Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы на примере УМК «Музыка» авторов: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»
методическая разработка по музыке (4 класс)
Класс: 4
Предмет: «Музыка»
Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»
Тип урока: ОНЗ
Цели урока:
Воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся через личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.
Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.
Создание условий для формирования представления о композиторе А.К. Лядове и его симфонической картине «Кикимора».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodovye_istoki_muzykalnogo_iskusstva._folklor_v_muzyke_russkih_kompozitorov.docx | 88.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Аккредитованное образовательное частное учреждение
высшего образования
«Московский финансово-юридический университет МФЮА»
Школа «Наукоград»
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы на примере УМК
«Музыка» авторов: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Разработала учитель музыки
Нестерова Ирина Викторовна
г.о. Москва, 2023г.
Класс: 4
Предмет: «Музыка»
Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»
Тип урока: ОНЗ
Цели урока:
Воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся через личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.
Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.
Создание условий для формирования представления о композиторе А.К. Лядове и его симфонической картине «Кикимора».
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры;
- проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин»;
- познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: челеста, флейта, фагот, английский рожок;
- познакомить со сказочной картиной А.К.Лядова «Кикимора»;
- учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей;
развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать музыкальный кругозор;
- развивать музыкальную память;
- развивать вокально-хоровые навыки;
- развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке;
- развивать умения анализировать и обобщать учебный материал;
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, ответственность, культуру поведения на уроке;
- воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса;
- воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору;
- воспитывать интерес к музыке А.К. Лядова.
Планируемые результаты:
предметные:
- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;
- формирование у обучающихся основ музыкальной культуры;
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
- умение определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке;
- умение определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
- исполнение народных произведений различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
- понимать значение термина «музыкальная форма», «фольклор», «симфоническая сюита»;
- умение характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
метапредметные:
коммуникативные УУД:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
- передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
познавательные УУД:
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, произведения, исполнительские составы);
- анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- строить логическое высказывание, иметь представление о русских композиторах, музыкальной форме «симфоническая сюита»;
регулятивные УУД:
- активизировать поисковый процесс у детей через сравнение образов литературного персонажа и его музыкального изображения;
- с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, прогнозировать предстоящую работу;
- проявлять эмоциональную отзывчивость, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкального материала и исполнении вокального произведения.
личностные УУД:
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;
- развить эстетическое чувство;
- формировать интерес к музыкальным занятиям;
В гражданско-патриотическом воспитании:
- проявление интереса к освоению музыкальных традиций и музыкальной культуры народов России;
В духовно-нравственном воспитании:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности;
В эстетическом воспитании:
- восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего народа;
- умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
- умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;
Ценности научного познания:
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
В физическом воспитании, формировании культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
- профилактика умственного и физического утомления;
- бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально
исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);
В трудовом воспитании:
- установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
- интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
Ресурсы/оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, кроссворды, фортепиано, сервис LearningApps- конструктор интерактивных заданий для учебно-воспитательного процесса в режиме «Кроссворд», тест.
Художественный материал:
Русская народная песня «По полю, полю»;
Н.А. Римский-Корсаков «Белка» («Три чуда») - фрагмент из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане»; Русская народная песня «Во саду ли в огороде»;
А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.
Этап урока | Краткое учебное содержание | Формы и приемы работы | Виды организации учебной деятельности. | Учебные задания для разных этапов учебного занятия | Диагностические материалы для оценивания результатов обучения | Планируемые результаты | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Приветствует учащихся - Звенит звонок, зовет звонок, Пора нам начинать урок. Я рада всех видеть, пожалуйста, присаживайтесь. | Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к учебной деятельности. | Фронтальная | Беседа | ЛУУД: -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. -Установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей. | ||||
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Задает вопросы: -Ребята, сейчас прозвучит музыка. Определите пожалуйста, народная эта музыка или композиторская. - Верно, народная. Определить характер и настроение музыки. | Отвечают на вопросы учителя: -Народная; - прозвучала русская народная песня «По полю, полю». Определяют характер и настроение песни. Жанровые особенности, характер мелодической линии. | Фронтальная
| Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы. Слушание, восприятие музыки. | Определить, народная музыка или композиторская. Определить характер и настроение музыки. |
| ПУУД: -Логическое построение речевых высказываний. - Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей. РУУД: умение слушать и анализировать характер музыкального произведения. ПРЕДМЕТНЫЕ: -Умение определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству. ЛУУД: -Восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего народа. -Умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки. -Умение определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке. -Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности. -Готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. КУУД: -Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. -Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. - Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. -Воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания. -Передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению. | ||
Этап изучение нового знания | Давайте с вами исполним эту песню и передадим ее характер. Учитель организует вокально-хоровую работу над песней Обращает внимание на разнохарактерность запева и припева Предлагает продумать характерные движения руками для передачи характера песни, плавности мелодической линии. | Разучивают русскую народную песню «По полю, полю».
Включаются в творческую деятельность. по поиску подходящих пластических движений; Исполняют русскую народную песню «По полю, полю», используя пластические движения руками, передающие плавное движение мелодической линии лирической песни. Анализируют свое исполнение. | Фронтальная | Исполнение музыкального произведения. | Исполнить песню, передать в пении ее характер, настроение. Движениями рук показать характер, движение мелодии | ЛУУД: -Формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений; участие в коллективном музицировании. -Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний. -Бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос). -Воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений. -Развить эстетическое чувство. -Формировать интерес к музыкальным занятиям. ПРЕДМЕТНЫЕ: -Исполнение народных произведений различных жанров с сопровождением и без сопровождения. Установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей. РУУД: -Проявлять эмоциональную отзывчивость, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкального материала и исполнении вокального произведения. -С помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; | |||
Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока. А что такое народная песня? -Давайте вспомним, ребята, что такое фольклор. - Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость». | Отвечают на вопросы учителя: -Народная песня – это музыкально-поэтический жанр фольклора. Отвечают на вопросы учителя: -Фольклор - устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение. | Фронтальная | Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы. | Дать определение, что такое народная песня. Дать определение, что такое фольклор. | ПУУД: -Логическое построение речевых высказываний. - Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей. -Иметь представление, что такое фольклор. ПРЕДМЕТНЫЕ: Понимать значение термина «фольклор». КУУД: -Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. -Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. - Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. Воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания. -Передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению. ЛУУД: -Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности. -Готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. | ||||
Этап выявления места и причины затруднения | Формулирует совместно с учащимися тему урока: - Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. Например, Михаил Иванович Глинка «волшебник Черномор» или Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик». Ребята, кто сможет сформулировать тему нашего урока? - Молодцы, тема нашего урока «Фольклор в музыке русских композиторов» | Формулируют предположения о предстоящей теме урока. -Фольклор в музыке русских композиторов | Фронтальная | Беседа | Сформулировать тему урока. | ПУУД: -Обобщение информации. - Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей. -Строить логическое высказывание, иметь представление о русских композиторах, фольклор; РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, прогнозировать предстоящую работу; ПРЕДМЕТНЫЕ: -Понимать значение термина «фольклор». КУУД: -Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. -Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. - Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.
| |||
Этап построения проекта выхода из затруднения | Задает вопросы: - Ребята, давайте поставим задачи на сегодняшний урок. - Что мы должны сегодня узнать? Что мы будем сегодня анализировать? Значит, мы должны сегодня закрепить умение анализировать средства музыкальной выразительности. | Отвечают на вопросы учителя: -Узнать новую информацию о композиторах - Произведение композитора | Фронтальная | Беседа | Сформулировать задачи урока. | РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, прогнозировать предстоящую работу. ПУУД: - Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей. | |||
Этап реализации построенного проекта | Знакомит с творчеством русского композитора А.К.Лядова: -И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А.К.Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. - Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок. Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». Задает вопросы: - В творчестве еще какого великого русского композитора жанру сказка отводилось огромное место? -Совершенно верно! Николай Андреевич Римский-Корсаков - великий русский композитор сказочник. Большая часть его творчества написана на сказочный сюжет - оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь» и другие. Предлагает прослушать музыкальную загадку. Ответить на вопрос вам поможет музыка. И так музыкальная загадка. Звучит музыка. Задает вопросы: Какая русская народная песня легла в основу этого образа? Задает вопросы: -Какие музыкальные инструменты использовал композитор для создания этого образа? -Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для создания образа? | Отвечают на вопросы учителя: -Н.А.Римс- кий-Корсаков Отвечают на вопросы учителя: -Н.А. Римский-Корсаков «Белка» («Три чуда») - фрагмент из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Сал-тане»; Отвечают на вопрос учителя: Русская народная песня «Во саду ли в огороде»; Отвечают на вопрос учителя: -Тему белки в высоком регистре исполняет флейта, самый звонкий деревянный духовой инструмент в симфоническом оркестре. | Фронтальная | Беседа Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы. Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы. | Назвать композитора и произведение. Назвать русскую народную песню. Назвать музыкальные инструменты. |
| ПУУД: - Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей. -Осознанно строить речевое высказывание. -Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, произведения, исполнительские составы). -Строить логическое высказывание, иметь представление о русских композиторах. КУУД: -Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. -Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. -Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. -Воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания. -Передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению. РУУД: -Активизировать поисковый процесс у детей через сравнение образов литературного персонажа и его музыкального изображения; -Проявлять эмоциональную отзывчивость, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкального материала и исполнении вокального произведения. -С помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; ЛУУД: -Формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений; участие в коллективном музицирова-нии. -Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний. -Бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос). -Воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений. -Развить эстетическое чувство. -Формировать интерес к музыкальным занятиям. -Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний. -Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности. -Готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. ПРЕДМНЫЕ -Умение характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа. -Восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего народа. -Умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки. -Умение определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке. - Умение определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству. -Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству. | ||
Этап изучение нового знания | Организует вокально-хоровую работу над песней Предлагает обсудить исполнение. Организует групповое исполнение русской народной песни «Во саду ли в огороде». Предлагает посмотреть «Белка» - фрагмент из оперы Н.А. Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане» (видеозапись) | Включаются в творческую деятельность. Исполняют русскую народную песню «Во саду ли в огороде»; Делятся на две группы. Исполняют русскую народную песню «Во саду ли в огороде»;1-я группа- хоровое исполнение, 2-я группа- инструментальное исполнение. | Фронтальная Групповая | Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы. Исполнение музыкального произведения. Демонстрация видео. | Исполнить песню, передать в пении ее характер, настроение. Движениями рук показать характер, движение мелодии | ЛУУД: -Формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, игру на музыкалных инструментах. -Участие в коллективном музициронии. -Бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос). -Установка на посильное активное участие в практической деятельности. -Трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей. -Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности. -Готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. | |||
Этап реализации построенного проекта | Задает вопросы: -Ребята, сейчас я предлагаю вам отгадать загадку, правильный ответ которой является названием произведения Анатолия Константиновича. «Страшная, зеленая, детей пугает, В лес зазывает» «Пряжу путаю, стучу, Стекла бью, посуду, Что хочу, то и верчу, И пугать вас буду…» - Верно, это Кикимора. Сегодня мы познакомимся с симфонической картиной Лядова «Кикимора» - Кто скажет, что такое симфоническая картина? - Ребята, сегодня мы познакомимся с таким понятием как «программная музыка». Это академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Давайте вспомним, что такое сюжет? Молодцы, это определенная последовательность событий, позволяющая нам погрузиться в суть музыкального произведения | Отвечают на вопросы учителя: -Кикимора Отвечают на вопросы учителя: - Симфоническая картина - музыкальное произведение, исполняемая инструментами симфонического оркестра Отвечают на вопросы учителя: -Ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении | Фронтальная | Беседа Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы. Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы. | Дать определение, что такое симфоническая картина. Дать определение, что такое сюжет. | ЛУУД: -Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности. -Готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. ПУУД: -Осознанно строить речевое высказывание. - Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей. -Строить логическое высказывание, иметь представление о русских композиторах, музыкальной форме «симфоническая сюита», что такое сюжет. РУУД: -Активизировать поисковый процесс у детей через сравнение образов литературного персонажа и его музыкального изображения; КУУД: -Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. -Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. - Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. ПРЕДМЕТНЫЕ: -Понимать значение терминов «музыкальная форма», «симфоническая сюита», «программная музыка». | |||
Динамическая пауза | В понедельник я купался, А во вторник — рисовал. В среду долго умывался, А в четверг в футбол играл. В пятницу я прыгал, бегал, Очень долго танцевал. А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал. | Повторяют движения за учителем | Фронтальная | Выполнение движений | Повторять движения за учителем | ЛУУД: профилактика умственного и физического утомления; | |||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Дает задание на слушание музыки: - Ребята, сейчас я вам предлагаю прослушать симфоническую картину «Кикимора», во время слушания обратите внимание на то, как разворачиваются события, какие инструменты вы услышите, какой вы себе представляете Кикимору, а главное, можно ли считать это произведение программной музыкой? Задает вопросы: - Ребята, вы прослушали композицию, скажите, как разворачиваются события в симфонической картине? - Вы точно заметили, что медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее, быстрее — а потом заканчивается внезапным порывом: исчезновением сказочного образа. - Есть ли слова в произведении? - Тогда это можно считать программной музыкой? -Характер и настроение музыки? -Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для создания образа? Какие инструменты оркестра вы услышали? Предлагает определить музыкальные инструменты после прослушивания музыки. - Какой вы представили Кикимору? - Ребята, в восточной мифологии считают, что это злой дух дома в облике карлика или маленькой женщины, у которой голова с наперсток и тело тонкое, как соломинка. - Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота. - Идея создания музыкальных зарисовок на темы русских фольклорных образов возникла у А. К. Лядова еще в начале 1880-х годов после того, как он в 1881 году проводил лето в деревне и увлеченно собирал народные напевы. Определенным стимулом для композитора послужили рисунки художника Ивана Билибина, нашедшего свой стиль отображения русского фольклора. Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная». Организует художественный анализ картины Ивана Билибина. | Отвечают на вопросы учителя: Анализируют средства выразительности картины. -Медленное вступление показывает нам сказочную атмосферу, после музыка набирает темп, а потом внезапно заканчивается. -Нет. -Да. Определяют на слух тембр музыкальных инструментов. (2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.) Осуществляют классификацию инструментов по группам (струнные, духовые, ударные, клавишно-духовые). -Духовные инструменты, струнные Отвечают на вопросы учителя: -Старая женщина, с водорослями в волосах, с большим носом. Она очень худая, а рядом бегает черный кот. Анализируют средства выразительности картины. Выявляют общую идею картины И. Билибина и симфонической сюиты А.Б.Лядова. | Фронтальная, индивидуальная | Слушание, восприятие музыки Понимание и анализ музыкального произведения. Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы. | Описать развитие сюжетной линии в музыке. Назвать музыкальные инструменты. Описать портрет Кикиморы в симфонической сюите А.К.Лядова Сравнить с образом Кикиморы в одноименной картине художники И.Билибина. |
| ЛУУД: -Устойчивый интерес к новой теме, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. -Проявление эмоциональной отзывчивости, восприятие. Речевые высказывания о характере произведения. -Восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего народа. -Умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки; -Умение определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке. -Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности. -Готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. КУУД: -Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. -Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. - Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. ПУУД: -Осознанно строить речевое высказывание. - Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей. -Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, произведения, исполнительские составы); ПРЕДНЫЕ: -Умение характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа. -Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству; умение характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа. | ||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Дает задание. Предлагает разгадать кроссворд (раздаточный материал). Организует совместную проверку кроссворда. - Ребята, сейчас я вам предлагаю самостоятельно решить кроссворд, который я раздам. После мы вместе проверим и поставим оценки. - Я вижу, вы закончили, давайте проверим, попрошу обменяться кроссвордом с соседом, напротив каждого ответа ставим плюс, если правильно, и минус, если ученик допустил ошибку. -Ребята, кто даст ответ на первый вопрос. -Верно, что у вас получилось под цифрой два? -Молодцы, ответ на третий вопрос: -Умницы, на четвертый вопрос ответ даст Дима -Молодец, пятый вопрос -И на шестой вопрос мы ответим хором: -Я смотрю все справились хорошо, ребята, поставьте оценку 5, если не допущено ни одной ошибки, оценку 4 если допущено 1-2 ошибки. | Выполняют задание Заполняют кроссворд. Проверяют результаты своей работы. Оценивают результаты своей деятельности. Отвечают на вопросы учителя: -Программная музыка -Кикимора -Сюжет -Лесавки -Фольклор - Симфоническая картина | Индивидуальная работа Парная работа Фронтальная | Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме кроссворда. Взаимооценка освоения теоретического материала урока. Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы. | Заполнить кроссворд на тему «Кикимора». Дать словесный ответ на каждый вопрос кроссворда. | Кроссворд | РУУД: -Контроль действия с заданным эталоном. -Анализ правильности выполнения задания. ЛУУД: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; ПУУД: -Осознанно строить речевое высказывание. - Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей. -Иметь представление о русских композиторах, музыкальной форме «симфоническая сюита»; КУУД: -Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. -Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. - Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. | ||
Этап самостоятельной работы | Предлагает выполнить тест по теме урока «Симфоническая сюита А.К.Лядова «Кикимора»: .А сейчас, ребята, я вам предлагаю выполнить тест. (раздаточный материал). | Выполняют задание | Фронтальная | Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме теста. | Выполнить тест. | Тест | РУУД: контроль действия с заданным эталоном. | ||
Этап включения в систему знаний и повторения | Включает обучающихся в систему вопросов: Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку: - Что вам наиболее понравилось? - С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня? - Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали? - Кто такая Кикимора? - Что такое программная музыка? - Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев? - Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении? - Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать? | Отвечают на вопросы учителя: - Симфоническая картина «Кикимора» - А.К.Лядов | Фронтальная | Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы. | Ответить на вопросы. | ПУУД: -Строить логическое рассуждение. -Осознанно строить речевое высказывание. - Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей. -Иметь представление о русских композиторах, музыкальной форме «симфоническая сюита». ПРЕДМЕТНЫЕ: понимать значение терминов «музыкальная форма», «программная музыка», «симфоническая сюита». КУУД: -Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. -Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. - Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. | |||
Домашнее задание | Домашнее задание: прослушать Симфоническую картину «Кикимора» А.К.Лядова и нарисовать портрет Кикиморы такой, какой вы ее увидите в музыке. | Слушают методические рекомендации по выполнению заданий Записывают домашнее задание. | Фронтальная | Беседа | Выполнить задание дома. (нарисовать рисунок). | ЛУУД: устойчивый интерес к новой теме, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. | |||
Этап ре- флексии учебной деятельности на уроке | В заключении урока я вам предлагаю закончить предложения: -На этом уроке я -После урока мне захотелось -На этом уроке я похвалил бы себя за Самым интересным на уроке было Выражает свое отношение к работе обучающихся на уроке и оценивает их деятельность. Завершает урок. -Ребята, я благодарю вас за сотрудничество, мне было приятно с вами работать. Урок окончен, до свидания! Всего вам доброго! | -Узнал новую информацию. - Прослушать симфоническую картину вновь. - За активность. - Слушать музыкальное произведение, выполнять кроссворд. Благодарят учителя за урок. | ЛУУД: адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности. -Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности. -Готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. КУУД: -Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. -Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. - Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. |
Ссылка на кроссворд: https://learningapps.org/display?v=pf69envpn20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету. Практическая работа №4.
laquo;Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету»...
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету
Планируемые результаты обучения:Предметные:Учащиеся должны различать строчную и заглавную буквы, осуществлять сравнение печатной и письменной букв, выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [с].М...
"Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету"
По данной теме практической работы представлено проектирование урока русского языка в 1 классе, УМК "Гармония" (автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко). Тема урока: "Знакомство с с...
Методическая разработка урока музыки «Здравствуй, Родина моя" по программе «Музыка» 2 класс авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.
Методическая разработка урока музыки во 2 классе по теме «Здравствуй, Родина моя» представляет материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка в...
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету русский язык.
ЦЕЛЬ: Выявление и закрепление знаний по теме «Написание суффиксов и приставок»Задачи урока:- обучающая: отрабатывать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правиль...
Самостоятельная работа №2 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по окружающему миру»
Самостоятельная работа №2«Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по окружающему миру»...
Практическая работа по теме «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету»
Тема: Части речи.УМК « Перспектива» Учебно-методическое обеспечение: учебник Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык, 2 класс Часть 2», Просвещен...