2 | Изучение нового материала. | 15 | Сегодня тема нашего урока- «Великий колокольный звон». Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны — это голос нашей Родины. Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон и благовест. Набат — это оповещение или тревожны сигнал для сбора народа. Пожар ли, внезапное нападение врага, бунт, иная ли напасть – всех своим громким, резким, торопливым, сбивчивым криком поднимает на ноги набат. Это большой колокол. Посмотрите как он выглядит. Самый большой в мире колокол — Царь-колокол, который сегодня можно увидеть в Москве, не первый. Оказывается, был его более ранний вариант. Первый раз его сделали около 400 лет назад и весил он примерно 40 тонн. К сожалению, он долг не простоял, он разбился. Сразу после этого печального события решили сделать новый колокол, гораздо больше предыдущего. Вес нового колокола составил 130 тонн, который был установлен рядом с колокольней царя Ивана Великого. Но и ему не суждено было «жить». Известна точная дата его падения - это был 1654 год. Пострадал колокол во время рождественского колокольного звона. Но и на этом решили не останавливаться. Обратившись к профессиональному литейщику А. Григорьеву (мастер по изготовлению колокол) , мастеру заказали колокол ещё больше - весом уже 160 тонн. Однако и ему не суждено было долго звонить - григорьевский колокол разбился во время сильного пожара, случившегося в 1701 году. И уже только спустя 30 лет императрица Анна Иоановна решила предпринять ещё одну попытку возрождения Царь-колокола. Длительность подготовительных работ составила 4 года. Для приготовления нового колокола на Ивановской площади была создана специальная форма в яме глубиной 10 метров. Стенки формы были укреплены с помощью кирпича и специальных вставок из дуба, а на дно была положена железная решетка. В качестве основания данной конструкции были использованы дубовые сваи. Далее в яму была помещена форма колокола, в которую залили расплавленный в четырёх плавильных печах металл. На материал для нового колокола пошли остатки старого Царь-колокола, разбившегося во время пожара. Проектом «официально» руководил и его исполнял Иван Моторин. Создания Царь-колокола было полностью закончено в ноябре 1734 года. 26 ноября была проведена служба в Успенском соборе, сразу после которой затопили плавильные печи. И вот, казалось бы, ничто не должно помешать отливке нового колокола. Однако опять случились непредвиденные вещи. Две печи дали сбой, расплавленная медь начала вытекать и всё закончилось большим пожаром. Через какое-то время погиб Иван Моторин. и за очередную попытку создания Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина Михаил. 1 час и 12 минут - это точное время, которое понадобилось для отливки последнего варианта Царь-колокола. 25 ноября 1735 года — повторно сделали новый колокол. После отливки колокол начали украшать чеканкой. Однако и здесь вмешалась судьба. Через 2 года в Москве начался очередной пожар. В результате чего загорелись деревянные бревна и доски, которые служили каркасом для ямы. Царь-колокол начал нагреваться и чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Естественно, такого перепада температур металл не выдержал, и от Царь-колокола откололся кусок. Вес этого куска составил 11.5 тонн. Самое интересное, что после пожара его никто не вытаскивал из ямы. А пролежал Царь-колокол в ней немало - почти 100 лет. И только потом его достали из ямы и сделали его памятником. Давайте послушаем с вами как звучит этот колокол. Следующий по размеру у нас идет трезвоны — средние колокола. Трезвоны — это праздничный радостный звон в несколько колоколов в три приёма. Трезвоны звучат после службы в храме, во время Пасхи и во время праздников. Сейчас мы с вами послушаем как звучат трезвоны. И последний вид колокольного звона — это благовест — маленькие колокола. К ним относятся зазвонные колокола и подзвонные колокола. Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов. Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику. Сейчас мы с вами послушаем как звучат маленькие колокола. А теперь мы с вами поиграем не много. Сколько всего у нас вида колокол? Правильно, каждый ряд будет одни колоколом! 1 ряд — большим колоколом, вы поете бом-бом-бом, 2 ряд — вы средние колокола, вы поете бим-бом бим-бом, а 3 ряд будет у нас маленькими колоколами — вы поете тили-бом тили-бом. Потом мы будем меняться! Молодцы ребята, отлично справились. | Дети слушают, отвечают, представляют. | П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. П: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия. К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. |
4 | Пение | 10 | -Сейчас мы с вами разучим новую песню, но перед тем как ее учить, давайте ее послушаем и вы мне скажите как бы вы назвали эту песню? Эту песню написал Яков Дубравин, а называется она «Добрый день». Давайте разберем с вами 1 куплет и припев. ВХР | Методы и приемы | 1. Интонационные -повтор одного звука; -скачки на вверх: Ч4, М6. Вниз: Ч4.
| -собственный показ; -помощь инструмента; -показ звуковысотности; -хормейстерский жест. | 2. Дикционные -окончание фраз словами с согласной в конце. | -собственный показ. |
Молодцы! | Дети слушают. Отвечают на поставленные вопросы, запоминают мелодию и текст песни. | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. |
5 | Итог | 4 | Наш урок подходит к концу урока, скажите пожалуйста какие колокола мы с вами сегодня на уроке проходили? Что каждый вид колокола означает? Домашнее задание сделать не большое сообщение на 2-3 минутки про большие колокола. Какие еще есть большие колокола, историю создания их. Спасибо за урок, до свидания! | Дети отвечают, анализируют, прощаются. | К: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «родина», «природа», «семья». |