урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер".
консультация по музыке (4 класс) на тему

Дьяконова Татьяна Александровна

урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер" в разделе "День, полный событий".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  музыки

(общешкольный методический день,   25.11.2015 г.

учитель музыки Дьяконова Татьяна Александровна)

Программа: авторы - Е.Г. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. 

Раздел:  «День, полный событий».

Тема урока: «Зимнее утро. Зимний вечер»

Класс: 4

Тип урока:  открытия нового знания.

Форма проведения: урок – прогулка.

Цель урока (обучающая, развивающая, воспитательная): 

осознавать  музыкальную речь как способ общения между людьми;

развивать возможность осмысления народной  и профессиональной музыки;

воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.

Планируемые результаты:

понимать особенности построения музыкальных и литературных произведений;

уметь наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания содержания музыкальных образов.

Материально-техническое оснащение: фортепиано, музыкальный центр, компьютер.

Образовательные ресурсы:

учебник «Музыка. 4 класс», авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;

нотная хрестоматия, 4 класс;

фонохрестоматия, 4 класс;

комплекс уроков по музыке, 4 класс.

ХОД  УРОКА.

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, подравнялись, спинки выпрямили, все готовы к уроку, у всех хорошее настроение и рабочий настрой.

Приветствие: Пропевание  вокальной  распевки – приветствия.

2. Актуализация  знаний.

Учитель: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Кому принадлежат эти строки?

Дети: А.С. Пушкину

Учитель: О каком времени года идёт речь?

Дети: Об осени, это самое любимое время года А. С. Пушкина.

Учитель: А с каким музыкальным произведением познакомились на том уроке?

Дети: «Осенняя песнь» П.И.Чайковского

Учитель: Приятна мне твоя прощальная краса. О какой красе повествует поэт?

Дети: О прощальной.

Учитель: Давайте и мы попрощаемся с осенью, и приготовимся к встрече зимы.

(снимают листья с доски)

Учитель: С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?

Дети: С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.

Учитель: А как заканчивается день?

Дети: Вечером. Все возвращаются домой.

Учитель: Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?

Дети: Утро. Вечер.

3. Усвоение новых знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер. Учитель: Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?

Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.

Видеофрагмент  Г. Свиридов «Тройка».

Учитель: Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

Дети: Нет

Учитель: А почему?

Дети: Потому что мы не рассматривали произведения, где описывается, рисуется зима.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.

Презентация  1.

Учитель: Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?

Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел.

Дети: За окошком красивое морозное утро?

Учитель: Какие краски использовал художник, изображая зиму.

Дети: Светлые, жизнерадостные.

Учитель: Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать.

Дети:  Мягкая, пушистая, красивая, спокойная, тихая, нежная

Учитель: А сейчас определим какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина и сравним с картиной природы.

Учитель: Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Учитель: Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».

Какое же зимнее утро?

Дети: Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное.

Учитель: Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?

Дети: Мягкая, морозная, пушистая, чудесная, красивая, солнечная, спокойная, бодрая, тихая, искрящая,  нежная, сверкающая.

Исполнение песни О. Поляковой «Зимнее утро».

Учитель: Как наступление нового дня нарисовал музыкальными красками русский композитор? А сейчас послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, который написал для своего племянника. Какие чувства передаёт музыка?

Слушание и анализ музыкального произведения «Зимнее утро» П.Чайковского

Учитель: Какие у вас возникли ощущения?

Дети:  Музыка хмурая, вьюжная, тревожная.

Учитель:  Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?

Дети:  Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.

Учитель: А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Дети:  Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.

Мягкая, морозная, вьюжная, пушистая, чудесная, тревожная, красивая, солнечная, метельная, спокойная,  бодрая,  холодная, тихая, искрящая, хмурая, нежная, сверкающая, встревоженная

Учитель: Какая же зима у нас получилось?

Дети: Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.

Презентация  2.

Учитель: Вслед за утром наступает бурный день! Зима нас радует и дарит нам множество забав и развлечений.

Как зимой нам поиграть?

Будем мы снежки кидать.

Физминутка

(Игра в снежки) кидая снежок, учитываем темп музыки.

Наверное у вас замёрзли ручки давайте их погреем (греют ручки, дуют на них)

Учитель: Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

Эти стихи – одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер.

Учитель: Какой вечер предстал перед нами?

Дети: Холодный, метельный.

Учитель: Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.

Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?

Дети: Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».

Учитель:  Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?

Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки.

4. Закрепление новых знаний.

Карточка

ТЕМП    (быстрый, умеренный, медленный)
ДИНАМИКА    (громко, не очень громко, тихо)
ИСПОЛНИТЕЛЬ   (хор, солист)
ЛАД   (мажор, минор)

РЕГИСТР   (низкий, средний,высокий)

Учитель: Что выбрали – прочитайте.
Дети зачитывают различные варианты ответов.
Учитель: Попробуйте тихо напеть эти строки. Кто это может сделать для всех?
Дети по желанию напевают четверостишие вслух.

Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта М. Яковлев

Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева
Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева?

Дети: Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад.

Учитель: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?

Дети: Тема зимы.

Исполнение песни М. Яковлева «Зимний вечер».
Учитель: Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы

Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.

5. Домашнее  задание.   стр. 44-47, прочитать, ответить на вопросы.

6. Рефлексия.

 Что больше всего вам запомнилось на уроке?
Выбери одну из разноцветных нот:
Я работал на уроке много и с увлечением;
Мне было интересно, но я был не очень активен;
Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду более активен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимнее утро. Зимний вечер.

Презентация к уроку музыки по теме "Зимнее утро. Зимний вечер"....

Конспект урока музыки в 4 классе «Зимнее утро, зимний вечер…»

Конспект урока музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро, зимний вечер..."...

Урок по литературному чтению. 3 класс. А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

Урок по литературному чтению. 3 класс.  А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера....