (раздаточный материал).

Организует совместную проверку кроссворда.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю самостоятельно решить кроссворд, который я раздам. После мы вместе проверим и поставим оценки.

- Я вижу, вы закончили, давайте проверим, попрошу обменяться кроссвордом с соседом, напротив каждого ответа ставим плюс, если правильно, и минус, если ученик допустил ошибку.  

-Ребята, кто даст ответ на первый вопрос.

-Верно, что у вас получилось под цифрой два?

-Молодцы, ответ на третий вопрос:

-Умницы, на четвертый вопрос ответ даст Дима

-Молодец, пятый вопрос

-И на шестой вопрос мы ответим хором:

-Я смотрю все справились хорошо, ребята, поставьте оценку 5, если не допущено ни одной ошибки, оценку 4 если допущено 1-2 ошибки.

Выполняют задание

Заполняют кроссворд.

Проверяют результаты своей работы.

Оценивают результаты своей деятельности.

Отвечают на вопросы учителя:              

-Программная музыка

-Кикимора

-Сюжет

-Лесавки

-Фольклор

- Симфоническая картина

Индивидуальная работа

Парная работа

Фронтальная

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме кроссворда.

Взаимооценка освоения теоретического материала урока.

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы. 

Заполнить кроссворд на тему «Кикимора».

Дать словесный ответ на каждый вопрос кроссворда.

Кроссворд

РУУД:

-Контроль действия с заданным эталоном. 

-Анализ правильности выполнения задания.

ЛУУД:

установка на посильное активное участие в практической деятельности;

 трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;

ПУУД:

-Осознанно строить речевое высказывание.

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

-Иметь представление о русских композиторах, музыкальной форме «симфоническая сюита»;

КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

Этап самостоятельной работы

Предлагает выполнить тест по теме урока «Симфоническая сюита А.К.Лядова «Кикимора»:

.А сейчас, ребята, я вам предлагаю выполнить тест. (раздаточный материал).

Выполняют задание

Фронтальная

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме теста.

Выполнить тест.

Тест

РУУД: контроль действия с заданным эталоном.

Этап включения в систему знаний и повторения

Включает обучающихся в систему вопросов:

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:

- Что вам наиболее понравилось?

- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?

- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?

- Кто такая Кикимора?

- Что такое программная музыка?

- Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?

- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?

- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?

Отвечают на вопросы учителя:               - Симфоническая картина «Кикимора»

- А.К.Лядов

Фронтальная

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.

Ответить на вопросы.

ПУУД:

-Строить логическое рассуждение.

-Осознанно строить речевое высказывание.

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

-Иметь представление о русских композиторах, музыкальной форме «симфоническая сюита».

ПРЕДМЕТНЫЕ:

понимать значение терминов «музыкальная форма», «программная музыка», «симфоническая сюита».

КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

Домашнее задание

Домашнее задание: прослушать Симфоническую картину «Кикимора» А.К.Лядова и нарисовать портрет Кикиморы такой, какой вы ее увидите в музыке.

Слушают методические рекомендации по выполнению заданий Записывают домашнее задание.

Фронтальная

Беседа

Выполнить задание дома. (нарисовать рисунок).

ЛУУД: устойчивый интерес к новой теме, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

Этап ре-   флексии учебной деятельности на уроке

В заключении урока я вам предлагаю закончить предложения:

-На этом уроке я

-После урока мне захотелось

-На этом уроке я похвалил бы себя за

Самым интересным на уроке было

Выражает свое отношение к работе обучающихся на уроке и оценивает их деятельность.

Завершает урок.

-Ребята, я благодарю вас за сотрудничество, мне было приятно с вами работать. Урок окончен, до свидания! Всего вам доброго!

-Узнал новую информацию.

- Прослушать симфоническую картину вновь.

- За активность.

- Слушать музыкальное произведение, выполнять кроссворд.

Благодарят учителя за урок.

ЛУУД: адекватное понимание причин успешности/

неуспешности учебной деятельности.

-Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

-Готовность придерживаться принципов    взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

Ссылка на кроссворд: https://learningapps.org/display?v=pf69envpn20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету. Практическая работа №4.

laquo;Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету»...

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету

Планируемые результаты обучения:Предметные:Учащиеся должны различать строчную и заглавную буквы, осуществлять сравнение печатной и письменной букв, выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [с].М...

"Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету"

По данной теме практической работы  представлено проектирование урока русского языка в 1 классе, УМК "Гармония" (автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко). Тема урока: "Знакомство с с...

Методическая разработка урока музыки «Здравствуй, Родина моя" по программе «Музыка» 2 класс авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Методическая разработка урока музыки во 2 классе по теме «Здравствуй, Родина моя» представляет материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка в...

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету русский язык.

ЦЕЛЬ:  Выявление и закрепление знаний по теме «Написание суффиксов и приставок»Задачи урока:- обучающая: отрабатывать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правиль...

Самостоятельная работа №2 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по окружающему миру»

Самостоятельная работа №2«Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по окружающему миру»...

Практическая работа по теме «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету»

Тема: Части речи.УМК « Перспектива»  Учебно-методическое обеспечение: учебник Л.Ф.Климанова, Т.В.  Бабушкина «Русский язык, 2 класс Часть 2», Просвещен...