Открытый урок по музыке в 4 классе "Прелюдия как исповедь души"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Соломина Ираида Ивановна

Прелюдии Рахманинова и Шопена, как музыка этих произведений характеризует определенные этапы творческой жизни композиторов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_muzyki_v_4_klasse_prelyudiya.doc86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок музыки в 4 классе

по программе «Музыка» Критская, Сергеева, Шмагина

Тема урока: «Прелюдия как исповедь души»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цель урока: познакомить учащихся с жанром прелюдии.

Задачи:

Личностные:

- продолжать формирование эмоционально-осознанного отношения к освоению новых терминов;

- продолжать развитие эмоционально-смыслового восприятие на примере произведений С.Рахманинова и Ф.Шопена;

- продолжать формировать понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.

Метапредметные УУД: 

Регулятивные:

- продолжать формирование мотивации в проявлении познавательной инициативы при изучении нового учебного материала;

- продолжать формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.

Познавательные:

- продолжать развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, памяти, мышления, воображения), через анализ и  сравнение произведений С. Рахманинова и Ф. Шопена.

Коммуникативные:

- продолжать формирование стремления аргументировать свою позицию при ответе на поставленные вопросы педагогом и отстаивать свою точку зрения

Предметные УУД:

- формирование представления о событиях в жизни, которые повлияли на создание произведений: «Прелюдия До-диез минор» С. В. Рахманинова , «Прелюдия №7 ля мажор» и «Прелюдия №20  до-минор» Ф. Шопена

Оборудование: доска, компьютер, презентация, аудиозаписи.

Музыкальный материал:  «Прелюдия До-диез минор»  и «Вокализ» С. В. Рахманинова, «Прелюдия №7 ля мажор» и «Прелюдия №20  до-минор» Ф. Шопена

Информационные источники:

Е.Д. Критская Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 4 класс», Москва «Просвещение» 2016г.

Пособие для учителя «Уроки музыки 1-4 класс» Г. П. Сергеева,

Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина  М. «Просвещение», 2014 г

Фонохрестоматия к учебнику «Музыка. 4 класс»

Учитель. Здравствуйте. Сегодня мы начинаем изучать последний раздел учебника.  Вспомните, как он  называется.

Дети. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

У. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Д. Говорить о музыкантах.

У. А разве себя вы не считаете музыкантами?

Д. Считаем.

У. Конечно же, вы тоже музыканты. Какие уменья вы можете показать?

Д. Можем внимательно слушать музыку, представлять разные образы и даже себя в музыке, можем дирижировать произведением.

У. Я надеюсь, сегодня вы будете настоящими музыкантами. Сегодня у нас очередная встреча с искусством - миром чувств и раздумий, откровений и открытий. Попробуем услышать, что хотели рассказать нам посредством музыки великие композиторы.

Звучит «Вокализ» Рахманинова.

У. Вы узнали эту музыку и композитора

Д. Это «Вокализ» Сергея Рахманинова.

У. Какие чувства у вас вызвала эта музыка.

Д. Печаль, грусть, но иногда музыка становится светлой.  

Д. Будто Рахманинов хочет нам рассказать о чем-то важном, что его тревожит

Он говорит без слов, в жанре вокализа.

У. А может он хочет, чтобы каждый из нас вспомнил важные фрагменты его биографии. Давайте попробуем это сделать.

Ответы детей основываются на просмотренном

в 1 четверти фильме «Куст сирени»

Д. Он родился под Новгородом.

Д. Родители рано бросили мальчика, и его воспитывала бабушка.

Д. Он любил ходить с бабушкой в церковь, слушал колокольный звон, а потом дома пытался подобрать на фортепиано услышанное.

У Рахманинова были очень длинные пальцы. Его учитель запрещал ему писать музыку, говорил: «Только играй!»

Д. На экзамене  в консерватории Чайковский поставил ему пятерку с четырьмя плюсами.

Д. Он уехал из России в полном расцвете творческих сил, когда началась революция.

Д. Он много лет жил и умер в Америке.

Формируемые УУД:

Личностные: познание различных явлений окружающей действительности, понимания значения музыкального искусства и духовной музыки в жизни человека.

Познавательные:  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры.

Регулятивные: рефлексия ранее полученных знаний о композиторе и его произведениях.

Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании.

У. Молодцы, вы вспомнили очень значимые факты биографии Рахманинова.  Скажите, к какому жанру относится прослушанное произведение?

Д. К вокальному.

У. А сегодня мы затронем другой жанр в творчестве композитора.

Звучит Прелюдия до-диез минор С. В. Рахманинова (1 часть)

У. Какие чувства вызвала у вас эта музыка

Д. Гордость, тревогу, отчаяние, гнев, боль.

У. Назовите, пожалуйста, жанр произведения.

Д. Жанр инструментальная музыка

У. Совершенно верно. Одним из жанров инструментальной музыки, в данном случае, фортепианной, является прелюдия. Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Д. Кода мы слышим его впервые, то слышится «при людях…»

У. Давайте узнаем, что же такое прелюдия, познакомимся с новым материалом и поработаем с текстом учебника по группам.

1 группа – что такое прелюдия и когда ее сочинил Рахманинов (стр. 113)

1 группа – что вдохновило композитора на создание этого произведения (стр. 112)

3 группа – группа – проанализировать нотный текст (стр. 112)

4 группа – в чем особенность Прелюдии Рахманинова  (стр. 112)

Каждая группа работает по учебнику со своим материалом.

Сообщения детей.

1 группа. Прелюдия предназначена для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой или введение в какое-либо действие. Сочинил ее Рахманинов в 19 лет. Ее можно назвать эпиграфом ко всему творчеству композитора.

2 группа. Она должна была быть – и она стала» - так писал Рахманинов о своем сочинении, которое известно во всем мире как «Прелюдия до-диез минор.

Меня вдохновило желание создать что-то прекрасное и художественное. Однажды прелюдия просто пришла, и я записал ее. Она подступило с такой силой, что я не смог бы отделаться от нее, если бы даже пытался.

3 группа – анализируя нотный текст, мы видим, что прелюдия звучит медленно, мотив из трех нот исполняется на два форте, следующая интонация на три пиано, следовательно, в самом начале музыка очень контрастная.

Во  второй интонации много случайных знаков, очень много нот, одновременно звучит по 8-9 нот, мы думаем, что это трудная для разучивания и исполнения музыка.

4 группа. Эта удивительная пьеса. Звучит она меньше трех минут, а сыграть ее может только очень хороший пианист. Однако главная интонация запоминается, в ней всего три звука: ля, соль-диез, до-диез. Вслушайся в них. О чем говорит тебе этот музыкальный мотив?

Формируемые УУД:

Личностные: понимание жизненного содержания знаний о музыке и музыкантах.

Познавательные: поиск и использование в практической деятельности информации о музыке.

Регулятивные: поиск информации в предложенных источниках.

Коммуникативные: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах.

У. Спасибо группам. Давайте остановимся на последнем вопросе 4 группы. Кто может повторить этот вопрос, желательно его из другой группы?

Д. О чем говорит тебе этот музыкальный мотив?

Учитель играет мотив.

Д. Похож на угрозу.

На твердое высказывание.

На звон колокола.

У. Как вы думаете, можно ли спеть этот мотив?

Д. Да, можно.

У. Тогда мы споем его в первой октаве.

Дети поют несколько раз мотив.

У. А кто попытается сыграть его на фортепиано? Я покажу вам эти три ноты в малой октаве.

Дети (2-3 ученика) по очереди пробуют сыграть мотив (ля, соль-диез, до-диез).

У. Давайте  поделимся впечатлениями. Какие трудности вы испытывали, пропевая эту интонацию?

Д. Особых трудностей не было.

У. Вокальная группа класса хорошо справилась с этим заданием. А что вы, ребята, испытали при игре на фортепиано.

Д. Пальцы соскальзывают с черных клавиш.

Нужно очень твердо нажимать на них.

Нельзя при игре торопиться, надо услышать и прочувствовать каждый звук, ведь их всего три.

Формируемые УУД:

Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе восприятия и музицирования, участия в различных виды музыкального творчества.

Познавательные: осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.

Регулятивные: коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности.

Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения.

У. Композитор писал: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства, - связано с тремя нотами, вызванивавшимися большими колоколами новгородского Софийского собора, которые я часто слышал».

Мы подробно разобрали и узнали историю появления главного мотива. Что вам, ребята, сейчас хотелось бы больше всего?

Д. Послушать прелюдию целиком.

У. Как вы думаете, в какой форме она написана.

Д. В двухчастной форме. Первая часть грозная, вторая спокойная, как после бури.

Д. В трехчастной форме. В ней обычно первая и третья части очень похожи.

У. Тогда я предлагаю послушать, и скоро мы узнаем, кто был прав.

В процессе прослушивания вы можете попробовать «сыграть» ее на воображаемом фортепиано, посмотреть на репродукцию картины Б. Шаляпина «С. В. Рахманинов», продирижировать произведением, ответить на вопросы учебника. Каждый пусть сам выберет последовательность выполнения данных мною заданий.

У. Кто сможет, как на концерте, объявить произведение?

Д. Сергей Рахманинов. Прелюдия до-диез минор.

Звучит «Прелюдия до-диез минор»  С. Рахманинова. Дети выполняют задания.

Формируемые УУД:

Личностные: понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры России, знаний о музыке и музыкантах,

Познавательные: воспринимать на слух музыкальное произведение, давать образную характеристику прослушанного произведения.

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия.

Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя, выражать в творческой работе своё отношение

У. Спасибо за работу. Скажите, как звучала музыка. К имеющимся словам в учебнике вы можете дополнить свои.

Д. Торжествующе, трепетно, угрожающе.

Радость, порыв, гнев, отчаяние, надежда.

Решительность, безысходность.

У. Сколько частей вы услышали в этом произведении?

Д. Три части.

У. Я поздравляю тех, кто интуитивно предчувствовал трехчастную форму прелюдии.

У. Какие зрительные образы возникли у вас при прослушивании?

Ответы детей основываются на просмотренном

в 1 четверти фильме «Куст сирени»

Д.  1 часть прелюдии – детство Рахманинова. Он пошел с бабушкой в церковь и услышал звон колоколов, как после удара больших колоколов им вторят маленькие, а потом весь звон сливается воедино. Потом он торопится домой, чтобы записать нотами колокольный звон.

2 часть прелюдии – началась революция, композитор боится за жизнь жены и маленьких детей,  музыка Рахманинова никому не нужна в России и он вынужден покинуть Родину.

3 часть прелюдии – последние годы жизни Рахманинова в Америке, началась Великая Отечественная война, он следит за новостями с фронта, страдает вдали от Родины, деньги от концертов отправляет в Россию, в 1943 году композитор умер, он так и не узнал о победе…

У. Спасибо. А как вы думаете, что помогало жить Рахманинову в Америке.

Д. Воспоминания о Родине, о детстве.

В Америке он очень долго не мог писать музыку, говорил «Воздух здесь другой, что ли…».

У. Молодцы. Как говорил сам С.Рахманинов: «Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка».

Д. А еще, на могиле Рахманинова посажена сирень, которую специально привезли из деревни под Новгородом, где композитор провел детство.

Получается, что даже в Америке рядом с Рахманиновым частичка  его Родины.  

У. Спасибо, ребята за ответы. Вы показали, сколько  воспоминаний, эмоций  и чувств вызвала у вас всего одна прелюдия. Это одно из исполняемых произведений в мире.

Формируемые УУД:

Личностные: познание различных явлений окружающей действительности, понимания значения музыкального искусства и духовной музыки в жизни человека.

Познавательные:  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры.

Регулятивные: рефлексия ранее полученных знаний о композиторе и его произведениях.

Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании.

У. Молодцы. Вы не только хорошо поработали с новым материалом, но и вспомнили важные факты их жизни С. В. Рахманинова, его человеческие качества и поступки. Друзья отзывались о композиторе как об очень хорошем, добром человеке.

Пора отдохнуть. Давайте переместимся в пространстве. Релаксминутка.

Звучит «Прелюдия №7 ля мажор» Ф. Шопена

Давайте закроем глаза и представим, что находимся с вами на солнечной поляне в летний день. Слушаем, как поют птицы, шумят деревья. Нам тепло и уютно, мы улыбаемся. Расслабьте плечи, руки, шею, лицо, живот, ноги. Дышите легко, спокойно, мягко. Воздух свободно входит и выходит. Плавно поднимите руки, сделайте несколько мягких взмахов. А теперь откройте глаза.

Как вы думаете, мы остались в России или переместились по музыкальным волнам в другую страну? Что говорит вам музыка?

Д. Музыка очень грациозная, изящная.

Похожа на медленный танец прекрасной дамы.

Или на ее мечты.

У. Вы услышали русские интонации?

Д. Нет, это скорее интонации европейские.

У. Да, вы правы мы с вами в Польше. С каким польским композитором мы познакомились совсем недавно.

Д. С Шопеном.

У. Кто помнит его имя?

Д. Фридерик.

У. Совершенно верно, это была музыка Фридерика Шопена. Давайте попробуем найти прослушанное произведение в нотной записи на стр. 114. Два примера специально выделены разным цветом.

Дети сравнивают нотную запись  и дают ответы.

Д. Это первый пример, выделенный синим цветом.

У. Почему вы так решили?

Д. В этом примере динамика пиано, в ритме есть остановки, это половинные длительности, размер  три четверти, и в музыке слышен трехдольный ритм.

У. Хорошо. Кто-то говорил, что эта музыка похожа на танец. Я предлагаю еще раз послушать и определить, на какой польский танец похожа эта музыка.

Звучит «Прелюдия №7 ля мажор» Ф. Шопена.

У. Интонации какого танца вы услышали?

Д. Интонации мазурки.

Формируемые УУД:

Личностные: понимание жизненного содержания знаний о музыке и музыкантах.

Познавательные: поиск и использование в практической деятельности информации о музыке.

Регулятивные: поиск информации в предложенных источниках.

Коммуникативные: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах.

У. Хорошо. Давай прочтем текст на стр. 114.

Д. Каждое произведение Ф. Шопена – это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Прикоснись и ты бережно к этим музыкальным записям. Две короткие пьесы, две прелюдии…

У. Давайте сейчас попробуем сформулировать тему нашего урока.

Д.  Исповедь души.

У. Да, эта тема написана в учебнике. Но вы можете расширить ее. Вспомните, какому жанру посвящен наш урок.

Д. Жанру прелюдии.

У. Попробуйте соединить жанр и чувства композитора.

Д. Исповедь в прелюдии.

Д. Прелюдия как исповедь души.

У. Чтобы лучше понять музыку Шопена, вспомните, пожалуйста, факты его биографии.

Д. Он сочинял вальсы, мазурки,  полонезы для фортепиано.

Д. Друзья называли его «душа фортепиано».

Д. Во время революции  друзья посоветовали ему уехать из Польши.

Д. Шопен умер во Франции, так и не возвратившись на родину.

У. Спасибо. С биографией какого композитора схожа биография Шопена?

Д. С биографией Рахманинова: он во время революции  тоже уехал в другую страну, похоронен тоже не на своей Родине.

У. Молодцы. Но Шопен всегда поддерживал связь с друзьями, узнавал, что происходит в Польше. Как вы думаете, как общался композитор вдали от родины?

Д. Писал письма.

У. Совершенно верно, ведь это было начало 19 века. Хотите узнать, о чем писал Шопен в письмах?

Д. Да

У. Давайте прочтем начало одного письма Шопена. стр.115.

Д. «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой…?

У. Как вы думаете, кому посвящено это письмо?

Д. Жене, матери, возлюбленной

У. А теперь прочитаем письмо до конца

Д. Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

У. Кому же на самом деле посвящены эти строки?

Д. Родине композитора, Польше.

Формируемые УУД:

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления.

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

У. Что происходило в душе композитора можно выразить только музыкой. Это будет еще одна…

Д. Еще одна прелюдия.

У. Когда будете слушать эту прелюдию, можете как бы проиграть ее на воображаемом рояле или проинтонировать при помощи пластики.  

Звучит «Прелюдия №20  до-минор».

У. Спасибо. Какими чувствами наполнена музыка в начале?

Д. Злоба, тревога, раздражительность.

У. Как изменилась музыка в процессе развития?

Д. Она стала намного тише, хотя ритм не изменился.

Теперь она выражает тоску, безысходность, плач

У. Она по характеру больше мужская или женская?

Д. Мужская. Вначале музыка звучит злобно, трагически, мужчина в ярости, хочет показать силу, но ничего изменить нельзя.

А потом от безысходности он будто плачет, но этого не видно, его слезы в душе…

У. Молодцы. Очень интересные рассуждения. Этой прелюдии почти двести лет, и в каждом новом поколении слушатели находят в ней что-то свое. Свою боль, трагедию, неизбежность…Вспомните какие-либо события вашей жизни,  которым была бы эта созвучна музыка.

Звучит «Прелюдия №20  до-минор»

Д.Недавно произошла трагедия в Кемерово, там погибло много людей, большинство были дети. Эта музыка очень схожа с тем, что было там…

Д. А еще можно представить родственников погибших, которые узнали о случившемся, и начало прелюдии – это их трагедия, а затем музыка становится тише и повторяется дважды – это как боль и неизбежность, потому что ничего изменить нельзя…

Д. У моей прабабушки муж погиб в первые дни войны, она осталась с четырьмя маленькими детьми. Мне кажется ее боль и безысходность похожи прелюдию Шопена.

Формируемые УУД:

Личностные: передавать собственные музыкальные впечатления, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Познавательные: давать образную характеристику прослушанного произведения, расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогический и монологический типы высказываний).

Регулятивные: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

Коммуникативные: передача собственных впечатлений о музыке.

Рефлексия.

У. Подвести итоги урока я предлагаю в творческих тетрадях. Вы можете написать чувства, которые испытали при прослушивании музыки, написать короткое письмо-послание композиторам, письменно поразмышлять над вопросом, почему эти произведения не затерялись во времени и музыкальном многообразии, просто сделать зарисовку.

Звучит «Прелюдия №7 ля мажор» Ф. Шопена.

Формируемые УУД:

Личностные: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыке.

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного  письменного высказывания в процессе размышлений о музыке.

Регулятивные: рефлексия полученных знаний о жанрах музыки и их художественно-образном содержании.

Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях, использовать полученный опыт общения с классическими произведениями в досуговой деятельности и личной жизни.

У. Урок подходит к концу. Все ли закончили свою работу? Если кто-то не успел или хотел бы дополнить свой ответ, пусть это будет вашим домашним заданием. А следующий урок мы начнем с домашней работы. Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Открытый урока по музыке в 1 классе "Разнообразие музыки"

Открытый урока по музыке в 1 классе по теме "Разнообразие музыки". Урок разработан на основе изучения и анализа разножанровой музыки. Объясняется понятия "песенность", "танцевальность", "маршевость"....

Открытый урок по музыке «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера». Учитель музыки: Бахарева В.Н.

Конспект открытого урока по музыке "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"...

Конспект открытого урока по музыке В коррекционной школе 8 вида 3 класс «Сказочные персонажи в музыке»

Конспект открытого урока по музыкеВ коррекционной школе 8 вида 3 класс«Сказочные персонажи в музыке»...

Открытый урок по музыке 2 класса Тема: «О чём говорит музыка»

Основные задачи урока.Закрепить представление о том у ребят, что музыка выражает характер и настроение человека.Певческое развитие учащихся на уроке.Вызвать у учащихся эмоциональный отклик к звучащим ...

Технологическая карта открытого урока по музыке "Музыка в народном стиле", 2 класс

Технологическая карта открытого урока по музыке "Музыка в народном стиле", 2 классПроведен на конкурсе "Учитель года"2 место...

План-конспект открытого урока по музыке "Мир музыки Бетховена"

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений, воспитывать чувства прекрасного и развивать эмоционально-чувственное восприятие классич...