План-конспект урока "Колокольный звон"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Балобанова Евгения Алексеевна

Конспект урока по «Основам православной культуры»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_.docx29.26 КБ
Файл kolokolnye_zvony.pptx2.32 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no3.doc564.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по «Основам православной культуры»

Тема урока:«Колокольный звон»

Цель урока:

Расширить, обобщить и уточнить общие представления о колокольном звоне.

Планируемый результат УУД:

Регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.

Познавательные: находить информацию в разных источниках, понимать терминологию, обозначающую звучание колокольных звонов.

Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге; уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: формировать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

Задачи: 

1.Сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении русской православной культуры.

2. Развитие творческого мышления, культуры общения, расширение кругозора. Развивать коммуникативные способности, устную речь учащихся; расширить познавательный интерес учащихся;
3.Воспитывать ответственность перед классом; патриотические и гражданские чувства; пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины

Новые слова и понятия:

Звон, благовест, набат, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.

Иллюстративное сопровождение:  Презентация PowerPoint (см. приложение 1), минизвонница, тренажер (см. приложение 2).

Оборудование и материалы: 3 шарика (красного, синего и зеленого цветов), по числу детей колокольчики тех же цветов, 3 конверта с информацией (см. приложение 3), листы А3, стрелочки, клей, ножницы, стикеры красного, желтого и зеленого цвета.

Ход урока

Дети заходят в класс, получают колокольчик красного, синего или зеленого цвета и рассаживаются за столы с определенным гелиевым шариком (3 группы)

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, меня зовут Евгения Алексеевна. Я попрошу сейчас каждого из вас назвать свое имя. Вы скажете хором, но я каждого услышу!

- Спасибо.

  1. Мотивация к учебной деятельности. 

Играю на минизвоннице колокольный звон.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что за звуки вы услышали? (Это колокольный звон)

- Правильно.

-А сейчас отвечайте по очереди:

- Где можно услышать колокола? (на улице, в храме, на телевидении )

-Как называется самый большой колокол в мире?

-Правильно, Царь Колокол.

-Где он находится?

-В Московском Кремле.

Слайд 2

-А знаете ли вы, где находится самый большой колокол в Краснодарском крае?

-В Горячем Ключе. Главный колокол Свято-Троицкого храма «Благовест» весит 6 тонн и отличается своим звучанием.

Слайд 3

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Конечно, догадались, что наш сегодняшний урок будет посвящен замечательному явлению – колокольному звону и его значению в жизни русского человека.

Слайд 4

  1. Изучение  нового материала.

Составление интеллект-карты:

- Но мне бы хотелось, чтобы не я, а вы сами попробовали рассказать все о колоколах и колокольных звонах. Именно для этого вы сидите по группам. У каждой группы свое секретное задание. А я сегодня буду вашим помощником.

Cлайд 5

-Пока вы работаете вам в помощь песенка о колокольном звоне.

(Напомнить о правилах работы в группе).

1 группа получает конверт и изучает вопрос: для чего нужны были колокола на Руси?

2 группа получает второй конверт и расскажет нам, какие способы звона существуют.

3 группа  получает конверт и найдет в нем информацию о видах звона.

Дети составляют интеллект-карту и выступают со своими сообщениями. Карты крепятся к доске возле колокола, который символизирует тему нашего урока.

Во время выступления 2 группы показываем способы звона на настоящем колокольчике (на минизвоннице)

Во время выступления 3 группы прослушать виды звона. (Слайды 6-9)

  1. Практическая работа

Работа с тренажером.

-Сейчас мы превратимся в виртуальных звонарей. А кто такие звонари?

Каждая группа с помощью мышки выбирает на тренажере по 2 колокольчика. Слушаем, как они звучат отдельно.

Программа их делит на большие, средние и маленькие.

Слушаем, как звучит благовест и  перезвон именно на выбранных колокольчиках.

-А сейчас кто хочет превратиться в  настоящего звонаря?

Пробуем сыграть на минизвоннице благовест, набат, перебор, перезвон.

  1. Продолжение изучения нового материала

Могут ли композиторы использовать звучание колокола при создании музыкальных произведений? Безусловно!

Специальный инструмент  входит в состав симфонического оркестра. Он так и называется - колокол.

Слайд10

А вот как звучит «Великий колокольный звон» из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

Звучание музыки.

Слайд11

  1. Рефлексия

- Ребята, у вас на столах есть стикеры разного цвета.

-Я вас прошу украсить наш колокол на доске.

- Если вам все было понятно на занятии, то возьмите зеленый стикер и украсьте наш колокол, если у вас были каки-то затруднения – то возьмите желтый стикер, а если вам было сегодня трудно и вы вообще ничего не поняли, то возьмите красный стикер и прекрепите к нашему колокольчику на доске.

 - Но, выходим к доске, раскачиваясь как большой колокол или как маленький колокольчик перепрыгивая с ноги на .По моей команде выходим. (физминутка)

- Смотрите, какой колокол получился красивый! А вы еще и размялись!

  1. Творческое домашнее задание

- Чтобы запомнить звон и при случае повторить, надо было его записать. А как? Нотной записи раньше не существовало. И звонари стали придумывать разные попевки, например:

 Для большого колокола

Бог Отец   Бог Отец   Бог Отец

 Для средних  колоколов

Сын      Божий   Сын      Божий   Сын       Божий

Для малых колоколов

Любишь    Бога    , ходи    в храм!

Любишь     Бога     , ходи     в храм!

Любишь     Бога,    ходи     в храм!

Дети хлопают в ладоши попевке

- Я вас попрошу дома найти 3 попевки звонаря или придумать их самим.

  1. Итог занятия

- Ну вот, ребята, наше занятие окончено. Когда будете уходить из класса, позвоните в колокольчик на звоннице и пусть он вам принесет радость и счастье. А я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель основ православной культуры Балобанова Е.А.

Слайд 2

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ КОЛОКОЛ СОЗДАТЕЛИ- ИВАН И МИХАИЛ МОТОРИНЫ 1735 ГОД ВЕС – ОКОЛО 200 ТОНН ВЫСОТА- 6 М. 14 СМ. ДИАМЕТР- 6 М. 60 СМ.

Слайд 5

Правила работы в группе : работать сообща; у меть выслушать друг друга, с лушать других, не перебивая, внимательно; у меть распределить обязанности между собой; у меть договариваться, помогать друг другу.

Слайд 6

Благовест - благая, радостная весть, звон в один колокол, призывал в церковь на богослужение

Слайд 7

Трезвон (звон во все колокола) оповещал о большом празднике, по особенному торжественно звонили к приезду высокопоставленных особ – царя, патриарха, членов царской семьи…

Слайд 8

Перезвон – представляет собой звон поочередно в каждый колокол с большого до маленького, что символизи-рует истощение Господа.

Слайд 9

Перебор – представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, с последующим общим ударом во все колокола одновременно.

Слайд 10

КОЛОКОЛ входит в состав симфонического оркестра. Этот инструмент звучит в кантате С.Прокофьева «Александр Невский», в хоре «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Слайд 11

«Великий колокольный звон» из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов»



Предварительный просмотр:

 1 группа изучает вопрос: для чего нужны были колокола на Руси?

Со звуком колокола в России проходили многие события:

  • Указывали путь странникам
  • Предупреждали людей о различных бедствиях (пожар, нападение неприятеля и пр.) – набат
  • Сообщали о  возвращении воинов с поля брани;
  • Говорили о  предстоящей встрече высоких гостей

В церкви колокола испрльзуются:

  • Возвещают о богослужении, выражают торжество церкви и её богослужения;
  • Возвещают не присутствующим в храме о службе и призывают их в храм;
  • Колокол является единственным музыкальным инструментом в православном храме.

2 группа расскажет нам, какие способы звона существуют.

А как же звонили в колокола в первые века христианства на Руси? Оказывается, по – европейски: раскачивался не язык, а весь колокол. Очепный способ был распространен во всех, за небольшим исключением, католических церквах не только в Европе, но и в Америке. Он давал не четкие, ритмичные, а бряцающие удары и не позволял использовать на колокольнях большие колокола. При раскачивании тяжелого колокола могла расшататься сама колокольня.

Русские мастера – звонари, приложив смекалку, нашли новый способ звона, более удобный – язычный, которым пользуются сейчас. Открытие это, вероятно, произошло в XIV веке. Колокол крепился к металлическому или деревянному брусу ремнями или железными петлями, продернутыми через колокольные ужи. Раскачивающийся язык ударял в неподвижный колокол. Колокола, огромные, громогласные, вознесенные на высокие башни, могли обращаться сразу ко всем жителям большого города.

Русский способ звона допустил на колокольни колокола в сотни и тысячи пудов.

А очепные колокола долго сохранялись на Руси вместе с язычными, вплоть до середины XVII века, особенно в северном крае. И до сих пор их заботливо берегут в древней Псково – Печерской обители как старый завет, с которого звон начал свое шествие по просторам русской земли.

Язычный способ звона в колокол.

Очепный способ звона в колокол

3 группа найдет информацию о видах звона

Звоны разделяются на сигнальные и художественные.

К первым относятся набат и благовест, ко вторым – перебор, перезвон, двузвон и трезвон.

Самый древний из них — это звон в большой колокол, в благовест, его можно услышать перед каждой церковной службой. Мерные, величественные удары раздаются окрест и словно зовут: «К нам... К нам... К нам...»

Набат — это оповещение или тревожный сигнал в большой колокол для сбора народа. Пожар ли, внезапное нападение врага, бунт, иная ли напасть – всех своим громким, резким, торопливым, сбивчивым криком поднимает на ноги набат.

При перезвоне колокола звонят с большого до маленького, что символизирует истощение Господа.

Перебор — это погребальный, печальный звон, он звучит после отпевания. В переборе другая очередность звона в колокола — с маленького до большого, что как бы символизирует человеческую жизнь от младенчества до старости, и под конец — удар во все колокола — обрыв, смерть.

Двузвон – это звон в два приема.

В трезвоне участвуют все группы колоколов (большой колокол, средние и маленькие), вплетающих свои голоса в общий хор. Это самый сложный и радостный звон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...