Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся
статья по музыке

Трусков Илья Михайлович

Одной из важнейших состовляющих социальной компетентности является коммуникативная компетенция, которая включает в себя владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдения приличий, ориентация в коммуникативных средствах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся.

Одной из важнейших составляющих социальной компетентности  является коммуникативная компетенция, которая включает в себя владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, ориентация в коммуникативных средствах.

Развитие коммуникативной компетенции начинается с ранних лет.

Особую значимость в данном контексте приобретает в школьном возрасте. Коммуникативная компетентность  школьника включает прежде всего распознавание эмоциональных состояний и переживаний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом.

Данная компетенция является одной из составляющих универсальных действий учебной деятельности. Школьник должен владеть следующими коммуникативными навыками: умение сотрудничать, умение слушать и слышать, умение воспринимать и понимать информацию, умение говорить самому. Совершенствование уровня коммуникативной компетенции у школьников на сегодняшний день является необходимостью, поскольку именно за счет её развития ребёнок познает себя и окружающих, развивает навык коммуникации, чувство собственного достоинства, может повысить свою успешность, утвердить права в коллективе.

Одной из задач студии творческого развития является создание условий для развития коммуникативной компетенции  школьников в процессе занятий различными видами творческой деятельности.

Организация образовательного процесса характеризуется созданием социокультурной среды общения; максимальной  включённостью в неё не только педагогов, но и детей. Среду отличает содружество детей и взрослых, а также демократичность общения; соблюдение

педагогической этики.

Ребёнку на первом этапе обучения приходится осваивать понятие о нормах поведения, усваивать эмоциональное отношение к этим нормам, формировать потребность в дисциплине и в выполнении определённых правил.

Составная часть структуры учебно-воспитательной деятельности–это организация процессов самоконтроля обучающихся.

Самоконтроль осуществляется в несколько этапов:

сопоставление, соотнесение выполняемых действий с образцом, с поставленной целью, с предъявляемыми требованиями; усвоение образца; соотнесение выполняемых действий с образцом; самооценка.

Развитие произвольности идёт по двум направлениям. Во-первых, формируется умение ребёнка руководствоваться целями, которые ставит взрослый. Во-вторых, формируется умение ставить цели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать своё поведение.

В программе предусмотрены и такие основные факторы формирования произвольности психических процессов, как действия ребёнка по образцу и постоянный самоконтроль ребёнка.

Дети легко вовлекаются особенно в игровую  деятельность, самостоятельно организуются в групповую игру.

В игровой модели образовательного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается

участниками в её игровом воплощении. Основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности происходит в условно-игровом плане.

Игровая обстановка трансформирует и позицию педагога, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане, как игровой и как учебно-познавательный результат.

Важнейшая роль в данной игровой модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором дети совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой имитационной модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. Игра укрепляет волю, развивает у ребёнка потребность к самопознанию и самовоспитанию.

Игровая технология строится как целостное образование, объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажами. В неё включаются последовательно группы игр, воспитывающие умение владеть собой, принимать решения, договариваться, а значит–развивающие коммуникативную компетенцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный педагогический проект "Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС"

Актуальной педагогической проблемой, «блокирующей» качество математического образования в начальной школе, является неумение обучающихся дать обоснование выполняемому действию, выстроить логичный от...

Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

Коммуникативная компетенция связана со знанием языков. Содержание математики фактически описано несколькими языками: символьным, графическим, языком математических моделей, словесным описанием понятия...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

«Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью на занятиях логопедической коррекции»

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...

Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.

Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....

Развитие коммуникативных компетенций обучающихся в процессе обучения сценическому мастерству (из опыта работы)

Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополнительного образования...