План-конспект занятия "Второе действие оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя"
план-конспект занятия по музыке (4 класс)
«ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ»
«ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ ОПЕРЫ М.И. ГЛИНКИ «ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ»
«Бал в замке польского короля Сигизмунда»
Авторская работа Ольги Николаевны Дубининой,
педагог дополнительного образования ГБОУ школа №625 Невского района г.Санкт-Петербург
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Познакомить учащихся с содержанием второго действия героической оперой М.И. Глинки «Жизнь за царя». Рассмотреть слайды сцен оперы, послушать музыкальные фрагменты: полонез, мазурка. Рассказать содержание второго действия оперы, об особенностях польских народных танцев, о характере музыки. Поговорить о непохожести музыки первого и второго действий, о характере героев первого и второго действий оперы.
2. Вспомнить вместе с учащимися историю создания оперы, содержание первого действия оперы, поговорить о главных героях оперы первого действия оперы, главным образом об Иване Осиповиче Сусанине. Посмотреть слайды первого действия оперы.
3. Познакомить учащихся с отдельными фактами жизни М.И. Глинки во время создания оперы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- Знакомство с содержанием и музыкальными фрагментами второго действия оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».
- Знакомство с музыкальной деятельностью М.И. Глинки во время написания оперы, фактами биографии.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Формирование музыкального, эстетического вкуса учащихся.
- Уважение интереса, любви и уважения к музыкальному творчеству М.И. Глинки.
- Воспитание чувства гордости за историю России, за русский народ, за героев России прошлого.
- Воспитание желания изучать историю России, читать исторические книги, художественную литературу на исторические темы, изучать музыкальные произведения, основанные на исторических фактах. Посещение музеев, исторических выставок, просмотр исторических картин, просмотр исторических художественных и документальных фильмов. Обязательная беседа по теме урока, написание сочинений на тему героизма, создание презентаций по теме «Героизм русского народа».
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Расширение музыкального кругозора учащихся, развитие их эмоциональной сферы.
- Рассказать учащимся об исторических местах, связанных с жизнью и музыкальным творчеством М.И. Глинки.
- Рассказать учащимся, о значении музыкального творчества М.И. Глинки в русской и мировой музыке, о влиянии музыки М.И. Глинки на творчество других русских композиторов - последователей музыкального наследия М.И. Глинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._konspekt_m.i.glinka.docx | 29.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«ОТКРЫТЫЙ УРОК»
«ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ ОПЕРЫ М.И. ГЛИНКИ «ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ»
«Бал в замке польского короля Сигизмунда»
Авторская работа Ольги Николаевны Дубининой,
Учитель музыки ГБОУ школа №625 Невского района г.Санкт-Петербург
*******************************************************************
Для 4-го класса ****************************************************************************
ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Познакомить учащихся с содержанием второго действия героической оперой М.И. Глинки «Жизнь за царя». Рассмотреть слайды сцен оперы, послушать музыкальные фрагменты: полонез, мазурка. Рассказать содержание второго действия оперы, об особенностях польских народных танцев, о характере музыки. Поговорить о непохожести музыки первого и второго действий, о характере героев первого и второго действий оперы.
2. Вспомнить вместе с учащимися историю создания оперы, содержание первого действия оперы, поговорить о главных героях оперы первого действия оперы, главным образом об Иване Осиповиче Сусанине. Посмотреть слайды первого действия оперы.
3. Познакомить учащихся с отдельными фактами жизни М.И. Глинки во время создания оперы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩАЯ:
- Знакомство с содержанием и музыкальными фрагментами второго действия оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».
- Знакомство с музыкальной деятельностью М.И. Глинки во время написания оперы, фактами биографии.
ВОСПИТЫВАЩАЯ:
- Формирование музыкального, эстетического вкуса учащихся.
- Уважение интереса, любви и уважения к музыкальному творчеству М.И. Глинки.
- Воспитание чувства гордости за историю России, за русский народ, за героев России прошлого.
- Воспитание желания изучать историю России, читать исторические книги, художественную литературу на исторические темы, изучать музыкальные произведения, основанные на исторических фактах. Посещение музеев, исторических выставок, просмотр исторических картин, просмотр исторических художественных и документальных фильмов. Обязательная беседа по теме урока, написание сочинений на тему героизма, создание презентаций по теме «Героизм русского народа».
РАЗВИВАЮЩАЯ:
- Расширение музыкального кругозора учащихся, развитие их эмоциональной сферы.
- Рассказать учащимся об исторических местах, связанных с жизнью и музыкальным творчеством М.И. Глинки.
- Рассказать учащимся, о значении музыкального творчества М.И. Глинки в русской и мировой музыке, о влиянии музыки М.И. Глинки на творчество других русских композиторов - последователей музыкального наследия М.И. Глинки.
ЗРИТЕЛЬНО - ЗВУКОВАЯ НАГЛЯДНОСТЬ:
Просмотр слайдов, связанных по тематике с творчеством М.И. Глинки:
- Памятник у Консерватории им. Н.А. Римского – Корсакова.
- Здание Консерватории, памятники М.И. Глинки и Н.А. Римскому- Корсакову.
- Здание Академической Капеллы им. М.И. Глинки.
- Хор мальчиков Академической Капеллы им. М.И. Глинки.
- Улица Глинки в Санкт- Петербурге.
- Памятник М.И. Глинке у Адмиралтейства.
- Просмотр слайдов с изображением главных героев оперы первого действия:
- Иван Сусанин, его дочь Антонида, приёмный сын Ивана Сусанина - Ваня, жених Антониды – Собинин, деревня Домнино, где жили главные герои оперы.
- Географическая карта Польши.
- Современная столица Польши – город Варшава.
- Средневековая столица Польши - город Краков.
- Главная река Польши – река Висла.
- Польские национальные костюмы 17 века: женские и мужские.
- Прослушивание музыкальных тем «Полонеза» и «Мазурки» из второго действия оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. Просмотр слайдов из второго действия оперы.
- Для сравнения с польскими национальными костюмами показ русских национальных костюмов 17 века: женские и мужские.
- Фотография Ф.И. Шаляпина.
- Фотографии Ф.И. Шаляпина в роли Ивана Сусанина.
- Портреты А.С. Пушкина в юности и в последние годы жизни.
- Портреты М.И. Глинки в молодые годы и в последние годы жизни.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Компьютер
- Экран
- Музыкальный инструмент, синтезатор
- Школьная доска, мел, указка
ПЛАН УРОК:
1. Организация, вход в класс.
2. Рассказ учителя.
3. Вопросы учителя.
4. Ответы учеников.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ХОД УРОКА:
Учитель:
« Очень рада встрече с вами –
Моими юными друзьями!..
Об опере мы с вами будем говорить –
А так же слушать, рассуждать, творить!..
Наш урок называется «Второе действие оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». Но сначала я хочу спросить вас, а знаете ли вы, что такое «Музыка»?
Дети:
«Музыка – греческое слово, означает «Искусство муз». Это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах».
Если дети не могут ответить на этот вопрос, учитель им помогает.
Учитель: «С именем Михаила Ивановича Глинки (показ портрета М.И. Глинки) в нашем замечательном городе связано очень много музыкальных исторических мест.
Может быть, вы и сами назовёте, что сейчас увидите?»
Дети:
« Это и Академическая Капелла, которая более двухсот лет с гордостью носит имя гениального композитора, а это известный во всём мире Хор мальчиков при Академической Капелле им. М.И. Глинки, этот хор основал М.И. Глинка. Это памятник композитору у Консерватории им. Н.А. Римского - Корсакова. Само здание Консерватории, и здесь мы видим памятники М.И. Глинке и замечательному русскому композитору Н.А. Римскому - Корсакову. Знаменитая улица Глинки у Консерватории в исторической части нашего города.
- Бюст М.И. Глинке в Александровском саду у Адмиралтейства.
( На каждое название исторических мест, связанных с именем М.И. Глинки, показывается соответствующий слайд ).
На этот раздел урока отводится 5 минут.
Учитель:
« На прошлом уроке вы говорили о первом действии оперы. А что такое «Опера»?
Дети:
«Опера – это латинское слово, в переводе на русский язык означает «произведение, сочинение». Опера – это вид театрального искусства: музыкально – драматическое произведение, где все действующие лица поют и играют под музыку. Опера состоит из нескольких актов. Опера возникла в Италии на рубеже 16- 17 веков и в начале называлась «драма на музыке». Термин «Опера» появился в середине 17 века. Это название существует и сейчас. Композиторы могут включить в оперу сцены с танцевальными номерами».
Учитель:
«Помните ли вы содержание первого действия оперы? Как зовут главных героев оперы? А сколько всего действий в опере? Какими голосами поют главные герои оперы?»
Дети:
( Для ответа ученики могут объединиться парами, рядами, колоннами):
«В первом действии это оперы «Жизнь за царя», которое происходит в деревне Домнино, в которой живут главные герои оперы, мы знакомимся с Иваном Сусаниным, его дочерью Антонидой, приёмным сыном Ивана Сусанина Ваней, с женихом Антониды Собининым.
Узнаём, что Антонида ждёт своего жениха, который защищает Родину от врагов. Антонида мечтает о скорой свадьбе. Но отец возражает:
«Что гадать о свадьбе – горю нет конца». И вот с отрядом ратников прибывает Собинин, рассказывает крестьянам об успехах русского ополчения во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. Теперь можно было бы и свадьбу сыграть. Иван Сусанин благославляет Антониду и Собинина. В опере 4 действия. Главный герой оперы Иван Сусанин поёт басом; Антонида поёт сопрано; Ваня – контральто; Собинин поёт баритоном».
Ответы детей сопровождаются показом соответствующих слайдов (1-е действие оперы).
Учитель:
« М.И. Глинка назвал свою оперу « Иван Сусанин». Это отечественная героико - трагическая опера. В своём произведении М.И. Глинка прославляет героический подвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего своей жизнью во имя Родины, за её освобождение. Но против желания композитора оперу назвали «Жизнь за царя». Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года на сцене Большого театра в Петербурге. Передовые люди русского общества того времени высоко оценили её. Зато аристократическая публика насмешливо назвала музыку «ямщицкой», другими словами («кучерской»). М.И. Глинка был очень расстроен. Первый, кто его поддержал, оказался давний друг юности А.С. Пушкин, который был на премьере оперы». А.С. Пушкину оставалось жить всего два месяца… М.И. Глинка спустя шесть лет напишет оперу по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Композитор мечтал о том, чтобы сам А.С. Пушкин написал для него либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому… Либретто создавалось постепенно по плану, составленному М.И. Глинкой. Позднее поэт - любитель В. Широков с помощью М.И. Глинки окончательно завершил и привёл в порядок либретто. А что такое либретто?».
Дети:
«Либретто – это краткое содержание оперы, балета».
На эту часть урока отводится 10 минут.
Учитель:
« Сегодня я расскажу о втором действии оперы «Жизнь за царя».
Пышный бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси, веселятся, танцуют. Но вдруг появляется гонец, он сообщает о тяжёлом положении польского войска и о том, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение, чтобы окончательно разгромить врага. Поляки в смятении. Большой отряд собирается в поход.
Таково краткое содержание второго действие оперы.
Всё второе действие ярко контрастирует с первым. Музыкальные характеристики совсем другие. Вместо простой задушевной песни, вместо народных хоров звучит в основном танцевальная музыка. Четыре танца, которые следуют один за другим: блестящий польский (полонез), кряковяк, вальс и мазурка – они образуют своего рода симфоническую сюиту из одних только польских (если не считать вальса) танцев.
Полонез – то есть польский. Сложился в Польше в 16 веке, как торжественный танец – шествие рыцарей - воинов. Уже позднее в 19 веке полонез стал широко популярен в дворянском быту как бальный танец величавого характера. Трёхдольный размер с обязательным дроблением первой четверти: «ТА-ти-ти-ТА-ТА-ТА-ТА», умеренный темп придают музыке полонеза особую праздничность, величавость, соответствующую торжественной поступи танцующих».
Учитель предлагает детям прохлопать ритм полонеза: « ТА-ти-ти-ТА-ТА-ТА-ТА». Дети выполняют задание.
Учитель:
« Яркое описание полонеза оставил знаменитый венгерский композитор Ференц Лист: «Этим танцем хозяин открывал всякий бал… Он должен был провести всю вереницу гостей тысячью прихотливых извивов через все апартаменты… Возвращение их в главную залу встречалось усиленными фанфарами. Длинной змеёй с отливающими всеми цветами кольцами весёлая толпа, скользя по паркету, то вытягивалась во всю длину, то свёртывалась, играя в своих извивах». Полонез отличает глубина по содержанию, полная драматизма и величия, настроение ликования и праздничность – всё это пронизывает данный танец. Торжественно звучит аккордовая тема, напоминающая воинственную барабанную дробь».
Видеоряд: сцены из оперы «Жизнь за царя», прослушание «Полонеза».
Учитель:
« Как вы думаете, какие особенности музыки подчёркивают хвастливую уверенность завоевателей Руси»?
Дети:
« Боевой ритм, мажорный лад мелодии полонеза, громкое звучание, слова, которые исполняет хор: «Лей вина! Пей до дна! Добычу нам даёт война! Хор женщин, которые поют так вкрадчиво и кокетливо: «Весь их край земной, владеть им пора нам! Меха их, шелка их носить только нам!» - всё это характеризует врагов, раскрывает их коварные планы. Поляки уверены в своей победе».
Учитель:
« Мазурка – польский танец, быстрый, с характерным пунктирным ритмом:
«ТА-та-ТА- ТА» и акцентированием то третьей, то второй доли такта. Великий польский композитор Фредерик Шопен называл мазурки картинками из «польской жизни»: неповторимые по красоте, сочности, яркой образности».
Учитель предлагает детям (предварительно по показу) прохлопать ритм мазурки.
Дети выполняют задание учителя.
Видеоряд: сцена из оперы, прослушивание музыкальной темы «Мазурки».
Учитель:
« Как вы думаете, как меняется звучание мазурки после неожиданного сообщения гонца об окружении польского отряда в Москве, ведь раньше мазурка звучала как-то особенно?»
Ответ учеников:
« Уже не так задорно и зажигательно, радостно. Скорей всего, полякам уже не хочется больше танцевать, им теперь не до веселья. Чувствуется смятение, тревога. Рано поляки обрадовались и стали праздновать победу».
Учитель:
«Я не могу об этом не сказать, мне очень хочется, чтобы вы сами вспомнили имя и замечательные слова великого полководца – покровителя нашего города, сказанные ещё в 13-м веке, ведь его слова значимы и важны всегда! Это в полной мере касается всех тех, кто мечтал и мечтает посягнуть на независимость нашей Родины».
Дети:
« Это слова Александра Ярославовича Невского. Он сказал: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля!»
Учитель:
« Врагу не бывать на родной земле! Хотя победа достаётся слишком дорогой ценой, порой ценой собственной жизни … А слава о таких людях, как Александр Невский, Иван Сусанин, их подвиги никогда не забудутся, подвиги их будут жить в веках! Мы часто спрашиваем себя: « А с кого сейчас надо и нужно брать пример подрастающему поколению, то есть вам, ребята! И вот вам ответ: прежде всего это - Александр Невский, Иван Сусанин и многие, многие другие герои России. Совсем скоро наступит 20 марта. В этот день 409 лет назад Иван Осипович Сусанин совершил подвиг. В то год весна была затяжная: ещё стояли морозы, снега было очень много, будто зимой. Думал ли Сусанин о подвиге, заводя врагов в дремучую лесную чащу?»
Дети: «Нет. Он сделал всё, чтобы враги не прошли. Он погиб сам, но и враги погибли, они не прошли. Они замёрзли в костромских непроходимых лесах, так и не найдя дорогу из леса…»
Учитель:
« В сюжетно - драматическом развитии оперы сцена бала имеет большое значение. В музыке национальных танцев М.И. Глинка нашёл много ярких и образных штрихов, метко характеризующих польскую шляхту – гордую, надменную. Ритмически рельефные мелодии полонеза и мазурки в дальнейшем всюду сопровождают появление поляков. А интонации энергичной и лихой мазурки позднее (в четвёртом действии) в преобразованном виде придадут заносчивость польской шляхте иную психологическую характеристику. Блестяще звучит оркестр. Он во втором действии играет очень важную роль, пожалуй, главную. А что такое «оркестр»?».
Дети: « Оркестр – это греческое слово, в переводе на русский язык означает « площадка перед сценой». Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах и вместе исполняющих музыкальное произведение. Оркестры появились в 17 веке, когда возникли такие жанры музыки, как опера, оратория, концерт. Виды оркестров: симфонический, оркестр русских народных инструментов (О.Р.Н.И.), духовой (военный), эстрадно – симфонический, джазовый. Оркестром руководит дирижёр».
Учитель:
« Опера «Жизнь за царя» - произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Музыка оперы глубоко национальна, песенна. Опера обрамлена большими народными сценами – интродукцией и эпилогом. Это подчёркивает то, что основным действующим лицом оперы является народ. Большие хоровые сцены воссоздают переживания русских людей, дают разностороннюю характеристику народа, раскрывая его героизм, стойкость, душевное величие и сердечную отзывчивость. Эта опера М.И. Глинки – великое сокровище русской музыки. Созданный М.И. Глинкой новый тип народной музыкальной драмы оказал огромное влияние на последующие творения русских композиторов, в особенности на исторические оперы: « Псковитянка» Н.А .Римского – Корсакова, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. От сказочно – эпической оперы «Руслан и Людмила» ведёт прямой путь к «Князю Игорю» А.П. Бородина и к чудесным операм Н.А. Римского – Корсакова, таким как «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китиже. Такие оперы будут всегда в репертуарах наших музыкальных театров нашей страны, их будут изучать в школах»…
Учитель:
«Спасибо, ребята! Вы славно потрудились! Хорошо работали на уроке. Надеюсь, что этот урок вам понравился. Я думаю, этот урок вам запомнится. Теперь вы знаете, что такие популярные, известные слова, как МУЗЫКА, ОРКЕСТР, ОПЕРА - иностранные: 2 из них греческого происхождения, а одно – латинского. Мы с вами говорили не только на русском языке, но и немного на греческом языке, и на латыни, и немного на итальянском языке.
Я не забуду встречу с вами,
Вот так незаметно мы стали друзьями!..
Хотя эта встреча была и недолгой,
Вас, вашу школу вспоминать буду долго:
Добрые лица, приветливый взгляд,
Со светлою грустью я вспомню ребят,
И всем расскажу, как меня здесь встречали,
Хотя вчера мы друг друга не знали…
Надеюсь, что крепко мы подружились!..
Надеюсь, что было задумано,
Всё получилось!!!
И твёрдо я верю, мы будем друзьями! -
Ведь крепкая дружба родилась между нами!
Мои юные друзья!
От всей души желаю я
Вам хорошо учиться,
Друг другу помогать, и не лениться!
И нашу встречу в памяти хранить,
А что узнали на уроке,
Надо постараться не забыть. ( Очень постарайтесь не забыть!)
Учителям и детям всем удачи!
Я твёрдо верю, что не может быть иначе,
И не страшны нам расстоянья,
Друзья, спасибо! До свиданья!!!»
(на эту часть урока отводится 15 минут).
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
ИГРА ДЛЯ УЧЕНИКОВ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА» (в конце урока – на 15 минут),
Можно провести опрос письменно, на усмотрение учителя.
1. О каком действии оперы М.И. Глинки сегодня на уроке шла речь? Как называется эта опера? Как раньше она называлась? Почему её переименовали?
2. Рассказать краткое содержание второго действия оперы.
3. Какие польские танцы теперь вы знаете?
4. Вспомните ритм танцев «Полонез», «Мазурка».
5. В каком году (может быть назовут число – самые внимательные) состоялась премьера оперы? Как звали героев войны 1612 года Минина и Пожарского? (имена героев). В каком городе, на какой площади им установлен памятник?
6. Кто из знаменитых людей России был на премьере оперы «Жизнь за царя»?
7. Что такое «Опера»? Как раньше называли этот музыкальный спектакль? Какие музыкальные спектакли вы ещё знаете?
8. Что такое «Оркестр»? Кто руководит оркестром? Назови виды оркестров.
9. Какими голосами поют главные герои оперы: Иван Сусанин, Антонида, Ваня, Собинин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
план- конспект урока по теме "ТЕАТР. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА, РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ С ВЕДЕНИЕМ ДИАЛОГА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ
Уроки обучения грамоте и письму в 1 классе по ОС "Школа 2100".Авторы УМК: Р. Н. Бунеев,Е. В. Бунеева.О. В. Пронина...
План-конспект урока математики 2 класс. Тема "Порядок действий. Скобки."
Урок математики разработан к УМК "Школа России" ФГОС. Тема урока "Порядок действий. Скобки.", тип урока: урок "открытия" нового знания. Планируемые результаты: учащиеся научатся читать и записывать вы...
План - конспект урока Разработка урока математики (2 класс УМК ПНШ) "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними".
План - конспект урока математики (2 класс УМК ПНШ) по теме "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними". Этот материал поможет на...
Методическая разработка «План-конспект занятия «Стоп! Подумай! Действуй!» к программе по коррекции поведения и общения у подростков 9-12 лет с использованием инновационной компьютерной технологии МИМИО-студио»
На занятии младшие подростки с нарушениями в поведенченской и эмоциональной сфере учаться действовать по заданному алгоритму....
План конспект по математике на тему "Задачи в три действия" 3 класс
План конспект урока математики в 3 классе...
План -конспект по чтению на тему: "Сказка о царе Салтане"
план-конспект к уроку...