Конспект урока музыки в 4 классе «Зимнее утро, зимний вечер…»
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Конспект урока музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро, зимний вечер..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока музыки, 4 класс33.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО

Лашко Галина Вячеславовна

Предмет

Музыка

Класс

4 «г»

Тема урока

«Зимнее утро, зимний вечер…»

Тип урока

Открытие нового знания

Цель урока

Формирование музыкальной культуры школьников как части их общей духовной культуры.

Дидактическая цель урока

Дать учащимся первоначальное и общее представление о возможных взаимосвязях музыки, живописи и литературы, в передачи образа зимы через произведения урока: стихи А.С.Пушкина, П. Чайковский «Зимнее утро», М. Яковлев «Зимний вечер»

Задачи урока

Воспитательная: Представить искусство музыки, живописи и слова - как выражение мысли и чувства человека, средство общения людей.

Образовательная: Знакомство с новыми значениями: лирика в поэзии и в музыке, сведения об М.Яковлеве.

Развивающая: Развитие художественного воображения, умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве.

Оборудование

Презентация, конспект, мультимедийная доска, компьютер.

Музыкальные произведения: П. Чайковский «Зимнее утро», М. Яковлев «Зимний вечер»,

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

-Здравствуйте ребята. Сегодня урок музыки буду проводить у вас я.  Давайте улыбнёмся друг другу и тихо присядем.

Готовятся к уроку. Садятся.

Личностные УУД: готовность к восприятию информации

2.Подведение к теме урока

-  Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Кому принадлежат эти строки?

- О каком времени года идёт речь?

- А с каким музыкальным произведением познакомились на том уроке?

- Приятна мне твоя прощальная краса. О какой красе повествует поэт?

- Давайте и мы попрощаемся с осенью, и приготовимся к встрече зимы.

(снимают листья с доски)

- С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?

- А как заканчивается день?

- Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?

- Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер. Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?

- Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

- А почему?

- Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.

У вас на столах лежит таблица, и в течение урока мы с вами будем заполнять её.

- А.С. Пушкину

- Об осени, это самое любимое время года А. С. Пушкина.

- «Осенняя песнь» П.И.Чайковского

- О прощальной.

- С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.

- Вечером. Все возвращаются домой.

- Утро. Вечер.

- С помощью музыки, красок, поэзии.

- Нет

- Потому что мы не рассматривали произведения, где описывается, рисуется зима.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

3.Изучение нового материала

- Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?

- Посмотрите на картину художника.  Что вы видите?

- Какие краски использовал художник, изображая зиму?

- Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать. Давайте и мы возьмем таблицу и запишем, какая зима на картине.

- А сейчас определим какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина и сравним с картиной природы.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

- Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».

- Какое же зимнее утро?

- Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?

- А сейчас послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, который написал для своего племянника. Какие чувства передаёт музыка? 

- Ребята, вам знаком этот композитор?

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений.

-Давайте повторим ФИО композитора вслух

- Перед тем, как начать слушать произведение, давайте правильно сядем, выпрямим спинки.Представьте, что вы находитесь в концертном зале. Слушаем внимательно.

Слушание и анализ музыкального произведения «Зимнее утро» П.Чайковского

- Какие у вас возникли ощущения?

-Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?

- А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

- Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу

- Какая же зима у нас получилось?

- Вслед за утром наступает бурный день! Зима нас радует и дарит нам множество забав и развлечений.

- Красивое морозное утро

- Светлые, жизнерадостные.

- Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное.

- Да

- Музыка хмурая, вьюжная, тревожная

- Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.

- Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.

- Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.

Личностные УУД:

Сотрудничество со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий

Регулятивные УУД:

Планировать свое высказывание; понимать и принимать учебную задачу

4.Физкультминутка

Ребята, давайте с вами отдохнем и проведем небольшую физминутку.

Как зимой нам поиграть?

Будем мы снежки кидать.

(Игра в снежки) кидая снежок, учитываем темп музыки.

Наверное у вас замёрзли ручки давайте их погреем (греют ручки, дуют на них)

5.Слушание

Вокально-хоровая работа над песней

- Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

Эти стихи – одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер.

- Какой вечер предстал перед нами?

-Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.
Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?


- Ударения в словах падают, на какие звуки?
- Что они изображают?
- Давайте изобразим, завывание вьюги.


- Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.

Карточка

ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)
ДИНАМИКА (громко,

не очень громко, тихо)
ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)
ЛАД (мажор, минор)

- Что выбрали – прочитайте.


Учитель: Попробуйте тихо напеть эти строки. Кто это может сделать для всех?


Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта М. Яковлев


Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева
Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева?


- Холодный, метельный.

 - Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».

- о, а, у, е, и.

- Завывание вьюги.

( на гласные изображают завывание вьюги)

Дети зачитывают различные варианты ответов.
Дети по желанию напевают четверостишие вслух

- Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад.

Регулятивные УУД:

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

6.Итог урока

Домашнее задание

Рефлексия

- Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?
- Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы

Изобразить зимнее утро.

Ребята, у вас на столах лежат карточки красного и зеленого цветов.

Если вы усвоили материал урока, он показался вам легким, поднимите карточку с зеленым цветом.

Если вы не всё усвоили, остались какие-либо вопросы, то поднимите карточку с красным цветом.

-Вы сегодня были очень активны. Молодцы. Спасибо за урок!

- Тема зимы.

- С помощью музыки, красок, поэзии.

Личностные УУД:

Самооценка на основе критериев успешности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер".

урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер" в разделе "День, полный событий"....

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...