Конспект урока музыки по программе Е.Д. Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина "Великий колокольный звон"
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему
Конспект урока музыки во 2 классе "Великий колокольный звон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikiy_kolokolnyy_zvon.docx | 21.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 2 классе
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»
Номер урока: № 9 (2-я четверть)
Тем урока: «Великий колокольный звон»
Тип урока: вводный в тему
Цель урока: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры опираясь на творчество русских композиторов.
Задачи:
- сформировать первоначальные знания о колоколах, истории их возникновения на Руси, познакомить детей с видами колокольных звонов;
- пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины;
- развивать интерес к русским традициям на основе вокально-хоровой работы.
Используемые методы в организации и осуществления учебной деятельности:
- сравнение, анализ, метод звуковой и зрительной наглядности, метод самостоятельной работы, диалога.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация к уроку.
Музыкальный материал: увертюра к опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргский; «Сюита № 1» С.В. Рахманинов.
Ход урока
I.Организационный момент Активизация внимания. Музыкальное приветствие.
2. Вводная беседа учителя с учениками.
Начинается урок с прослушивания музыкального фрагмента.
(Звучит колокольный звон)
Учитель: Ребята вы обратили внимание какие звуки открыли наш урок?
Дети: это был колокольный звон
Учитель: Правильно, а где можно услышать колокола?
Дети: На улице, в храме, по телевизору
3. Основное содержание урока
Учитель: Наш сегодняшний урок будет посвящён этому замечательному явлению – колокольному звону. Скажите, пожалуйста, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?
Дети: Да
Учитель: А почему ?
Дети: Потому что когда звонят колокола можно услышать мелодию.
Учитель: Правильно. Как вы думаете, колокольный звон это новое явление или нет?
Дети: Колокола были придуманы очень давно
Учитель: Если придумано давно, то должны быть остаться доказательства. Наша задача сегодня исследовать , где звучал колокол, и какое место он занимает в душах русских людей. А почему мы заговорили о колоколах именно в это время?
Дети: Потому что скоро праздник Пасхи.
Учитель: Верно в этот день мы услышим один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола: и большие , и самые маленькие. Как вы думаете, в каком веке появились колокола на Руси?
Учитель: Первое упоминание о колоколах встречается в 10 веке, и на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время веселья и скорби. Давайте вспомним легенду о появлении колокола. Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «Голос чище звона», «Слава, что звон» - так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью. Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихах:
Колокола!
Ваш звучный звон –
Язык земли,
Меня вскормившей.
Живёт в нас радость,
Клич и стон,
Как отголосок
Жизни бывшей.
Колокола –
Руси венец,
Червоным золотом
Горящий,
Ваш звон –
Связующая нить
Меж будущим
И настоящим.
Г.Голуб
Дети: (Дети читают свои стихи)
Учитель: Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Я предлагаю вам музыкальную загадку. Послушайте внимательно и подумайте звучат ли здесь колокола (звучит фрагмент из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов»
Дети: Да . Нет.
Учитель: Мнения наши разделились. К нашему удивлению это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. Вспомните, пожалуйста, что означает слово «имитация»? (это значит изображение или подражание). Часто композиторы пользовались этим приёмом в различных произведениях. Послушайте фрагмент «Сюиты №1» С.Рахманинова и постарайтесь вслушаться какой инструмент изображает колокольный звон.
Дети: Это рояль
Учитель: Колокола были словно живые. Им, как и людям, давали имена - ГАВРИЛА, ГЕОРГИЙ, ЛЕБЕДЬ, МЕДВЕДЬ… Давайте познакомимся с устройством колокола. (Слайд 12). Обратите внимание на названия частей колокола: корона, голова, поясок, талия, губа, язык… Как будто говорят о человеке… Колокол у нас преследовала та же участь что и праведных людей: колокола истязали, вырывали «языки», отрезали «уши», брали в плен.
Дети: ( Дети читают свои сообщения, заданные домашним заданием.)
Учитель: Колокола находились в специальном помещении Слайд. Посмотрите на картинку, найдите это помещение и вспомните, как оно называется.
Дети: Колокольня, или звонница.
Учитель: Почему называется колокольня – это понятно. А почему звонница?
Дети: Потому что оттуда лился колокольный звон
Учитель: А как называли человека, который звонил в колокола?
Дети: Звонарь
Учитель: Как вы думаете, это лёгкое или трудное дело?
Дети: Трудное
Учитель: Не просто трудное, а очень. Представьте себе, колокол Ивана Великого в 4-х ярусах 37 колоколов. Чтобы попробовать себя в роли звонарей, я предлагаю подойти ко мне 4 человека. (проводиться ритмическая игра)
Учитель: Молодцы, подготавливая домашние задания, вы наверняка были удивленны множеству легенд и научных фактов о колоколах. Давайте их послушаем.
Учитель: Давайте и мы с вами разучим песню «Христос воскрес», которую исполняют на праздник Пасхи. (разучивание песни)
Учитель: Мы спели такую строчку: «Повсюду благовест звучит».Что такое «благовест» ?
Дети: Это праздничный перезвон
Учитель: Верно, а от каких двух слов образовалось такое название?
Дети: От слов «Благо» и «весть» - благая весть - хорошая, добрая весть.
Учитель: Давайте послушаем как он звучит.
Учитель: Получается, что колокола празднуют вместе с людьми. А вы знаете есть такой обычай: в Пасхальную наделю пускать на колокольню всех желающих, и звон в эти праздничные дни продолжается весь день.
Заключение: Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке. На этом наш урок закончен, желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока музыки в 1 классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской "Край в котором ты живёшь" 2-е полугодие
Урок формирует понятие РОДИНА, прививает чувство любви и уважения к краю, в котором ты живёшь. В уроке использованы репродукции картин кубанских художников и музыка кубанского композитора В.Г.Захарчен...
Конспект урока музыки в 1 классе по ФГОС программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой Тема: «Азбука, азбука каждому нужна»
Тема: «Азбука, азбука каждому нужна»Цель урока: установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.Задачи урока:1. Развитие предметных умений учащихся воспринимать музыкальн...
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной
Конспект урока музыки2 класс раздел 2 урок 4Музыкальные инструменты (фортепиано)Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной...
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...