Рабочая программа по музыке "Начальная школа 21 века" 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс)

Ханалыева Талшин Кубайдулловна

Рабочая программа 3 класс "Музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3_klass_po_muzyke.docx367.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

E:\сканы 3 класс\рабочие программы\музыка.jpg

Пояснительная записка

                 Рабочая программа по музыке составлена на основе :

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
  • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В. В. Козлова, А.М.Кондакова);

  •  «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)
  • «Примерных программ начального общего образования» ;
  • Авторской программы для 3 класса   УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой.

На изучение предмета «Музыка» в 3 классе отводится   34 учебных часа в год, в объеме 1 час  в неделю.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества.

      Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного       стандарта начального общего образования по музыке. Изучение  музыки направлено  на достижение  следующих  целей:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к  своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации. Музыка в начальной школе является одним из основных

предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.

Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.

Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования,  музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное

эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский_Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.

Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и

навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись..

В результате освоения предметного содержания курса у

школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки

коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач

.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
  • элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Учебно-тематический план

        

Тема

Количество

часов

1

Характерные черты русской музыки.

         8

2

Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской  интонационности.

         12

3

Истоки русского классического романса.

         6

4

Композиторская музыка для церкви.

         2

5

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре.

         6

Календарно – тематическое планирование

3 класс

 

№ урока п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид занятия

Вид контроля

Универсальные учебные действия

        Дата

план

факт

Характерные черты русской музыки(8ч.)

1.Интонационно-образный язык  русской музыки

1

Урок ознакомления с новым материалом

Текущий

Личностные:уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении

2.Музыкальный портрет П.И.Чайковского

1

Комбинированный урок

Текущий

Познавательные: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

уметь продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки,  понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Личностные:уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении,  показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

3.Музыкальный портрет М.П.Мусоргкого

1

Комбинированный урок

Текущий

4.Интонационно-образный язык музыки русских композиторов

1

Комбинированный урок

Текущий

Музыкальная культура России

1

Комбинированный урок

Текущий

Текущий

6.Музыкальная культура России

1

Комбинированный урок

.Итоговый урок по теме: «Характерные черты русской музыки»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тематический; контрольная работа

8.Урок-концерт

1

Урок проверки знаний и умений

Тематический; контрольная работа

 Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской  интонационности(12ч.)

Обрядовость - ведущее начало  русского фольклора

1

Урок ознакомления с новым материалом

Текущий

Регулятивные:уметь воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни,  Личностные: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Познавательные:уметь продемонстрировать знания о различных видах музыки (определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение).

Личностные: понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение

 Героика в  народном былинном эпосе

1

Комбинированный урок

Текущий

Знаменный распев

1

Комбинированный урок

Текущий

. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки

1

Комбинированный урок

Текущий

Частушки и страдания

1

Комбинированный урок

Текущий

Танцевальные жанры

1

Комбинированный урок

.Урок- викторина по теме «        Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской  интонационности

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тематический; контрольная работа

Урок –концерт

1

Урок проверки знаний и умений

Тематический; контрольная работа

Коммуникативные: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.

.Инструментальные плясовые наигрыши

1

Комбинированный урок

Текущий

Обрядовые песни

1

Комбинированный урок

Текущий

Личностные:эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Познавательные::понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

.Путешествие по страницам русской музыки

1

Комбинированный урок

Текущий

Урок- тест

1

Урок проверки знаний и умений

Тематический; контрольная работа

                                                                                            Истоки русского классического романса(6ч)

.Интонационная сфера городского  музицирования

1

Урок ознакомления с новым материалом

Текущий

Познавательные:уметь продемонстрировать знания о различных видах музыки ,исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение).

Крестьянская песня и городской салонный романс

1

Комбинированный урок

Текущий

Познавательные: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Городская лирика (общепопулярная) и  старинный романс

1

Комбинированный урок

Текущий

 Коммуникативные:  участие в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.

Личностные:эмоциональный отклик на музыкальное произведение и выражение своего впечатления в пении,  показ определенного уровня развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

Урок-исследование:взаимодействие музыки городского музицирования

1

Комбинированный урок

Текущий

Тест по теме, викторина

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тематический; контрольная работа

Коммуникативные: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.

Урок - концерт

1

Урок проверки знаний и умений

Тематический; контрольная работа

                              Композиторская музыка для церкви(2ч.)

Музыка для церкви как часть культуры России

1

Урок ознакомления с новым материалом

Текущий

Познавательные:уметь продемонстрировать знания о различных видах музыки ,исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение).

Композиторская музыка для церкви                    

1

Комбинированный урок

Текущий

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре(6ч.)

29,30

Обработки народных песен

1

Комбинированные уроки

Текущий

Познавательные: понимать образцы музыкального фольклора,  народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). 

Регулятивные: показ определенного уровня развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.                  Коммуникативные: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.

31

Композиторская музыка в русском стиле

1

Комбинированный урок

Текущий

32

Композиторская музыка в русском стиле

1

Комбинированный урок

Текущий

      33

Защита творческих работ

1

Комбинированный урок

Текущий

       34

Урок –концерт.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тематический; контрольная работа

Познавательные: узнавание изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Регулятивные: исполнение музыкальных произведений отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация .)

                                                                                  

                                                                                 

                                                                                 

 Содержание учебной программы

Характерные черты русской музыки (8 ч)

Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.
Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).
Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества.
Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.
Узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.).
Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков.
Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений.
Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов

Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности (12 ч)

Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества.
Исторически сложившиеся фольклорные жанры.
Обрядовость как сущность русского народного творчества.
Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.
Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни

Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.
Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.
Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.
Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.
Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры

Истоки русского классического романса

(6 ч)

Многообразная интонационная сфера городского музицирования.
От крестьянской песни к городскому салонному романсу.
Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.

Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества.
Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).
Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую
насыщенность содержания

Композиторская музыка для церкви (2 ч)

Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения

Размышлять о роли музыки в церкви.
Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре
6ч)

Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).
Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков

Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе.
Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера.
Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры.
Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора.
Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции.
Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов

                                             

                     Основные требования к уровню подготовки  учащихся 3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

  • проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора, понимание синкретики народного творчества;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
  • сравнивать народную и профессиональную музыку;
  • свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
  • узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
  • приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
  • различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;

самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.

           Учебно-методическое обеспечение:

           -  Музыка , учебник Усачева В.О., Школяр Л.В. «Вентана-Граф» 2010 год

           -Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 3 класс, в 2- частях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по всем предметам ПНШ 3 класс...

Рабочая программа"Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" 3 классРабочая программа по математике "Перспективная начальная школа" 3 классРабочая программа по ОБЖ 3 классРаб...

Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по окружающиму миру "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по технологии "Перспективная начальная школа" 3 класс...