№ | Этап урока | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организацион-ный момент. | 2 | Здравствуйте ребята! Вот и кончались ваши каникулы. А музыки небось не вспоминали? (Ответы детей). Вспоминали? Здорово, тогда и урок мы с вами сразу начнём с распевки "Дон-дон-дон, загорелся кошкин дом. Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом". На одном звуке поётся. Что в этой попевке обозначают слова "дон-дон-дон"? (Ответы детей). Конечно это звук колокола. В каком характере он звучит? Почему? Сегодня мы с вами познакомимся с колокольным звоном на Руси. | Настроиться на работу на уроке. | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. |
2. | Слушание: колокольные звоны (Благовест, трезвон, набат)
| 10 | Сегодня я расскажу вам одну легенду о том, как появились настоящие колокола. Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, ещё в конце IV века Епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Тема нашего урока будет посвящена этому поющему цветку, она звучит так: “Колокольные звоны на Руси” Колокол – это ударный музыкальный инструмент. Почему? Как вы думаете, отчего зависит звук колокола? (Ответы детей). Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса. Если вес тяжёлый, то какой будет звук по высоте? (Ответы детей). А если язык лёгкого веса? (Ответы детей). А вот как выглядят колокола, входящие в состав симфонического оркестра. (Показываю). Руси появились колокола очень давно – в 9 веке с принятием христианства на Руси, и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси? (Ответы детей). Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон был чем – то большим, чем простое явление колокольного звона: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни, под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и сумерки, колокола звонили и в радостные, и в горестные дни, сопровождали великие праздники и семейные события. Людей, которые звонили в колокола, называли звонарями. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон – это целая наука. Благовест – (то есть Благая весть) – церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале Богослужения. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Его называют «музыкальной проповедью, вынесенной за порог церкви».Трезвон – звон во все колокола (в отличие от благовеста). Различают собственно трезвон (удары трижды с небольшими перерывами), двузвон, перезвон (удары в каждый колокол, начиная с самого большого), перебор (медленные поочередные удары, начиная с самого малого; завершается ударом во все колокола). Набат – оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол; указами от 1797 и 1851 годов предписывалось бить набат во время пожаров, вьюг и метелей. В метельный набат били прерывисто, до прекращения бури. На берегах Онежского и Ладожского озёр набатный звон применялся и во время сильных туманов. В качестве сигнала тревоги набат использовался в России до XVIII века. Колокольный звон поистине являлся «отрадой души», неотъемлемой частью всей звуковой атмосферы русской жизни. Колокола и сами были словно живыми: им, как и людям, давали собственные имена – Гаврила, Георгий, Лебедь, Медведь. Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники. Самый большой колокол – Царь-Колокол. Он весит 200 тонн. Он никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду – от перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит он сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России. | Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы. | К: Участвуют в учебном диалоге.
М/П: Умение строить речевые высказывания о музыке. Л: Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству |
3 | Физ.минутка. | 3 | Ребята, давайте сейчас разомнёмся, что бы наше тело немного отдохнуло и расслабилось. Для того что потом у нас с вами было больше сил и настроения для остальной части урока. Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели, Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.) Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.) Подаёт учитель знак. Это значит, что пора Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.) | Повторять за учителем и правильно выполнять движения. |
|
4 |
Слушание: отрывок из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” Н.А.Римского-Корсакова.
| 10 | Многие русские композиторы воспроизводили звучание колоколов в музыкальных произведениях. Одно из таких произведений – опера Н.А. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. Пытаясь спасти от нашествия татар Великий Китеж, дева Феврония сотворила молитву. Свершилось чудо: густой туман окутал Китеж, город погрузился под воды озера, став невидимым. Страх охватил татар, увидевших отражение Китежа в светлых водах озера. В ужасе враг отступил назад. Постепенно туман рассеялся. Под праздничный звон колоколов Китеж предстал чудесно преображённым. Сейчас мы и послушаем, обратите внимание на звучание колокола. (Слушание). Как звучит колокол? (Ответы детей). | Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы. | Познавательные: учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Учатся понимать особенности музыкального языка.
|
5 | Распевание: «Прыгнем вверх, прыгнем вниз» | 3 | ВХР: Настало время и для пения. А для того чтобы красиво и душевно спеть нашу песню, нам конечно для начала нужно распеться. Ребята мы с вами умеем прыгать? (Ответы детей). А вы знали о том, что и наш голос тоже умеет прыгать. Послушайте распивание. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз». А теперь давайте заставим наши голоса немного размяться, так же как и спортсмены разминаются перед соревнованием. Повторяем вместе со мной. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз». | Выполнение упражнений.
| П: Развитие певческих и слушательских способностей.
|
6 | Пение: Д. Тухманов «Колокольчик мой хрустальный». | 10 | Разучивание произведения: Ребята о чём мы сегодня с вами разговаривали? (Ответы детей). А мы узнали из чего делают колокола? (Ответы детей). Верно, а почему бы нам сейчас не спеть, а другом, о нежном, хрупком, о хрустальном колокольчике. Послушайте песню, которую мы сегодня разучим. Подумайте, как она называется. Трудности | Методы приёмы | Пропевание разных гласные звуков(а,у о, е, ы ). (В таких словах как: седом, тумане, людей, содом, колокольчиков, динь-дон) четкое произношение согласных звуков (,р, н, л, т, к). ( В таких словах как: утреннем, звон, живёт, зов, талисман) | Собственный показ
Объяснения
Показ Звуковысотности
Дирижёрский жест.
|
| Разучивание произведения. Исполнение песен. | П: Развитие певческих и слушательских способностей.
|
7 | Рефлексия. | 2 | Сегодня, ребята, вы были внимательны, вместе слушали. Определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символа нашей Родины. Я задам вам несколько вопросов, чтобы понять, кто был самым внимательным, кто хорошо меня слушал и многое запомнил. 1. Как называется колокольный звон, извещающий о начале Богослужения? (Благовест). 2 .Для чего нужен колокола, с какой целью они используются ? (Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов.) 3. Что такое набат и трезвон? Ребята, сегодня вы были очень внимательны, именно поэтому вы смогли ответить на эти вопросы. Желаю удачи! | Обобщить изученное, ответив на вопросы. | Регулятивные: Осмысляют учебный Материал. |