Музыка. Конспекты уроков 1 класс
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Жуковская Светлана Сергеевна

Музыка. Поурочные разработки 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Поурочные разработки 1 класс32.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок 1

«НАС В ШКОЛУ ПРИГЛАШАЮТ ЗАДОРНЫЕ ЗВОНКИ...»

Проблема урока. Какие звонки приглашают нас в школу?

Задачи урока. Рассказать о целях и задачах уроков музыки.

Ввести первоклассников в звучащий окружающий мир через музыку.

Познакомить с понятиями «характер музыки», «настроение музыки».

Ключевые знания. Цели, задачи уроков музыки. Характер музыки.

Частные знания. Творчество Г. Струве, Д. Кабалевского.

При обсуждении с детьми песни «Мы теперь ученики» (музыка Г. Струве, стихи К. Ибряева) следует обратить внимание на слово «задорные». Оно даёт ключ к настроению на уроке.

Игра: узнать по звучанию, какой из прозвеневших на уроке звонков тот самый, школьный звонок, который возвестил о начале нового и познавательного пути школьной жизни (можно использовать колокольчики разных размеров, разного тембра звучания). Данная игра позволит ребятам впервые соприкоснуться с понятием «тембровая окраска звука».

Ключевыми знаниями этого урока будет информация об уроке музыки, чем он отличается от других школьных предметов.

Цели и  задачи  уроков  музыки  можно  изложить  в занимательной форме, с участием нового персонажа, Скрипичного Ключа.

Мир музыки — прекрасный мир, поверь,

 Он ждёт тебя — волшебный, необычный.

Я для тебя в него открою дверь —

Ведь я не просто ключ. Я — Ключ Скрипичный.

Вперёд за мною! Я теперь твой друг.

Нам с каждой встречей будет интересней

 Всё больше узнавать, что значит звук,

И убеждаться: жить нельзя без песни!

Рассказать, почему этот музыкальный ключ необыкновенный, откуда у него такое название. На данном уроке также ребята познакомятся с понятиями «характер музыки», «настроение музыки».

Характер музыки — это то настроение, которое автор передаёт в своём произведении.

Поможет учащимся определить характер музыки разучиваемая на уроке песня «Мы теперь ученики», её звучание, а также её слова. Перед разучиванием обратим внимание на слова из песни «задорные звонки».

Обсуждение: почему детский сад в этот день «светлый и весёлый», почему «игрушки присмирели, грустят…».

Работа с УМК. В «Учебнике» рассмотреть картинку и ответить на вопрос: изображения каких предметов на рисунке подсказывают нам, что мальчик собирается в школу?

Домашнее задание: вспомнить названия музыкальных произведений (песни, инструментальные пьесы) с таким же настроением, с каким они встречались на уроке музыки.

Урок 2

«МУЗЫКА, МУЗЫКА ВСЮДУ НАМ СЛЫШНА…»

Проблема урока. Какую музыку мы слышим повсюду?

Задачи урока. Ввести (продолжение) первоклассников в звучащий окружающий мир через музыку:

  • узнать, какая музыка окружает человека (разнообразная, «разноцветная»);

узнать, какая музыка звучит на праздниках в нашем селе;

  • понять, что можно рассказать музыкой, а что можно изобразить музыкой.

Познакомить с музыкальным жанром «песня».

Закрепить понятия: «характер музыки», «настроение музыки», «пауза».

Ключевые знания. Жанр «песня». Признаки песни: яркая мелодия, есть слова. Характер музыки — «цветная» музыка.

Частные знания. Цвет красок. Палитра. Творчество Г. Струве.

Перед самым первым прослушиванием музыкального произведения на уроке следует рассказать о самой главной тайне музыки: её рождении из тишины. Предложить ребятам в абсолютной тишине класса внимательно прислушаться к окружающим их звукам: чьим-то шагам за дверью, голосам в соседнем классе, птичьим песням за окном. Именно из такой волшебной тишины в классе появляется музыка.

Тема урока реализуется через песенный материал, ключевым произведением которого является «Весёлая песенка»  (музыка  Г.  Струве,   стихи   Н. Соловьёвой). С помощью этой песни мы получаем ответ на важные вопросы: о чём рассказывает музыка и почему и зачем композитор её сочинил? Почему всё, что мы увидели вокруг — дождь, ветер, коты и собаки, стало весёлым? А произошло это потому, что настроение самого композитора, написавшего песню, было радостным и весёлым, и он захотел передать его другим людям. Когда человеку хорошо, то и всё вокруг него меняется: ветер — весёлый, дождик — весёлый… Настроение композитора передаётся нам, слушателям и исполнителям. И называется оно — характер музыки. И если комуни- будь из наших друзей сегодня грустно, то надо непременно исполнить для них эту песенку. Она, как волшебное стёклышко, окрасит многоцветный мир в радостные, многоцветные тона!

Характер музыки — это передача настроения автора, отражённого музыкальными звуками.

При разучивании песни обращаем внимание учащихся на секрет красивого пения: при пропевании слов песни гласные тянутся долго, а согласные проговариваются быстро.

Напеть без сопровождения первую фразу первого куплета песни и пояснить, что это её мелодия. Основными признаками песни является её мелодия, а также её плавность, напевность и протяжность.

На этом уроке учащиеся впервые осознанно дадут определение песне и познакомятся с её основными признаками (яркая мелодия, наличие слов, короткие фразы, удобное дыхание, музыкальный инструмент — мой голос). Также следует обратить внимание учащихся на то, что иногда мелодия песни прерывается остановками — паузами.

Мелодия — это главная мысль в музыке, её «душа». Песня — это поэтическое произведение, предназначенное для пения.

Пауза — это перерыв в звучании или знак молчания в музыке.

Предложить учащимся выбрать настроение, в котором, по их мнению, следует исполнить «Весёлую песенку»: задорно, радостно, весело, звонко, игриво.

Показать детям портрет композитора, назовить его имя, расскажить, что он написал много песен для детей. На первом уроке звучала его песня «Мы теперь ученики».

Работа с УМК. Сопоставьте соотношение настроения в музыке и красок на рисунках к ней (см. учебник, ч. 1, с. 6—7).

Урок 3

«Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ, Я ХОЧУ УСЛЫШАТЬ МУЗЫКУ...»

Проблема урока. Можем ли мы увидеть и услышать музыку?

Задачи урока. 

  • Продолжить разговор о целях и задачах уроков музыки.
  • Продолжить знакомство со звучащей музыкой окружающего мира — её выразительной и изобразительной ролью.
  • Продолжить знакомство с музыкальным жанром

«песня» и её основными признаками.

  • Начать освоение музыкального языка (средств музыкальной выразительности): «ладовые краски» (колорит),«тембр».

Ключевые знания. Признаки песни. Изобразительность — движение мелодии.

Выразительность — чувства и мысли человека.

Частные знания. Пауза. Краски. Палитра. Живопись. Пейзаж. Творчество Г. Струве.

Тема урока определяет его проблему: можем ли мы увидеть и услышать музыку окружающего мира? Где её можно увидеть? Решить эту проблему помогает проведение параллели между двумя видами искусства: музыкой и изобразительным искусством.

На предыдущем уроке мы выяснили, что музыка может быть разноцветной — значит, мы можем видеть её в красках. А краски — это средства выразительности художника.

Рассматривая пейзаж  В.  Дмитриевского  «Улыбка весны» (см. учебник, ч. 1,  с. 10), проанализируйте     с учащимися  краски,  использованные  художником, их тон (светлый, радужный) и предложите детям представить себе: какая музыка могла бы звучать с этой картины? Какие звуки природы мы можем услышать, рассматривая картину весны? Лёгкая капель, журчание первого ручейка, пение птиц — всё это музыка природы! Что нужно для того, чтобы услышать музыку природы?

В ходе беседы с детьми приходим к выводу: чтобы услышать музыку, звуки  природы,  надо  погружаться в мир звуков, в том числе музыкальных.

По аналогии рассматривается пейзаж Н. Крымова

«После весеннего дождя». Ответьте на следующие вопросы: что роднит эти два живописных произведения? В чём их разница? Если вслушаться в эти картины, будет ли отличаться звучащая с них музыка? Какая музыка могла бы выразить настроение, показанное на картинах художников? В беседе с детьми главное — не уйти от темы урока, призывающей наблюдать за звучанием природы в разном её состоянии.

На этом уроке через соприкосновение с произведениями изобразительного искусства закладывается основа понятий «ладовые краски», «окраска звука».

Ладовая окраска звука — это область ярких, сочных, твёрдых либо мягких, приглушённых звуков.

Окраска звука — тембр.

Постоянные изменения в природе и настроении человека передаёт песня «Так уж получилось» (музыка Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой). В каждом куплете песни показаны различные настроения. После  прослушивания песни описать настроения, определить характер каждого куплета. Вспомним признаки жанра «песня».

 Урок 4

КРАСКИ ОСЕНИ

Проблема урока. Можем ли мы увидеть и услышать осень?

Задачи урока. Продолжить знакомство со звучащей музыкой окружающего мира — её выразительной и изобразительной ролью.

Закрепить представление о музыкальном жанре

«песня» и её основных признаках.

Дать представление о взаимодействии разных видов искусства.

Закрепить освоенные элементы музыкального языка (средства музыкальной выразительности): «ладовые краски» (колорит), «тембр».

Ключевые знания. Характер музыки. Признаки песни. Выразительность и изобразительность музыки.

Частные знания. Живопись. Палитра. Пейзаж.

Проблема урока заключается в поиске ответа на вопрос: можем ли мы увидеть музыку осени? Ребята осознают выразительные и изобразительные возможности музыки на примере музыки осенней природы.

Драматургия урока строится на основе синтеза музыки и красок осени, отражении темы «золотой осени» в музыке, живописи, поэзии.

Какие изменения в природе заметили вы по дороге в школу?

Ответить на данный вопрос поможет «Осенняя сказка» (музыка В. Иванникова, стихи Т. Башмаковой), в музыке и словах которой слышится настроение грусти, сожаления и лёгкой печали.

До прослушивания песни можно предложить ребятам самим придумать её название. И лишь после этого объявить, что прозвучала «Осенняя сказка». Почему композитор назвал песню сказкой?

Музыка песни имеет танцевальный, вальсовый характер и должна прозвучать в исполнении ребят плавно, напевно, но с движением. На этом уроке уместен вопрос о том, можно ли под эту музыку танцевать, и если да, то какой это будет танец и почему.

Необходимо провести параллель с произведениями изобразительного искусства, которые помогут увидеть раннюю осень на  страницах  учебника  (см.  учебник,  ч. 1, с. 12—15). Это известные пейзажи «Золотая осень» И. Левитана, «Рябинка» И. Грабаря, «Золотая осень» В. Поленова, «Тополиная аллея» В. Ван Гога и миниатюра Д. Буторина «Пастушок». Благодаря нескольким интерпретациям в художественном воплощении осени. Дополнят картину осени поэтические строки А. Пушкина и А. Плещеева.

Выберите пейзаж, который наиболее точно, рисует состояние ранней осени в природе. Дайте характеристику того, какой осень показана на картинах художников. Какие чувства у них вызывает осенняя природа? Песня «Осенняя сказка» и картины художников позволят ученикам прочувствовать новые оттенки настроений в музыкальном искусстве: спокойно, светло, нежно. Для передачи характера музыки в песне можно предложить придумать инструментальное сопровождение, передать игрой на треугольнике и шумовых инструментах (по выбору детей) и капли дождя, и шелест падающей листвы, и порывистый ветер.

До того, как прозвучит следующая песня в народном стиле «Мы на луг ходили» (музыка А. Филиппенко, стихи В. Кукловской в переводе Т. Волгиной), можно поговорить с учащимися о том, что в давние времена люди относились с особым уважением к осени. Даже празднование Нового года проходило в сентябре. Люди, поздравляя друг друга, говорили: «С Новым годом, с новым урожаем!» Осень — пора, когда «один день год кормит». Люди с нетерпением ждали её, так как она приносила  с собой урожай.

Поэтому, когда наступала осень, и взрослые и дети пели песни, «закликали» осень, водили хороводы (ходили по кругу с пением и танцами). В своих песнях они просили осень погостить подольше и принести обильный урожай.

Хоровод — это вид народного творчества, объединяющий музыку, танец и игровое действие.

Закличка — это обращения людей, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям.

Выразительно проговорить текст народной заклички так, чтобы осень услышала и щедро одарила хорошей погодой для созревания богатого урожая: «Осень, осень, гости́ недель восемь, со грибами сильными, со дождями, с ливнями. Лейся, дождик, с неба, больше будет хлеба». Можно предложить ребятам самим придумать мелодию на сло- ва этой заклички.

Перед разучиванием следующей песни «Мы на луг ходили» (музыка А. Филиппенко, стихи В. Кукловской в переводе Т. Волгиной) предложите ребятам определить по тексту и музыке — это народная или композиторская песня. Пусть ребята выскажут свои аргументы. В ходе диалога приходим к выводу, что она написана в народ- ном стиле.

Обобщая тему, предложите учащимся ответить на основные вопросы урока: можем ли мы увидеть осень? Какой мы её видим? Какой нам рисуют её художники? Можем ли мы услышать осень? Какие звуки и мелодии передают осеннее настроение?

Работа с УМК дома. В «Рабочей тетради» (с. 11—

приведены примеры русских фольклорных произве- дений: русская народная песня (трудовая) «Уйди, туча» и прибаутка «Гори, гори ясно». Пусть ребята выучат при- баутку и придумают к этим словам свою мелодию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___________________________________________________________________________ Класс миллионов. Класс миллиардов.

Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"....