Рабочая программа по музыке "Начальная школа 21 века" 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс)
Рабочая программа 3 класс "Музыка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_3_klass_po_muzyke.docx | 367.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе :
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
- «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В. В. Козлова, А.М.Кондакова);
- «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)
- «Примерных программ начального общего образования» ;
- Авторской программы для 3 класса УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
На изучение предмета «Музыка» в 3 классе отводится 34 учебных часа в год, в объеме 1 час в неделю.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по музыке. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации. Музыка в начальной школе является одним из основных
предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.
Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования, музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное
эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский_Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.
Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и
навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись..
В результате освоения предметного содержания курса у
школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки
коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач
. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Характерные черты русской музыки. | 8 |
2 | Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности. | 12 |
3 | Истоки русского классического романса. | 6 |
4 | Композиторская музыка для церкви. | 2 |
5 | Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре. | 6 |
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид занятия | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата | |||||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||||
Характерные черты русской музыки(8ч.) | |||||||||||||||||||||||||
1.Интонационно-образный язык русской музыки | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Текущий | Личностные:уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении | |||||||||||||||||||||
2.Музыкальный портрет П.И.Чайковского | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Познавательные: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. уметь продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Личностные:уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. | |||||||||||||||||||||
3.Музыкальный портрет М.П.Мусоргкого | 1 | Комбинированный урок | Текущий | ||||||||||||||||||||||
4.Интонационно-образный язык музыки русских композиторов | 1 | Комбинированный урок | Текущий | ||||||||||||||||||||||
Музыкальная культура России | 1 | Комбинированный урок | Текущий Текущий | ||||||||||||||||||||||
6.Музыкальная культура России | 1 | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||||
.Итоговый урок по теме: «Характерные черты русской музыки» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тематический; контрольная работа | ||||||||||||||||||||||
8.Урок-концерт | 1 | Урок проверки знаний и умений | Тематический; контрольная работа | ||||||||||||||||||||||
Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности(12ч.) | |||||||||||||||||||||||||
Обрядовость - ведущее начало русского фольклора | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Текущий | Регулятивные:уметь воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, Личностные: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Познавательные:уметь продемонстрировать знания о различных видах музыки (определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение). Личностные: понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение | |||||||||||||||||||||
Героика в народном былинном эпосе | 1 | Комбинированный урок | Текущий | ||||||||||||||||||||||
Знаменный распев | 1 | Комбинированный урок | Текущий | ||||||||||||||||||||||
. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки | 1 | Комбинированный урок | Текущий | ||||||||||||||||||||||
Частушки и страдания | 1 | Комбинированный урок | Текущий | ||||||||||||||||||||||
Танцевальные жанры | 1 | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||||
.Урок- викторина по теме « Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тематический; контрольная работа | ||||||||||||||||||||||
Урок –концерт | 1 | Урок проверки знаний и умений | Тематический; контрольная работа | Коммуникативные: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения. | |||||||||||||||||||||
.Инструментальные плясовые наигрыши | 1 | Комбинированный урок | Текущий | ||||||||||||||||||||||
Обрядовые песни | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Личностные:эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Познавательные::понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; | |||||||||||||||||||||
.Путешествие по страницам русской музыки | 1 | Комбинированный урок | Текущий | ||||||||||||||||||||||
Урок- тест | 1 | Урок проверки знаний и умений | Тематический; контрольная работа | ||||||||||||||||||||||
Истоки русского классического романса(6ч) | |||||||||||||||||||||||||
.Интонационная сфера городского музицирования | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Текущий | Познавательные:уметь продемонстрировать знания о различных видах музыки ,исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение). | |||||||||||||||||||||
Крестьянская песня и городской салонный романс | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Познавательные: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. | |||||||||||||||||||||
Городская лирика (общепопулярная) и старинный романс | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Коммуникативные: участие в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения. Личностные:эмоциональный отклик на музыкальное произведение и выражение своего впечатления в пении, показ определенного уровня развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. | |||||||||||||||||||||
Урок-исследование:взаимодействие музыки городского музицирования | 1 | Комбинированный урок | Текущий | ||||||||||||||||||||||
Тест по теме, викторина | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тематический; контрольная работа | Коммуникативные: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения. | |||||||||||||||||||||
Урок - концерт | 1 | Урок проверки знаний и умений | Тематический; контрольная работа | ||||||||||||||||||||||
Композиторская музыка для церкви(2ч.) | |||||||||||||||||||||||||
Музыка для церкви как часть культуры России | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Текущий | Познавательные:уметь продемонстрировать знания о различных видах музыки ,исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение). | |||||||||||||||||||||
Композиторская музыка для церкви | 1 | Комбинированный урок | Текущий | ||||||||||||||||||||||
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре(6ч.) | |||||||||||||||||||||||||
29,30 | Обработки народных песен | 1 | Комбинированные уроки | Текущий | Познавательные: понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Регулятивные: показ определенного уровня развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. Коммуникативные: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения. | ||||||||||||||||||||
31 | Композиторская музыка в русском стиле | 1 | Комбинированный урок | Текущий | |||||||||||||||||||||
32 | Композиторская музыка в русском стиле | 1 | Комбинированный урок | Текущий | |||||||||||||||||||||
33 | Защита творческих работ | 1 | Комбинированный урок | Текущий | |||||||||||||||||||||
34 | Урок –концерт. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тематический; контрольная работа | Познавательные: узнавание изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Регулятивные: исполнение музыкальных произведений отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация .) |
Содержание учебной программы
Характерные черты русской музыки (8 ч) | Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов. | Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества. |
Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности (12 ч) | Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества. | Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки. |
Истоки русского классического романса (6 ч) | Многообразная интонационная сфера городского музицирования. | Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества. |
Композиторская музыка для церкви (2 ч) | Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения | Размышлять о роли музыки в церкви. |
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре | Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен). | Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе. |
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора, понимание синкретики народного творчества;
решать учебные и практические задачи:
- выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
- сравнивать народную и профессиональную музыку;
- свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
- узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
- различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.
Учебно-методическое обеспечение:
- Музыка , учебник Усачева В.О., Школяр Л.В. «Вентана-Граф» 2010 год
-Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 3 класс, в 2- частях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс
Рабочая программа по всем предметам ПНШ 3 класс...
Рабочая программа"Перспективная начальная школа" 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" 3 классРабочая программа по математике "Перспективная начальная школа" 3 классРабочая программа по ОБЖ 3 классРаб...
Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению "Перспективная начальная школа" 3 класс...
Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс
Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа" 3 класс...
Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс
Рабочая программа по окружающиму миру "Перспективная начальная школа" 3 класс...
Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку "Перспективная начальная школа" 3 класс...
Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс
Рабочая программа по технологии "Перспективная начальная школа" 3 класс...