Музыка утра и вечера
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Зимнее утро. Зимний вечер»
Цель урока: сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.
Задачи:
1. Познакомить с образом зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, С.Прокофьева.
2. Во время слушания развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
3.Прививать любовь к природе, обогащать духовный мир ребёнка.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, подравнялись, спинки выпрямили, все готовы к уроку, у всех хорошее настроение и рабочий настрой.
Музыкальное приветствие
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Кому принадлежат эти строки?
Дети: А.С. Пушкину
Учитель: О каком времени года идёт речь?
Дети: Об осени, это самое любимое время года А. С. Пушкина.
Учитель: Приятна мне твоя прощальная краса. О какой красе повествует поэт?
Дети: О прощальной.
Учитель: А у нас осень давно закончилась, сейчас время года: зима.
Учитель: С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?
Дети: С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.
Учитель: А как заканчивается день?
Дети: Вечером. Все возвращаются домой.
Учитель: Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?
Дети: Утро. Вечер.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер.
Учитель: Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня, зимнего вечера?
Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.
Учитель: Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?
Дети: Нет (Да)
Учитель: А почему?
Дети: Потому что мы не рассматривали произведения, где описывается, рисуется зима.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.
У вас на столах лежит таблица, и в течение урока мы с вами будем заполнять её.
Учитель: Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?
Представьте себе, вы подошли к окну, а за окном красивое морозное утро! Интересно, что каждый из вас увидел.
Учитель: Какие краски использовал художник, изображая зиму.
Дети: Светлые, жизнерадостные.
Учитель: Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать. Давайте и мы возьмем таблицу и запишем, какая зима на картине.
(учащиеся заполняют 1 столбик)
Картины (краски) | Поэзия (слово) | Музыка (ноты) |
мягкая | ||
пушистая | ||
красивая | ||
спокойная | ||
тихая | ||
нежная |
Учитель: А сейчас определим какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина и сравним с картиной природы.
Учитель: Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Учитель: Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».
Какое же зимнее утро?
Дети: Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное.
Учитель: Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?
(учащиеся заполняют 2 столбик)
Картины (краски) | Поэзия (слово) | Музыка (ноты) |
мягкая | морозная | |
пушистая | чудесная | |
красивая | солнечная | |
спокойная | бодрая | |
тихая | искрящая | |
нежная | сверкающая |
Учитель: Как наступление нового дня нарисовал музыкальными красками русский композитор? А сейчас послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, который написал для своего племянника. Какие чувства передаёт музыка?
Слушание и анализ музыкального произведения «Зимнее утро» П.Чайковского
Учитель: Какие у вас возникли ощущения?
Дети: Музыка хмурая, вьюжная, тревожная.
Учитель: Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?
Дети: Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.
Учитель: А в каком темпе исполняется это произведение и почему?
Дети: Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.
Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу
Картины (краски) | Поэзия (слово) | Музыка (ноты) |
мягкая | морозная | вьюжная |
пушистая | чудесная | тревожная |
красивая | солнечная | метельная |
спокойная | бодрая | холодная |
тихая | искрящая | хмурая |
нежная | сверкающая | встревоженная |
Учитель: Какая же зима у нас получилось?
Дети: Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.
Учитель: Вслед за утром наступает бурный день! Зима нас радует и дарит нам множество забав и развлечений.
Физминутка (распевка + исполнение песни)
Учитель: Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..
Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Эти стихи – одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер.
Учитель: Какой вечер предстал перед нами?
Дети: Холодный, метельный.
Учитель: Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.
Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?
Дети: Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».
Учитель: Ударения в словах падают, на какие звуки?
Дети: о, а, у, е, и.
Учитель: Что они изображают?
Дети: Завывание вьюги.
Учитель: Давайте изобразим, завывание вьюги. (учащиеся на гласные изображают завывание вьюги)
Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого мы поделимся на группы, возьмём карточку и подчеркнём нужное, какой бы вы изобразили музыку на эти слова поэта?
Карточка
ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)
РЕГИСТР (низкий, средний, высокий) |
Учитель: Что выбрали – прочитайте. Дети зачитывают различные варианты ответов.
Учитель: Попробуйте тихо напеть эти строки. Кто это может сделать для всех?
Дети по желанию напевают четверостишие вслух.
Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта Михаил Яковлев.
Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева
Какие средства выразительности использует композитор (обратитесь к таблице)
Дети: Средний темп, сольное исполнение, минорный лад.
Учитель: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока? Дети: Тема зимы.
Учитель: Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы?
Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.
4. Итог урока: Что больше всего вам запомнилось на уроке?
Выставление отметок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки "Музыка утра" 1 класс
Презентация к уроку музыки "Музыка утра" 1 класс...
Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"
Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....
урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер".
урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер" в разделе "День, полный событий"....
Урок музыки в 1 классе "Музыка утра"
Тема: «Музыка утра»Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Цель урока: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств, мыслей, нас...
Урок и презентация к уроку музыки в 1 классе по теме "Музыка утра"
Урок и презентация к уроку музыки в 1 классе по теме "Музыка утра"...
Конспект урока музыки в 4 классе «Зимнее утро, зимний вечер…»
Конспект урока музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро, зимний вечер..."...
Раздаточный материал к уроку музыки в 4 классе «Зимнее утро, зимний вечер…»
Раздаточный материал к уроку музыки...