Конспект урока музыки по программе Е.Д. Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина "Великий колокольный звон"
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему

Конспект урока музыки во 2 классе "Великий колокольный звон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikiy_kolokolnyy_zvon.docx21.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 2 классе

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»

Номер урока:  № 9 (2-я четверть)

Тем урока: «Великий колокольный звон»

Тип урока: вводный в тему

Цель урока: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры опираясь на творчество русских композиторов.

Задачи: 

  • сформировать первоначальные знания о колоколах, истории их возникновения на Руси, познакомить детей с видами колокольных звонов;
  • пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины;
  • развивать интерес к русским традициям на основе вокально-хоровой работы.

Используемые методы в организации и осуществления учебной деятельности:

  • сравнение, анализ, метод звуковой и зрительной наглядности, метод самостоятельной работы, диалога.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация к уроку.

Музыкальный материал: увертюра к опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргский; «Сюита № 1» С.В. Рахманинов.

                                             Ход урока

 I.Организационный момент Активизация внимания. Музыкальное приветствие.

2. Вводная беседа учителя с учениками.

Начинается урок с прослушивания музыкального фрагмента.

(Звучит колокольный звон)

Учитель: Ребята вы обратили внимание какие звуки открыли наш урок?

Дети: это был колокольный звон

Учитель: Правильно, а где можно услышать колокола?

Дети: На улице, в храме, по телевизору

3. Основное содержание урока

Учитель: Наш сегодняшний урок будет посвящён этому замечательному явлению – колокольному звону. Скажите, пожалуйста,  можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?

Дети: Да

Учитель: А почему ?

Дети: Потому что когда звонят колокола можно услышать мелодию.

Учитель: Правильно. Как вы думаете, колокольный звон это новое явление или нет?

Дети: Колокола были придуманы очень давно

Учитель: Если придумано давно, то должны быть остаться доказательства. Наша задача сегодня исследовать , где звучал колокол, и какое место он занимает в душах   русских людей. А почему мы заговорили о колоколах именно в это время?

Дети: Потому что скоро праздник Пасхи.

Учитель: Верно в этот день мы услышим один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола: и большие , и самые маленькие. Как вы думаете, в каком веке появились колокола на Руси?

Учитель: Первое упоминание о колоколах встречается в 10 веке, и на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время веселья и скорби.  Давайте вспомним легенду о появлении  колокола.                                Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «Голос чище звона», «Слава, что звон» - так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью. Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихах:

 Колокола!

Ваш звучный звон –

Язык земли,

Меня вскормившей.

Живёт в нас радость,

 Клич и стон,

Как отголосок

Жизни  бывшей.

Колокола –

Руси венец,

Червоным золотом

Горящий,

Ваш звон –

Связующая нить

Меж будущим

И настоящим.

                                                 Г.Голуб

Дети: (Дети читают свои стихи)

Учитель: Но  не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Я предлагаю вам музыкальную загадку. Послушайте внимательно и подумайте звучат ли здесь колокола (звучит фрагмент из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов»

Дети: Да . Нет.

Учитель: Мнения наши разделились. К нашему удивлению это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. Вспомните,  пожалуйста, что означает слово «имитация»?  (это значит изображение или подражание). Часто композиторы пользовались этим приёмом в различных произведениях. Послушайте фрагмент «Сюиты №1» С.Рахманинова и постарайтесь вслушаться какой инструмент изображает колокольный звон.

Дети: Это рояль

Учитель: Колокола были словно живые. Им, как и людям, давали имена - ГАВРИЛА, ГЕОРГИЙ, ЛЕБЕДЬ, МЕДВЕДЬ… Давайте познакомимся с устройством колокола. (Слайд 12). Обратите внимание на названия частей колокола: корона, голова, поясок, талия, губа, язык… Как будто говорят о человеке… Колокол у нас преследовала та же участь что и праведных людей: колокола истязали, вырывали «языки», отрезали «уши», брали в плен.

Дети:  ( Дети читают свои сообщения, заданные домашним заданием.)

Учитель: Колокола находились в  специальном помещении Слайд. Посмотрите на картинку, найдите это помещение и вспомните, как оно называется.

Дети: Колокольня, или звонница.

Учитель: Почему называется колокольня – это понятно. А почему звонница?

Дети: Потому что оттуда лился колокольный звон

Учитель: А как называли человека, который звонил в колокола?

Дети: Звонарь

Учитель: Как вы думаете, это лёгкое или трудное дело?

Дети: Трудное

Учитель: Не просто трудное, а очень. Представьте себе, колокол Ивана Великого в 4-х ярусах 37 колоколов. Чтобы попробовать себя в роли звонарей, я предлагаю подойти ко мне 4 человека. (проводиться ритмическая игра)

Учитель:  Молодцы, подготавливая домашние задания, вы наверняка были удивленны множеству легенд и научных фактов о колоколах. Давайте их послушаем.

Учитель: Давайте и мы с вами разучим песню «Христос воскрес», которую исполняют на праздник Пасхи. (разучивание песни)

Учитель: Мы спели такую строчку:  «Повсюду благовест звучит».Что такое  «благовест» ?

Дети: Это праздничный перезвон

Учитель: Верно, а от каких двух слов образовалось такое название?

Дети: От слов «Благо» и «весть» - благая весть - хорошая, добрая весть.

Учитель: Давайте послушаем как он звучит.

Учитель: Получается, что колокола празднуют вместе с людьми. А вы знаете есть такой обычай: в Пасхальную наделю пускать на колокольню всех желающих, и звон в эти праздничные дни продолжается весь день. 

Заключение:  Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке. На этом наш урок закончен, желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока музыки в 1 классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской "Край в котором ты живёшь" 2-е полугодие

Урок формирует понятие РОДИНА, прививает чувство любви и уважения к краю, в котором ты живёшь. В уроке использованы репродукции картин кубанских художников и музыка кубанского композитора В.Г.Захарчен...

Конспект урока музыки в 1 классе по ФГОС программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой Тема: «Азбука, азбука каждому нужна»

Тема: «Азбука, азбука каждому нужна»Цель урока: установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.Задачи урока:1. Развитие  предметных умений учащихся   воспринимать  музыкальн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной

Конспект урока музыки2 класс раздел 2 урок 4Музыкальные инструменты (фортепиано)Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной...

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...