Конспект урока" Русь колокольная"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Силенко Елена Владимировна

Сценарий урока "Русь колокольная.Колокольный звон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokolnyy_zvon.docx20.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     Разработка сценария урока музыки 3 класс

Тема урока: «Русь -колокольная»

ХПИ: Звон, льющийся из сердца «поющего цветка»

Цель: Создать условия для постижения тайны колокольных звонов храмов нашего Отечества через произведения русских композиторов

Задачи:

- Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами музыки, воспитание исполнительской и слушательской культуры.

-Углубление в мир русской музыки и культуры на примере вариантов церковных колокольных звонов и классических произведений русских композиторов.

-Приблизиться к ощущению и пониманию колокольности как художественному явлению в русском искусстве.

Материал: «Песня о России»

                    М.П.Мусоргский Великий колокольный звон из оперы «Борис Годунов»

                    Церковные колокольные звоны

                   Стихотворение «Колокола» В.Фролова

                   «Вечерний звон

 Ход урока:

У:       Прозвенел для нас звонок                                                                

          Начинаем наш урок        

           Добрый день! На нашем уроке мы продолжаем тему предыдущих занятий, на которых говорили о нашей…..      (Родине, России).

        -Совершенно верно. И одно музыкальное произведение доказало нам, что Россия не просто наша Родина, место где мы живём. Россия – это мы. Мы убедились, как прекрасна наша Родина.(Слайд №1)

        -Что же это за произведение и кто его автор?

Д: (Это песня о России)

У:   Конечно же! Это ещё одна причина , чтобы беречь и любить свою страну. Относясь с любовью к России, мы показываем любовь к себе и своим близким.

       Давайте продемонстрируем сейчас наше уважение и любовь к родной стране. И исполним песню о России.

      (Исполнение песни. Во время исполнения показ слайдов с картинами природы №2).

У:   Спасибо! Мне очень понравилось ваше исполнение.

 -  Ребята, знаете при подготовке к сегодняшнему уроку, мне на глаза попалась фраза «Русь-васильковая».(Слайд №3)                                                                                               Хотелось бы узнать, как вы понимаете значение этого высказывания.

Д: (Это значит, что в России много полевых васильков)

У: Верно. Но только ли это. Если глубже вдуматься в эту фразу, что она нам может раскрыть? Только ли с цветами связано  это название?

Д: (Не только. Васильковая оно ещё и потому, что в России много синего цвета: реки, озёра, небо… И она такая же свободная как эти простые полевые цветы.)

У:  А ещё говорят «Русь-ромашковая», «Русь-берёзовая»

  У:  Послушайте стихотворение и скажите, о чём оно?

       Колокольчик! Колокольчик!                   Так звенишь и так трепещешь

       На лугу со всех сторон                               Там где травы и цветы

       Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий                Может быть звонишь ты тоже

       Будто слышится мне звон                         Но твой звон не слышен нам

       Колокольчик! Колокольчик!                     И понятен только пчёлам

       Неужели это ты                                             Роще, травам и цветам.

Д:  ( о колокольчике)(Слайд№5)

У:  Необычайно красивый цветок, правда!

      Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, ещё в 4 веке Епископу Иоланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы-колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необычайной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок и металла и использовать его при богослужении в церкви.

- И есть ещё одно название нашей Родины - «Русь- колокольная».(Слайд №6)                       О чём же оно говорит?

Д:  (О том, что на Руси много колоколов. И колокола – это ещё один символ нашей Родины).

У: Правильно. Колокола называют русским чудом. Появились колокола очень давно и сразу стали символом державы и мощи русского человека. Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам.(Слайд №7)

-Ребята, скажите, а мы можем назвать колокол музыкальным инструментом?

Д: (Да).

У: А почему?

Д: (Потому, что когда звонят колокола можно услышать в их звоне мелодию). (Слайд №8)

У:  -Давайте посмотрим, от чего зависит звук колокола?

    Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук во многом зависит от него. Из какого материала он сделан, веса.

  У: -Если тяжёлый, то  какой звук по высоте будет?

Д: ( низкий).

У: А если лёгкий, как у ваших колокольчиков?

Д:  (высокий, звонкий).

У: Колокола бывают разных размеров. Посмотрите, у меня колокольчик чуть больше. И звук у него уже другой. (Послушайте)

 - Кто знает, как называется самый большой в мире колокол? (Царь-колокол)

Посмотрите на экран. (Слайд №9)Это Царь-колокол. Весит он 200 тонн. Он никогда не звонил. При пожаре Москвы люди боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду – от перепада температуры он треснул и от него откололся кусок. Стоит он сейчас в Московском кремле и является уникальным памятником России.

У: Как вы думаете, для чего нужны были колокола на Руси?

Д: (Ответы)

У:  Верно. Издавна колокольный звон раздавался на Руси в разных ситуациях. Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Соответственно и звучал и назывался он по - разному.(Слайд №10)

  - Сегодня мы встретимся с некоторыми из них. Я приготовила металлофон. Давайте представим, что это колокола.

 - Послушайте, какое состояние я хочу вам предать, о чём рассказать?

            (Исполняю набат)

Д: ( О чём то тревожном)

У: Этот звон называется набат-тревожный сигнал о бедствии.

    -Ребята, обратите внимание на ритмический рисунок.(Слайд №9)                                 Давайте исполним ритм , соблюдая акценты. (Исполняем ритм)

 Хотите послушать, как звучит набат? (Да)

(Слушаем Церковный звон – Набат)

У: Что вы почувствовали?

Д: (Тревогу, волнение, ожидание чего-то страшного).

У: Следующий звон называется Благовест.(Слайд №11) Из каких слов состоит его название? (Благо и весть). Что такое благо? (Добро, радость) т.е радостная весть. Посмотрите на ритмический рисунок . Давайте исполним ритм.(Слайд №12)

-Кто хочет попробовать на металлофоне исполнить Благовест?

  (Дети исполняют)

У: А как вы думаете, Трезвон, это радостное или печальное звучание колоколов?

Д: (Радостное, праздничное звучание. Это заложено уже в самом названии.)

У: Правильно. Трезвон – это церковный звон  во все колокола. Звучит во время праздничных служб.(Слайд №12)

  -Послушайте как звучит церковный трезвон.(Звучит трезвон)

-Что вы почувствовали? Как звучал трезвон?

Д: (Звонко, радостно)

У: Этот звон был яркий, заливистый, праздничный и радостный. Колокола как-бы трезвонят всему миру о чём-то светлом и радостном.

 -Давайте послушаем ещё раз и вы своими колокольчиками присоединитесь.

    (Исполнение вместе с детьми)

У: Молодцы! Замечательный трезвон у вас получился.

   Многие композиторы использовали в своих произведениях колокольные звоны. Один из них замечательный русский композитор М.П.Мусоргский.(Слайд №13). Сегодня мы послушаем фрагмент из его оперы. Он называется Великий колокольный звон из оперы «Борис Годунов». Сюжет оперы основан на исторических событиях на Руси, а значит колокол звучит не случайно.

-Как вы думаете, о чём говорит этот звон? В чём его величие? В связи с чем он звучит в опере?

(Слушание Великого колокольного звона из оп. «Борис Годунов»).

Д: (Это торжественное звучание колоколов связано с каким – то очень важным событием. Может быть кто-то важный приехал и его приветствуют этой музыкой).

У: Скажите, пожалуйста, а он звучит величественно-радостно или величественно-тревожно?

Д: ( В нём слышна какая-то скрытая тревога или даже угроза)

У: Молодцы. Верно определили. Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Очень противоречивым было это восхождение на престол и само царствование. Об этом нас колокола и предупреждают.

- Как вы думаете, в опере звучали настоящие колокола? (нет)

-Верно. В современном оркестре колокола превратились в ударные инструменты-применяются также трубы или бруски.(Слайд №14)

У: Колокольный звон был источником творчества не только музыкантов, но и художников. Посмотрите, что изображено на картине? (Слайд №15)

Д: Река, лодка у берега, церковь.

У: Как вы думаете какое время суток изображено? Взгляните на небо, на нем мы видим отблеск солнечных лучей. Этот отблеск мы видим и на куполах церкви. Как вы думаете как будут звучать колокола этой церкви?

Д: Волшебно, таинственно. Мягко.

У: Посмотрите на переднем плане мы видим проплывающих в лодке людей после трудового дня. А могут ли они исполнять какую-либо песню, мелодию? Какая она будет по характеру?

Д: Мягкая, напевная, протяжная, плавная.

У: Сейчас мы послушаем песню. Вслушайтесь и подумайте, могут они исполнять такую песню? (Слушание)

-О чём рассказала вам песня? О каком звоне здесь поётся? (О вечернем)

У: Она так и называется «Вечерний звон». И картина тоже называется «Вечерний звон». Написал её Исаак Левитан. Посмотрите как художник красками а хор голосами смогли прекрасно выразить одно и то же явление. Каждый своими средствами.

У: Колокольные звоны звучат и в произведениях других композиторов. Об этом мы поговорим позже. А наш урок подходит к концу. О чём мы говорили сегодня на уроке?

Д: (О колоколах. О колокольных звонах).(Слайд №16)

У: Так что же – колокольный звон для России, для нас русских людей?

Д: (Это душа России. Частичка русского сердца. Это голос Родины – России).

У: Вы правы. И наш урок я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова и замечательной песней «Колокола России»

    Колокола, Колокола…                              По деревням по городам

    Они нигде так не звучали:                      Вздымались в небо колокольни

    Извечно ими Русь рвала                         Колокола родной страны,

    Оковы будничной печали                       Где быт иной, иные цели

    Вставали храмы – дань Богам.               Как хорошо, что вы слышны,

    А по – над ними, как дреколья              Как хорошо, что уцелели!

             (Звучит песня «Колокола России»)

У: Вот и сейчас мы будем с вами бить, только не в большие колокола, а в маленькие колокольчики и у каждого будет свой звон, льющийся из сердца.

-А нашим гостям мы пожелаем, чтобы в их душе звучал самый светлый колокольчик

       (Звеним в колокольчики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класса по ОПК "Колокольный звон"

Урок  ОПК составлен по учебнику С.Т. Погорелова....

Конспект урока 2 класса на тему "Великий колокольный звон"

Рассказ детям про великий колокольный звон....

План-конспект урока "Колокольный звон"

Конспект урока по «Основам православной культуры»...

Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон".

Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон"....

Конспект урока по музыке "Великий колокольный звон" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели: формирование знаний о колоколах и колокольных звонах на Руси, их значимости в истории и культуре русского народа; знакомство с колоколами, колокольными звонами (благовест, трезвон, набат), тембр...