План-конспект урока "Колокольный звон"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Конспект урока по «Основам православной культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_.docx | 29.26 КБ |
kolokolnye_zvony.pptx | 2.32 МБ |
prilozhenie_no3.doc | 564.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по «Основам православной культуры»
Тема урока:«Колокольный звон»
Цель урока:
Расширить, обобщить и уточнить общие представления о колокольном звоне.
Планируемый результат УУД:
Регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.
Познавательные: находить информацию в разных источниках, понимать терминологию, обозначающую звучание колокольных звонов.
Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге; уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.
Личностные: формировать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
Задачи:
1.Сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении русской православной культуры.
2. Развитие творческого мышления, культуры общения, расширение кругозора. Развивать коммуникативные способности, устную речь учащихся; расширить познавательный интерес учащихся;
3.Воспитывать ответственность перед классом; патриотические и гражданские чувства; пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины
Новые слова и понятия:
Звон, благовест, набат, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.
Иллюстративное сопровождение: Презентация PowerPoint (см. приложение 1), минизвонница, тренажер (см. приложение 2).
Оборудование и материалы: 3 шарика (красного, синего и зеленого цветов), по числу детей колокольчики тех же цветов, 3 конверта с информацией (см. приложение 3), листы А3, стрелочки, клей, ножницы, стикеры красного, желтого и зеленого цвета.
Ход урока
Дети заходят в класс, получают колокольчик красного, синего или зеленого цвета и рассаживаются за столы с определенным гелиевым шариком (3 группы)
- Организационный момент.
- Здравствуйте, меня зовут Евгения Алексеевна. Я попрошу сейчас каждого из вас назвать свое имя. Вы скажете хором, но я каждого услышу!
- Спасибо.
- Мотивация к учебной деятельности.
Играю на минизвоннице колокольный звон.
-Ребята, скажите, пожалуйста, что за звуки вы услышали? (Это колокольный звон)
- Правильно.
-А сейчас отвечайте по очереди:
- Где можно услышать колокола? (на улице, в храме, на телевидении )
-Как называется самый большой колокол в мире?
-Правильно, Царь Колокол.
-Где он находится?
-В Московском Кремле.
Слайд 2
-А знаете ли вы, где находится самый большой колокол в Краснодарском крае?
-В Горячем Ключе. Главный колокол Свято-Троицкого храма «Благовест» весит 6 тонн и отличается своим звучанием.
Слайд 3
- Сообщение темы и цели урока.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Конечно, догадались, что наш сегодняшний урок будет посвящен замечательному явлению – колокольному звону и его значению в жизни русского человека.
Слайд 4
- Изучение нового материала.
Составление интеллект-карты:
- Но мне бы хотелось, чтобы не я, а вы сами попробовали рассказать все о колоколах и колокольных звонах. Именно для этого вы сидите по группам. У каждой группы свое секретное задание. А я сегодня буду вашим помощником.
Cлайд 5
-Пока вы работаете вам в помощь песенка о колокольном звоне.
(Напомнить о правилах работы в группе).
1 группа получает конверт и изучает вопрос: для чего нужны были колокола на Руси?
2 группа получает второй конверт и расскажет нам, какие способы звона существуют.
3 группа получает конверт и найдет в нем информацию о видах звона.
Дети составляют интеллект-карту и выступают со своими сообщениями. Карты крепятся к доске возле колокола, который символизирует тему нашего урока.
Во время выступления 2 группы показываем способы звона на настоящем колокольчике (на минизвоннице)
Во время выступления 3 группы прослушать виды звона. (Слайды 6-9)
- Практическая работа
Работа с тренажером.
-Сейчас мы превратимся в виртуальных звонарей. А кто такие звонари?
Каждая группа с помощью мышки выбирает на тренажере по 2 колокольчика. Слушаем, как они звучат отдельно.
Программа их делит на большие, средние и маленькие.
Слушаем, как звучит благовест и перезвон именно на выбранных колокольчиках.
-А сейчас кто хочет превратиться в настоящего звонаря?
Пробуем сыграть на минизвоннице благовест, набат, перебор, перезвон.
- Продолжение изучения нового материала
Могут ли композиторы использовать звучание колокола при создании музыкальных произведений? Безусловно!
Специальный инструмент входит в состав симфонического оркестра. Он так и называется - колокол.
Слайд10
А вот как звучит «Великий колокольный звон» из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
Звучание музыки.
Слайд11
- Рефлексия
- Ребята, у вас на столах есть стикеры разного цвета.
-Я вас прошу украсить наш колокол на доске.
- Если вам все было понятно на занятии, то возьмите зеленый стикер и украсьте наш колокол, если у вас были каки-то затруднения – то возьмите желтый стикер, а если вам было сегодня трудно и вы вообще ничего не поняли, то возьмите красный стикер и прекрепите к нашему колокольчику на доске.
- Но, выходим к доске, раскачиваясь как большой колокол или как маленький колокольчик перепрыгивая с ноги на .По моей команде выходим. (физминутка)
- Смотрите, какой колокол получился красивый! А вы еще и размялись!
- Творческое домашнее задание
- Чтобы запомнить звон и при случае повторить, надо было его записать. А как? Нотной записи раньше не существовало. И звонари стали придумывать разные попевки, например:
Для большого колокола
Бог Отец Бог Отец Бог Отец
Для средних колоколов
Сын Божий Сын Божий Сын Божий
Для малых колоколов
Любишь Бога , ходи в храм!
Любишь Бога , ходи в храм!
Любишь Бога, ходи в храм!
Дети хлопают в ладоши попевке
- Я вас попрошу дома найти 3 попевки звонаря или придумать их самим.
- Итог занятия
- Ну вот, ребята, наше занятие окончено. Когда будете уходить из класса, позвоните в колокольчик на звоннице и пусть он вам принесет радость и счастье. А я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦАРЬ-КОЛОКОЛ САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ КОЛОКОЛ СОЗДАТЕЛИ- ИВАН И МИХАИЛ МОТОРИНЫ 1735 ГОД ВЕС – ОКОЛО 200 ТОНН ВЫСОТА- 6 М. 14 СМ. ДИАМЕТР- 6 М. 60 СМ.
Правила работы в группе : работать сообща; у меть выслушать друг друга, с лушать других, не перебивая, внимательно; у меть распределить обязанности между собой; у меть договариваться, помогать друг другу.
Благовест - благая, радостная весть, звон в один колокол, призывал в церковь на богослужение
Трезвон (звон во все колокола) оповещал о большом празднике, по особенному торжественно звонили к приезду высокопоставленных особ – царя, патриарха, членов царской семьи…
Перезвон – представляет собой звон поочередно в каждый колокол с большого до маленького, что символизи-рует истощение Господа.
Перебор – представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, с последующим общим ударом во все колокола одновременно.
КОЛОКОЛ входит в состав симфонического оркестра. Этот инструмент звучит в кантате С.Прокофьева «Александр Невский», в хоре «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
«Великий колокольный звон» из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов»
Предварительный просмотр:
1 группа изучает вопрос: для чего нужны были колокола на Руси?
Со звуком колокола в России проходили многие события:
- Указывали путь странникам
- Предупреждали людей о различных бедствиях (пожар, нападение неприятеля и пр.) – набат
- Сообщали о возвращении воинов с поля брани;
- Говорили о предстоящей встрече высоких гостей
В церкви колокола испрльзуются:
- Возвещают о богослужении, выражают торжество церкви и её богослужения;
- Возвещают не присутствующим в храме о службе и призывают их в храм;
- Колокол является единственным музыкальным инструментом в православном храме.
2 группа расскажет нам, какие способы звона существуют.
А как же звонили в колокола в первые века христианства на Руси? Оказывается, по – европейски: раскачивался не язык, а весь колокол. Очепный способ был распространен во всех, за небольшим исключением, католических церквах не только в Европе, но и в Америке. Он давал не четкие, ритмичные, а бряцающие удары и не позволял использовать на колокольнях большие колокола. При раскачивании тяжелого колокола могла расшататься сама колокольня.
Русские мастера – звонари, приложив смекалку, нашли новый способ звона, более удобный – язычный, которым пользуются сейчас. Открытие это, вероятно, произошло в XIV веке. Колокол крепился к металлическому или деревянному брусу ремнями или железными петлями, продернутыми через колокольные ужи. Раскачивающийся язык ударял в неподвижный колокол. Колокола, огромные, громогласные, вознесенные на высокие башни, могли обращаться сразу ко всем жителям большого города.
Русский способ звона допустил на колокольни колокола в сотни и тысячи пудов.
А очепные колокола долго сохранялись на Руси вместе с язычными, вплоть до середины XVII века, особенно в северном крае. И до сих пор их заботливо берегут в древней Псково – Печерской обители как старый завет, с которого звон начал свое шествие по просторам русской земли.
Язычный способ звона в колокол.
Очепный способ звона в колокол
3 группа найдет информацию о видах звона
Звоны разделяются на сигнальные и художественные.
К первым относятся набат и благовест, ко вторым – перебор, перезвон, двузвон и трезвон.
Самый древний из них — это звон в большой колокол, в благовест, его можно услышать перед каждой церковной службой. Мерные, величественные удары раздаются окрест и словно зовут: «К нам... К нам... К нам...»
Набат — это оповещение или тревожный сигнал в большой колокол для сбора народа. Пожар ли, внезапное нападение врага, бунт, иная ли напасть – всех своим громким, резким, торопливым, сбивчивым криком поднимает на ноги набат.
При перезвоне колокола звонят с большого до маленького, что символизирует истощение Господа.
Перебор — это погребальный, печальный звон, он звучит после отпевания. В переборе другая очередность звона в колокола — с маленького до большого, что как бы символизирует человеческую жизнь от младенчества до старости, и под конец — удар во все колокола — обрыв, смерть.
Двузвон – это звон в два приема.
В трезвоне участвуют все группы колоколов (большой колокол, средние и маленькие), вплетающих свои голоса в общий хор. Это самый сложный и радостный звон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...